Переселение из деревни в город
Миграция из сельской местности в города в X—XIV вв. была одним из важнейших фактов развития христианского мира. Окружавшие город деревни служили продовольственным складом и аграрным цехом европейского города. Селяне поначалу возили свою продукцию на телегах, а затем, познав все прелести и вольности городской жизни, переселялись сюда на постоянное житье. Здесь они обучались грамоте, получали религиозное просвещение, поскольку не до каждой деревни мог добраться священник. Но крестьянин, вырванный из своего контекста и привычной среды, перебирался в христиански просвещенный город и впитывал христианскую культуру. Таким образом, города и сельская миграция сыграли важную роль в христианизации Европы. Позже они сыграли немаловажную роль в расколе христианского движения на множество сект и еретических течений. Город всегда слыл рассадником революционеров и бунтарей, недовольных старым строем и призывающих людей к новому будущему. Именно нарождающийся капиталистический город породил в Германии протестное течение, которое вскоре, охватив весь мир, стало известно под именем протестантизма.
Из села в город мигрировали не только малообразованные крестьяне, но и просвещенные монахи. Если в XII в. видные французские монахи, например Петр Достопочтенный из Клюни, св. Бернард из Сито, стремились вырваться из Парижа и увести школяров от городских соблазнов в «пустынь», в монастырскую школу, то в XIII в. духовные предводители — доминиканцы и францисканцы — сами обосновались в городах и стали править душами с церковных и университетских кафедр9.
В середине XIX в., с началом индустриальной революции, в Европе начался процесс массовой миграции сельского населения в города. Мигранты обеспечивали 90% прироста городского населения. Урбанизация обязательно сопровождается переселением людей из сельской местности в города, которое приняло особый размах именно в XX в. Ныне аналогичные процессы происходят в развивающихся странах: сельское население стремится перебраться в города, чтобы спастись от голода и безработицы. К примеру, в Китае в 1960—1990-х гг. рост населения городов на 60% был обеспечен естественным приростом населения и снижением уровня смертности и на 40% — переселением крестьян10.
9 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. С. 58-105. 111 Человеческая цивилизация становится «цивилизацией городов». — http://www.washprofile.org/ SUBJECTS-%204/megapolis.html.
Еще в первой половине XX в. в большинстве европейских стран и США началось перемещение сельских жителей в большие города. Поток переселяющихся фермеров и крестьян увеличивался, достигнув пика к середине 1960-х гг. В СССР максимум переселений пришелся на конец 1970-х гг. Интенсивный миграционный отток сопровождался почти повсеместным изменением сети сельских поселений, ликвидацией опустевших школ, больниц, магазинов и др. Затем этот процесс стал ослабевать. В европейских странах он затих, а в 1970—1980-е гг. началось переселение горожан на природу — в пригороды и сельскую местность, но не для того, чтобы там работать и жить, а лишь для того, чтобы отдыхать.
В России после отмены крепостного права, а позже после столыпинских реформ, которые нанесли сокрушительный удар по крестьянской общине, массы сельских жителей двинулись в города. Но немногочисленные и недостаточно развитые российские города не могли принять всех желающих. Мигранты сосредоточивались главным образом на городских окраинах, занимались мелким предпринимательством, трудились как разнорабочие, получая мизерную заработную плату, а нередко занимаясь и незаконной деятельностью.
С приходом к власти большевиков процесс миграции сельских жителей в города усилился, особенно в связи с развернувшимися процессами коллективизации (раскулачивания) и индустриализации. В городах возводились промышленные гиганты, куда вчерашние крестьяне внедряли мелкобуржуазную (по выражению В.И. Ленина) культуру. В отличие от традиционной для Европы крестьянской культуры, пережившей фазу распада общинной психологии и зарождения индивидуалистической, русский крестьянин все еще сохранял патриархальные пережитки, прекрасно описанные выдающимся советским нотовцем" А.И. Гастевым. Массовый приток селян в город в 1920—1930-е гг. приводил к депролета-ризации промышленности, вследствие потерь кадрового пролетариата на фронтах Гражданской войны. Поступив на городское предприятие, крестьяне сохраняли деревенское отношение к труду и с неохотой проходили школу индустриализации. Неумение работать — всеобщая народная черта, писал Гастев. Русское предприятие выступает не только школой воспитания новых привычек, но и нередко рассадником старых. Так, в «мастерских и на заводах очень распространен обычай во время работы что-нибудь жевать, пить чай и курить... на рабочем месте появляются кружки, стаканы, хлеб, крошки и нарушается порядок»12. Отсюда неряшливость во всем. У нас еще сохраняется привычка, утверждал Гастев, в работе отрываться для других дел, горячиться, если вещь сделана неправильно, быстро расстраиваться и про-
" От термина НОТ— научная организация труда.
