Статусная несовместимость и мобильность

Статусная несовместимость превращается в фактор социальной мобиль­ности — вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей. Для многих она заканчивается тупиком. Постоянного обитателя тупика называ­ют маргиналом. Маргинальность (от лат. margo — граница, грань, край, marginalis — находящийся на краю) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии при анализе пограничного положе­ния личности или группы по отношению к какой-либо социальной общно­сти. Оно подчеркивает особый социальный статус (обычно низкий), принад­лежность к меньшинству, которое находится на границе или вне социаль­ной структуры, ведет образ жизни и исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы (например, контркультура).

Итак, статусная несовместимость может стать одним из источников воз­никновения маргинальное™. Она может быть вызвана расхождениями в нисходящей и восходящей мобильности. Поэтому статусная несовместимость известна также как проблема маргинального человека5. Маргинал — человек, оторвавшийся от одного слоя, класса, культуры и не приставший к другому. Он застрял на перепутье. Это индивид, стоящий между двумя социальными мирами, например сельские жители Европы, мигрировавшие в крупные го­рода США. Исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого показало, что дети эмигрантов, т.е. второе поколение американцев, отрицательно относились к ценностям и образу жизни родителей, но в то же время они не были еще окончательно приняты окружающими как стопроцентные американцы6.

Понятие маргинальное™ имеет отношение не только к социальным ста­тусам, но и к социальному пространству, так как выражает положение или состояние со специфическими «топологическими» свойствами, а именно:

Lowry R.P., Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y., 1972. P. 278. Thomas W.I., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. N.Y., 1918.

способность находиться на краю, на границе социального бытия и челове­ческой реальности в целом, занимать крайнее, предельное положение или со­стояние. Таким образом, понятие «маргинальность» коррелируете поняти­ями «граница» и «предел», однако не только в значении статического пре­бывания на границе или у предела, но в смысле динамическом, т.е. как выражение самого процесса перехода, пересечения границы или достижения и преодоления предела7.

Статусная несовместимость относительна. Ее может быть много и мало. Количественная вариация показывает степень статусной несовместимости. Первыми попытались измерить степень статусной несовместимости амери­канские социологи У. Уорнер и Л. Срол в 1945 г., а в 1959 г. — Л. Брум8. На основе сравнения профессионального, поселенческого и классового рангов, которыми обладают те или иные этнические группы, удалось вычислить раз­ницу и установить высокую и низкую степени несовместимости либо ее пол­ное отсутствие.

В частности, Уорнер обнаружил, что только коренные белые американцы имеют стопроцентную статусную совместимость9. Иными словами, у них пол­ностью совпали высокий профессиональный престиж, качество и тип жили­ща, а также классовый индекс (включая доход). В свою очередь, у евреев был высокий профессиональный статус, но несколько ниже качество и тип жили­ща, классовый индекс. Уорнер назначил им частичную статусную несовмес­тимость. Очень высокой статусная совместимость была у ирландцев, которые мало уступали коренным белым американцам: как и у американцев, у них не обнаружен разброс в показателях всех трех статусов, хотя количественно ран­ги были несколько ниже.

Значительная несовместимость выявилась у греков, поляков, итальянцев и представителей этнических меньшинств США. У них были низкие ранги по всем статусам. Причем классовый индекс намного уступал качеству и типу жилья, а последние были ниже их профессионального престижа. В конце шкалы находились русские эмигранты. Они имели низкие ранги по всем трем показателям. Их особенность заключалась в том, что поселенческий статус был самым низким из всех показателей, а классовый — самым высоким из тех, какими они обладали.

Социологи установили, что процесс аккультурации (вживание в новую культуру) у эмигрантов растягивается во времени, в течение которого акти­визируются агрессивные выходки и погромы, свидетельствующие о наличии ценностного конфликта. Это заканчивается, как правило, совершением кри­минальных действий, а также развитием комплекса неполноценности. Лишь в третьем поколении иммигранты могут чувствовать себя полноценными представителями американской нации.

