Конкретные виды статусных символов
В категорию статусных символов попадают также представленные ниже веши, атрибуты, характеристики и знаки.
Государственный флаг — символизирует принадлежность соответствующей территории к данному государству или служит выражением лояльности гражданина к своему государству.
Вензель: 1) начальные буквы имени и фамилии, имени и отчества или двух имен; 2) изображение инициалов императора, императрицы, великих князей на эполетах и погонах генерал- и флигель-адъютантов, а также всех чинов «шефских» полков. У генералов и офицеров вензели были шиты золотом или серебром, у нижних чинов наносились краской; 3) нагрудный знак статс-секретарей Его императорского величества (с 1872 г.).
Венцы— короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания. Венцы — необходимая принадлежность таинства брака, поэтому само бракосочетание называется венчанием. Употребление брачных венцов, равно как и обозначение обряда бракосочетания венчанием, встречается у многих народов древности. Первое упоминание об употреблении венцов в христианской церкви находится у Тертуллиана, а позже у Григория Назианзина, св. Иоанна Златоуста и др. В древней церкви брачные венцы изготовляли из древесных ветвей и цветов. Позже их стали делать из благородных металлов и украшать драгоценными камнями. Форма их была разнообразна: пирамидальная, цилиндрическая, коническая и др. Духовно-символическое значение венцов в таинстве брака, по объяснению св. Иоанна Златоуста, заключается в знаме-новании победы, одержанной целомудрием (при повторных браках обоих брачующихся венцы обычно не употребляются).
Вериги— железные оковы или согнутые железные цепи, носимые подвижниками-аскетами на теле, часто под одеждой, на руках и ногах. Вериги состоят из кованых металлических пластин-звеньев, соединенных между собой подвижно скобами. Передняя пластина имеет форму креста, от которого отходят прямоугольные пластины-звенья, замыкающиеся на спинной квадратной пластине. В православной аскезе ношение вериг использовалось для умерщвления плоти, т.е. победы над страстями.
Они находятся в одном ряду с другими формами и орудиями телесного подвига, такими, как ограничение себя в пище, сне, лишение себя элементарных человеческих удобств, многочисленные земные поклоны. Все они служили средством приготовления подвижника к внутреннему подвигу — очищению души. Однако у некоторых людей и отдельных народов ношение вериг и другие формы телесного подвига превращались в самоцель. Святые
отцы предупреждали своих учеников об этой опасности. Когда у преподобного Серафима Саровского один юноша попросил благословения на ношение вериг, преподобный не дал благословения и сказал ему: «Делай добро своим обидчикам, вот тебе и вериги».
Власяница— волосяная одежда, одежда из грубой колючей шерсти, надеваемая монахом на голое тело для «смирения плоти»; отличительный знак аскета. Чаще всего власяницу носили люди, принадлежащие к монашескому сану.
Визитная карточка— в России до 1917 г. выполненная типографским способом на тонком картоне маленькая карточка с указанием фамилии, имени, отчества, чина, должности, титула, герба, если он был. Ее вручали при знакомстве либо оставляли швейцару в передней при отсутствии хозяев и пр. Девушки их не имели и приписывали свое имя карандашом на визитке матери. У низших сословий визитных карточек также не было. Сегодня визитная карточка по-прежнему служит статусным символом, но уже для гораздо более широких слоев населения. Она стала формой выражения контактно-адресной информации. В переносном смысле она означает обобщенный образ, форму представления, имидж чего либо, например Кремль — визитная карточка Москвы.
Вилла(от лат. villa — усадьба, поместье) — загородный дом с садом или парком, символ принадлежности к высшему классу в любом обществе. В Древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Комплекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125—135 гг. н.э.). В эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады. Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменила сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. В XIX—XX вв. виллой называется комфортабельный одно-семейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.
Вицмундир(от лат. vice — вместо, наподобие) — в дореволюционной России — форменный сюртук гражданских чиновников; форменный, непарадный мундир для повседневного ношения в отличие от мундира с шитьем, надевавшегося в торжественных случаях; того же покроя и из того же сукна, что и мундир. Вицмундир у чинов императорского двора имел двойные галуны на груди, полах, фалдах и рукавах. Вицмундир кирасирских офицеров —белый, пехотного покроя с воротником и обшлагами. У гусар вицмундир был темно-зеленый. К вицмундиру гусары надевали темно-зеленые без расшивки чакчиры (узкие суконные штаны) с короткими сапогами — ботиками. В Кавалергардском и лейб-гвардии Конном полках вицмундир был красный. Военная форма русских генералов в XIX в. разделялась на городскую и походную. Было несколько видов городской формы: парадная (вицмундир с эполетами, ордена с лентой, шарф, каска с султаном, шпага пехотного образца); праздничная (вицмундир такой же, как парадный, но ордена без ленты); воскресная (вицмундир темно-зеленый, шаровары поверх сапог, сабля пехотного образца). В походе генералы носили вицмундир с погонами, серо-синие шаровары, заправленные в сапоги, пехотную саблю.
