Статусный набор (портрет) индивида
Каждая наука описывает в терминах своей дисциплины ту реальность, которую она изучает. Физика описывает физическую реальность с помощью таких понятий, как пространство, гравитация, масса и т.д. Социология для описания своей реальности использует термины «статусы», «роли», «социальные структуры» и «стратификация», «социальная мобильность». Когда социолог приступает к конструированию социальной реальности, он изображает декар-тову систему координат и задает содержание каждой оси (рис. 8).
Социальная стратификация (ось OY) — иерархическое, ранговое расположение социальных групп (сверху вниз) по принципу неравного доступа к четырем основным благам: доход, власть, образование, престиж.
Социальный состав населения (ось ОХ) — совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными) по возрасту, полу, профессии, религии и т.д.
Точка в социальном пространстве называется «статус» — позиция, положение человека в группе или обществе. Совокупность всех статусов, существующих в данном обществе, создает социальное пространство.
Изобразив на плоскости социальное пространство, мы можем поместить в него человека и дать его социальный портрет. У художника для изображения портрета человека есть кисть и краски, у социолога — анкетные данные и статусы. Перечислив все основные статусы (социальные и межличностные),
Социальная «страта» — это множество людей внутри большой группы, обладающих определенным видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь особого рода монополии. Существуют следующие наиболее важные источники развития тех или иных страт: а) наиболее важный — развитие специфического стиля жизни, включающего тип занятия, профессии; б) второе основание — наследуемая харизма,
источником которой служит успех в достижении престижного положения благодаря рождению; в) третье — это присвоение политической или иерократической власти как монополии социально различающимися группами. Развитие наследственных страт — это обычная форма наследственного присвоения привилегий организованной группой или индивидуально определенными лицами. Каждый четко установленный
случай присвоения способностей и возможностей, особенно лицами, осуществляющими власть, ведет к развитию различающихся между собой страт. В свою очередь, развитие страт ведет к монополистическому присвоению управленческой власти и соответствующих экономических преимуществ. Стяжательным классам благоприятствует экономическая система, ориентированная на рыночные ситуации, в то время как социальные страты развиваются и поддерживаются скорее всего там, где экономическая организация носит монополистический и литургический характер, где экономические потребности корпоративных групп удовлетворяются на феодальной или патримониальной основе. Класс, ближе всего расположенный к страте, это «социальный класс», а класс, дальше всего отстоящий от нее по времени образования, это «стяжательный» класс. Класс собственников чаще всего конституирует ядро страты. Любое общество, где страты занимают важное место, в огромной степени контролируются условными (конвенциальными) правилами поведения. Они создаются экономически иррациональными условиями потребления и препятствуют развитию свободного рынка благодаря монополистическому присвоению и ограничению свободного перемещения экономических способностей индивидов. Источник: Вебер М. Основные понятия стратификации // А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997. С. 178-180.
существующие долгое время, и дополнив их неосновными, или эпизодическими, существующими краткое время, мы получим точный статусный портретчеловека, который невозможно спутать с каким-то другим. |
Рис. 8. Двумерное социальное пространство
Когда человек появляется на свет, то вместе с ним появляются по меньшей мере три группы статусов: пол, возраст, родство, к примеру: ребенок мужского пола, сын. К тому же у него есть определенная раса, внутри нее — национальность. В течение жизни у человека одни статусы остаются постоянными (например, национальность, пол), а другие изменяются. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, больные и инвалиды. У здорового мужчины и инвалида совершенно разные положения в обществе, разные права, обязанности и возможности к получению других статусов. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный.
Правая часть рис. 7 заполнена социально-биологическими(социально-демографическими) статусами. К ним относятся те, что даны человеку природой. Общество только вмешивается в них, придает определенный оттенок, корректирует, иногда искажает. Скажем, человек родился физически здоровым, но на производстве или в дорожно-транспортном происшествии потерял ногу и стал инвалидом. Общество может вмешиваться даже в такие статусы, которые, казалось бы, не подвержены изменениям. Изменение цвета кожи или пола на противоположный меняет социальный статус (людей, поменявших свой пол, называют трансвеститами: мужчина, ставший женщиной, радикально меняет свои привычки, манеру поведения, образ жизни.
Статусы по здоровью— особая система. Действительно, у нас огромное число людей имеет инвалидность от рождения либо приобретенную. Считается, что в нормально развивающейся стране таких людей должно быть не более 10%, в России их 13% — инвалиды войн, инвалиды по здоровью и пр. Все категории, отличающиеся друг от друга типом инвалидности, —это разные статусы. Таких можно насчитать, наверное, несколько десятков, потому что каждая категория статусов по здоровью имеет свои права и обязанно-
сти. Инвалиды по слуху имеютсвои права и обязанности, инвалиды войны — свои, т.е. разные позиции в обществе. Есть также профессиональные заболевания. Например, шахтер надышался угольной пылью, заболел и стал инвалидом. Чем отличается больной от инвалида? Статус инвалида необратимый, невозвратный, а статус больного обратимый, возвратный. Иначе говоря, статус больного — переходящий, или транзитивный.
