Б. Родоман Ландшафт для ученых

Наукограды оказались приютом для иногородних выпускников московских вузов, которые не захо­тели или не смогли вступить в брак с москвич­кой (москвичом) и, следовательно, не получили московской прописки. В научном городке они получали койку в общежитии (комната на троих, санузлы в конце коридора). На первых порах это всех устраивало, ибо казалось продолжением студенческого образа жизни, но без присущего ему в Москве богемного беспорядка. Изоляция от Москвы неплохо компенсировалась организо­ванным систематическим участием в московской научной и культурной жизни, чего обычно не бывало в самой Москве. Молодых ученых табу­нами, по графику, вывозили в автобусах в мос­ковские театры и концертные залы, а также, ра­зумеется, на научные конференции, а в Доме уче­ных, этой ипостаси фабрично-заводского дома культуры, постоянно гастролировали артисты, велись какие-то диспуты, на которые так падки были наши шестидесятники и семидесятники. Задолго до того, как в наукоградах открылись фи-

лиалы московских вузов, они благодаря недавне­му студенческому прошлому своих обитателей были похожи на кампус, в котором и старшее поколение ученых обретало вторую (а может быть, третью и четвертую) молодость, радикаль­но обновляя свою личную жизнь. Недавно образованные отделы и лаборатории переживали начальный период расцвета, спа­янные молодежной дружбой и любовью между собой и к своему шефу. К тому же всем моло­дым предстояло защищать диссертации, а это для большинства выпускников вузов — един­ственное и последнее время, когда они зани­маются наукой. Однако такой романтический период надежд, ожиданий, притязаний продол­жается недолго: для отдельного человека, осо­бенно для девушки, максимум два-три года; для всей лаборатории — пять-семь лет. Вдох­новляющая система человеческих отношений оказалась недолговечной и какой-то одноразо­вой, неспособной к дальнейшей позитивной эволюции, что, впрочем, характерно для всего советского «народного» хозяйства. Произвольно вытолкнув представителей пере­довой науки из исторически сложившейся мно-

s Авдулои А.Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.. 1992.

Приглашенные из Москвы в тот или иной наукоград академики, доктора и даже кандидаты наук сразу получали хорошие квартиры, сохраняя свою прежнюю жилплощадь и прописку. Детей или внуков можно было брать в наукоград на лето как на дачу, притом что и дача (садовый участок) возле наукограда также выделялась каждому желающему9.

Наукограды — города науки и высоких технологий, находящихся в аван­гарде научно-технического прогресса. Они сыграли выдающуюся роль в ста­новлении и развитии таких сфер, как авиастроение, освоение космоса, элек­тротехника и электроника, атомная энергетика. Всем известны специализи­рованные города, например, Байконур, отданный тем, кто связан с космонавтикой. В России немало других городов, которые населяют ученые, будь то ядерщики, биологи, химики. Велика роль наукоградов и в создании «ядерного щита» страны, в разработке новых видов вооружений.

Появившиеся в течение 1930—1980-х гг. города и поселки науки, привык­шие находиться в несколько привилегированном положении, в последнее десятилетие оказались в нелегкой ситуации, связанной с обшим экономи­ческим кризисом в стране10. Горбачевская перестройка положила конец бла­гостному существованию: сократились госбюджетные ассигнования, исчез­ла строка «на соцкультбыт», а перед городами и поселками встала задача научиться «жить по средствам», т.е. за счет своего муниципального бюдже­та. Наукограды оказались фактически брошенными на произвол судьбы". Отсутствие государственной политики в отношении развития наукоградов привело к их обнищанию, упадку, потере специалистов и научных школ, физическому и моральному устареванию уникального оборудования, отста-

гофункциональной городской среды в оранже-рейно-искусственную многоэтажную неодерев­ню, государство погрузило их в замкнутую об­щину с ограниченными возможностями для вы­бора. У подмосковных наукоградов хорошее

Б. Родоман Ландшафт для ученых - student2.ru

пространственное положение, усиленное авто­мобилизацией. Бывшие города науки становят­ся городами-спальнями для местной элиты,

занятой своими доходными делами в Москве и в городах Московской области. Во всех науко­градах давно уже не только научные работники, но и интеллигенция вообще составляют мень­шинство и не влияют на облик города. О пре­жних экологических замыслах напоминают раз­ве что ржавые останки устройств для парковки велосипедов, которые сегодня, какими бы цепя­ми-кандалами мы их ни приковывали, все рав­но будут украдены или испорчены хулиганами. Старшее поколение, даже если оно еще числит­ся в штате институтов, трудится на своих садо­вых участках, огородах, в гаражах, превратив­шихся в универсальные мастерские; младшее поколение занято в разнобразном «бизнесе», как правило, далеком от науки и не требующем высокого развития информатики. Как и повсю­ду в России, это торговля, извоз, строительство, ремонт, сфера бытовых услуг. Сокращено по источнику: Родоман Б. Ландшафт для ученых // Отечественные записки. 2002. № 7.

