Некоторые выводы для администрации

Случай, подобный описанному, весьма поучителен для практики управ­ления. Во-первых, дифференцируя заработную плату, руководство компании и профсоюз сводят к минимуму неудовлетворенность сотрудников, если от-

G51

носительная оплата, установленная для разных видов работ, отражает отно­сительную оценку их самими служащими. Считаю, на это и должна быть нацелена эффективная система оценки работы. На практике следовать такому правилу трудно: оно может привести к излишне дробной шкале оплаты и тем самым к созданию структуры заработной платы, которой трудно управлять, особенно если фирма и профсоюз имеют дело с несколькими подразделени­ями и если работники одного филиала прекрасно осведомлены о том, что происходит в других. Определенная борьба за достижение лучшего положе­ния в компании, по-видимому, неизбежна.

А когда нужно осуществить нововведения, связанные с выполнением «несвоих» функций, недовольство уменьшиться, если сотрудники, выполня­ющие работу, имеющую низкий статус, будут привлечены к работе с более высоким статусом. И не стоит делать это таким образом, как в описанном выше случае. Конечно, подобный принцип противоречит укоренившемуся мнению: если человек может выполнять определенную работу, ему следует платить именно за нее и за трудовой стаж. Верно и другое: указанный прин­цип с легкостью нарушается администрацией. Тем не менее он отражает гу­манистический идеал, и опытные руководители стремятся к нему настоль­ко, насколько позволяют обстоятельства.

Сокращено по источнику: Хоманс Дж. Статус конторских служащих // Социологические исследования. 1993. №6. С. 130—134.

РАЗДЕЛ III

ГОРОД,

ДЕРЕВНЯ,

ДОМ

Урбанизация

Функции и типология городов

Социология города

Исследование города у Ф. Энгельса

Исторические типы города

Города на территории России

Окологородское пространство

Город и деревня

Городское пространство

Исторический центр города

Качество городской Жизни

Жилище и дом

некоторые выводы для администрации - student2.ru

некоторые выводы для администрации - student2.ru

УРБАНИЗАЦИЯ

Продолжавшийся в течение нескольких последних столетий процесс модер­низации сельской жизни, превращение его в городской называется урбани­зацией и носит глобальный характер. Урбанизация началась с зарождением первых городов на нашей планете, а это случилось 5-6 тыс. лет назад.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДОВ

Возникновение городов загадочно. Одни считают, что люди сгруппиро­вались в огороженные стенами поселения для защиты от врагов, другие, на­против, утверждают, что укрепленные поселения древним людям понадоби­лись для нападения.

Как отмечает Д. Белл, размещение человеческих поселений всегда тяго­тело к пересечению дорог, местам слияния рек и озерам: торговцы могли остановиться здесь со своими товарами, фермеры — доставлять продоволь­ствие, ремесленники оседали здесь, предлагая свои изделия и услуги; так возникали и росли города1.

Город обогатил человеческую науку и культуру многими понятиями, ко­торые восходят еще к греческому «полису»: полития (государственное устрой­ство), политика, полиция, метрополия, метрополитен, митрополит (епископ главного города). А из других языков добавятся: буржуа, мещанин, гражданин... Ко всему еще и «цивилизация» (civitas — город, civlis — гражданский). Город понимается как:

♦ топографически достопримечательное, привилегированное или выделен­ное место (греческий topos, латинское cite, французское cite, английское city, польское място, украинское мюто, немецкое Stadt). Города возни­кали вокруг выдающихся святилищ, монастырей, замков, священных мест, мест паломничества, памятников культуры, крупных фабрик, приисков, укрепленных военных лагерей и крепостей, морских и реч­ных пересечений, торговых перекрестках, холмах, удобной гавани, на крутом берегу реки и т.п. При Аврааме первосвященник Малхиседек на скале воздвиг ковчег Завета (палатку-скинию со священными дарами,

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Предисловие к русскому изданию 1999г. М., 1999. С. CXVII.