В переносном смысле вицмундир обозначает официальную одежду, социальную маску, которую человеку приходится одевать, когда он уходит на службу. Он не обязательно служит символом высокого статусного положения. Вицмундир, как это показали в своих произведениях Ф. Достоевский и Н. Гоголь, может быть весьма заношенным и характеризовать чиновника низшего ранга. До революции 1917 г. существовали вицмундиры: студенческий, учительский, военный, чиновный, инженерный и т.д. Герб (от польск. herb, от нем. erben — наследовать) — особое символическое изображение, выражающее сословное отличие, генеалогию лица, рода, круг идей политического и исторического характера, природные особенности, хозяйственную специфику страны, территории, а в корпоративных гербах — специфику происхождения товаров (состав, географические особенности, национальная принадлежность, давность традиций и т.д.).
Существуют целые династии, которые из поколения в поколение занимаются одним и тем же делом — врачи, художники, музыканты, промышленники, политики. Они накопили огромный капитал: интеллектуальный (знания, квалификация, профессиональные секреты), культурный (специфические традиции и обычаи, бытовой уклад, авторские книги и картины и т.д.), социальный (связи и знакомства, привилегии, звания), который они готовы защитить и передать своим потомкам. Эстафета поколений должна продолжаться непрерывно, но она должна быть: притягательной для потомков; престижной и конкурентной в сравнении с другими; защищенной правами и гарантированной от фальсификации. Удовлетворить всем этим требованиям призван родовой герб.
Гербы подразделяют на следующие категории: 1) государственные — геральдические эмблемы территорий, входящих в состав государства; 2) местные — геральдические эмблемы, присвоенные городам, областям; 3) сообществ (торговых, политических и др.) — геральдические эмблемы, принадлежащие различным корпорациям, цехам, учреждениям, предприятиям, клубам и т.п.; 4) родовые (фамильные) — переходят по наследству лицам одного и того же рода. В числе родовых гербов особое место занимают дворянские. Различались гербы нетитулованных природных и жалованных дворян, баронов остзейского и русского происхождения, графов, сиятельных и светлейших князей, членов императорской фамилии. Гербы размещался на печатках, визитных карточках, белье, посуде, дверцах экипажей, фронтонах домов. В состав герба входили щит, шлем или шлемы, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, сень, девиз или некоторые из этих элементов.
Гербы различаются цветом, фигурами, рисунками, создаются по специальным правилам и описываются специальными терминами. Особенно урожайной эпохой оказалось Средневековье, когда геральдика выработала статусную систему цветов. К примеру, если гербовладелец блистал в обществе или сделал удачную карьеру, то в гербе обязательно присутствовал желтый (золотой) цвет; если гербовладелец был мужественным воином, то на гербе присутствовал красный цвет. Традиционно герб был не только признанным знаком отличия и благородного происхождения, но и накладывал на гербовл ад ельца определенную ответственность за свои поступки. Истории геральдики известны случаи, когда на владельца герба налагались определенные взыскания за неблаговидные поступки, эти взыскания отражались на гербе (например, намеренное искажение формы щита), и их нельзя было самовольно устранить.
1 ербы составляются по очень строгим правилам и служат постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества, учреждения, города, области или государства. Гербом, жалованным определенному лицу (роду и т.п.), никто не мог воспользоваться, кроме как с дозволения владельца герба и только в установленном законом порядке.
Возникновение гербов как родовых наследственных знаков в Западной Европе относится к эпохе крестовых походов (XI—XII вв.). Со временем гербы начали изображать на знаменах, денежных знаках, печатях, на бумаге и т.п. В России первые дворянские гербы появились в конце XVI — начале XVII в. В советский период, после отмены сословий, гербы отдельных лиц и родов были упразднены (1917).