Рис. 9. Статусный портрет индивида
Левую часть рис. 9 заполняют собственно социальные статусы.Их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей — экономических и профессиональных статусов. К экономическим статусам относятся заимодавец, ростовщик, рантье, собственник, наемный работник, землевладелец и т.д. Права и обязанности (равно как и вытекающие из них возможности) экономических статусов определяются отношением к собственности и наличием денег. Рантье и заимодавец живут на проценты с вложенных или отданных на время денег. Капиталист владеет средствами производства, наемный работник продает свою единственную собственность — рабочие руки.
А, скажем, арендатор — это профессиональный статус или экономический? Наверняка, экономический, так как для получения профессионального статуса нужно учиться.
К профессиональным статусам относятся все профессии и специальности внутри них. Президент — это не профессия, а водитель, преподаватель — профессии. В развитом обществе существуют около 40 тыс. профессий и специальностей.
Следующая группа статусов —политические. Сюда входят все государственные служащие, все, кто принадлежит к различным партиям, общественным дви-
ЗЯ1
жениям, так или иначе соприкасается с властью. Власть — основной критерий для определения политического статуса. Политических статусов — сотни.
К религиозным статусам относятся верующий или неверующий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неис-поведовавшийся. Кроме них большую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем не менее 300 статусов.
Помимо этого существуют территориальные статусы. Например, горожанин и житель села, провинциал, турист, эмигрант и иммигрант и т.д.
С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя портрет человека с набором индивидуальных черт. Можно ли сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?
Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название — «статусный набор индивида»,которое ввел в научный оборот в середине XX в. американский социолог Р. Мертон.
СТАТУСНЫЙ НАБОР— это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
К примеру, господин Н — мужчина, преподаватель, человек средних лет, кандидат наук, ученый секретарь научного совета, заведующий кафедрой, член профсоюза, член партии демократической ориентации, православный, избиратель, муж, отец, дядя и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет.
Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.
Если поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, мы получим статусный портрет похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус «пассажир»), а другой — передвигаться на собственной «Ауди» (статус «водитель — владелец автомашины»).
Обобщив сказанное, приведем многообразие статусов к единому знаменателю.
Социально-демографические статусы:
♦ половые статусы — мужчина / женщина;
♦ возрастные статусы — их еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существуют три основных транзитивных статуса: ребенок/ взрослый / старик. В свою очередь, они могут распадаться на множество более мелких временных периодов, например младенчество, отрочество, юность и т.д.;
♦ расовые статусы — все население нашей планеты делится на три основные расы;
♦ статусы по здоровью — инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения;
ЯЯР
♦ брачно-семейно-родственные статусы — составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являютсяродственниками не по крови, а по закону (father-in-law, mother-in-law).Всего этих статусов около 250.
Социальные статусы:
♦ экономические статусы — полученные независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор);
♦ профессиональные статусы — полученные в результате длительного или кратковременного обучения (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тыс. профессиональных статусов);
♦ политические статусы — полученные в результате принадлежности к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание власти и ее эффективное использование;
♦ статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия;
♦ территориальные статусы — горожане и те, кто живет в деревне, отличаются друг от друга доступом к социальным благам, уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства.
Для того чтобы лучше понять соотношение профессиональных и экономических статусов, изобразим два пересекающихся круга (рис. 10). Как видно, количество профессиональных статусов намного больше, чем экономических, но следует отметить наличие некой области, относящейся как к экономическим так и к профессиональным статусам.
Рис. 10. Соотношение профессиональных (П) и экономических (Э) статусов
Под эпизодическимистатусами, которые называются также неосновными, мы будем понимать только те, которые существуют достаточно короткое время: пассажир, пешеход, зритель, покупатель. Доверенное лицо президента — временный статус, поскольку его обладатель получает необходимые полномочия только на период избирательной кампании. А представитель президента в регионе — постоянный статус; он имеет свой офис, машину, штат помощников, круг постоянных обязанностей и т.п.
Все общественные статусы относятся к основным. Кчислу основных относятся, в частности, половозрастные статусы.
Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту. У 35-летнего мужчины гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать и быть избранным, занимать любой государственный пост вплоть до президентского, покупать алкоголь и сигареты, водить автомашину, но в то же время у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.
Возраст как социальный статус обладает двумя качествами: он является, с одной стороны, приписываемым, так как в каждый данный момент мы имеем только один возраст, который определен биологически, а с другой —транзитивным, т.е. переходным, поскольку мы постоянно переходим из одного возраста в другой.
