Статусная несовместимость и мобильность
Статусная несовместимость превращается в фактор социальной мобильности — вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей. Для многих она заканчивается тупиком. Постоянного обитателя тупика называют маргиналом. Маргинальность (от лат. margo — граница, грань, край, marginalis — находящийся на краю) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии при анализе пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. Оно подчеркивает особый социальный статус (обычно низкий), принадлежность к меньшинству, которое находится на границе или вне социальной структуры, ведет образ жизни и исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы (например, контркультура).
Итак, статусная несовместимость может стать одним из источников возникновения маргинальное™. Она может быть вызвана расхождениями в нисходящей и восходящей мобильности. Поэтому статусная несовместимость известна также как проблема маргинального человека5. Маргинал — человек, оторвавшийся от одного слоя, класса, культуры и не приставший к другому. Он застрял на перепутье. Это индивид, стоящий между двумя социальными мирами, например сельские жители Европы, мигрировавшие в крупные города США. Исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого показало, что дети эмигрантов, т.е. второе поколение американцев, отрицательно относились к ценностям и образу жизни родителей, но в то же время они не были еще окончательно приняты окружающими как стопроцентные американцы6.
Понятие маргинальное™ имеет отношение не только к социальным статусам, но и к социальному пространству, так как выражает положение или состояние со специфическими «топологическими» свойствами, а именно:
Lowry R.P., Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y., 1972. P. 278. Thomas W.I., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. N.Y., 1918.
способность находиться на краю, на границе социального бытия и человеческой реальности в целом, занимать крайнее, предельное положение или состояние. Таким образом, понятие «маргинальность» коррелируете понятиями «граница» и «предел», однако не только в значении статического пребывания на границе или у предела, но в смысле динамическом, т.е. как выражение самого процесса перехода, пересечения границы или достижения и преодоления предела7.
Статусная несовместимость относительна. Ее может быть много и мало. Количественная вариация показывает степень статусной несовместимости. Первыми попытались измерить степень статусной несовместимости американские социологи У. Уорнер и Л. Срол в 1945 г., а в 1959 г. — Л. Брум8. На основе сравнения профессионального, поселенческого и классового рангов, которыми обладают те или иные этнические группы, удалось вычислить разницу и установить высокую и низкую степени несовместимости либо ее полное отсутствие.
В частности, Уорнер обнаружил, что только коренные белые американцы имеют стопроцентную статусную совместимость9. Иными словами, у них полностью совпали высокий профессиональный престиж, качество и тип жилища, а также классовый индекс (включая доход). В свою очередь, у евреев был высокий профессиональный статус, но несколько ниже качество и тип жилища, классовый индекс. Уорнер назначил им частичную статусную несовместимость. Очень высокой статусная совместимость была у ирландцев, которые мало уступали коренным белым американцам: как и у американцев, у них не обнаружен разброс в показателях всех трех статусов, хотя количественно ранги были несколько ниже.
Значительная несовместимость выявилась у греков, поляков, итальянцев и представителей этнических меньшинств США. У них были низкие ранги по всем статусам. Причем классовый индекс намного уступал качеству и типу жилья, а последние были ниже их профессионального престижа. В конце шкалы находились русские эмигранты. Они имели низкие ранги по всем трем показателям. Их особенность заключалась в том, что поселенческий статус был самым низким из всех показателей, а классовый — самым высоким из тех, какими они обладали.
Социологи установили, что процесс аккультурации (вживание в новую культуру) у эмигрантов растягивается во времени, в течение которого активизируются агрессивные выходки и погромы, свидетельствующие о наличии ценностного конфликта. Это заканчивается, как правило, совершением криминальных действий, а также развитием комплекса неполноценности. Лишь в третьем поколении иммигранты могут чувствовать себя полноценными представителями американской нации.
Питер Блау в своей системе стратификации выделил четыре категории людей:
♦ устойчиво высокие (средний и высший классы);
♦ устойчиво низкие (низший класс);
♦ продвигающиеся наверх (покидающие низкие статусы и перемещающиеся в высокие);
7 Гурин СП. Маргинальная антропология. — http://anthropology.ru/ru/lexts/gurin/marigin.
8 Брум Л. Социальная дифференциация и стратификация // Социология сегодня. М, 1965. С. 477-492.
