Б. Родоман Ландшафт для ученых
Наукограды оказались приютом для иногородних выпускников московских вузов, которые не захотели или не смогли вступить в брак с москвичкой (москвичом) и, следовательно, не получили московской прописки. В научном городке они получали койку в общежитии (комната на троих, санузлы в конце коридора). На первых порах это всех устраивало, ибо казалось продолжением студенческого образа жизни, но без присущего ему в Москве богемного беспорядка. Изоляция от Москвы неплохо компенсировалась организованным систематическим участием в московской научной и культурной жизни, чего обычно не бывало в самой Москве. Молодых ученых табунами, по графику, вывозили в автобусах в московские театры и концертные залы, а также, разумеется, на научные конференции, а в Доме ученых, этой ипостаси фабрично-заводского дома культуры, постоянно гастролировали артисты, велись какие-то диспуты, на которые так падки были наши шестидесятники и семидесятники. Задолго до того, как в наукоградах открылись фи-
лиалы московских вузов, они благодаря недавнему студенческому прошлому своих обитателей были похожи на кампус, в котором и старшее поколение ученых обретало вторую (а может быть, третью и четвертую) молодость, радикально обновляя свою личную жизнь. Недавно образованные отделы и лаборатории переживали начальный период расцвета, спаянные молодежной дружбой и любовью между собой и к своему шефу. К тому же всем молодым предстояло защищать диссертации, а это для большинства выпускников вузов — единственное и последнее время, когда они занимаются наукой. Однако такой романтический период надежд, ожиданий, притязаний продолжается недолго: для отдельного человека, особенно для девушки, максимум два-три года; для всей лаборатории — пять-семь лет. Вдохновляющая система человеческих отношений оказалась недолговечной и какой-то одноразовой, неспособной к дальнейшей позитивной эволюции, что, впрочем, характерно для всего советского «народного» хозяйства. Произвольно вытолкнув представителей передовой науки из исторически сложившейся мно-
s Авдулои А.Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.. 1992.
Приглашенные из Москвы в тот или иной наукоград академики, доктора и даже кандидаты наук сразу получали хорошие квартиры, сохраняя свою прежнюю жилплощадь и прописку. Детей или внуков можно было брать в наукоград на лето как на дачу, притом что и дача (садовый участок) возле наукограда также выделялась каждому желающему9.
Наукограды — города науки и высоких технологий, находящихся в авангарде научно-технического прогресса. Они сыграли выдающуюся роль в становлении и развитии таких сфер, как авиастроение, освоение космоса, электротехника и электроника, атомная энергетика. Всем известны специализированные города, например, Байконур, отданный тем, кто связан с космонавтикой. В России немало других городов, которые населяют ученые, будь то ядерщики, биологи, химики. Велика роль наукоградов и в создании «ядерного щита» страны, в разработке новых видов вооружений.
Появившиеся в течение 1930—1980-х гг. города и поселки науки, привыкшие находиться в несколько привилегированном положении, в последнее десятилетие оказались в нелегкой ситуации, связанной с обшим экономическим кризисом в стране10. Горбачевская перестройка положила конец благостному существованию: сократились госбюджетные ассигнования, исчезла строка «на соцкультбыт», а перед городами и поселками встала задача научиться «жить по средствам», т.е. за счет своего муниципального бюджета. Наукограды оказались фактически брошенными на произвол судьбы". Отсутствие государственной политики в отношении развития наукоградов привело к их обнищанию, упадку, потере специалистов и научных школ, физическому и моральному устареванию уникального оборудования, отста-
гофункциональной городской среды в оранже-рейно-искусственную многоэтажную неодеревню, государство погрузило их в замкнутую общину с ограниченными возможностями для выбора. У подмосковных наукоградов хорошее
пространственное положение, усиленное автомобилизацией. Бывшие города науки становятся городами-спальнями для местной элиты,
занятой своими доходными делами в Москве и в городах Московской области. Во всех наукоградах давно уже не только научные работники, но и интеллигенция вообще составляют меньшинство и не влияют на облик города. О прежних экологических замыслах напоминают разве что ржавые останки устройств для парковки велосипедов, которые сегодня, какими бы цепями-кандалами мы их ни приковывали, все равно будут украдены или испорчены хулиганами. Старшее поколение, даже если оно еще числится в штате институтов, трудится на своих садовых участках, огородах, в гаражах, превратившихся в универсальные мастерские; младшее поколение занято в разнобразном «бизнесе», как правило, далеком от науки и не требующем высокого развития информатики. Как и повсюду в России, это торговля, извоз, строительство, ремонт, сфера бытовых услуг. Сокращено по источнику: Родоман Б. Ландшафт для ученых // Отечественные записки. 2002. № 7.