4 Родоман Б. Ландшафт для ученых // Отечественные записки. 2002. № 7; Иванов В.В. Наукогра­ды — за ограду? // Поиск. 1999. 8 окт. (№ 40); Кузнецов М.И. Наукограды Московской области: вчера, сегодня, завтра // Инновации. 1999. № 9/19. С. 19—21.

10 Агирречу А.А. Наукограды России (http://archive.lseptember.rii).

" Мальцев А.К. Наукоград — мечты и реалии // Наука в России. 1999. № 1. С. 34-37.

ванию по целому ряду научных и технологических направлений. Вспомни­ли о них совсем недавно. Федеральный закон «О статусе наукограда Россий­ской Федерации» был принят 7 апреля 1999 г. К счастью, наличие научно-технического потенциала не позволило предприятиям наукоградов оконча­тельно деградировать.

Хотя большинство из них появилось и сформировалось в советское вре­мя, сам термин «наукоград» возник в постсоветский период. В 1990-е гг. наукограды выделили в отдельную градообразующую категорию. Тогда с многих наукоградов сняли режим секретности, они приобрели собственные имена, а не шифрованные условные названия («Арзамас-16», «Красноярск-9»). Наукоград — новое явление российской действительности. Это не просто научный центр, каких много. Первым статус наукограда в мае 2000 г. полу­чил Обнинск, затем — Королев и Дубна.

Несколько лет назад образовался «Союз развития наукоградов России», некоммерческая организация, объединившая почти 70 научных и научно-производственных центров12. Подавляющая часть их находится в европей­ской части России. В Московской области расположено 29 таких админист­ративно-территориальных образований (в том числе Зеленоград, админист­ративно являющийся частью Москвы, но расположенный на территории области), в Челябинской области — 5, в Свердловской и Новосибирской об­ластях — по 4, в Нижегородской и Ленинградской областях и Красноярском крае — по 3, в Ярославской, Томской, Тверской и Владимирской областях — по 2, в Ульяновской, Тамбовской, Пермской, Пензенской, Омской, Калуж­ской, Иркутской, Астраханской, Архангельской областях, Краснодарском, Хабаровском и Алтайском краях, городах Москве и Санкт-Петербурге — по 1. Распределение таких территорий по федеральным округам также весьма не­равномерно. Основная их масса расположена в Центральном (37 территорий), Сибирском (11) и Уральском (10) округах. Среди них 47 наукоградов имеют статус города, 8 — поселков городского и 4 — сельского типа. Поселения, имеющие статус города, расположены по всему ареалу распространения на­укоградов, а поселки городского и сельского типа расположены преимуще­ственно в Московской области (5 и 3 соответственно). Кроме того, к числу наукоградов относятся академгородки крупнейших научных центров Сиби­ри и Дальнего Востока (6), в административном отношении являющиеся районами больших городов (например, Новосибирский академгородок —это Советский район Новосибирска)13.

Очевидно тяготение наукоградов к крупнейшим городам-лидерам (в ев­ропейской части — к Москве, Петербургу, Нижнему Новгороду, Екатерин­бургу, Челябинску; в азиатской — к Новосибирску, Красноярску). В обшей сложности численность населения наукоградов в европейской части России составляет около 3 млн человек. Примерно половина наукоградов попадают в пределы людности от 20 до 100 тыс. человек. Более 100 тыс. жителей име­ют 11 городов науки, большинство из которых расположено в Московском регионе; численность населения трех наукоградов — Бийска, Зеленограда и

12 Создан Союз развития наукоградов России // Регионология. Саранск, 1997. № 1. С. 127—128.

11 Технополисы в эпоху информационной революции // Независимая газета. 2000. 20 сент.; Таранти-

на О. Наукограды: жили, живут, будут жить? //Дубна. Наука. Содружество. Прогресс. 1996. 7 авг.;

Наукограды России — прорыв в третье тысячелетие // Российская газета. 1998. № 55.