жертвенным столом и семисвечником) в городе Салем, который бла­годаря Малхиседеку стал называться Иерусалим (город Бога). Место основания входило в название города как его составная часть либо слу­жило обозначением исторического ядра города;

♦ гора (Berg, burg, borg, вышгород) — Кенигсберг, Страсбург, Гетеборг, Град-чаны, Кремль, Детинец — все строилось на малодоступной возвышенно­сти, обеспечивающей безопасность, хотя и в условиях скученности;

♦ огород (английское town — изгородь, греческое xortos — жердь, древне­индийское grhas — дом, авестийское — дэгэбо — пещера). В происхож­дении этого термина зафиксировано то обстоятельство, что город — это прежде всего защищенное или огороженное место;

♦ полис (от Мелитополя до Миннеаполиса): здесь, как и в случае города-ого­рода-пещеры, скрываются два смысла. С одной стороны, в полисе прояв­ляется греческое/?о& — много (отсюда — политика или полития), а с дру­гой — здесь сокрыто древнеиндийское рой — насыпать вал. «Город долгое время отождествлял себя с государством и цивилизацией, рассматривая всю остальную территорию либо как кормящую город, л ибо как враждеб­ную (Рим воевал со всем миром, но кормился Лацией, Карфаген жил в мире и торговле со всем миром, но враждовал с собственным сельскохо­зяйственным хинтерландом — оттого и проиграл долговременную войну Риму). Освоение мира всегда носило фронтальный характер, деля мир на ойкумену и несущественное, ничто. Городской вал мог отодвигаться сколь угодно далеко: вал Андриана отодвинул границы Рима на окраины Рим­ской империи. И все-таки важней политичность города, его полифония, средоточение здесь разных и разнообразных интересов и ресурсов»2.

Порт — сугубо средневековая ипостась города, его капиталистическая суть. Здесь возник капитализм. Порт и торговля вообще изначально возникли при храмах (знаменитые ярмарки Шампани во Франции).

Новый город (Newport, Neustadt, Newmarktplatz и т.п.), а по-русски — по­сад, слобода, заречье, подол — располагается, как правило, по другую сто­рону реки, на низком берегу, на бывших лугах, пастбищах и огородах, бук­вально врастая в них и среди них. Он соединяется со старым городом мос­том или мостами, не теряет с ним связи, но забирает в себя всю кипучесть капиталистического города, оставляя старому классическому городу истори­ческую ценность и культурную значимость. Образно говоря, посад (порт) си­туативен, временен и суетлив, но делает деньги, кремль (Altstadt) вечен, не­изменен, неподвижен, но поглощает капиталы3.

В пустынных и полупустынных местностях города возникали в оазисах, где благоприятные природные условия обеспечивали концентрацию населе­ния, в первую очередь земледельческого. Оазисы соединялись караванными путями и превращались в комплексные центры — важные торговые пункты, центры ремесел, материальной и духовной культуры.

Возникнув, город дал мощнейший импульс для развития науки и культу­ры, научных и культурных, государственных и политических структур (вспом­ним, например, афинскую академию, александрийскую библиотеку и т.д.).

2 Левинтов А. Муниципализация в историческом контексте человеческих ценностей. — http://

rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/U М/0003/1 -1 .htm. 1 Там же.

По мере развития городской культуры можно судить о степени развитос­ти культуры народа в целом и отдельных граждан. Если город замусорен, неприбран, не маркирован на социальные ниши, культурные пространства, не упорядочен как среда коммуникативного общения представителей разных слоев, классов, национальностей, он не только не способен регулировать социальное действие больших масс людей, вызывает в них желание все раз­рушать, бунтовать, мародерствовать, но и приводит к крайне опасным забо­леваниям.

Неврозы, расстройства, нервные срывы и депрессии — следствия неструк­турированности времени и пространства, в котором живет человек. Сельский житель, пахарь, близкий к природе, пастух на альпийских лугах укоренен в органической структуре и цикличности времени. Времена года, погода, ес­тественное поведение обитающих рядом и вместе с ним животных задают естественный строй времени, и если сжиться с ним, то проблем почти не возникает. В современном обществе человек оказывается порой выброшен­ным из естественного ритма времени и не интегрирован в искусственно орга­низованный. Города перестают выполнять отведенную им функцию культур­ных менеджеров, отдавая людей на волю случая, стихии и анархии.

Наши рекомендации