4 Родоман Б. Ландшафт для ученых // Отечественные записки. 2002. № 7; Иванов В.В. Наукограды — за ограду? // Поиск. 1999. 8 окт. (№ 40); Кузнецов М.И. Наукограды Московской области: вчера, сегодня, завтра // Инновации. 1999. № 9/19. С. 19—21.
10 Агирречу А.А. Наукограды России (http://archive.lseptember.rii).
" Мальцев А.К. Наукоград — мечты и реалии // Наука в России. 1999. № 1. С. 34-37.
ванию по целому ряду научных и технологических направлений. Вспомнили о них совсем недавно. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» был принят 7 апреля 1999 г. К счастью, наличие научно-технического потенциала не позволило предприятиям наукоградов окончательно деградировать.
Хотя большинство из них появилось и сформировалось в советское время, сам термин «наукоград» возник в постсоветский период. В 1990-е гг. наукограды выделили в отдельную градообразующую категорию. Тогда с многих наукоградов сняли режим секретности, они приобрели собственные имена, а не шифрованные условные названия («Арзамас-16», «Красноярск-9»). Наукоград — новое явление российской действительности. Это не просто научный центр, каких много. Первым статус наукограда в мае 2000 г. получил Обнинск, затем — Королев и Дубна.
Несколько лет назад образовался «Союз развития наукоградов России», некоммерческая организация, объединившая почти 70 научных и научно-производственных центров12. Подавляющая часть их находится в европейской части России. В Московской области расположено 29 таких административно-территориальных образований (в том числе Зеленоград, административно являющийся частью Москвы, но расположенный на территории области), в Челябинской области — 5, в Свердловской и Новосибирской областях — по 4, в Нижегородской и Ленинградской областях и Красноярском крае — по 3, в Ярославской, Томской, Тверской и Владимирской областях — по 2, в Ульяновской, Тамбовской, Пермской, Пензенской, Омской, Калужской, Иркутской, Астраханской, Архангельской областях, Краснодарском, Хабаровском и Алтайском краях, городах Москве и Санкт-Петербурге — по 1. Распределение таких территорий по федеральным округам также весьма неравномерно. Основная их масса расположена в Центральном (37 территорий), Сибирском (11) и Уральском (10) округах. Среди них 47 наукоградов имеют статус города, 8 — поселков городского и 4 — сельского типа. Поселения, имеющие статус города, расположены по всему ареалу распространения наукоградов, а поселки городского и сельского типа расположены преимущественно в Московской области (5 и 3 соответственно). Кроме того, к числу наукоградов относятся академгородки крупнейших научных центров Сибири и Дальнего Востока (6), в административном отношении являющиеся районами больших городов (например, Новосибирский академгородок —это Советский район Новосибирска)13.
Очевидно тяготение наукоградов к крупнейшим городам-лидерам (в европейской части — к Москве, Петербургу, Нижнему Новгороду, Екатеринбургу, Челябинску; в азиатской — к Новосибирску, Красноярску). В обшей сложности численность населения наукоградов в европейской части России составляет около 3 млн человек. Примерно половина наукоградов попадают в пределы людности от 20 до 100 тыс. человек. Более 100 тыс. жителей имеют 11 городов науки, большинство из которых расположено в Московском регионе; численность населения трех наукоградов — Бийска, Зеленограда и
12 Создан Союз развития наукоградов России // Регионология. Саранск, 1997. № 1. С. 127—128.
11 Технополисы в эпоху информационной революции // Независимая газета. 2000. 20 сент.; Таранти-
на О. Наукограды: жили, живут, будут жить? //Дубна. Наука. Содружество. Прогресс. 1996. 7 авг.;
Наукограды России — прорыв в третье тысячелетие // Российская газета. 1998. № 55.