Возрастной статус как система прав и обязанностей предоставляет человеку своеобразный путеводитель по жизни, сообщая, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Переход из одного возрастного статуса в другой, из детства в юность и зрелость, невозможен без социализации и осуществляется после специальной подготовки и часто обставляется особыми ритуалами.
Тендер(gender — род, пол) — социокультурный пол, т.е. результат преобразования пола как биологического начала в род как социокультурную категорию благодаря влиянию культурных условий; культурное отличие женского пола от мужского. Тендер — понятие целиком культурное, но не биологическое. Хотя биологических пола два (мужской и женский), термин «гендер» применяется только по отношению к женскому. В связи с этим различают женский род, который отражает социально-исторический и культурный контекст, т.е. позицию женщин как большой социальной группы в современном обществе, и женский пол, выражающий преимущественно биолого-психологические и демографические характеристики женщин. Первое понятие связано с такими реалиями, как патриархат, социальное неравенство полов, распределение ролей в семье (женщина — жена, мать, хозяйка, работница), оплата труда, участие в управлении, влияние на культуру общества (она формировалась мужчинами, восхищенными красотой женщин). Мужчина —это начало агрессивное, военное; он более подвижен, авантюрен и созидателен; он — охотник, мореплаватель, любовник, мошенник, сталевар, космонавт; он чаще отправляется в дальние походы, участвует в великих переселениях и великих стройках, таская повсюду за собой женщин, детей и стариков. Женщина — начало мирное, пацифистское, она более эмоциональна, вспыльчива, но и более отходчива; она — медсестра, воспитательница, учительница, врач и т.д. У мужчины и женщины разная соматическая и психофизиологическая конституция. Женщина может делать то, что недоступно ни одному мужчине, — рожать и выхаживать детей.
ГЛАВНЫЙ И ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ
Кратко четыре описанных выше параметра статуса — наименование, определение, содержание и ранг — мы будем выражать одним термином — «позиция». Таким образом, статус — это позиция индивида в группе и/или обществе (рис. 11):
Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, т.е. сообществе знакомых людей) дает совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе — совокупность социальных статусов.
Рис. 11. Межличностные и социальные статусы
Личный (межличностный) статус — позиция человека в семье, бригаде, кругу друзей, спортивной команде. Личным он называется потому, что он:
♦ приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам;
♦ существует только среди лично знакомых или хорошо знающих вас людей. Место в групповой иерархии называется межличностным статусом, так
как оно оценивается относительно других людей.
Социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда — примеры межличностных статусов. С этой стороны человека знают только его знакомые. Напротив, генерал или православный, будучи социальными статусами, распространяются на все сообщество людей, они определены местом индивида в социальной структуре общества.
Различия между двумя видами статусов — социальными и личными —хорошо видны на следующем примере. Старший сын и любимый сын — это разные статусы. Статус «любимого сына» — это позиция относительно конкретной семьи; именно в этой семье он — любимый сын. А в другой —он совсем не любимый сын, и в обществе он — нелюбимый сын. Позиция «старший сын» — характеристика общественная, или социальная. Что такое «старший сын»? В зависимости оттого, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим данного общества.
В вождестве социальные статусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до 50-го поколения предков. Считалось, что все люди в вождестве являются родственниками, так как весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.
Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Но степени старшинства вычисляются таким сложным способом, что в результате количество степеней старшинства оказывается равным числу человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, который, в свою очередь, стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по статусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, имеющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.
В такой системе родовых отношений каждый, включая вождя, должен делиться со своими родственниками10.
Так как нет больших различий в статусе между членами вождества, трудно провести разграничение между элитой и рядовыми его членами. В других вождествах старшинство вычисляется иными способами, и генеалогии их вождей не в пример короче, чем у вождей Полинезии, общие черты вож-деств остаются одни и те же: принцип старшинства, важность генеалогии и отсутствие четкого разделения на элиту и рядовых членов общества.
Таким образом, социальные статусы в вождестве основаны на принципе старшинства.
В Индии при разделе имущества лучшая доля принадлежала старшему из братьев, ибо на нем лежала наибольшая ответственность — осуществление культа предков, обязанность продолжения рода. Младшим братьям надлежало почитать старшего, как отца, и вообще в индийской семье заметна строгая дифференциация по принципу старшинства. Жену и сына древние индийцы в каких-то контекстах могли поставить рядом с домашним рабом.
В Великобритании подобная практика получила название майората. Майорат (majorat, от лат. major — старший) — это обычай, по которому общественный статус, титул, имущество и т.п. наследуются старшими сыновьями или дочерьми либо представителями старших родственных линий. Этот обычай возник на закате первобытного общества как практика наследования руководящей должности или имущества от отца к старшему сыну (либо от матери к старшей дочери, например у ирокезов). В конце XIX в. в некоторых странах, например в Прибалтике, майорат был распространен на крестьянскую собственность. У народов развитых стран сейчас он сохраняется только в Англии.
