Динамика статусного портрета общества
Впервые специфически социальное время в социокультурной форме было рассмотрено П. Сорокиным и Р. Мертоном. Они сформулировали фундаментальную зависимость социального времени от социальных структур: «система времени варьирует вместе с социальной структурой», а точки отсчета социального времени определяются социально значимыми событиями. Социальное время у них имеет социальные истоки и наполнено культурным содержанием4.
Не только у индивида (рис. 30), но и у человеческого общества статусный портрет изменяется во времени. Если взять всю историю человечества и поместить на оси ОХ исторические эпохи от первобытной до современности (своего рода жизненный цикл общества), а на оси О доставить количество статусов, то мы получим новую кривую (рис. 34).
Sorokin P., Merton R. Social Time. A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. 1937. Vol. 42. № 5. P. 615-629.
Сравним два графика — на рис. 30 и рис. 34. В том и другом случаях изображен жизненный цикл, только в одном случае индивида, а в другом — общества. Их кривые не тождественны. Статусный портрет индивида напоминает скорее параболу, если из трех возможных жизненных траекторий старости оставить одну — наиболее типичную (вариант В). Относительно оси симметрии две половины жизни человека — по количеству статусов — одинаковы.
Рис. 34. Динамика коллективного статусного портрета
По-другому выглядит кривая жизненного цикла общества. В отличие от индивидуального, жизненный цикл общества не завершен. Иными словами, отдельный человек смертен, общество в целом — бессмертно (во всяком случае теоретически). Точками жизненного цикла человека выступают детство, зрелость и старость. Точками жизненного цикла общества служат главные исторические эпохи — древность, Средневековье, Новое время и современность.
Отличительная черта графика жизненного цикла общества — резкая устремленность вверх в конце графика. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.
Чем ближе к современности, тем резче возрастает количество статусов и поднимается вверх кривая.
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ индивида представляет собой перевернутую параболу, а социальное время общества напоминает гиперболу.
Интерпретировать данную тенденцию можно только одним способом: по мере приближения к современности скорость социального и научно-технического прогресса возрастает. Это означает, что по мере приближения к современности нарастает разделение общественного труда, которое, подобно мощной фабрике, наращивает темпы производства. «Фабрика», как известно, изготовляет социальные статусы.
СТАТУСНАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ
Как известно, один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Человек не просто принадлежит к разным группам, но он еще может принадлежать к таким группам, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; в сфере производства мужчины обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т.д.