Дзержинска — превышает 200 тыс. жителей. Самый маленький наукоград со статусом города — Приморск в Ленинградской области, в нем проживает не­многим более 6 тыс. человек. Размер наукоградов — поселков городского типа и приравненных к ним населенных пунктов (например, Автополигон НАМИ, или Дмитров-7, не имеет официально этого статуса) колеблется от 1,5 тыс. (Орево — самый маленький наукоград России) до 19 тыс. жителей

Б. Родоман Ландшафт для ученых - student2.ru

(Черноголовка). Численность населе­ния академгородков точно не известна, хотя о размере Новосибирского академ­городка можно судить по данным чис­ленности населения Советского района Новосибирска — в начале 2000 г. она составила 131 тыс. человек14.

По направлениям развития науки, технологий и техники проводятся рабо­ты в области фундаментальных исследо­ваний, атомной энергетики, приборост­роения, машиностроения, электроники, энергетики, космоса, авиации, химии, биотехнологий и АП К. А научный, науч­но-технический потенциал наукоградов бесценен. Это и уникальное оборудова­ние, и технологии, и человеческий капи­тал (в ряде наукоградов доля работников с высшим образованием достигает 90%, среди них специалисты с мировым име­нем), и особая социальная среда (в том числе до сих пор низка бытовая преступ­ность)15.

На самом деле настоящих наукогра­дов, т.е. получивших соответствующий федеральный статус, меньшинство. В числе 70 наукоградов много военных городков Министерства обороны, вы­полняющих не столько исследовательс­кие, сколько непосредственно оборон­ные функции. В начале 2003 г. статус на­укограда Российской Федерации имели четыре муниципальных образования: г. Обнинск Калужской области, г. Дуб­на Московской области, г. Королев Мос­ковской области и пос. Кольцове Ново­сибирской области. В конце 2003 г. статус наукограда указом Президента РФ присвоен также городам Фрязино и Реутов Московской области. Остальные стоят в очереди на получение высокого звания. Реально они — наукограды, формально — административно-территориальные образования (города, посел-

14 АгирречуА.А. Указ. соч.

15 Город и деревня в Европейской России. С. 141-143.

ки, обособленные части городов). Десять муниципальных образований про­ходят согласование документов о присвоении статуса в федеральных органах исполнительной власти16.

Среди них — подмосковные центры фундаментальной науки Дубна, Про­твино, Пушино, Троицк, Черноголовка. И все десять (в европейской части России семь) городов — участники программы ядерных вооружений во гла­ве с Саровом и Снежинском. С разработками в области ядерной энергетики связаны Обнинск, Димитровград, Заречный (Свердловская обл.), Сосновый Бор, с космической программой — Королев, Юбилейный, Химки, Реутов, Звездный. На электронике и приборостроении специализируются Зелено­град, Фрязино, Радужный (Владимирской обл.), Лыткарино; химические производства с их научными звеньями — основа для Дзержинска, Дзержин­ского, Редкино, создание специальных видов вооружения — для Климовска. В число наукоградов входят все три центра с космодромами. Два из них — Мирный (космодром Плесецк) и Знаменск (Капустин Яр) — находятся в ев­ропейской части России17.

Развал СССР, ВПК и обслуживающей его науки способствовал упадку наукоградов. Перед наукоградами встали проблемы, для решения которых они не были созданы. До сих пор их финансирование далеко не достаточное. Так, проект федерального бюджета 2003 г. предусматривал потратить на них 310 млн руб. Этих средств не хватило бы даже для финансирования четырех официальных наукоградов. Выделенные средства направляются в основном на развитие коммунальной сферы.

В период экономического кризиса наукограды потеряли до 80% государ­ственных заказов и, соответственно, финансирования, а всю жизнеобеспечи­вающую сферу были вынуждены передать местным органам управления18. Самостоятельно зарабатывать деньги они, как другие города, оказавшиеся в подобных условиях, не могли, поскольку промышленных предприятий, рабо­тающих на рынок, здесь попросту не было19. Не оказалось здесь и предприни­мательского сословия, а малооплачиваемая техническая интеллигенция не могла прокормить даже себя. Те немногие привилегии и льготы по финанси­рованию, которые существовали в советские времена, исчезли20, хотя формаль­но их никто не отменял. Ученые превращались в безработных, полузанятых и «челноков». Уровень безработицы в 6—8 раз превышал общероссийский. Боль­шинство ученых выживали за счет своих дач и огородов. Начался постепен­ный процесс их деквалификации21 и параллельный ему процесс утечки умов. По нашим данным, а один из авторов в 1992 г. принимал участие в крупном международном исследовательском проекте, до 30% ученых, причем самых перспективных специалистов из подмосковных наукоградов покинули роди­ну. Остался «середняк», как выразился один из респондентов, и пенсионеры. Кадры старели, а собственной базы для обучения и переобучения не было. Это

16 Концепция государственной политики развития наукоградов Российской Федерации как составноймасти национальной инновационной системы в 2003 году (http://stra.teg.ru).