Питер Блау в своей системе стратификации выделил четыре категории людей:

♦ устойчиво высокие (средний и высший классы);

♦ устойчиво низкие (низший класс);

♦ продвигающиеся наверх (покидающие низкие статусы и перемещающи­еся в высокие);

7 Гурин СП. Маргинальная антропология. — http://anthropology.ru/ru/lexts/gurin/marigin.

8 Брум Л. Социальная дифференциация и стратификация // Социология сегодня. М, 1965. С. 477-492.

9 Warner W.L., Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups. New Haven, 1945. P. 96.

Б2

♦ продвигающиеся вниз (покидающие высокий статус и перемещающи­еся в низкие). Он обнаружил, что имеющие устойчиво высокие и низкие статусы в боль­шей степени интегрированы в свое сообщество и находятся в безопасности. Они дружат семьями, имеют множество друзей по месту работы и по месту жительства. Две другие категории людей находятся на перепутье — между старыми и новыми социальными связями10.

статусная несовместимость и мобильность - student2.ru

Продвигающиеся наверх больше всего беспокоятся о своем статусе. Они относятся к национальным меньшинствам с большим предубеждением, чем представители других трех категорий. Чем больше они теряют старых дру­зей и соседей, тем сильнее склонны ис­кать поддержку в конъюгальной семье (семье, основанной на супружеских от­ношениях, а не на родственных). По­добный способ адаптации к напряже­нию делает их в конечном счете похо­жими на тех, у кого устойчиво высокий статус, ибо и они тесно связаны с конъ­югальной семьей, чем вызывают у дру­гих людей впечатление сверхконформизма.

Восходящая мобильность заставляет индивидов принимать даже большие обязательства, чем они ожидали от себя, т.е. приспосабливаться к ценнос­тям и нормам более высокого уровня, чем требуется в повседневной жизни того слоя, куда они вошли. Иначе говоря, они более строги в части соблюде­ния аристократических манер и этикета, чем прирожденные аристократы. Продвигающиеся вниз попадают в среду, где нет прежней строгости в соблю­дении статусных правил и преданности своей семье.

При восходящей мобильности человек потерял старых друзей, но не ус­пел обзавестись новыми. При нисходящей мобильности со старыми друзья­ми человек чувствует себя неудачником и неохотно обзаводится новыми. В результате оба становятся маргиналами, но по разным причинам.

Статусная несовместимость может исчезать и появляться вновь. К тради­ционному статусу женщины быть домохозяйкой индустриальная эпоха до­бавила еще один — работника. Однако старый и новый статусы пришли в противоречие друг с другом, поскольку невозможно одинаково эффективно и почти одновременно выполнять обе роли. Каждая требует массу времени и квалификации. И все-таки их удалось совместить. Гораздо труднее совме­стить статусы-роли хорошей матери и эффективного работника, а также хо­рошей жены и эффективного работника. Уставшая женщина — далеко не луч­ший сексуальный партнер. А время, нужное производству, необходимо от­давать воспитанию детей.

Таким образом, новый статус «работник» пришел в противоречие с тре­мя традиционными — домохозяйка, мать, жена. Согласно исследованиям, в повседневной жизни самыми раздражительными оказываются замужние работающие женщины-матери. Женщины по существу трудятся на двух ра­ботах с полным рабочим днем. Если женщины разрываются между профес­сиональной деятельностью, домом и детьми, они могут оказаться не в состо-

10 Lowry R.P., Rankin R.P. Op. cit. P. 280.

янии уделить достаточно времени домашним делам, мужьям и, что бывает очень часто, самим себе. Специалисты, консультирующие работающих жен­щин, рассказывают, что у своих пациенток они наблюдают многие симпто­мы физического и психологического стресса — от раздражительности до язвы, от потери интереса к сексу до бессонницы. Исследование, проведенное док­торами философии из Вашингтонского университета Марсией Киллиен и Мари Аннетт Браун, доказало, что многие женщины сознательно идут на ограничение сна, чтобы успеть больше сделать или, что может быть для них еще важнее, побыть немного в одиночестве".