Дзержинска — превышает 200 тыс. жителей. Самый маленький наукоград со статусом города — Приморск в Ленинградской области, в нем проживает немногим более 6 тыс. человек. Размер наукоградов — поселков городского типа и приравненных к ним населенных пунктов (например, Автополигон НАМИ, или Дмитров-7, не имеет официально этого статуса) колеблется от 1,5 тыс. (Орево — самый маленький наукоград России) до 19 тыс. жителей
(Черноголовка). Численность населения академгородков точно не известна, хотя о размере Новосибирского академгородка можно судить по данным численности населения Советского района Новосибирска — в начале 2000 г. она составила 131 тыс. человек14.
По направлениям развития науки, технологий и техники проводятся работы в области фундаментальных исследований, атомной энергетики, приборостроения, машиностроения, электроники, энергетики, космоса, авиации, химии, биотехнологий и АП К. А научный, научно-технический потенциал наукоградов бесценен. Это и уникальное оборудование, и технологии, и человеческий капитал (в ряде наукоградов доля работников с высшим образованием достигает 90%, среди них специалисты с мировым именем), и особая социальная среда (в том числе до сих пор низка бытовая преступность)15.
На самом деле настоящих наукоградов, т.е. получивших соответствующий федеральный статус, меньшинство. В числе 70 наукоградов много военных городков Министерства обороны, выполняющих не столько исследовательские, сколько непосредственно оборонные функции. В начале 2003 г. статус наукограда Российской Федерации имели четыре муниципальных образования: г. Обнинск Калужской области, г. Дубна Московской области, г. Королев Московской области и пос. Кольцове Новосибирской области. В конце 2003 г. статус наукограда указом Президента РФ присвоен также городам Фрязино и Реутов Московской области. Остальные стоят в очереди на получение высокого звания. Реально они — наукограды, формально — административно-территориальные образования (города, посел-
14 АгирречуА.А. Указ. соч.
15 Город и деревня в Европейской России. С. 141-143.
ки, обособленные части городов). Десять муниципальных образований проходят согласование документов о присвоении статуса в федеральных органах исполнительной власти16.
Среди них — подмосковные центры фундаментальной науки Дубна, Протвино, Пушино, Троицк, Черноголовка. И все десять (в европейской части России семь) городов — участники программы ядерных вооружений во главе с Саровом и Снежинском. С разработками в области ядерной энергетики связаны Обнинск, Димитровград, Заречный (Свердловская обл.), Сосновый Бор, с космической программой — Королев, Юбилейный, Химки, Реутов, Звездный. На электронике и приборостроении специализируются Зеленоград, Фрязино, Радужный (Владимирской обл.), Лыткарино; химические производства с их научными звеньями — основа для Дзержинска, Дзержинского, Редкино, создание специальных видов вооружения — для Климовска. В число наукоградов входят все три центра с космодромами. Два из них — Мирный (космодром Плесецк) и Знаменск (Капустин Яр) — находятся в европейской части России17.
Развал СССР, ВПК и обслуживающей его науки способствовал упадку наукоградов. Перед наукоградами встали проблемы, для решения которых они не были созданы. До сих пор их финансирование далеко не достаточное. Так, проект федерального бюджета 2003 г. предусматривал потратить на них 310 млн руб. Этих средств не хватило бы даже для финансирования четырех официальных наукоградов. Выделенные средства направляются в основном на развитие коммунальной сферы.
В период экономического кризиса наукограды потеряли до 80% государственных заказов и, соответственно, финансирования, а всю жизнеобеспечивающую сферу были вынуждены передать местным органам управления18. Самостоятельно зарабатывать деньги они, как другие города, оказавшиеся в подобных условиях, не могли, поскольку промышленных предприятий, работающих на рынок, здесь попросту не было19. Не оказалось здесь и предпринимательского сословия, а малооплачиваемая техническая интеллигенция не могла прокормить даже себя. Те немногие привилегии и льготы по финансированию, которые существовали в советские времена, исчезли20, хотя формально их никто не отменял. Ученые превращались в безработных, полузанятых и «челноков». Уровень безработицы в 6—8 раз превышал общероссийский. Большинство ученых выживали за счет своих дач и огородов. Начался постепенный процесс их деквалификации21 и параллельный ему процесс утечки умов. По нашим данным, а один из авторов в 1992 г. принимал участие в крупном международном исследовательском проекте, до 30% ученых, причем самых перспективных специалистов из подмосковных наукоградов покинули родину. Остался «середняк», как выразился один из респондентов, и пенсионеры. Кадры старели, а собственной базы для обучения и переобучения не было. Это
16 Концепция государственной политики развития наукоградов Российской Федерации как составноймасти национальной инновационной системы в 2003 году (http://stra.teg.ru).