Старинные дворянские гербы выполняли множество функций — политических, социальных и культурных. С их помощью потомки ощущали психологическую причастность ко всем поколениям своего рода, ко всем предкам, гордились их завоеваниями и достижениями. Идентификация со своим родом — важная социально-психологическая функция герба.
Родовые гербы происходят от родовых знаков, которыми владельцы отмечали свое имущество: скот, утварь, строения и т.д. Сегодня герб зачастую не выполняет функции определения статуса, но отражает династичность и традиции определенного рода. Остается и изначальная функция нанесения на предметы собственности: дома, столовые приборы, одежду и т.д.
Герб выполнял, пусть и не прямым образом, воспитательную и социализирующую функцию. Подобно знамени полка, он защищался в бою, изучался потомками, анализировался историками, а членов рода стимулировал вести себя в соответствии с дворянской честью и нравственными принципами своего рода.
Культурная и эстетическая функции герба выражались во внешней обстановке родового замка или родового поместья: члены династии окружали себя символами, напоминающими им о сопричастности с родом. Это могли быть детали, интерьера, одежды, украшения, картины с изображением герба — традиционного носителя информации о качествах, достоинствах и достижениях членов рода. Диадема (от греч. diadema — головная повязка, от diadeo — обвязываю) — женское головное драгоценное украшение в форме короны. Первоначально — головная повязка персидских царей и древнегреческих жрецов, позднее — головной убор царей как знак верховной власти. Когда-то диадемой служила простая лента из льняной или шерстяной ткани. «Египетская диадема» украшалась на лбу эмблемой — уреем, изображением змеи. «Персидская диадема» представляла собой голубую ленту с белыми полосами, повязанную вокруг тиары. В Западной Европе в средние века диадема представляла собой металлический обруч, часто из отдельных золотых пластин, скрепленных петлями. Пластины украшались эмалью, драгоценными камнями, жемчугом. Позже диадему сменила корона. Должностные знаки — знаки, присвоенные некоторым должностям или званиям. Их носили при исполнении служебных обязанностей. В России к ним относились булава, бунчук, насека, а также особые, преимущественно нагрудные знаки в форме медали или бляхи; их носили даже почтальоны. В XIX в. получили широкое распространение знаки мировых посредников, земских начальников, волостных старшин, городских голов, членов представитель-
ных органов власти. Представители высоких должностей носили знаки на массивной сложной цепи, представители других должностей — на тонкой цепочке или на булавочке на левой стороне груди. Известно более 200 разновидностей знаков, среди них бронзовые, позолоченные, посеребренные либо латунные, круглые или овальные.
Корона(от лат. corona — венец): 1) драгоценный головной убор — знак монаршего достоинства; 2) в монархических государствах — обозначение государственной власти; 3) высшая регалия, головной убор, форма которого указывала на статусное превосходство владельца. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке — от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (диадем — головных колец). Как основной знак суверена короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, целой их шкалы — от императорской до простой рыцарской (дворянской).
В России впервые корона европейского типа была изготовлена к коронации императрицы Екатерины I в 1725 г. С середины XVIIIв. употреблялась корона, состоявшая из серебряного венца, скреплявшего два расходящихся полушария, между которыми находилась алая бархатная шапка, а над ней дуга, увенчанная крупным бриллиантом с четырехконечным крестом. Все металлические части короны были усыпаны бриллиантами и жемчугами. Высота короны вместе с крестом составляла 27,5 см. В русской геральдике употреблялись: корона императора, княжеская корона или шапка (различались короны князей сиятельных, светлейших и нехристиан); графская; баронская корона. Графская корона представляла собой венец с 16 зубцами, увенчанными жемчужинами; баронская — гладкий венец без зубцов, трижды перевитый жемчужной нитью. Эти короны изображались в гербах, на фронтонах домов, дверцах карет. Сегодня корона как геральдический индикатор первого ранга исчезла из активной политической жизни практически во всех странах. За последние годы участились случаи, когда корона как эмблема стала применяться в торговых марках.