9 Warner W.L., Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups. New Haven, 1945. P. 96.
Б2
♦ продвигающиеся вниз (покидающие высокий статус и перемещающиеся в низкие). Он обнаружил, что имеющие устойчиво высокие и низкие статусы в большей степени интегрированы в свое сообщество и находятся в безопасности. Они дружат семьями, имеют множество друзей по месту работы и по месту жительства. Две другие категории людей находятся на перепутье — между старыми и новыми социальными связями10.
Продвигающиеся наверх больше всего беспокоятся о своем статусе. Они относятся к национальным меньшинствам с большим предубеждением, чем представители других трех категорий. Чем больше они теряют старых друзей и соседей, тем сильнее склонны искать поддержку в конъюгальной семье (семье, основанной на супружеских отношениях, а не на родственных). Подобный способ адаптации к напряжению делает их в конечном счете похожими на тех, у кого устойчиво высокий статус, ибо и они тесно связаны с конъюгальной семьей, чем вызывают у других людей впечатление сверхконформизма.
Восходящая мобильность заставляет индивидов принимать даже большие обязательства, чем они ожидали от себя, т.е. приспосабливаться к ценностям и нормам более высокого уровня, чем требуется в повседневной жизни того слоя, куда они вошли. Иначе говоря, они более строги в части соблюдения аристократических манер и этикета, чем прирожденные аристократы. Продвигающиеся вниз попадают в среду, где нет прежней строгости в соблюдении статусных правил и преданности своей семье.
При восходящей мобильности человек потерял старых друзей, но не успел обзавестись новыми. При нисходящей мобильности со старыми друзьями человек чувствует себя неудачником и неохотно обзаводится новыми. В результате оба становятся маргиналами, но по разным причинам.
Статусная несовместимость может исчезать и появляться вновь. К традиционному статусу женщины быть домохозяйкой индустриальная эпоха добавила еще один — работника. Однако старый и новый статусы пришли в противоречие друг с другом, поскольку невозможно одинаково эффективно и почти одновременно выполнять обе роли. Каждая требует массу времени и квалификации. И все-таки их удалось совместить. Гораздо труднее совместить статусы-роли хорошей матери и эффективного работника, а также хорошей жены и эффективного работника. Уставшая женщина — далеко не лучший сексуальный партнер. А время, нужное производству, необходимо отдавать воспитанию детей.
Таким образом, новый статус «работник» пришел в противоречие с тремя традиционными — домохозяйка, мать, жена. Согласно исследованиям, в повседневной жизни самыми раздражительными оказываются замужние работающие женщины-матери. Женщины по существу трудятся на двух работах с полным рабочим днем. Если женщины разрываются между профессиональной деятельностью, домом и детьми, они могут оказаться не в состо-
10 Lowry R.P., Rankin R.P. Op. cit. P. 280.
янии уделить достаточно времени домашним делам, мужьям и, что бывает очень часто, самим себе. Специалисты, консультирующие работающих женщин, рассказывают, что у своих пациенток они наблюдают многие симптомы физического и психологического стресса — от раздражительности до язвы, от потери интереса к сексу до бессонницы. Исследование, проведенное докторами философии из Вашингтонского университета Марсией Киллиен и Мари Аннетт Браун, доказало, что многие женщины сознательно идут на ограничение сна, чтобы успеть больше сделать или, что может быть для них еще важнее, побыть немного в одиночестве".
Социальные группы, в которые входит один и тот же человек, занимают
разное место на шкале социального престижа: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т.д. Престиж у них разный, а индивиду хочется, чтобы он был одинаковым. Возможно, президенту страны хочется быть первым не только на политическом Олимпе, но также на теннисном корте, в семейном кругу, в дружеской компании. Но он средний теннисист и далеко не остроумный собеседник. Однако окружающие начинают подыгрывать первому лицу в государстве: проигрывают на спортивной площадке, смеются над плоскими шутками, сверх меры услуживают дома.
Причины кроются не в личных пороках окружающих, а в понимании того, что первое место в одной иерархии автоматически предполагает занятие первых мест во всех других. Не всегда, но часто так и происходит. Важная персона в политике не может смириться со вторыми ролями, которые ей отводят в других сферах жизни. Человек внутренне не готов к статусной дисгармонии и пытается установить ее любыми способами. Особенно легко ему удается это при поддержке окружающих. В восточных деспотиях правителю лгали и льстили все придворные, и это считалось хорошим тоном: он самый умный, самый сильный, самый могучий, самый быстрый и т.п.