12 Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972. С. 132-133.
должать с испорченным настроением губить работу дальше. Неумение правильно работать, став народной привычкой, передается затем молодежи, неважно, сельской или городской. Другой вредной привычкой является поспешное включение в работу, быстрое утомление в середине и неоправданный штурм в конце. Иногда мы беремся за несколько важных дел одновременно и ни одного не доводим до завершения. Заносчивость в работе, раздувание небольшого успеха характеризуют невоспитанного и культурно отсталого работника. «У нас часто бывает так: работают и, или гонятся, или волынят, а как только гудок, как только пришел час конца работы, так прямо срываются с места, бегут без оглядки и оставляют рабочее место на произвол судьбы, а на завтра — одно украли, другое потеряно, третье — завалено к стенке, четвертое — испорчено за ночь»13. Причем черты деиндустриализации стали проявляться еще в дореволюционный период, а после трагических событий 1917 г. они лишь усугубились.
Первое поколение сельских мигрантов — всегда маргиналы. С одной стороны, они воспитываются в семье, где родители, представители старшего поколения, все еще остаются носителями патриархального уклада, а с другой —
Врезка
А. Быстрицкий
Первое городское поколение
В начале 1960-х гг. численность городского и сельского населения сравнялась. Резко изменилась и сама городская среда. Количество коммуналок, этих псевдосельских поселений, ближе всего стоящих по типу к американским гетто, неуклонно сокращалось. Началось массовое жилищное строительство (знаменитые пяти-этажки-«хрущобы»). Быстрыми темпами развивались телефонная связь и транспорт. Существенно менялось и отношение к вещам. Одна-единственная пара ботинок или туфель перестала быть достоянием нескольких семейных поколений. Изменялись, становясь все более городскими, и формы поведения людей: открывающиеся многочисленные кафе служили уже не просто и не столько для банального питания граждан, сколько для их свободного времяпрепровождения, для общения. Круглосуточная уличная жизнь стала некоторой романтической ценностью, транспорт ходил уже допоздна, а ночные гуляния и утренние возвращения домой превратились в своеобразный культурный ритуал. В конце концов произошло то, что должно было, несмотря ни на что, однажды произойти: в активную социальную жизнь вошло первое действительно городское поколение — те, кто родился на рубеже 1950-1960-х гг. Выросшая к концу 1970-х— началу 1980-х гг. новая генерация горожан хотя бы латентно освоила многие ценности современной городской
цивилизации (свободу слова, приватность личной жизни, партнерство, права человека, свободу передвижений), что не в последнюю очередь обусловило горбачевскую перестройку и последовавший за ней крах всей коммунистической системы.
Конечно, процесс роста и развития городов в современной России идет не гладко и далеко не в самых благоприятных условиях. У него множе-
ство издержек. Но все же он идет. Россия сегодня оказалась в ситуации, когда резервы антигородских сил чрезвычайно ограничены. В селах ныне проживает около четверти всех россиян. Городское население постоянно и неуклонно растет (несмотря на общее падение рождаемости). Большая часть молодых людей родилась и выросла в городах. Поднять их против города и городской культуры уже невозможно. Сокращено по источнику: Быстрицкий A. URBS ЕТ ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.
13 Гастев А.К. Указ. соч. С. 138.
они деятельно общаются и взаимодействуют как на работе, так и на отдыхе с представителями своего поколения, городской молодежью, давно адаптированной к новой культуре и выступающей ее активными проводниками. Только дети детей первых мигрантов приобретают привычки и вкусы городской молодежи. Лишь у этой генерации дезаптация сменяется адаптацией.