Медаль (от итал. medaglia; ср. лат. metallia (moneta) — металлическая монета): 1) знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями и надписями, выдаваемый в награду или в память о каком-нибудь событии; 2) вид массовой государственной награды за личный подвиг на поле боя, за участие в войнах, общественную деятельность, сверхсрочную службу, благотворительность, успехи в учебе, ремеслах, сельском хозяйстве и др. Медали имели вид золотой, серебряной или бронзовой круглой, овальной, ромбической, восьмигранной пластины, носились на ленте, на груди или на шее. Для награждения купцов, мешан, ремесленников, крестьян за успехи в торговле, ремеслах, сельском хозяйстве в XIXв. выпускались медали «За полезное», «За усердие», «За трудолюбие и искусство» и др.; за мужество, проявленное при несчастных случаях, — «За спасение сограждан», «За спасение человечества», «За спасение погибавших» и др. Купцов и почетных граждан разрешалось представлять сразу к золотой шейной медали.
Сегодня число медалей не уменьшилось, а скорее увеличилось, и они существуют во всех областях жизни общества. Так, золотые медали и премии имени выдающихся ученых присуждаются Российской академией наук за
выдающиеся научные работы, открытия и изобретения или по совокупности работ большого научного и практического значения. Научная оценка всех поступивших на конкурс работ и рекомендация кандидатов для присуждения золотых медалей или премий производятся экспертными комиссиями, организуемыми по каждой золотой медали и премии в отделениях РАН сроком на 6 лет.
Нагрудные знаки — официальные названия знаков различных учебных заведений, общественных комитетов, духовных братств, клубов и др. В дореволюционной России они были самой разной формы — в виде крестов и щитов, увенчанные коронами и государственными орлами. В 1890 г. были регламентированы правила ношения нагрудных знаков: гражданские лица носили академические знаки на груди справа, прочие — слева, военные носили знаки военных академий и офицерских школ справа, кадетских корпусов и других учебных заведений — слева. Мужчины носили знаки на штифте с гайкой, дамы — на булавке.
Облачение — комплект одежд, особенно богослужебных, принадлежащих духовенству. Отличается особым покроем, а у монахов — черным цветом. В средневековой католической церкви священнослужителей трех санов — епископов, священников и диаконов — различали по облачениям. Священнослужители, не примыкавшие к религиозным общинам, назывались белым духовенством. Все белое духовенство независимо от сана носило сутаны — облегающие одежды с длинными рукавами, доходящие до лодыжек. По традиции, на рясе присутствовали 33 пуговицы, символизирующие 33 года земной жизни Христа. В отличие от белого духовенства все черное духовенство подчинялось правилам, установленным орденом, к которому оно примыкало. Его представителей можно было отличить от представителей белого духовенства по двум признакам: во-первых, по цвету рясы, который принят в религиозном ордене, членами которого они являются; во-вторых, по тонзуре или по стрижке, которая в эпоху Возрождения была обшей для всех членов монашеских орденов. Форма тонзуры часто служила отличительным признаком ордена. Одеяние черного духовенства называлось монашеской рясой. Ряса обычно представляет собой длинное свободное одеяние с широкими рукавами и капюшоном, подпоясываемое кожаным ремнем или веревочным поясом. Капюшон иногда приспускали с головы. Некоторые рясы включали в себя наплечник и мантию. По цвету рясы можно было определить, к какому католическому ордену принадлежит монах.
Головным убором католических священников служит биретта — жесткая квадратная шапка с четырьмя гребнями сверху. В ее центре мог быть прикреплен помпон. Ее носят представители белого духовенства и члены иерархии. Цвет головного убора католических священников соответствует их чинам: черный носят священники, пурпурный — епископы, ярко-красный — кардиналы, белый — папа. Кардинальская шапка отличается отбиретты священников тем, что у нее широкие поля, низкая тулья и два шнура, на каждом из которых прикреплено по 12 кисточек. Она всегда красного цвета.