Итак, статусная несовместимость — занятие различных рангов в различных иерархиях.
При этом для общества особенно нежелательны люди с высоким приписываемым статусом, но низким достигаемым. Например, белый, англосак-сонец, протестант, мужчина работает судомоем. Приписываемый статус заставляет его надеяться на лучшую судьбу, а низкий достигаемый статус приносит неудовлетворенность и заставляет агрессивно относиться к первому типу людей — с низким приписываемым статусом и высоким достигаемым. Из таких формируются ряды Ку-клукс-клана и фашистские партии, где подчеркивается превосходство врожденных черт — белая раса, мужской пол, протестантские корни и умаляются такие черты, как небелый, еврей, католик, коммунист, гомосексуалист, женский пол. Таким образом, мы вычленили структурные факторы рекрутирования нацистов и куклуксклановцев, а не индивидуальные12.
" Уоллис Л. Суперстресс. — http://www.kid.ru/zdorova/72.php3. 12 Hess В.В., Markson E.W.. Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 199.
Другой пример: сравнительно низкий производственный ранг женщины часто вызовет сомнение у подчиненных в ее высоких профессиональных качествах как руководителя отдела. Принято считать, что женщины — плохие руководители. Еще одна ситуация: официально запрещается совмещать функции народного депутата и министра.
Итак, некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие — в противоречии. Это называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий — в другой.
Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, членом которых он является.
Рассмотрев статусную несовместимость как противоречие в статусном наборе одного и того же индивида, а именно так и понимается данная категория в большинстве зарубежных источников, мы вместе с тем должны предупредить читателя, что проблема этим не исчерпывается. Под статусной несовместимостью, на наш взгляд, надо также понимать особую форму отношения между двумя индивидами (разумеется, выразителями интересов больших социальных i рупп, как это принято в социологии), участвующими в одном и том же социальном действии. Первым примером служит экономический конфликт между наемным работником и работодателем по поводу определения размера заработной платы, вторым — внутрисемейный конфликт между мужем-кормильцем и женой-домохозяйкой.
В основе экономического конфликталежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистическим) между собственником и наемным работником. Собственники — крупная и мелкая буржуазия, наемные работники — большинство из нас. Оплата труда работников, особенно если они образованны и квалифицированны, обходится предпринимателям в значительную сумму. Предприниматели, чтобы уменьшить бремя расходов, заменяют специалистов там, где возможно, автоматическими системами.
Суть конфликта заключается в том, что предпринимателю выгодно уменьшить заработную плату до нуля. Для него она — вычеты из прибыли. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматель теоретически должен свести к минимуму заработную плату работника. Такова теоретическая, еще раз подчеркнем это, тенденция. На практике работодатель повышает заработную плату, но пропорционально повышению работником своей производительности труда. Если не будет роста выработки, т.е. исполнитель не захочет или поленится трудиться, как положено, то ему заработную плату не повысят. Напротив, ее понизят либо работника уволят.
Почему речь идет о теоретической тенденции? Дело в том что с точки зрения политэкономической теории, интересы предпринимателя и наемного работника, и в свое время Карл Маркс это доказал в бессмертном «Капитале», несовместимы, т.е. антагонистичны. Направленные в противоположные стороны экономические интересы никогда не смогут ужиться «под одной крышей», т.е. в рамках одного статусного действия. Временно классовый мир на предприятии может установиться. Статусное равновесие двух субъектов, преследующих разные экономические, социальные и политические цели, двух классов общества необходимо постоянно поддерживать. Если предприниматель недоплатит работникам, то с их стороны последует негативная реакция — переход на другое предприятие, протест, забастовка.
Статусы собственника и наемного работника несовместимы, они разнонаправленны. Между ними, как между двух огней, в поисках компромисса мечется менеджер. Он занимает двойственную (противоречивую) статусную позицию: с одной стороны, он — наемный работник, а с другой — сотрудник администрации (защищает интересы администрации). Если этот менеджер — начальник отдела кадров (ныне — департамента управления персоналом), то метаться между двумя непримиримыми лагерями, улаживая социальные отношения, — его судьба, его работа. Но для всех других, особенно для директора, это непроходящая головная боль.
Рис. 36. Менеджер занимает двойственную статусную позицию: он и наемный работник,
и сотрудник администрации
Таким образом, при анализе экономического конфликта мы выявили:
♦ статусную несовместимость;
♦ разные модели поведения, вытекающие из разных статусов;
♦ взаимодействие, возникающее как пересечение этих моделей поведения, где каждая сторона, конкурируя с другой, пытается защитить свои интересы.