Американский психолог Э. Эриксон писал о регрессивном поведении у подростков, которое по сути диктуется подсознательным желанием как можно дольше избегать взрослой ответственности. Но такие же процессы присущи и мигрантам, вошедшим из примитивно организованной социальной системы села в сложнейший мир городского социума. Они не способны к многоэтажному взаимодействию, вариативному поведению, не поддающемуся прогнозированию и рациональному просчету, интуитивному и почти подсознательному ощущению правильности культурных кодов, когда ты лишьдогадываешься, что эта шутка в данной компании неуместна, а подобные манеры поведения не годятся в этом социальном кругу. Неспособность по-новому структурировать свое время и окружающее пространство выталкивает мигрантов первой волны и их потомков из городского контекста в маргинальные ниши, где концентрируются шайки, банды, группировки, тусовки, «команды». В сложно разветвленном и не поддающемся личному контролю городском общении маргинал, равно как и подросток, превращается в большого ребенка, ищущего покровительства и крайне упрощенного общения с четким ролевым расписанием. Так формируются рекруты для девиантной среды.
Изучая маргинальную личность на примере деревенских мигрантов, испытывающих в городе нечто подобное культурному шоку, А.Д. Хлопин обнаружил, что в городской среде у них наблюдается полная ресоциализация личности. Раздвоение личности ми гранта делает возможным одновременное существование в двух социальных средах — городской и сельской14.
Ситуация еще более усложняется, если параллельно миграции из села в город происходит периодическое обновление городского населения. К сожалению, в период революции 1917 г. и последующих двух войн — Гражданской и Второй мировой — городской состав российского общества обновлялся более чем наполовину. Вымывались не только живые носители традиций, способные передавать ценности городской культуры от одного поколения к другому, но, что еще хуже, уничтожались творцы этих ценностей. Дворянство и интеллигенция всегда выступали не только эталонными группами, но и создателями высокой городской культуры. Благодаря им появились университеты, библиотеки, театры, музеи. Когда из социальной структуры вымывают целые страты, располагающиеся в верхней и самой престижной части социальной пирамиды, то вакантные места занимают представители менее образованных слоев. Если вымывается высший класс, то нишу занимают выдвиженцы из средних слоев. Однако в катастрофические периоды истории страны вымывается, как правило, сразу несколько слоев. В таком случае вакантные места занимают представители низшего класса, ибо они стоят следующими на очереди (рис. 2).
14 Хлопин А.Д. Миграционные процессы и проблема «личности на рубеже культур» в социологии США// Урбанизация и расселение трудящихся в условиях капитализма. М., 1974; Хлопин А.Д- Индивидуальная адаптация к городской среде: психологические аспекты // Социально-экологические проблемы капиталистического города. М., 1979.
GG6
Революцию 1917г. совершали не средние слои рабочего класса, а низшие, которым действительно было нечего терять. Стремительно происходивший процесс урбанизации в России конца XIX и начала XX в., когда в город хлынули потоки разорившихся крестьян, создал «городское дно», социологические типажи которого выведены в классической пьесе М. Горького «На дне». Масса бывших крестьян, не устроившихся в городской жизни, послужила социальной базой большевиков, динамитом для третьей русской революции. Напомним, что деревня, хотя и бунтовала, ноне присоединялась к большевикам ни в первые две революции (1905 г. и февраль 1917 г.), ни в последнюю октября 1917 г. до тех пор, пока ее сознание не «революционизировали» городские агитаторы.
Рис. 2. Два варианта миграционного воздействия на городскую культуру: а — городская культура нарушается; 6 — городская культура разрушается
Революционная жестокость, крайняя ненависть городских бунтарей к состоятельным горожанам, возможно, явилась следствием их неадаптированное™ к новой культуре и новому сообществу, производной их маргинального статуса. По мнению А. Быстрицкого, опору большевизма составляли антигородские, сушностно маргинальные, псевдопатриархальные, патерна-листски ориентированные слои.
И хотя доля этих слоев в тогдашнем российском обществе и была значительна, но составляющие их социальные группы все же были меньшинством населения, и только слабость традиционной сельской культуры, разлагавшейся по меньшей мере с середины XIX в., и недофор-мированность культуры собственно городской позволили этому относительному меньшинству овладеть ситуацией. Но это меньшинство не имело никакой осознанной идеологии, кроме идеологии вульгарного ницшеанства. За исключением ничтожно малой кучки фанатичных коммунистов все остальные «революционеры» воспринимали соверша-
ющийся социальный катаклизм как уникальный шанс переменить судьбу, вскарабкаться на вершину социальной пирамиды. Большевистские кадры в основном состояли из молодых, энергичных людей, прежде относившихся к низам общества... Эти деятели начинали в 1920-х гг. и сделали фантастические карьеры, став к 1930-м гг. всевозможными наркомами, управленцами, «командирами производства», т.е. верхушкой советской номенклатуры... они воспринимали жизнь как беспощадную и кровавую схватку за власть и статус15.