Социальные группы, в которые входит один и тот же человек, занимают

разное место на шкале социального пре­стижа: коммерсанты ценятся выше сан­техников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим статусная несовместимость и мобильность - student2.ru социальным весом, чем женщины; при­надлежать к основной нации не то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т.д. Престиж у них раз­ный, а индивиду хочется, чтобы он был одинаковым. Возможно, президенту страны хочется быть первым не только на политическом Олимпе, но также на теннисном корте, в семейном кругу, в дружеской компании. Но он средний теннисист и далеко не остроумный собеседник. Однако окружающие начина­ют подыгрывать первому лицу в государстве: проигрывают на спортивной площадке, смеются над плоскими шутками, сверх меры услуживают дома.

Причины кроются не в личных пороках окружающих, а в понимании того, что первое место в одной иерархии автоматически предполагает занятие пер­вых мест во всех других. Не всегда, но часто так и происходит. Важная пер­сона в политике не может смириться со вторыми ролями, которые ей отво­дят в других сферах жизни. Человек внутренне не готов к статусной дисгар­монии и пытается установить ее любыми способами. Особенно легко ему удается это при поддержке окружающих. В восточных деспотиях правителю лгали и льстили все придворные, и это считалось хорошим тоном: он самый умный, самый сильный, самый могучий, самый быстрый и т.п.

Итак, статусная несовместимость — занятие различных рангов в различ­ных иерархиях.

При этом для общества особенно нежелательны люди с высоким припи­сываемым статусом, но низким достигаемым. Например, белый, англосак-сонец, протестант, мужчина работает судомоем. Приписываемый статус за­ставляет его надеяться на лучшую судьбу, а низкий достигаемый статус при­носит неудовлетворенность и заставляет агрессивно относиться к первому типу людей — с низким приписываемым статусом и высоким достигаемым. Из таких формируются ряды Ку-клукс-клана и фашистские партии, где под­черкивается превосходство врожденных черт — белая раса, мужской пол, протестантские корни и умаляются такие черты, как небелый, еврей, като­лик, коммунист, гомосексуалист, женский пол. Таким образом, мы вычле­нили структурные факторы рекрутирования нацистов и куклуксклановцев, а не индивидуальные12.

" Уоллис Л. Суперстресс. — http://www.kid.ru/zdorova/72.php3. 12 Hess В.В., Markson E.W.. Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 199.

Другой пример: сравнительно низкий производственный ранг женщины часто вызовет сомнение у подчиненных в ее высоких профессиональных качествах как руководителя отдела. Принято считать, что женщины — пло­хие руководители. Еще одна ситуация: официально запрещается совмещать функции народного депутата и министра.

Итак, некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие — в противоречии. Это называют несовпадением статусов: высокий ранг в од­ной социальной группе и низкий — в другой.

Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого ста­туса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, членом которых он является.

Рассмотрев статусную несовместимость как противоречие в статусном наборе одного и того же индивида, а именно так и понимается данная кате­гория в большинстве зарубежных источников, мы вместе с тем должны пре­дупредить читателя, что проблема этим не исчерпывается. Под статусной несовместимостью, на наш взгляд, надо также понимать особую форму от­ношения между двумя индивидами (разумеется, выразителями интересов больших социальных i рупп, как это принято в социологии), участвующими в одном и том же социальном действии. Первым примером служит эконо­мический конфликт между наемным работником и работодателем по пово­ду определения размера заработной платы, вторым — внутрисемейный кон­фликт между мужем-кормильцем и женой-домохозяйкой.

В основе экономического конфликталежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистическим) между собственником и наем­ным работником. Собственники — крупная и мелкая буржуазия, наемные работники — большинство из нас. Оплата труда работников, особенно если они образованны и квалифицированны, обходится предпринимателям в значитель­ную сумму. Предприниматели, чтобы уменьшить бремя расходов, заменяют специалистов там, где возможно, автоматическими системами.

Суть конфликта заключается в том, что предпринимателю выгодно умень­шить заработную плату до нуля. Для него она — вычеты из прибыли. Стре­мясь получить максимальную прибыль, предприниматель теоретически дол­жен свести к минимуму заработную плату работника. Такова теоретическая, еще раз подчеркнем это, тенденция. На практике работодатель повышает заработную плату, но пропорционально повышению работником своей про­изводительности труда. Если не будет роста выработки, т.е. исполнитель не захочет или поленится трудиться, как положено, то ему заработную плату не повысят. Напротив, ее понизят либо работника уволят.