Рассмотрим пример статусных нарушений внутри семейной структуры. В семье муж и жена выполняют четыре главные роли, которые составляют основу их статусов, а именно: сексуального партнера, социального партнера, кормильца/домохозяйки и социализатора. Муж обязан приносить домой достаточную сумму денег, а жена — следить за порядком в доме. Мир и благополучие в семье зависят от того, насколько правильно и полно супруги выполняют свои роли. Семейную гармонию можно определить на языке социологической науки как функциональную совместимость ролей. Но если в ролевом наборе статуса мужа или статуса жены возникают нарушения, в семье появляется страшная болезнь — статусная (или ролевая) несовместимость. Так, сексуальная роль, входящая в ролевой набор того и другого ста-
тусов, т.е. мужа и жены, предполагает супружескую верность. Появление любовника или любовницы означает не только то, что один из супругов плохо выполняет свои сексуальные обязанности, но также и то, что в ролевом наборе произошла трещина. Действительно, статус верного супруга несовместим со статусом (ролью) любовника. Это явление надо именовать статусной несовместимостью.
Рис. 37. Классический пример статусной несовместимости у женщины
Она может проявиться и в другом. Основное требование к кормильцу — получать денег больше, чем другие члены семьи (жена, дети). Теряя функцию кормильца, муж теряет право занимать место главы семьи. Если муж получает меньше, чем жена, возникает дисфункция, или статусная несовместимость. Она наблюдается в тех случаях, когда мужчина теряет работу и превращается в безработного, когда на основной и дополнительной работе суммарный доход мужа меньше, чем доход жены (например, жена — предприниматель, а муж — инженер).
Жена может смириться с тем, что муж потерял работу, но только как с временным явлением. После некоторого периода муж должен найти работу. Если этого не происходит, то, как правило, следует семейный кризис или развод. Мужу приходится обращаться к нелегальным каналам трудоустройства, в том числе криминальным.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Мы убедились, что статус — основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры, статусы суть пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Одну и ту же работу можно выполнять по-разному. На свете нет даже двух одинаковых бюрократов, хотя мы считаем, что все они на одно лицо. То, как человек, занимающий данную позицию, выполняет предписанные ей права и обязанности, относится не к структуре, а к культуре, поскольку речь идет о поведении. Постепенно мы перешли от структуры к культуре, от статуса к роли. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре. Роль — это динамическая, т.е. поведенческая сторона статуса.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус — структурная ячейка общества, роль — его динамический аспект, ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например законы, являются формальными, другие, скажем умение вести себя за столом, — неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение)1.
Наиболее близкая аналогия — это, пожалуй, элементарная частица в физике. С одной стороны, это корпускула, т.е. структурная единица, обладающее точными пространственными координатами, а с другой — волна, размытое в пространстве пятно, не имеющее точных координат, зато постоянно находящееся в движении. Корпускула и волна — два противоположных и в то же время взаимодополнительных образа элементарной частицы.
Итак, в физике элементарная частица — это единство статического и динамического образов мира. Для описания каждого из них есть свой поня-
1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 90.
тайный аппарат. Точно так же в социологии по поводу статуса и роли существуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не противореча друг другу.
Различие между двумя важнейшими социологическими категориями очень простое: мы занимаем стагус, но играем роль.
Если статус — это позиция в обществе, то роль — модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль — динамическая характеристика статуса. Поэтому различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статусописывает общество в неподвижности, т.е. раскрывает статическую картину мира. Рольописывает общество в движении, т.е. раскрывает динамическую картину мира.
/Щш i 1/ щ1 of (2ii/\
N ГШ* TV?
С%Ш -■'•■At ■' I '-! —te"*-^4 *~ \A
Рис. 38. Статус — позиция в обществе, а роль — модель поведения в соответствии
с этой ролью
«Социальные роли» — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Научная дисциплина или теоретическое направление, которое подробнее других изучило эту проблему, называется теорией ролей.