17 Долголаптев А.В. Наукограды — России // Независимая газета. 2000. 20 сент. С. 9.'* Гессен М. Большие ловушки большой науки // Итоги. 1997. № 6. С. 46—49.

14 Tansey E.M. A Science City in the USSR // History of Science. 1998. Vol. 36, pt. 3. P. 365-368.

211 Гоннов И.В., Сорокин А.П. Структурные, кадровые и социальные проблемы наукоградов России //

Регионология. 1997. № 1. С. 161-166. 21 Дерновой В. «Дамоклов меч» высоких технологий // Красная звезда. 1999. 20 мая.

на Западе наукограды — тихие академические городки, расположенные вок­руг старинных университетов, где растят молодые таланты и одновременно двигают вперед фундаментальную науку. А в СССР и России университеты и научно-исследовательские институты существовали врозь и подчинялись раз­ным министерствам. В результате наукограды нуждались в специалистах, а брать их из столицы было нереально. Выход нашли самостоятельно — стали создавать собственную систему обучения. Поскольку население наукоградов на 70% состоит из интеллигенции, то приглашать хороших преподавателей для собственных университетских центров, которые стали возникать во второй половине 1990-х гг. стало не нужно. Да и атмосфера здесь гораздо лучше, чем

Б. Родоман Ландшафт для ученых - student2.ru

в мегаполисах, — почти как в западных университетских городках. И дети растут более воспитанными. Подмосковные наукограды поставляют чуть ли не луч­ших студентов для вузов Москвы.

Практика концентрации научно-тех­нического и интеллектуального потенци­ала на обособленной территории для ре­шения различных задач в прорывных об­ластях науки и высоких технологий широко используется во всем мире22. В США таких городов около 40, в Япо­нии — около 30, в России — около 70. Со­хранить наукограды стало одной из при­оритетных государственных задач. Среди огромного наследства, доставшегося России от СССР, наукограды — благо для будущего страны. Международный авторитет, мощная научно-производствен­ная база, высококвалифицированные специалисты, способные проводить экс­перименты и разрабатывать технологии любого уровня сложности, уникальный психологический и интеллектуальный климат этих городов — важнейший по­тенциальный источник развития России в области разработки, производства и распространения наукоемких продуктов инновационных технологий мирово­го уровня.23 В г. Жуковском (95,9 тыс. человек) — лидере отечественного авиа­строения, ведущем центре России по проектированию и испытанию самолетов — находятся такие всемирно известные научно-исследовательские и испытатель­ные центры, как Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жу­ковского (ЦАГИ)и Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова. Основным предприятием г. Королева (133,4тыс. человек) является Российская космическая корпорация «Энергия» — ведущая российская аэрокосмическая фирма, разработчик программы «Энергия — Буран» и других космических про­грамм. Особое место среди наукоградов занимают десять атомградов — городов, созданных в рамках атомного проекта СССР. Помимо них к наукоградам, спе-

22 Технопарки: организация и управление / Аллен Д., Берр Д., Бролхерст Т., Брэйлсфорд С. / Пер. с англ. А.А. Сенина; Под науч. ред. В.Е.Шукшунова. Ассоц. науч. парков Великобритании, Ассоц. «Технопарк», Россия. М, 1997; Зименков Р.И. Технологические парки: мировой опыт и Россия // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда (Economics. Entrcpreneurship. Ecology). 1998. № 1. С. 39-44; Grayson L. Science Parks and Innovation in the UK//Science, Technology and Innovation. 1998. Vol. 11. № 3. P. 17-22.

21 Гоннов И.В., Сорокин А.П. Указ. соч. С. 161-166.

Б99

анализирующимся на ядерном комплексе, следует отнести еще восемь городов, в большинстве из которых расположены крупные научно-исследовательские ин­ституты, проводящие исследования в области ядерной физики, использования ядерной энергии и т.п. (Гатчина, Димитровград, Дубна, Троицк, Протвино). Особое место среди городов этой группы занимает первый наукоград Российс­кой Федерации — г. Обнинск (107,9 тыс. человек).