Почему речь идет о теоретической тенденции? Дело в том что с точки зрения политэкономической теории, интересы предпринимателя и наемно­го работника, и в свое время Карл Маркс это доказал в бессмертном «Капи­тале», несовместимы, т.е. антагонистичны. Направленные в противополож­ные стороны экономические интересы никогда не смогут ужиться «под од­ной крышей», т.е. в рамках одного статусного действия. Временно классовый мир на предприятии может установиться. Статусное равновесие двух субъек­тов, преследующих разные экономические, социальные и политические цели, двух классов общества необходимо постоянно поддерживать. Если предпри­ниматель недоплатит работникам, то с их стороны последует негативная реакция — переход на другое предприятие, протест, забастовка.

Статусы собственника и наемного работника несовместимы, они разно­направленны. Между ними, как между двух огней, в поисках компромисса мечется менеджер. Он занимает двойственную (противоречивую) статусную позицию: с одной стороны, он — наемный работник, а с другой — сотрудник администрации (защищает интересы администрации). Если этот менеджер — начальник отдела кадров (ныне — департамента управления персоналом), то метаться между двумя непримиримыми лагерями, улаживая социальные отношения, — его судьба, его работа. Но для всех других, особенно для ди­ректора, это непроходящая головная боль.

статусная несовместимость и мобильность - student2.ru

Рис. 36. Менеджер занимает двойственную статусную позицию: он и наемный работник,

и сотрудник администрации

Таким образом, при анализе экономического конфликта мы выявили:

♦ статусную несовместимость;

♦ разные модели поведения, вытекающие из разных статусов;

♦ взаимодействие, возникающее как пересечение этих моделей поведе­ния, где каждая сторона, конкурируя с другой, пытается защитить свои интересы.

Рассмотрим пример статусных нарушений внутри семейной структуры. В семье муж и жена выполняют четыре главные роли, которые составляют основу их статусов, а именно: сексуального партнера, социального партне­ра, кормильца/домохозяйки и социализатора. Муж обязан приносить домой достаточную сумму денег, а жена — следить за порядком в доме. Мир и бла­гополучие в семье зависят от того, насколько правильно и полно супруги выполняют свои роли. Семейную гармонию можно определить на языке со­циологической науки как функциональную совместимость ролей. Но если в ролевом наборе статуса мужа или статуса жены возникают нарушения, в се­мье появляется страшная болезнь — статусная (или ролевая) несовмести­мость. Так, сексуальная роль, входящая в ролевой набор того и другого ста-

тусов, т.е. мужа и жены, предполагает супружескую верность. Появление любовника или любовницы означает не только то, что один из супругов плохо выполняет свои сексуальные обязанности, но также и то, что в ролевом на­боре произошла трещина. Действительно, статус верного супруга несовмес­тим со статусом (ролью) любовника. Это явление надо именовать статусной несовместимостью.

статусная несовместимость и мобильность - student2.ru

Рис. 37. Классический пример статусной несовместимости у женщины

Она может проявиться и в другом. Основное требование к кормильцу — получать денег больше, чем другие члены семьи (жена, дети). Теряя функ­цию кормильца, муж теряет право занимать место главы семьи. Если муж получает меньше, чем жена, возникает дисфункция, или статусная несовме­стимость. Она наблюдается в тех случаях, когда мужчина теряет работу и превращается в безработного, когда на основной и дополнительной работе суммарный доход мужа меньше, чем доход жены (например, жена — пред­приниматель, а муж — инженер).

Жена может смириться с тем, что муж потерял работу, но только как с временным явлением. После некоторого периода муж должен найти работу. Если этого не происходит, то, как правило, следует семейный кризис или развод. Мужу приходится обращаться к нелегальным каналам трудоустрой­ства, в том числе криминальным.