17 Долголаптев А.В. Наукограды — России // Независимая газета. 2000. 20 сент. С. 9.'* Гессен М. Большие ловушки большой науки // Итоги. 1997. № 6. С. 46—49.
14 Tansey E.M. A Science City in the USSR // History of Science. 1998. Vol. 36, pt. 3. P. 365-368.
211 Гоннов И.В., Сорокин А.П. Структурные, кадровые и социальные проблемы наукоградов России //
Регионология. 1997. № 1. С. 161-166. 21 Дерновой В. «Дамоклов меч» высоких технологий // Красная звезда. 1999. 20 мая.
на Западе наукограды — тихие академические городки, расположенные вокруг старинных университетов, где растят молодые таланты и одновременно двигают вперед фундаментальную науку. А в СССР и России университеты и научно-исследовательские институты существовали врозь и подчинялись разным министерствам. В результате наукограды нуждались в специалистах, а брать их из столицы было нереально. Выход нашли самостоятельно — стали создавать собственную систему обучения. Поскольку население наукоградов на 70% состоит из интеллигенции, то приглашать хороших преподавателей для собственных университетских центров, которые стали возникать во второй половине 1990-х гг. стало не нужно. Да и атмосфера здесь гораздо лучше, чем
в мегаполисах, — почти как в западных университетских городках. И дети растут более воспитанными. Подмосковные наукограды поставляют чуть ли не лучших студентов для вузов Москвы.
Практика концентрации научно-технического и интеллектуального потенциала на обособленной территории для решения различных задач в прорывных областях науки и высоких технологий широко используется во всем мире22. В США таких городов около 40, в Японии — около 30, в России — около 70. Сохранить наукограды стало одной из приоритетных государственных задач. Среди огромного наследства, доставшегося России от СССР, наукограды — благо для будущего страны. Международный авторитет, мощная научно-производственная база, высококвалифицированные специалисты, способные проводить эксперименты и разрабатывать технологии любого уровня сложности, уникальный психологический и интеллектуальный климат этих городов — важнейший потенциальный источник развития России в области разработки, производства и распространения наукоемких продуктов инновационных технологий мирового уровня.23 В г. Жуковском (95,9 тыс. человек) — лидере отечественного авиастроения, ведущем центре России по проектированию и испытанию самолетов — находятся такие всемирно известные научно-исследовательские и испытательные центры, как Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)и Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова. Основным предприятием г. Королева (133,4тыс. человек) является Российская космическая корпорация «Энергия» — ведущая российская аэрокосмическая фирма, разработчик программы «Энергия — Буран» и других космических программ. Особое место среди наукоградов занимают десять атомградов — городов, созданных в рамках атомного проекта СССР. Помимо них к наукоградам, спе-
22 Технопарки: организация и управление / Аллен Д., Берр Д., Бролхерст Т., Брэйлсфорд С. / Пер. с англ. А.А. Сенина; Под науч. ред. В.Е.Шукшунова. Ассоц. науч. парков Великобритании, Ассоц. «Технопарк», Россия. М, 1997; Зименков Р.И. Технологические парки: мировой опыт и Россия // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда (Economics. Entrcpreneurship. Ecology). 1998. № 1. С. 39-44; Grayson L. Science Parks and Innovation in the UK//Science, Technology and Innovation. 1998. Vol. 11. № 3. P. 17-22.
21 Гоннов И.В., Сорокин А.П. Указ. соч. С. 161-166.