На православной литургии диакон носит стихарь (длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами) и орарь — узкую длинную ленту, перекинутую через левое плечо. В древности ленты на одеяниях являлись символом достоинства. Иеродиакон помимо стихаря и ораря носит черную камилавку — цилиндрический рас-
ширяющийся кверху головной убор. Протодиакон помимо стихаря и ораря носит на левом плече второй орарь, концы которого соединены справа внизу. На литургии облачение священника состоит из следующих элементов: подрясник — длинный кафтан в талию с узкими рукавами, обычно черного цвета; подризник —длинная белая рубашка, являющая образ «ризы правды», поручи — своеобразные манжеты, которые надеваются на запястья, чтобы рукава подризника не мешали во время службы; епитрахиль — лента наподобие дьяконского ораря, но у священника она обернута вокруг шеи и спереди спускается вниз двумя соединенными концами; пояс —лента, одеваемая поверх подризника и епитрахили (служит символом подтянутости, собранности, сосредоточенности); набедренник— прямоугольный плат, который подвешивается к поясу на правое бедро (является наградным элементом); палица — тоже, что и набедренник, только имеет форму ромба, ее может носить только протоиерей (первый из священников), игумен (настоятель монастыря, предводитель братии), архимандрит (настоятель крупного монастыря или группы монастырей) и епископ; фелонь — риза — облачение в форме колокола, без рукавов. Фелонь — деталь исключительно священнического облачения, означающая ризу Господню; крест наперсный — крест размером с ладонь, носимый только священником или епископом. Облачение архиерея составляют: подрясник, подризник, поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос, омофор, панагия, клобук, крест, митра. Необходимой принадлежностью архиерея во время совершения литургии является посох — символ пастырства. Риза является самым богатым и самым величественным церковным одеянием и представляет собой большой плащ, скроенный в форме полукруга. Ее заднюю часть украшает большой воротник, который покрывает плечи. Цвет ризы зависит от церковного сезона. Ее надевают для проведения процессий и служб большой важности. Символическое значение ризы — невинность, чистота и достоинство. Сутана — повседневная одежда духовенства. Она обозначает преданность его представителей Христу и Церкви. Все элементы одежды духовенства, ее форма и цвет как в католичестве, так и в православии зависят от ранга священнослужителя. Перчатки: 1)защитный элемент человеческой одежды; 2) элемент знаковой системы светского общества. В античном мире они были защитным средством для рук при выполнении различной работы. Римляне надевали перчатки во время еды. В Германии и скандинавских странах перчатки появились в XIII— XIVвв. Сначала их носили только воины и охотники. Но постепенно перчатки превратились в признак роскоши и элегантности, в символ власти. Например, епископы носили перчатки, связанные из золотых ниток. Священнослужители рангом ниже носили только белые перчатки, которые символизировали чистоту. Простым смертным были доступны лишь перчатки из оленьей, телячьей и бараньей кожи. К концу XVIIв. перчатки стали обязательным элементом туалета. Для их изготовления использовались шелк, кружево, тонкая кожа, а для украшения — жемчуг, драгоценные камни, золотые пуговицы. В наши дни возродилась защитная функция перчаток и, несомненно, богаче стал их ассортимент. Сегодня есть перчатки для электротехников, боксеров, футбольных вратарей, велосипедистов, домохозяек, врачей и т.п.
Перчатки имели самую разнообразную символику и предназначение. В рыцарской среде перчатки приобрели большое символическое значение.
Вручение перчатки означало, что рыцарь становился вассалом того, кому вручал «залог». Если перчатку бросали под ноги на землю, это означало вызов на дуэль. Совсем другой смысл приобретало получение перчатки от дамы. Это был жест высочайшей благосклонности. Рыцарь не расставался с этим символом верности ни днем, ни ночью, носил драгоценный дар в специальной сумочке на шее. Перчатки служили символом карающей руки. Отсюда ее частое использование как знака поручительства. Обвиняемые, которые проигрывали дело в суде, вносили в качестве залога перчатку — знак того, что они выполнят постановления суда. Перчатку использовали рыцари на турнирах как залог любви и правители для дарования торговых прав и поместий. Снятие правой перчатки было признанием власти господина или монарха и демонстрацией миролюбивых намерений.
Белые перчатки, которые носят священнослужители, означают чистоту сердца и неподкупность. Кроваво-красные перчатки по локоть символизируют еврейскую кровь. Снятые перчатки означают уважение, откровенность. Особо значима правая перчатка вследствие церемониального обычая снимать ее при приближении к лицу, занимающему высокое положение, или алтарю, или Богу. У этого обычая двойные символические корни: если это часть защитного облачения, перчатка означает разоружение перед старшим; в то же время, поскольку правая рука относится к голосу и рациональной стороне человека, этот обычай — знак открытости и искренности замыслов.