Признанная столица электроники России — г. Зеленоград (207,6 тыс. че­ловек). Научные организации города включают 11 НИИ, среди них два — федерального значения. На базе Московского государственного института электронной техники создан Зеленоградский научно-технический парк, получивший название отечественной Силиконовой долины. На роль второй Силиконовой долины ныне претендует Нижегородская область, где выпол­нением разного рода научных исследований занимаются 92 предприятия и организации, в том числе 7 академических и 20 отраслевых НИИ, 22 конст­рукторские, проектно-конструкторские и изыскательские организации, 17 промышленных предприятий, 7 вузов и 5 НИИ, подведомственных ву­зам. Приоритетными направлениями развития науки и технологий этого ре­гиона на ближайшую перспективу станут информационно-телекоммуника­ционные технологии и электроника, авиация, атомное машиностроение, но­вые материалы, химия, транспорт, военная и специальная техника, производственные технологии, экология и рациональное природопользова­ние, энергосбережение и технологии живых систем.

Сегодня формируется новая роль наукоградов: они становятся рынком предложений интеллектуальных товаров и источником ресурсов для реализа­ции сложных инвестиционных проектов24. Сравнительный анализ научно-технической активности организаций столицы и наукоградов показывает, что адаптация к рыночным условиям в наукоградах происходит хотя и более бо­лезненно, но, по ряду причин, успешнее и быстрее, чем в столице. Стратеги­ческая задача науки — ее интеграция с высшей школой. Так, новосибирский Академгородок пытаются превратить в Универгородок25. В начале 1990-х гг. появилось много инициатив по созданию университетов в наукоградах. Од­ним из немногих пока реализовавшихся проектов стал Международный уни­верситет природы, общества и человека «Дубна». В настоящее время в рамках межведомственной программы активизации инновационной деятельности созданы 52 инновационно-технологических центра, более чем в 20 регионах ведутся работы по созданию и развитию суперкомпьютерных центров, 15 из которых уже действуют26.

МЕГАПОЛИС

Высшее звено урбанизации — образование мегаполисов — скопления аг­ломераций и городов, расположенных на близком расстоянии друг от друга и имеющих тенденцию к слиянию. Например, мегаполис Бостон — Вашин­гтон с населением около 40 млн человек, простирающийся вдоль Атланти-

24 Колдаева Н. Наукограды — путь в XXI век (www.nasledie.ru).

25 Нотман Р. Статус только обозначил путь к успеху // Советская Сибирь. 2003. 24 янв.

26 ИНТЕРФАКС-АВН. 26.02.2003.

ческого побережья. В экономически развитых странах вызванные урбаниза­цией экологические проблемы привели к субурбанизации.

В нашей стране транспортно-коммуникационная инфраструктура, пред­ставленная сетью автомобильных дорог с твердым покрытием (752 тыс. км) и железных дорог (86 тыс. км), оказывает существенное влияние на качество среды проживания городского населения. Экологические проблемы урбани-зованных территорий обостряются из-за увеличивающейся автомобилизации городов, в отдельных случаях достигающей 300 автомобилей на 1 тыс. жите­лей. Такая ситуация наблюдалась в Московской, Санкт-Петербургской, Са­ратовской, Челябинской, Новосибирской агломерациях (коэффициент 6,5— 9,0), характеризующихся высокой развитостью и плотностью транспортно-коммуникационных систем. Загрязнение воздушного бассейна вредными выбросами автотранспорта в крупнейших городах имеет тенденцию роста, достигая 50% и более общего объема выбросов, в Москве — свыше 80%27.

Б. Родоман Ландшафт для ученых - student2.ru

Рис 7 Численность горожан па Земле неуклонно увеличивается, особенно в быстрорастущих городах

Численность горожан на Земле неуклонно возрастает, а селян — сокраща­ется. Специалисты утверждают, что в связи с этим крупные города радикаль­но перестраиваются один раз в 15 лет, а численность горожан увеличивается в несколько раз в течение столетия, причем численность населения некото­рых городов, особенно быстро растущих, как, например, Мехико, увеличи­вается в 10 раз в течение полувека.

27 Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году». — http://www.ecocom.ru/Gosdoklad99/Part7.htm.