Поскольку в России урбанизация началась позже, чем в Западной Европе, и проходила более быстрыми темпами, здесь не успевала аккумулироваться городская культура, откладываться культурные пласты. Они перемешивались, неправильно формировались и деформировались, менялись местами, утончались и истощались. Поэтому о российских городах надо говорить как об исторически молодых социальных общностях с неустоявшимся составом и несформировав-шимся городским пространством. Городская жизнь в России постоянно создавалась и разрушалась, воспроизводила и утверждала себя, борясь с пережитками, наспех утверждая новое, с трудом успевая с модными веяниями, но всегда ухватывая преимущественно вчерашний день культурных новаций.
В XX в. Россия пережила ускоренную урбанизацию по догоняющей схеме, близкой к латиноамериканской (рис. 3). Отчасти из-за этого многие российские города все еще сохраняют полусельский характер. Доля реальных горожан в России, судя по всему, не выше 55-60%, а полный учет трудозатрат делает лидером занятий аграрный сектор с подсобными хозяйствами населения: 17 млн условно занятых вместо 8,5 млн по обычным данным и против 15 млн в промышленности16.
В России начало 1990-х гг. характеризуется прекращением роста городского населения и сменой знака динамики сельского с отрицательного на положительный. Сначала (1991 —1992) ее породили возвраты сельского статуса поселениям, а в 1992—1994 гг. — активные миграции в село. Как и городские, сельские мигранты развернулись с востока на запад. Апогеем притока населения стал 1994 г. Тогда в 23 регионах общее сальдо миграций в села даже превышало соответствующее сальдо в города.
Почему же люди ехали в сельскую местность? Не только же из-за политики миграционных служб! Упрощенно общая ситуация сводилась к тому, что на селе легче с жильем, хотя труднее с работой и заработком. При сильном перепаде цен да еще в стрессовых обстоятельствах фактор пристанища часто перевешивал все другие. Плюс возможность получить землю, иногда кредит на постройку дома. Тем не менее для очень многих приезжающих в села горожан, особенно из бывших республик СССР, это лишь временная остановка на пути в город. Когда к середине 1990-х гг. выяснилось, что и при кризисе заработать легче все же в городе, притом крупном, миграции снова канализовались в города17.
В 1992 г. произошел еще один важный перелом — вековой устойчивый естественный прирост сельского населения сменился на убыль: смертность стала выше рождаемости. Поначалу миграции в села даже перекрывали ес-
15 Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Указ. соч.
16 Горбачева Т.Л. Использование данных обследования населения по проблемам занятости в Россиидля определения параметров теневой экономики // Вопросы статистики. 2000. № 6. С. 15—21.
17 Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник. М, 2001. С. 316.
тественную убыль, но с 1995 г. сельское население стало вновь сокращаться, как и до 1990-х гг., только уже по другим причинам.
В европейских странах миграция из села в город приостановилась в последнюю четверть XX в., а в 1970-1980-е гг. началось обратное переселение горожан на природу — в пригороды и сельскую местность. Правда, в разных странах этот процесс шел неодинаково. Во Франции миграция в города достигла максимума в 1970-е гг. В результате миграционных процессов городской образ жизни распространился на бывшее сельское население. Изменился характер занятости — женщины начали работать вне дома. Распад традиционной семьи выразился в том, что существенно реже стало совместное проживание разных поколений, что было весьма частым раньше, и увеличилось число разводов. Параллельно с этим происходило некоторое размывание иерархической структуры внутри семьи, где раньше авторитет покоился на возрасте и старшинстве по рождению. Все эти изменения сопровождались уменьшением числа браков и увеличением числа разводов. В брак вступают все реже и все позже18.
Рис. 3. Доля городского населения в ряде стран и регионов мира'9:
1 — США: 2 — развитые страны; 3 — Латинская Америка: 4 — мир в целом; 5 — Россия;
6 — развивающиеся страны Азии и Африки
Сегодня подавляющее большинство населения развитых стран проживает в городах и мегаполисах. Численность горожан постоянно возрастает, а селян — сокращается. Зачастую деревенские мигранты пытались создать в городе оазисы сельской культуры, ярким проявлением чему служат замкну-
18 Французы на пороге нового тысячелетия. — http://ambafrance.ru/rus/looks/number2000_83.asp.
" Трейвиш А. Россия: население и пространство. — Полит.Ру (http://www.polit.ru/docs/577755.html).