Мужские перчатки всегда были короткие, тогда как длина дамских перчаток зависела от длины рукавов. Дамы не могли быть на людях, в том числе в общественных помещениях, без перчаток, так же как и без шляпки; перчатки полагалось носить и мужчинам. Носили только лайковые перчатки, в тон одежде, желательно светлые либо белые, чистые и не подвергавшиеся чистке, так что их часто приходилось менять. Так как у аристократа рука должна быть маленькой, старались, чтобы перчатка как можно плотнее ее облегала. В начале XIX в. в Англии были сформулированы правила для «идеального джентльмена». Согласно этим правилам, перчатки надо было менять 6 раз в день. Отсюда произошло выражение «менять что-либо, как перчатки». Перчатки большие, неуклюжие, из толстой кожи или замши, морщинившиеся на руке, были признаком грубости, невоспитанности, бедности, а нитяные перчатки носили только лакеи и другая прислуга7. Портфель (от фр. portefeuille; лат. porter— носить + feuille — лист): 1) большая четырехугольная сумка с застежкой для ношения бумаг, книг, тетрадей, документов; 2) обозначение должности министра в некоторых странах: «Распределение портфелей», «Министр без портфеля» (название особой министерской должности); 3) перен.: рукописи, принятые к напечатанию издательством, редакцией, а также вообще заказы, принятые к производству предприятием. Сегодня статусный портфель — символ работников умственного труда (портфель преподавателя), учащихся (школьный портфель), высокопоставленных чиновников (министерский портфель), деловых людей и карьеристов. Менеджеры среднего звена часто останавливают свой выбор на другом типе портфеля — вертикального формата, с ручкой и ремнем одновременно (планшет). Топ-менеджеры в возрасте до 40 лет тоже выбирают пор-
7 Информация с web-сайтов: http://aficld.org.ua; http://www.apress.ru.
тфели с ручкой и ремнем, но размером с небольшой чемодан. В такой портфель вмещаются не только документы, мобильный телефон и ноутбук, но даже свежая сорочка и туалетные принадлежности. Портфель босса — из мягкой кожи, темных тонов, чаще всего универсального черного цвета. Если основные мужские цвета — черный, коричневый и угольно-серый, то биз-нес-вумен вполне может позволить себе вызывающе-красный цвет или портфель из лакированной кожи (www.kariera.orc.ru).
Посох — знак церковной власти настоятелей монастырей и архиереев. Различаются богослужебные посохи — торжественные и богато украшенные и вне-богослужебные — более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, восходящая к VI в., — в виде перевернутого якоря; 2) форма, распространившаяся в XVI—XVII вв. — в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличительной особенностью русских посохов является сулок — двойной платок у навершия , предохраняющий руку от мороза.
Скипетр (от греч. skeptron — посох, жезл) — жезл с драгоценными камнями и резьбой, одна из регалий монарха. Прообраз скипетра — пастушеский посох. Европейские государи заменили посох укороченным жезлом. В средние века наклонение скипетра служило знаком монаршей милости, целование скипетра — знаком принятия подданства. В России торжественное вручение скипетра царю было впервые произведено в 1584 г. при венчании на царство Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, хотя скипетр был известен и раньше. Со времен Петра I русскими императорами использовался скипетр в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями, вершину которого украшал бриллиант «Орлов» (около 190 каратов).
Статут (от нем. Statut; лат. statutum — установленное): 1) устав, собрание правил, определяющих полномочия и порядок деятельности какой-либо организации; 2) статут ордена — описание ордена, порядок награждения орденом и его ношения; 3) в некоторых странах (США, Великобритания и др.) название законодательных актов общенормативного характера (статутное право).