Для крупного города, тем более мегаполиса, характерны повышенная плот­ность заселения и компактность застройки (часто многоэтажной). Специали­сты подсчитали, что средняя плотность заселения в мегаполисах достигает 4 тыс. человек на 1 кв. км. Численность населения города зависит от степени его миграционной притягательности, размеров рынка труда и развития сис­темы транспортных связей; прогресс транспорта способствует развитию более крупных городов, оставляя за небольшими лишь роль местных центров.

Современные западные мегаполисы — это запутанные лабиринты высот­ных зданий из стекла и сборного железобетона или пригороды из семейных коттеджей конвейерного производства. Их пронизывает густая сеть желез­ных и автомобильных дорог, по которым беспрестанно курсируют взад и вперед, влево и вправо, чуть не сталкиваясь, миллионы единиц техники. По улицам, перекресткам, магистралям и сабвеям, лестничным проемам и офис­ным коридорам спешат миллионы активных, целеустремленных и вечно чем-то занятых граждан. Жаждущие знаний молодые люди осаждают школы, университеты, институты, академии, библиотеки.

Утром деловой люд устремляется на работу, а в положенное время, слов­но по команде, спешит в увеселительные и развлекательные учреждения — клубы, общественные парки, театры и кинотеатры, выставки, дискотеки. И над всем этим стоит смог. Ушли в прошлое обшарпанные малоэтажные дома, усталые пешеходы с тяжелыми сумками, тележками и даже мешками, монопольное положение трамвая, автобуса и подземки городов «железнодо­рожной цивилизации», подчинивших людей воле хозяев предприятий-гиган­тов и линий общественного транспорта. Современные технологии облегча­ют быт горожанина, позволяя быстро и без потерь постирать, выгладить бе­лье, приготовить обед, убраться в квартире.

Врезка

6. Зимин, В. Шупер Городской транспорт

Во всем мире всегда соблюдалось определен­ное соотношение между средней продолжитель­ностью трудовой поездки в один конец и дли­ной рабочего дня. Учитывая продолжительность рабочего дня и среднюю скорость пассажирско­го транспорта, можно вычислить максимальные размеры города в данных условиях. Москва ста­ла первым городом в истории, поправшим эту закономерность.

Дело в том, что территория города, обслужива­емого общественным транспортом, вообще не может превышать 500 кв. км, кроме тех случаев, когда он имеет звездообразную форму. Селитеб­ные зоны при этом должны вытягиваться в виде постепенно сужающихся полос вдоль линий ма­гистрального транспорта. Расползаться по тер­ритории в виде пятна город может только тогда, когда большинство его жителей пользуется ин­дивидуальным транспортом, до чего Москве еще очень далеко. Характер застройки городской тер­ритории (кстати, превысившей уже 1000 кв. км),

который был принят после расширения границ Москвы до МКАД в 1960 г., обрек город на кри­зис, и выхода из него не видно. Уже не спасает даже форсированное строительство новых линий метрополитена. Затраты времени на трудовые поездки продолжают расти, что неизбежно при­ведет к распаду города.

Б. Родоман Ландшафт для ученых - student2.ru

Каждый житель должен иметь возможность рабо­тать в любой части города. В богатстве выбора мест приложения труда, в возможности полнее ре­ализовать свой потенциал и состоит главное пре­имущество большого города. Но именно это пре­имущество все больше утрачивается в Москве.

В городах, где улицы предназначены для машин, людям становится все труднее жить. В часы пик автомобили часами стоят в транспортных пробках (до 12 часов в Сеуле и до 14 — в Рио-де-Жанейро). Ревущие моторы и гудки расстраивают нервную систему. Например, в Каире уровень шума в 10 раз пре­вышает допустимые нормы. Автомобильный транспорт погружает города в дымку ядовитого смога. Одни только легковые машины дают более 13% угле­кислого газа, выбрасываемого в воздух во всем мире при сжигании горючего.