статусная несовместимость и мобильность - student2.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Мы убедились, что статус — основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры, статусы суть пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Одну и ту же работу можно вы­полнять по-разному. На свете нет даже двух одинаковых бюрократов, хотя мы считаем, что все они на одно лицо. То, как человек, занимающий данную позицию, выполняет предписанные ей права и обязанности, от­носится не к структуре, а к культуре, поскольку речь идет о поведении. Постепенно мы перешли от структуры к культуре, от статуса к роли. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль от­носится к культуре. Роль — это динамическая, т.е. поведенческая сто­рона статуса.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус — структурная ячейка общества, роль — его динамический аспект, ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называ­ется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например законы, являются формальными, другие, скажем умение вести себя за столом, — неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощ­рения (деньги или уважение)1.

Наиболее близкая аналогия — это, пожалуй, элементарная частица в фи­зике. С одной стороны, это корпускула, т.е. структурная единица, обладаю­щее точными пространственными координатами, а с другой — волна, размы­тое в пространстве пятно, не имеющее точных координат, зато постоянно находящееся в движении. Корпускула и волна — два противоположных и в то же время взаимодополнительных образа элементарной частицы.

Итак, в физике элементарная частица — это единство статического и ди­намического образов мира. Для описания каждого из них есть свой поня-

1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 90.

тайный аппарат. Точно так же в социологии по поводу статуса и роли су­ществуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не проти­вореча друг другу.

Различие между двумя важнейшими социологическими категория­ми очень простое: мы занимаем стагус, но играем роль.

Если статус — это позиция в обществе, то роль — модель поведения в со­ответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль — динамическая ха­рактеристика статуса. Поэтому различия между статусом и ролью можно вы­разить иначе: статусописывает общество в неподвижности, т.е. раскрывает статическую картину мира. Рольописывает общество в движении, т.е. рас­крывает динамическую картину мира.

/Щш i 1/ щ1 of (2ii/\

N ГШ* TV?

С%Ш -■'•■At ■' I '-! —te"*-^4 *~ \A

Рис. 38. Статус — позиция в обществе, а роль — модель поведения в соответствии

с этой ролью

«Социальные роли» — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсаль­ных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находя­щегося в определенной социальной позиции. Научная дисциплина или тео­ретическое направление, которое подробнее других изучило эту проблему, называется теорией ролей.

Американский антрополог Р. Линтон,заложивший основы классической теории социальных ролей, полагал, что роль — динамический аспект статуса. Индивид социально приписан к определенному статусу и занимает его в отно­шении к другим статусам. Когда права и обязанности, конституирующие ста-

5Б9

туе, реализуются, индивид исполняет роль2. Линтон отделял статус от роли, говоря, что статус человек занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Статус — это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Нередко по­ведение человека (то, как он играет свою роль) вступает в противоречие с зани­маемым им статусом, например нерадивые студенты, грешные священники и бездарные руководители. ПодходЛинтонастал составной частью функциона­лизма — одной из наиболее влиятельных школ современной социологии.

У Т. Парсонса роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент социальной структуры. Пар-

сонс составил классификацию ролей, исходя их пяти основных характеристик: 1) некоторые роли требуют эмоциональ­ной сдержанности, вто время как другие допускают откровенное выражение чувств; 2) есть роли приписанные, а бы­вают — достигнутые; 3) некоторые роли статусная несовместимость и мобильность - student2.ru ограничены, а другие носят диффузный характер; 4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отноше­ния; 5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.

Другой представитель американской социологии К. Дэвис определяет роль «как способ, которым индивид в данный момент времени выполняет требо­вания своего положения»3. В обществе складываются известные традиции, которые говорят, что следует ожидать от роли жены и домохозяйки, а что вкла­дывается в понятие роли мужа и кормильца. Это некие нормативные этало­ны, разделяемые массовым сознанием и регулирующие поведение огромного числалюдей. Влюбляясь в девушку, мужчина обращает внимание на ее инди­видуальные качества (рост, приятная наружность, цвет глаз и т.п.) и личност­ные качества (скромность, верность и др.). Но вступая в брак, он полагается на то, что в новой для себя роли его избранница будет следовать общеприня­тым эталонам поведения, а именно: быть заботливой матерью, ласковой и внимательной женой, прилежной хозяйкой.