Б99
анализирующимся на ядерном комплексе, следует отнести еще восемь городов, в большинстве из которых расположены крупные научно-исследовательские институты, проводящие исследования в области ядерной физики, использования ядерной энергии и т.п. (Гатчина, Димитровград, Дубна, Троицк, Протвино). Особое место среди городов этой группы занимает первый наукоград Российской Федерации — г. Обнинск (107,9 тыс. человек).
Признанная столица электроники России — г. Зеленоград (207,6 тыс. человек). Научные организации города включают 11 НИИ, среди них два — федерального значения. На базе Московского государственного института электронной техники создан Зеленоградский научно-технический парк, получивший название отечественной Силиконовой долины. На роль второй Силиконовой долины ныне претендует Нижегородская область, где выполнением разного рода научных исследований занимаются 92 предприятия и организации, в том числе 7 академических и 20 отраслевых НИИ, 22 конструкторские, проектно-конструкторские и изыскательские организации, 17 промышленных предприятий, 7 вузов и 5 НИИ, подведомственных вузам. Приоритетными направлениями развития науки и технологий этого региона на ближайшую перспективу станут информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, авиация, атомное машиностроение, новые материалы, химия, транспорт, военная и специальная техника, производственные технологии, экология и рациональное природопользование, энергосбережение и технологии живых систем.
Сегодня формируется новая роль наукоградов: они становятся рынком предложений интеллектуальных товаров и источником ресурсов для реализации сложных инвестиционных проектов24. Сравнительный анализ научно-технической активности организаций столицы и наукоградов показывает, что адаптация к рыночным условиям в наукоградах происходит хотя и более болезненно, но, по ряду причин, успешнее и быстрее, чем в столице. Стратегическая задача науки — ее интеграция с высшей школой. Так, новосибирский Академгородок пытаются превратить в Универгородок25. В начале 1990-х гг. появилось много инициатив по созданию университетов в наукоградах. Одним из немногих пока реализовавшихся проектов стал Международный университет природы, общества и человека «Дубна». В настоящее время в рамках межведомственной программы активизации инновационной деятельности созданы 52 инновационно-технологических центра, более чем в 20 регионах ведутся работы по созданию и развитию суперкомпьютерных центров, 15 из которых уже действуют26.
МЕГАПОЛИС
Высшее звено урбанизации — образование мегаполисов — скопления агломераций и городов, расположенных на близком расстоянии друг от друга и имеющих тенденцию к слиянию. Например, мегаполис Бостон — Вашингтон с населением около 40 млн человек, простирающийся вдоль Атланти-
24 Колдаева Н. Наукограды — путь в XXI век (www.nasledie.ru).
25 Нотман Р. Статус только обозначил путь к успеху // Советская Сибирь. 2003. 24 янв.
26 ИНТЕРФАКС-АВН. 26.02.2003.
ческого побережья. В экономически развитых странах вызванные урбанизацией экологические проблемы привели к субурбанизации.
В нашей стране транспортно-коммуникационная инфраструктура, представленная сетью автомобильных дорог с твердым покрытием (752 тыс. км) и железных дорог (86 тыс. км), оказывает существенное влияние на качество среды проживания городского населения. Экологические проблемы урбани-зованных территорий обостряются из-за увеличивающейся автомобилизации городов, в отдельных случаях достигающей 300 автомобилей на 1 тыс. жителей. Такая ситуация наблюдалась в Московской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Челябинской, Новосибирской агломерациях (коэффициент 6,5— 9,0), характеризующихся высокой развитостью и плотностью транспортно-коммуникационных систем. Загрязнение воздушного бассейна вредными выбросами автотранспорта в крупнейших городах имеет тенденцию роста, достигая 50% и более общего объема выбросов, в Москве — свыше 80%27.
Рис 7 Численность горожан па Земле неуклонно увеличивается, особенно в быстрорастущих городах
Численность горожан на Земле неуклонно возрастает, а селян — сокращается. Специалисты утверждают, что в связи с этим крупные города радикально перестраиваются один раз в 15 лет, а численность горожан увеличивается в несколько раз в течение столетия, причем численность населения некоторых городов, особенно быстро растущих, как, например, Мехико, увеличивается в 10 раз в течение полувека.
27 Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году». — http://www.ecocom.ru/Gosdoklad99/Part7.htm.