тые сообщества городских дворов, очевидных аналогов сельской околицы. Их нравы отражали закрытый деревенский мирок с вечными старушками на крылечке у подъезда, которые обсуждали поведение и образ жизни каждого жильца, выполняли функции неформальных СМИ, распространяя, как правило, недостоверные сведения (слухи, сплетни, компромат), одновременно с тем играли роль арбитра и высшей судебной инстанции, оценивая поведение молодежи, осуждая современные нравы, предписывая кодекс правильного поведения.
Центростремительный поток не в силах были удержать даже малые города, которые в 1970-е гг. советские проектировщики мечтали превратить в оградительный щит. В то время их насчитывалось около 5 тыс. Малые города (менее 20 тыс. человек) и поселки городского типа теряли молодежь так же быстро, как и села, а многие из них стали чем-то вроде пересадочной станции на пути из села в крупный и крупнейший город20.
Урбанизация— процесс увеличения доли городского населения, переход от традиционного патриархального образа жизни к современному индустриальному, доминирование ценностей и культуры городского образа жизни в обществе, переход к городской цивилизации означает еще и то, что ведущую роль в жизни общества стали играть политическая система, центральное правительство, промышленность и средства массовой информации. Даже ценности селян изменились настолько глубоко, что представления о первичном окружении, которые прежде формировались соседской общиной, теперь формируются средствами массовой информации.
Так, Ф. Томилин, в течение 20 лет изучавший сельское население Северного Казахстана, обнаружил удивительный феномен: о вырождении девственной природы, эрозии почвы и ухудшении воздушного бассейна в своей местности селяне узнали из средств массовой информации и начали беспокоиться о сохранении окружающей среды лишь после того, как забили тревогу жители крупных городов.
Переселение в город коренным образом меняетжизньлюдей. Перенаселенность городов затруднила близкие отношения людей, сделала их более разобщенными. Соседи, живущие в одном доме, порой незнакомы друг с другом. Потребность в привязанности практически не встречается. В городе с миллионным населением человек чувствует себя изолированным и одиноким.
Как уже говорилось, урбанизация носит всемирно-исторический характер, ее трактуют как процесс перехода миллионов людей от сельского образа жизни к городскому. Он охватывает все страны — великие и малые, бедные
211 Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. Лицо города. М., 1990.
и богатые, но в разной степени разные страны в одну эпоху. Урбанизация в разных странах начинается в разное историческое время и протекает в одном и том же обществе с разной скоростью. Рост численности городского населения интенсифицировался в середине XIX в. В США и Англии доля горожан превысила удельный вес сельских жителей, т.е. стала больше 50%, в начале XX в., а в СССР — лишь в середине XX в. (рис. 4).
Процесс урбанизации объективен, значит, вовлекает в свою орбиту все слои населения и всех людей независимо от цвета кожи, возраста, социального происхождения, личных пристрастий, их воли и желания. Стало быть, он с трудом поддается управлению либо вовсе ему не поддается. Нельзя планировать увеличение урбанизации, скажем, на 3% в течение 10 ближайших лет. Правительству можно планировать лишь строительство новых промышленных предприятий, которое как бы автоматически приведет к возникновению новых городов и расширению старых. Таким образом, помимо своей объективности процесс урбанизации обладает еше одной чертой — он вторичен, т.е. выступает следствием каких-то других процессов, как правило, очень масштабных, происходящих в данном обществе в данное историческое время либо происходивших в нем в недалеком прошлом (обычный горизонт времени — от 20 до 40 лет).
Рис. 4. Численность городского и сельского населения СССР, млн человек: 1 — городское население: 2 — сельское население
Численность горожан на Земле неуклонно возрастает, а селян — сокращается. Специалисты говорят, что в связи с этим крупные города радикально перестраиваются один раз в 15 лет и увеличиваются в численности в несколько раз в течение одного столетия; некоторые города, особенно быстро растущие, как, например, Мехико, увеличиваются в 10 раз в течение полувека. Но наблюдаются и противоположные явления. В XVII в. в Венеции было 220 тыс. жителей, сегодня — 73 тыс. Многие уезжают: пустуют первые и последние этажи домов, вообще покинуты 5 тыс. домов. Нет отопления, давно не было ремонта. Жителям надоели постоянные наводнения. Молодежи негде развлекаться. Венеция живет только туризмом. Если выселятся старые венецианцы, то город окончательно превратится в музей.
G71