Таким образом, заключение брачного союза, т.е. присоединение (или, скажем иначе, пополнение рядов) к такому важному и чуть ли не самому древнему социальному институту, каким является брак, основано на роле­вых ожиданиях. Социологи придают огромное значение связи двух поня­тий — социального института и социальной роли. То и другое основано на нормативных ожиданиях, социальном поведении, эталонах и стереотипах. Наряду с социологией понятие роли широко используется в социальной ан­тропологии (Р. Линтон, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, С.Ф. Нейдл), в теории малых групп (У.Томас, Ф. Знанецкий,Ч. Кули,Э. Джекобсон), всо-циальной психологии (Т. Шибутани, Э. Зандер и др.), втеории среднего уровня (Р. Мертон), в теории межличностных отношений (К. Рицлер, Э. Шелер), в социометрии (Я. Морено), в теории социализации и психиатрии (3. Фрейд). Роль — это участие (функция) человека или группы в обществе. Этот термин

2 Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936.

■' Davis K. A Conceptual Analysis of Stratification //Amer. Sociol. Rev. 1942. Vol. 7, № 3. P. 312.

был принят социальными учеными для обозначения участия людей в повсед­невной жизни. Роли прочно связаны с индивидуальным статусом, который часто фиксирован и предписан.

Основы теории ролей были впервые изложены в книге Дж. Г. Мида «Со­знание, личность, общество» (1934). Его теория символического интеракци-онизма базируется на трех положениях: 1) в основе человеческого действия в направлении веши лежит значение, приписываемое этой вещи; 2) значе­ние усваивается и модифицируется через процесс интерпретации, исполь­зуемой людьми для понимания вещей; 3) каждый из участников действия должен принять во внимание роль другого, т.е. быть одновременно и акте­ром, и зрителем.

Действительно, социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкрет­ному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

Каждому статусу соответствует своя социальная роль, которая представ­ляет собой модель ожидаемого поведения: каждый раз мы ожидаем столк­нуться с определенным типом поведения, который в нашем сознании ассо­циируется с данным статусом человека. Наша культура навязывает нам пред­ставление о том, как должен себя вести себя вести примерный руководитель фирмы, учитель, образцовая мать или тренер. Например, представление о хорошем отце связано с понятиями сердечной привязанности, родительской заботы и материальной поддержки. В некоторых обществах статус зятя та­ков, что в круг его обязанностей входит избегать любых контактов с тещей — вплоть до того, чтобы немедленно исчезать при ее приближении. В других культурах роль зятя состоит в том, чтобы относиться к теще, как к родной матери. Разные культуры диктуют разное отношение к исполнителям одной и той же роли.

С ролью тесно связаны такие понятия, как ролевые ожидания (экспекта-ции), ролевой конфликт, ролевая напряженность (role-strain), ролевой набор (role-set), адаптация к роли и т.п. В связке понятий «статус — роль» ведущее место принадлежит статусу. Именно поэтому в литературе встречается вы­ражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван под­черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество из­вестных актеров пробовало себя в роли Еамлета, подобно тому как множе­ство выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиня­ются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. Тоже касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы зна­ем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продав­цы ведут себя сходным образом. Исполняя свою социальную роль, они стре­мятся приблизить к приписываемому обществом для этой роли эталону по­ведения. Большинство людей никогда не научится идеально соответствовать своей роли, поскольку приближаться к эталону можно до бесконечности. «В некотором смысле, роль — это путь, которым данный индивид по мере

возможности приближается к модели»4. Никто не вправе сказать о себе, что он идеальный руководитель или идеальный муж.

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе (если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образова­ния и престижа), стремится соответствовать своему статусу и вести себя дол­жным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на кон­кретный статус, называется социальной ролью.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамичес­кая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с соци­альными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, нужно усвоить следующее:

♦ социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаи­модействию;

♦ социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимо­связь статусов относятся к социальным отношениям;

♦ социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в соци­альной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личност­ными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инжене­ра или водителя были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Н. и М., и картина изменилась. Первым делом они по-своему поняли и интерпретировали служебные обязанности. Один посчитал, что являться на работу каждый день необязательно, а вто­рой иначе взглянул на взаимоотношения водителя и пассажиров. Пустой статус превратился в личносто-окрашенную модель поведения — роль.