Стигмы (стигматы) (от греч. stigma — укол, клеймо, пятно, шрам, рубец): 1) в Древней Греции: клеймо на теле раба или преступника; в переносном смысле — несмываемое пятно позора и осуждения; 2) покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей в тех местах, где, по библейскому мифу, у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей. Стигма имеет два значения: 1) религиозное, позитивное (обозначение избранности человека); 2) светское, негативное (обозначение презренности человека). С давних пор стигма стала обозначать отметины, соответствующие ранам Христа, которые порой можно видеть проявившимися на теле особо верующих как следствие религиозного экстаза. Стигмы являются атрибутом Франциска Ассизского и Екатерины Сиенской. В основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению и болезненная чувствительность, свойственная больным истерией. В современном обществе за термином «стигма» утвердилось не возвышенно-страдальческое, избранническое отношение к человеку, а негативное языческое. О стигме говорят в тех случаях, когда хотят подчеркнуть последствия представлений в общественном сознании об определенном диагнозе (например,
психического заболевания), а также характерные особенности, связанные с этими последствиями, которые способствуют порождению в обществе предубеждения против этих пациентов. Стигма стала негативным знаком, который, будучи прикреплен к человеку наподобие оскорбительного ярлыка, обозначает его невысокий статус, требует того, чтобы этого человека избегали. Человек, заболевший СПИДом, получает такой стигмат. Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия на пути эффективной профилактики и медицинского ухода в связи с ВИЧ/СПИДом. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей оттого, чтобы обратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ-статус. Людям, инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод; известны случаи физического насилия и даже убийства. Стигма, окружающая ВИЧ/СПИД, может переходить и наследующее поколение, ложасьтяжким бременем на детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что стигма, связанная со СПИДом, остается одним из главных препятствий в борьбе с заболеванием. И. Гоффман (1900), один из видных исследователей стигмы в социологии, писал, что стигма — это обращение к признаку с намерением выставить напоказ что-то плохое о лице, имеющем этот знак, и таким образом оправдать проистекающую отсюда враждебность. Греческое слово «стигма» означало телесные знаки, позволяющие якобы распознать нечто необычное в характере человека. В современной психологии стигматизацией называют процесс, в результате которого некоторая группа людей получает устойчивую отрицательную «этикетку», определяющую отношение к ним окружающих, а отчасти — и их собственную самооценку. Социально-психологические закономерности стигматизации лучше всего изучены на примере расовых и национальных меньшинств. Ныне активно разрабатывается социологическая теория стигматизации (клеймения). Стигматизация — это процесс выделения среди других индивидов на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций, т.е. процесс социального маркирования, категоризации людей. Назвать человека гомосексуалистом, лесбиянкой, бомжем, педофилом, наркоманом или неприкасаемым означает так или иначе его стигматизировать, т.е. приписать статусу самый низкий ранг. Человек, которого окружающие воспринимают и оценивают прежде всего и даже исключительно по его сексуальной ориентации, сплошь и рядом сам начинает категоризировать себя таким же образом. Это отчуждает его от общества, снижает самоуважение и порождает множество болезненных явлений (невротизм, гипертрофированную озабоченность сексуальными проблемами и т.п.), которые затем ошибочно приписывают его сексуальной ориентации (И.С. Кон). Тонзура (от лат. tonsura) — остриженное место на макушке у католических духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов. Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Вхри-
стианстве она символизирует терновый венец Христа и отказ от плоти, от искушений материального мира. С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица, что узаконил четвертый толедский собор 633 г. Тонзуры были двух родов: тонзура апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы, и тонзура апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Первый род тонзуры был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (тонзура апостола Иакова) — также у британцев и ирландцев; второй род тонзуры общепринят в западной церкви у монахов и священников. В настоящее время тонзура обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиной с небольшую монету; у священников она величиной с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос над лбом. Эполеты (от фр., ед. число epaulette, от epaule — плечо) — наплечные знаки различия военнослужащих российской и ряда иностранных армий и флотов. Впервые введены в некоторых европейских странах в начале XVIII в., в России — в 1763 г. В российской армии и флоте эполеты носили (сначала на левом плече, с 1807 г. на обоих плечах) преимущественно офицеры, генералы и адмиралы до 1856 г. при любой форме одежды, затем только при парадной форме. В отличие от погон имели «чашку» (круг), у генералов (адмиралов) и штаб-офицеров — с бахромой. У генералов на витках была «жирная» бахрома, у штаб-офицеров — тонкая витая, у обер-офицеров без бахромы; на эполетах нижних чинов — улан, гвардейских казаков и жандармов — короткая густая гарусная бахрома. На «чашке» обозначался чин. В России эполеты упразднены в 1917 г.; в ряде стран сохраняются для отдельных категорий военнослужащих при парадной форме одежды.
ОДЕЖДА И СТАТУС
Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции — обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело. К статусной одежде, отражающей пол, возраст, национальную специфику, профессию и род занятий, научную степень, гражданское или военное звание, наконец, социальный класс и сословие, относятся профессорская мантия, генеральский мундир, цивильный костюм, фуфайка рабочего, картуз крестьянина, монашеская ряса, роба арестанта, униформа военнослужащих, посольский фрак, сюртук промышленника, солдатская шинель, тельняшка матроса, военный камуфляж и др.
Средневековое вооружение было слишком функциональным, чтобы стать настоящей униформой. Но рыцари, создавая благородное сословие, стали прибавлять к шлему, латам, щиту, шпаге знаки отличия — аристократические гербы, шпоры.
С давних пор, когда человек начал использовать шкуру животного с чисто утилитарной целью — как защиту от холода, в его жизнь навсегда вошла