Для крупного города, тем более мегаполиса, характерны повышенная плотность заселения и компактность застройки (часто многоэтажной). Специалисты подсчитали, что средняя плотность заселения в мегаполисах достигает 4 тыс. человек на 1 кв. км. Численность населения города зависит от степени его миграционной притягательности, размеров рынка труда и развития системы транспортных связей; прогресс транспорта способствует развитию более крупных городов, оставляя за небольшими лишь роль местных центров.
Современные западные мегаполисы — это запутанные лабиринты высотных зданий из стекла и сборного железобетона или пригороды из семейных коттеджей конвейерного производства. Их пронизывает густая сеть железных и автомобильных дорог, по которым беспрестанно курсируют взад и вперед, влево и вправо, чуть не сталкиваясь, миллионы единиц техники. По улицам, перекресткам, магистралям и сабвеям, лестничным проемам и офисным коридорам спешат миллионы активных, целеустремленных и вечно чем-то занятых граждан. Жаждущие знаний молодые люди осаждают школы, университеты, институты, академии, библиотеки.
Утром деловой люд устремляется на работу, а в положенное время, словно по команде, спешит в увеселительные и развлекательные учреждения — клубы, общественные парки, театры и кинотеатры, выставки, дискотеки. И над всем этим стоит смог. Ушли в прошлое обшарпанные малоэтажные дома, усталые пешеходы с тяжелыми сумками, тележками и даже мешками, монопольное положение трамвая, автобуса и подземки городов «железнодорожной цивилизации», подчинивших людей воле хозяев предприятий-гигантов и линий общественного транспорта. Современные технологии облегчают быт горожанина, позволяя быстро и без потерь постирать, выгладить белье, приготовить обед, убраться в квартире.
Врезка
6. Зимин, В. Шупер Городской транспорт
Во всем мире всегда соблюдалось определенное соотношение между средней продолжительностью трудовой поездки в один конец и длиной рабочего дня. Учитывая продолжительность рабочего дня и среднюю скорость пассажирского транспорта, можно вычислить максимальные размеры города в данных условиях. Москва стала первым городом в истории, поправшим эту закономерность.
Дело в том, что территория города, обслуживаемого общественным транспортом, вообще не может превышать 500 кв. км, кроме тех случаев, когда он имеет звездообразную форму. Селитебные зоны при этом должны вытягиваться в виде постепенно сужающихся полос вдоль линий магистрального транспорта. Расползаться по территории в виде пятна город может только тогда, когда большинство его жителей пользуется индивидуальным транспортом, до чего Москве еще очень далеко. Характер застройки городской территории (кстати, превысившей уже 1000 кв. км),
который был принят после расширения границ Москвы до МКАД в 1960 г., обрек город на кризис, и выхода из него не видно. Уже не спасает даже форсированное строительство новых линий метрополитена. Затраты времени на трудовые поездки продолжают расти, что неизбежно приведет к распаду города.
Каждый житель должен иметь возможность работать в любой части города. В богатстве выбора мест приложения труда, в возможности полнее реализовать свой потенциал и состоит главное преимущество большого города. Но именно это преимущество все больше утрачивается в Москве.
В городах, где улицы предназначены для машин, людям становится все труднее жить. В часы пик автомобили часами стоят в транспортных пробках (до 12 часов в Сеуле и до 14 — в Рио-де-Жанейро). Ревущие моторы и гудки расстраивают нервную систему. Например, в Каире уровень шума в 10 раз превышает допустимые нормы. Автомобильный транспорт погружает города в дымку ядовитого смога. Одни только легковые машины дают более 13% углекислого газа, выбрасываемого в воздух во всем мире при сжигании горючего.