Латинское слово «persona», сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так, чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, — изобра­жался характер или роль: роль злодея, роль шутника и т.п.

Следовательно, социальная роль и есть маска, которую надевает человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотдели­мой частью собственного Я. Все зависит от степени идентификации с ролью.

Автор одного из самых популярных в мире учебников социологии «При­глашение в социологию» (1963), ведущий представитель феноменологичес­кой социологии Питер Бергер пишет:

...Человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он дол­жен носить, исполняя свои роли. Человеческая персона также пред­стает теперь в драматическом контексте, в полном соответствии с те­атральной этимологией (persona5 — специальный термин, обозначав­ший актерские маски в античном театре). Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификаци­ями. Ранг индивидуальной личности-персоны измеряется числом ро­лей, которые она умеет играть. Теперь персональная биография пред-

4 Davis К. Op. cit. P. 321.

5 Persona (лат.) — букв.: личина, персона, особа. В современных текстах часто употребляется как си­ноним слова «личность».

стает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера бытьтем, кого он играет6.

Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по ули­цам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней сто­лицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, бога­тыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, тор­говцами. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал личность.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и при­том начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ре­бенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относи­тельно поздний продукт социального развития.

«Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ро­лей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководи­тели, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в дру­гую. Какие-то из этих ролей мы играем более длительное время, какие-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличи­тельная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

Вместе с тем нельзя забывать, что социальные роли редко остаются неиз­менными. Они меняются, когда меняется человек, исполняющий ее и отныне занимающий эту должность. Они меняются с течением времени, поскольку меняются представления людей о том, какой должна быть сегодня данная роль, например роль женщины как хозяйки и супруги. И вообще с ролью очень многое связано, например в нее можно очень долго входить, приме­ряя новые правила поведения к себе и своему образу жизни; из роли можно выходить, причем и временно, и навсегда. Временный выход из роли пред­полагает, например, что человек, являющийся президентом страны, в какой-то момент перестает им быть и уходит играть в теннис. Для социолога инте­ресны поведенческие реакции людей при смене ролей: выходитли из своей президентской роли на теннисном корте сам президент, превращаясь в тен­нисиста-любителя. Как ведут себя его партнеры по игре: подыгрывают ли ему, помня, что это все-таки не рядовой игрок, пытаются ли решить во вре­мя поединка свои меркантильные проблемы, сблизиться с первым лицом в государстве и т.п.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996. С. 99-100.

СОДЕРЖАНИЕ РОЛИ

Когда родители приказывают подрастающему сыну возвращаться домой не позднее 11 часов вечера, заставляют делать опостылевшие уроки или на­поминают выбросить мусор из ведра, не стоит думать, что у них плохое на­строение или они не любят своего ребенка. Просто они исполняют свою со­циальную роль. Подростку пока этого не понять. У него список ролей очень короткий, а у некоторых он вообще сведен к минимуму. Но когда сын сам становится отцом, он ведет себя точно так же. Подобный театр — если жизнь можно назвать подмостками большой социальной сцены, — продолжается сотни тысяч лет. И всякий раз дети думают: «Вырасту большим, никогда не буду вести себя так». И всякий раз родители ворчат: «В детстве мы были лучше».

Никому не верьте. Всемирная история давно доказала: в социальной жиз­ни все старо и все повторяется из поколения в поколение. Тинейджеры вы­растают и превращаются в таких же зануд, как их родители, а они никогда не были лучше своих детей. Об этом знали и в Древнем Египте.

Мы живем по неумолимым законам, наверное, так же, как вращаются планеты, рождаются и затухают звезды. Они объективны и всесильны. Свои законы у небесной механики, свои законы у механики социальной. И од­ной из важнейших ее пружин выступает социальная роль.

Сравним содержание статуса и роли. У них разные формулы. Содержа­ние статуса составляет совокупность прав и обязанностей. Следовательно. формула содержания социального статуса такова:

С = П + Об,

где П — права; Об — обязанности.

Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Сте

Наши рекомендации