Интересные результаты получил один из ведущих социологов М. Кастельс при анализе современного мегаполиса с использованием теории сетей. Се­тевые структуры воспроизводятся как на внутригородском уровне, так и на уровне отношений между глобальными городами. Сетевая структура не оз­начает распадения внутригородской иерархии: в глобальных городах появ­ляются информационно-властные узлы, которые замыкают на себе основ­ные потоки информации, финансовых ресурсов и становятся точками при­нятия управленческих решений. Между этими узлами курсируют ресурсные потоки, а сами узлы конкурируют между собой. Глобальные узлы сосредо­точены в мегаполисах, которые «представляют собой очень большие агломе­рации людей»28. Они концентрируют административные, производственные и менеджерские высшие функции на всей планете. Мегаполисы в наиболее полной мере выражают дихотомию глобальное —локальное: вовлекая огром­ные массы людей в глобальные сети, они исключают из этих сетей местные популяции, которые становятся функционально бесполезными. Кастельс полагает, что происходят маргинализация местных сообществ, рост безра­ботицы, усиление социальной и культурной изоляции. Наступает великая эпоха экспансии мегаполисов, которые отныне выступают крупномасштаб­ными центрами «глобального динамизма», культурной и политической ин­новации.

Большой Лондон

Большой Лондон, состоящий из Сити и окружающих его 32 крупных го­родских административных районов (боро), занимает значительную часть низменности между грядами Чилтерн-Хилс и Норт-Даунс. В самом Сити проживает не более 10 тыс. жителей, в Большом Лондоне —около 7 млн жи­телей, в Лондонской городской агломерации — более 11 млн, а в Юго-Вос­точном регионе, где доминирует Лондон, — около 17 млн.

Столица Великобритании — один из главных коммерческих и финансо­вых центров мира, центр мирового туризма (ежегодно его посещают более 20 млн туристов). Лондонский Сити наряду с Токио и Нью-Йорком являет­ся одним из китов мировой финансовой системы. Лондон всегда славился умением делать деньги не дома, а в других частях планеты. Почти половина осуществляемых здесь финансовых операций носит международный харак­тер. Огромные капиталы сейчас вливаются в развивающиеся страны.

Два столпа экономики мегаполиса — сфера услуг и финансы. Производ­ство играет не главную роль. Для того чтобы накормить более 11 млн чело­век, живущих в Лондоне, требуется почти 30 тыс. кв. км земли. Это в 12 раз больше плошади самого мегаполиса. Аэропорт Хитроу, через который им-

28 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 339.

портируется большинство необходимых продуктов, расположен на земле, которая когда-то была пашней.

Лондон играет ведущую роль в политической и культурной жизни Вели­кобритании. В нем находятся парламент, правительство и высшие органы правосудия. Как культурный центр Лондон приобрел известность своими музеями и художественными галереями, театрами и музыкальной жизнью. Город известен также многочисленными старинными церквями, в которых хранятся национальные святыни британцев.

К восьми часам утра город встает, моется, пьет, спускает воду в туалете. Каждый лондонец потребляет 150 т воды в год. Большинство из них не знает, что на глубине 40 м под землей пролегает новая водопроводная магистраль дли­ной 80 км, построенная для того, чтобы сократить затраты на водоснабжение.

Каждый день в город поступают десятки миллионов тонн воды. Воду бе­рут из Темзы, откуда она поступает в специальные хранилища-резервуары,

далее насосы перекачивают ее на очис­тные сооружения к северо-западу от Лондона. Затем она поступает в кольце­вую магистраль и достигает центра го­рода, где насосы поставляют воду не­ Б. Родоман Ландшафт для ученых - student2.ru посредственно потребителям.

Лондон потребляет электроэнергии больше, чем некоторые европейские страны. И с каждым годом ее потребля­ется все больше. Специалисты подсчитали, что за последние 10 лет потребле­ние электроэнергии возросло на 20%. Лондонцы расточительны и расходуют много энергии. Энергия, расходуемая в жилых домах, учреждениях и в про­мышленных предприятиях Лондона, равна энергии потребляемой, например, всей Португалией или Данией. Лондон расходует 1,7% энергии, потребляемой всем Европейским сообществом. Причем большая часть электроэнергии рас­ходуется впустую. Недавние обследования в одном из округов Лондона пока­зали, что дома, а также фабрики старой постройки теряют до 60% тепла. Лон­донцы платят деньги на то, чтобы согреть небо и воду Темзы. Некоторые элек­тростанции сливают сточные воды прямо в реку. Интересно, что теплая вода понравилась некоторым пресноводным рыбам, поэтому рыбы здесь много.

Энергия, которую Лондон сжигает за год, эквивалентна 27 млн т сырой не­фти несмотря на все расширяющееся движение в защиту окружающей среды.

Днем центр города заполняют сотни тысяч людей. Сюда едут и на лич­ном транспорте, и на общественном. Есть два периода — потри часа утром и днем, когда движение наиболее интенсивно. В час пик в центре Лондона скапливается до 183 тыс. машин. А за весь день через центральную часть проезжает до 1,5 млн автомобилей.