Интересные результаты получил один из ведущих социологов М. Кастельс при анализе современного мегаполиса с использованием теории сетей. Сетевые структуры воспроизводятся как на внутригородском уровне, так и на уровне отношений между глобальными городами. Сетевая структура не означает распадения внутригородской иерархии: в глобальных городах появляются информационно-властные узлы, которые замыкают на себе основные потоки информации, финансовых ресурсов и становятся точками принятия управленческих решений. Между этими узлами курсируют ресурсные потоки, а сами узлы конкурируют между собой. Глобальные узлы сосредоточены в мегаполисах, которые «представляют собой очень большие агломерации людей»28. Они концентрируют административные, производственные и менеджерские высшие функции на всей планете. Мегаполисы в наиболее полной мере выражают дихотомию глобальное —локальное: вовлекая огромные массы людей в глобальные сети, они исключают из этих сетей местные популяции, которые становятся функционально бесполезными. Кастельс полагает, что происходят маргинализация местных сообществ, рост безработицы, усиление социальной и культурной изоляции. Наступает великая эпоха экспансии мегаполисов, которые отныне выступают крупномасштабными центрами «глобального динамизма», культурной и политической инновации.
Большой Лондон
Большой Лондон, состоящий из Сити и окружающих его 32 крупных городских административных районов (боро), занимает значительную часть низменности между грядами Чилтерн-Хилс и Норт-Даунс. В самом Сити проживает не более 10 тыс. жителей, в Большом Лондоне —около 7 млн жителей, в Лондонской городской агломерации — более 11 млн, а в Юго-Восточном регионе, где доминирует Лондон, — около 17 млн.
Столица Великобритании — один из главных коммерческих и финансовых центров мира, центр мирового туризма (ежегодно его посещают более 20 млн туристов). Лондонский Сити наряду с Токио и Нью-Йорком является одним из китов мировой финансовой системы. Лондон всегда славился умением делать деньги не дома, а в других частях планеты. Почти половина осуществляемых здесь финансовых операций носит международный характер. Огромные капиталы сейчас вливаются в развивающиеся страны.
Два столпа экономики мегаполиса — сфера услуг и финансы. Производство играет не главную роль. Для того чтобы накормить более 11 млн человек, живущих в Лондоне, требуется почти 30 тыс. кв. км земли. Это в 12 раз больше плошади самого мегаполиса. Аэропорт Хитроу, через который им-
28 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 339.
портируется большинство необходимых продуктов, расположен на земле, которая когда-то была пашней.
Лондон играет ведущую роль в политической и культурной жизни Великобритании. В нем находятся парламент, правительство и высшие органы правосудия. Как культурный центр Лондон приобрел известность своими музеями и художественными галереями, театрами и музыкальной жизнью. Город известен также многочисленными старинными церквями, в которых хранятся национальные святыни британцев.
К восьми часам утра город встает, моется, пьет, спускает воду в туалете. Каждый лондонец потребляет 150 т воды в год. Большинство из них не знает, что на глубине 40 м под землей пролегает новая водопроводная магистраль длиной 80 км, построенная для того, чтобы сократить затраты на водоснабжение.
Каждый день в город поступают десятки миллионов тонн воды. Воду берут из Темзы, откуда она поступает в специальные хранилища-резервуары,
далее насосы перекачивают ее на очистные сооружения к северо-западу от Лондона. Затем она поступает в кольцевую магистраль и достигает центра города, где насосы поставляют воду не посредственно потребителям.
Лондон потребляет электроэнергии больше, чем некоторые европейские страны. И с каждым годом ее потребляется все больше. Специалисты подсчитали, что за последние 10 лет потребление электроэнергии возросло на 20%. Лондонцы расточительны и расходуют много энергии. Энергия, расходуемая в жилых домах, учреждениях и в промышленных предприятиях Лондона, равна энергии потребляемой, например, всей Португалией или Данией. Лондон расходует 1,7% энергии, потребляемой всем Европейским сообществом. Причем большая часть электроэнергии расходуется впустую. Недавние обследования в одном из округов Лондона показали, что дома, а также фабрики старой постройки теряют до 60% тепла. Лондонцы платят деньги на то, чтобы согреть небо и воду Темзы. Некоторые электростанции сливают сточные воды прямо в реку. Интересно, что теплая вода понравилась некоторым пресноводным рыбам, поэтому рыбы здесь много.
Энергия, которую Лондон сжигает за год, эквивалентна 27 млн т сырой нефти несмотря на все расширяющееся движение в защиту окружающей среды.
Днем центр города заполняют сотни тысяч людей. Сюда едут и на личном транспорте, и на общественном. Есть два периода — потри часа утром и днем, когда движение наиболее интенсивно. В час пик в центре Лондона скапливается до 183 тыс. машин. А за весь день через центральную часть проезжает до 1,5 млн автомобилей.