Американский антрополог Р. Линтон,заложивший основы классической теории социальных ролей, полагал, что роль — динамический аспект статуса. Индивид социально приписан к определенному статусу и занимает его в отношении к другим статусам. Когда права и обязанности, конституирующие ста-
5Б9
туе, реализуются, индивид исполняет роль2. Линтон отделял статус от роли, говоря, что статус человек занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Статус — это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Нередко поведение человека (то, как он играет свою роль) вступает в противоречие с занимаемым им статусом, например нерадивые студенты, грешные священники и бездарные руководители. ПодходЛинтонастал составной частью функционализма — одной из наиболее влиятельных школ современной социологии.
У Т. Парсонса роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент социальной структуры. Пар-
сонс составил классификацию ролей, исходя их пяти основных характеристик: 1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, вто время как другие допускают откровенное выражение чувств; 2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые; 3) некоторые роли ограничены, а другие носят диффузный характер; 4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения; 5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.
Другой представитель американской социологии К. Дэвис определяет роль «как способ, которым индивид в данный момент времени выполняет требования своего положения»3. В обществе складываются известные традиции, которые говорят, что следует ожидать от роли жены и домохозяйки, а что вкладывается в понятие роли мужа и кормильца. Это некие нормативные эталоны, разделяемые массовым сознанием и регулирующие поведение огромного числалюдей. Влюбляясь в девушку, мужчина обращает внимание на ее индивидуальные качества (рост, приятная наружность, цвет глаз и т.п.) и личностные качества (скромность, верность и др.). Но вступая в брак, он полагается на то, что в новой для себя роли его избранница будет следовать общепринятым эталонам поведения, а именно: быть заботливой матерью, ласковой и внимательной женой, прилежной хозяйкой.
Таким образом, заключение брачного союза, т.е. присоединение (или, скажем иначе, пополнение рядов) к такому важному и чуть ли не самому древнему социальному институту, каким является брак, основано на ролевых ожиданиях. Социологи придают огромное значение связи двух понятий — социального института и социальной роли. То и другое основано на нормативных ожиданиях, социальном поведении, эталонах и стереотипах. Наряду с социологией понятие роли широко используется в социальной антропологии (Р. Линтон, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, С.Ф. Нейдл), в теории малых групп (У.Томас, Ф. Знанецкий,Ч. Кули,Э. Джекобсон), всо-циальной психологии (Т. Шибутани, Э. Зандер и др.), втеории среднего уровня (Р. Мертон), в теории межличностных отношений (К. Рицлер, Э. Шелер), в социометрии (Я. Морено), в теории социализации и психиатрии (3. Фрейд). Роль — это участие (функция) человека или группы в обществе. Этот термин
2 Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936.
■' Davis K. A Conceptual Analysis of Stratification //Amer. Sociol. Rev. 1942. Vol. 7, № 3. P. 312.
был принят социальными учеными для обозначения участия людей в повседневной жизни. Роли прочно связаны с индивидуальным статусом, который часто фиксирован и предписан.
Основы теории ролей были впервые изложены в книге Дж. Г. Мида «Сознание, личность, общество» (1934). Его теория символического интеракци-онизма базируется на трех положениях: 1) в основе человеческого действия в направлении веши лежит значение, приписываемое этой вещи; 2) значение усваивается и модифицируется через процесс интерпретации, используемой людьми для понимания вещей; 3) каждый из участников действия должен принять во внимание роль другого, т.е. быть одновременно и актером, и зрителем.
Действительно, социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
Каждому статусу соответствует своя социальная роль, которая представляет собой модель ожидаемого поведения: каждый раз мы ожидаем столкнуться с определенным типом поведения, который в нашем сознании ассоциируется с данным статусом человека. Наша культура навязывает нам представление о том, как должен себя вести себя вести примерный руководитель фирмы, учитель, образцовая мать или тренер. Например, представление о хорошем отце связано с понятиями сердечной привязанности, родительской заботы и материальной поддержки. В некоторых обществах статус зятя таков, что в круг его обязанностей входит избегать любых контактов с тещей — вплоть до того, чтобы немедленно исчезать при ее приближении. В других культурах роль зятя состоит в том, чтобы относиться к теще, как к родной матери. Разные культуры диктуют разное отношение к исполнителям одной и той же роли.
С ролью тесно связаны такие понятия, как ролевые ожидания (экспекта-ции), ролевой конфликт, ролевая напряженность (role-strain), ролевой набор (role-set), адаптация к роли и т.п. В связке понятий «статус — роль» ведущее место принадлежит статусу. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».
Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван подчеркнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Еамлета, подобно тому как множество выпускников медицинского института становятся врачами.
Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. Тоже касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом. Исполняя свою социальную роль, они стремятся приблизить к приписываемому обществом для этой роли эталону поведения. Большинство людей никогда не научится идеально соответствовать своей роли, поскольку приближаться к эталону можно до бесконечности. «В некотором смысле, роль — это путь, которым данный индивид по мере
возможности приближается к модели»4. Никто не вправе сказать о себе, что он идеальный руководитель или идеальный муж.
Индивид, занимающий высокую позицию в обществе (если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа), стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется социальной ролью.
Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, нужно усвоить следующее:
♦ социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
♦ социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
♦ социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.
Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Н. и М., и картина изменилась. Первым делом они по-своему поняли и интерпретировали служебные обязанности. Один посчитал, что являться на работу каждый день необязательно, а второй иначе взглянул на взаимоотношения водителя и пассажиров. Пустой статус превратился в личносто-окрашенную модель поведения — роль.
Латинское слово «persona», сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так, чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, — изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника и т.п.
Следовательно, социальная роль и есть маска, которую надевает человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного Я. Все зависит от степени идентификации с ролью.
Автор одного из самых популярных в мире учебников социологии «Приглашение в социологию» (1963), ведущий представитель феноменологической социологии Питер Бергер пишет:
...Человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли. Человеческая персона также предстает теперь в драматическом контексте, в полном соответствии с театральной этимологией (persona5 — специальный термин, обозначавший актерские маски в античном театре). Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями. Ранг индивидуальной личности-персоны измеряется числом ролей, которые она умеет играть. Теперь персональная биография пред-
4 Davis К. Op. cit. P. 321.
5 Persona (лат.) — букв.: личина, персона, особа. В современных текстах часто употребляется как синоним слова «личность».
стает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера бытьтем, кого он играет6.
Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал личность.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития.
«Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Какие-то из этих ролей мы играем более длительное время, какие-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.
Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.
Вместе с тем нельзя забывать, что социальные роли редко остаются неизменными. Они меняются, когда меняется человек, исполняющий ее и отныне занимающий эту должность. Они меняются с течением времени, поскольку меняются представления людей о том, какой должна быть сегодня данная роль, например роль женщины как хозяйки и супруги. И вообще с ролью очень многое связано, например в нее можно очень долго входить, примеряя новые правила поведения к себе и своему образу жизни; из роли можно выходить, причем и временно, и навсегда. Временный выход из роли предполагает, например, что человек, являющийся президентом страны, в какой-то момент перестает им быть и уходит играть в теннис. Для социолога интересны поведенческие реакции людей при смене ролей: выходитли из своей президентской роли на теннисном корте сам президент, превращаясь в теннисиста-любителя. Как ведут себя его партнеры по игре: подыгрывают ли ему, помня, что это все-таки не рядовой игрок, пытаются ли решить во время поединка свои меркантильные проблемы, сблизиться с первым лицом в государстве и т.п.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996. С. 99-100.
СОДЕРЖАНИЕ РОЛИ
Когда родители приказывают подрастающему сыну возвращаться домой не позднее 11 часов вечера, заставляют делать опостылевшие уроки или напоминают выбросить мусор из ведра, не стоит думать, что у них плохое настроение или они не любят своего ребенка. Просто они исполняют свою социальную роль. Подростку пока этого не понять. У него список ролей очень короткий, а у некоторых он вообще сведен к минимуму. Но когда сын сам становится отцом, он ведет себя точно так же. Подобный театр — если жизнь можно назвать подмостками большой социальной сцены, — продолжается сотни тысяч лет. И всякий раз дети думают: «Вырасту большим, никогда не буду вести себя так». И всякий раз родители ворчат: «В детстве мы были лучше».
Никому не верьте. Всемирная история давно доказала: в социальной жизни все старо и все повторяется из поколения в поколение. Тинейджеры вырастают и превращаются в таких же зануд, как их родители, а они никогда не были лучше своих детей. Об этом знали и в Древнем Египте.
Мы живем по неумолимым законам, наверное, так же, как вращаются планеты, рождаются и затухают звезды. Они объективны и всесильны. Свои законы у небесной механики, свои законы у механики социальной. И одной из важнейших ее пружин выступает социальная роль.
Сравним содержание статуса и роли. У них разные формулы. Содержание статуса составляет совокупность прав и обязанностей. Следовательно. формула содержания социального статуса такова:
С = П + Об,
где П — права; Об — обязанности.
Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Сте