Лондон — главный узел сети Британских железных дорог. Ни одна из главных линий пассажирского сообщения не пересекает город. Пассажиры, прибываю­щие с севера, должны выходить из поездов на железнодорожных вокзалах, рас­положенных на границе центральной части Лондона; пассажиры с юга прибыва­ют на вокзалы, расположенные рядом с Темзой. Пригородные поезда перевозят 40% всех пассажиров, приезжающих ежедневно на работу из пригородов в центр Лондона. Для передвижения в пределах центральной части Лондона существует метро, которое в народе называется «подземкой». Туннели «подземки» были про­ложены через лондонскую глину на большой глубине относительно легко, и спуск

к станциям осуществляется по длинным эскалаторам. На окраинах линии «под­земки» выходят на поверхность, обслуживая пригородные районы.

В настоящее время в Лондоне около 2,5 млн легковых автомашин. Суме­том других транспортных средств — такси, автобусов, грузовиков, фурго­нов — около 3 млн автомобилей. Если считать по 6 м на каждую машину, то получается, что припаркованные одна за другой вытянутся на 18 тыс. км. А в Лондоне протяженность всех улиц менее 13 тыс. км. Число семей, вла­деющих автомобилями, составляет примерно 50% того, что наше правитель­ство называет уровнем насыщения.

Улицы большого города неблагоприятны для жизни людей. В 1971 г. 80% 7—8-летних детей ходили в школу без сопровождения родителей. В 1990 г. их число снизилось до 9%. Опросы родителей показывают, что основная при­чина — интенсивное движение на дорогах.

Машины едут в Лондоне со средней скоростью 16 км/ч. Две трети поез­док лондонцы совершают на автотранспорте. За год выхлопные трубы авто­мобилей выбрасывают более 0,5 млн т угарного газа.

В результате исследования наличия угарного газа в легких полицейских, которые патрулируют улицы на мотоциклах, обнаружили, что после 8 часов службы у них такой уровень угарного газа в легких, какой типичен для лю­дей, выкуривающих по 10—15 сигарет в день.

Врезка

К. Бруун

Водопровод Древнего Рима

Жители итальянских городов эпохи Древнего Рима имели несколько систем водопровода и канализации. Они предпочитали не строить вы­гребные ямы, а создавать системы канализации. Это было для них значительно дороже и хлопот­нее, но они бы не стали их строить, если бы по­добные системы не были бы эффективными.

Б. Родоман Ландшафт для ученых - student2.ru

Исследование, проведенное в University of Nijmegen показывает, что граждане Римской империи по-разному решали проблемы с пить­евой водой и выбросом нечистот. Например, итальянский город Остиа имеет много скважин, но ни одной выгребной ямы: грунтовые воды там слишком высоки, вода просочилась бы через трещины и щели дна выгребной ямы, и нечис­тоты попали бы в питьевые скважины, а это грозило эпидемиями холеры и дизентерии. Поэтому Остиа имела систему канализации.

Коллектор в Остиа остался неповрежденным до настоящего времени. Это уникальное сооруже­ние сохранилось потому, что всегда оставалось подземным. Единственный недостаток его со­стоит в том, что в нем очень много жаб. В Геркулануме жители также не выкапывали выгребные ямы, но подругой причине: грунт там слишком скалист и не пригоден для дренирова­ния и при наличии выгребных ям зловоние рас­пространялось бы по всей окрестности. Помпеи, третий римский город, обследованный ар­хеологами, имеет и коллектор, и систему дренажа для дождевой воды. Последняя система в настоя­щее время проходит испытания в Нидерландах. Малые превышения высот в проходах улиц Пом­пеи позволяли управлять потоками дождевой воды. Если где-то уклонов не строили, то дела­ли это именно с той целью, чтобы в этих местах дождевая вода перетекала в коллектор. Напри­мер, на Форуме, центральной площади, дожде­вая вода течет в коллектор по той простой при­чине, что люди не хотели терпеть неудобства от возможных потоков дождевой воды в таком оживленном месте.

Однако по мнению исследователей, научиться у жителей древних римских городов нам почти нечему. Даже при том, что некоторые из их изоб­ретений, в частности системы водоснабжения и канализации, уникальны и превосходят по каче­ству и долговечности современные, их уровень гигиены, был значительно хуже, чем сейчас. Источник: SciTecLibrary.com

Загрязнение воздуха

Наши рекомендации