Лондон — главный узел сети Британских железных дорог. Ни одна из главных линий пассажирского сообщения не пересекает город. Пассажиры, прибывающие с севера, должны выходить из поездов на железнодорожных вокзалах, расположенных на границе центральной части Лондона; пассажиры с юга прибывают на вокзалы, расположенные рядом с Темзой. Пригородные поезда перевозят 40% всех пассажиров, приезжающих ежедневно на работу из пригородов в центр Лондона. Для передвижения в пределах центральной части Лондона существует метро, которое в народе называется «подземкой». Туннели «подземки» были проложены через лондонскую глину на большой глубине относительно легко, и спуск
к станциям осуществляется по длинным эскалаторам. На окраинах линии «подземки» выходят на поверхность, обслуживая пригородные районы.
В настоящее время в Лондоне около 2,5 млн легковых автомашин. Суметом других транспортных средств — такси, автобусов, грузовиков, фургонов — около 3 млн автомобилей. Если считать по 6 м на каждую машину, то получается, что припаркованные одна за другой вытянутся на 18 тыс. км. А в Лондоне протяженность всех улиц менее 13 тыс. км. Число семей, владеющих автомобилями, составляет примерно 50% того, что наше правительство называет уровнем насыщения.
Улицы большого города неблагоприятны для жизни людей. В 1971 г. 80% 7—8-летних детей ходили в школу без сопровождения родителей. В 1990 г. их число снизилось до 9%. Опросы родителей показывают, что основная причина — интенсивное движение на дорогах.
Машины едут в Лондоне со средней скоростью 16 км/ч. Две трети поездок лондонцы совершают на автотранспорте. За год выхлопные трубы автомобилей выбрасывают более 0,5 млн т угарного газа.
В результате исследования наличия угарного газа в легких полицейских, которые патрулируют улицы на мотоциклах, обнаружили, что после 8 часов службы у них такой уровень угарного газа в легких, какой типичен для людей, выкуривающих по 10—15 сигарет в день.
Врезка
К. Бруун
Водопровод Древнего Рима
Жители итальянских городов эпохи Древнего Рима имели несколько систем водопровода и канализации. Они предпочитали не строить выгребные ямы, а создавать системы канализации. Это было для них значительно дороже и хлопотнее, но они бы не стали их строить, если бы подобные системы не были бы эффективными.
Исследование, проведенное в University of Nijmegen показывает, что граждане Римской империи по-разному решали проблемы с питьевой водой и выбросом нечистот. Например, итальянский город Остиа имеет много скважин, но ни одной выгребной ямы: грунтовые воды там слишком высоки, вода просочилась бы через трещины и щели дна выгребной ямы, и нечистоты попали бы в питьевые скважины, а это грозило эпидемиями холеры и дизентерии. Поэтому Остиа имела систему канализации.
Коллектор в Остиа остался неповрежденным до настоящего времени. Это уникальное сооружение сохранилось потому, что всегда оставалось подземным. Единственный недостаток его состоит в том, что в нем очень много жаб. В Геркулануме жители также не выкапывали выгребные ямы, но подругой причине: грунт там слишком скалист и не пригоден для дренирования и при наличии выгребных ям зловоние распространялось бы по всей окрестности. Помпеи, третий римский город, обследованный археологами, имеет и коллектор, и систему дренажа для дождевой воды. Последняя система в настоящее время проходит испытания в Нидерландах. Малые превышения высот в проходах улиц Помпеи позволяли управлять потоками дождевой воды. Если где-то уклонов не строили, то делали это именно с той целью, чтобы в этих местах дождевая вода перетекала в коллектор. Например, на Форуме, центральной площади, дождевая вода течет в коллектор по той простой причине, что люди не хотели терпеть неудобства от возможных потоков дождевой воды в таком оживленном месте.
Однако по мнению исследователей, научиться у жителей древних римских городов нам почти нечему. Даже при том, что некоторые из их изобретений, в частности системы водоснабжения и канализации, уникальны и превосходят по качеству и долговечности современные, их уровень гигиены, был значительно хуже, чем сейчас. Источник: SciTecLibrary.com
Загрязнение воздуха