В России наследство делилось поровну, т.е. материальное право на получение своей доли имели все сыновья. Когда крестьянин как член поземельной общины на деревенском сходе ставил вопрос о наделении землей взрослых сыновей, вопрос решался положительно: из общинного земельного фонда, который уже был разбит на крестьянские поля, формировали новый надел, нарезая его полосами из разных участков. В результате получившийся надел представлял собой разбросанное по разным местам «лоскутное одеяло». Нередко отдельные полоски отстояли друг от друга на несколько десятков верст. Без транспорта перебираться с участка на участок и эффективно обрабатывать их было весьма затруднительно. Подобная, весьма непроизводительная система землевладения в дореволюционной России получила название чересполосицы.
Каждый член русской общины обладал двумя неотъемлемыми правами: 1) правом на труд, согласно которому по достижении определенного возраста община обязана была предоставить ему все необходимые для существования ресурсы, прежде всего землю; 2) право труда, по которому затраченные на обработку данного участка усилия, ресурсы и время автоматически делали крестьянина условным собственником земли (безусловным собственником земли в тогдашней России могли выступать лишь два субъекта — государь и помещик). Нарезание нового участка фактически сталкивало оба права, создавая между ними неразрешимое противоречие: с одной стороны, нельзя было не дать землю, на которой молодой парень мог приложить свой труд и прокормить семью, с другой — несправедливо обижать соседа, от уча-
l(J Kottak С. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 266-268.
стка которого отрезали удобренную его потом и кровью землю и передавали в другие руки. Долгое время сословно-бюрократическая Россия не могла избавиться от этого парадокса и развить эффективное сельское хозяйство.
В средневековой Англии дело обстояло иначе: из трех сыновей поместье, землю и замок получал только старший. Двое других, тоже с дворянскими титулами, отправлялись на заработки. В эпоху раннего Средневековья все рыцарское войско, участвовавшее в крестовых походах, состояло преимущественно или исключительно из вторых и третьих сыновей. Они зарабатывали на жизнь либо ожидали своей очереди, чтобы вступить в наследование поместьем. Некоторые устраивали тайные сговоры или открытое восстание против своих братьев. Если умирал старший брат, то следующий брат автоматически наследовал неделимое
имущество. Из тех, кто ожидал наследство, формировался наемный средний класс Нового времени. На социальной карте Европы появился средний класс — страта образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д.
Благодаря тому что земельные имения в Англии не дробились, в конце концов сформировался класс крупных феодалов, равных королю. Рыцари «круглого стола» — это первая практика парламентского плюрализма, основанная на статусно-имущественном паритете. Любой феодал мог возразить королю, и тот был вынужден его слушать.
На Востоке система старшинства достигла наивысшего расцвета. Здесь семьи представляют собой разветвленные родственные системы по 200—300 человек — мощные родственные кланы. Эту империю возглавляет старший сын, который по прошествии времени передает бразды правления своему старшему сыну. Институт старейшин восточного рода держится на преемственности поколений старших сыновей. На старшего сына, управляющего разветвленным родом, замыкаются все связи — экономические, хозяйственные, политические. Он женит и разводит, заботится о приданом и трудоустройстве всех родственников, решает имущественные и межличностные проблемы, изгоняет из своего клана и принимает новых членов, ведет дипломатические переговоры и объявляет войну.
Современный трайбализм, процветающий в Средней Азии и Закавказье, — это механизм рекрутирования кадров по клановому признаку, который ярко проявляется в ходе всех постсоветских избирательных кампаний. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и цивилизованные рыночные отношения. Если старший сын занял высокостатусную позицию, как все посты «рядом» занимает его родня. Для общества это большой минус, для рода — огромный плюс. Глава рода выполнил свою функцию — трудоустроил родственников, окружил себя надежными людьми, повысил социальный капитал клана. Старший сын — это своего рода президент компании, глава кабинета, король для подданных.
Итак, на примере старшего сына и любимого сына мы пришли к выводу о том, что существуют две качественно разные системы, или типологии, статусов — межличностные (или личные) статусы и общественные (или социальные) статусы.
Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей обстановки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы — сын или дочь, а в учебной аудитории — студент или студентка. В течение жизни человек утрачивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студент-первокурсник). Когда человек теряет какой-либо статус, освобождает какую-либо позицию в обществе, на его место приходит другой человек. Таким образом, статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.
Межличностные статусы — это точки в групповой иерархии. Сколько малых групп — столько систем иерархий, или систем координат, по отношению к которым определяются статусы.
Среди социальных статусов, принадлежащих одному человеку, всегда найдется ключевой, или главный.
Главным статусомназывается наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Главный статус определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров —должность или иерархический ранг.
Для женщин главным часто оказывается статус домохозяйки, а для мужчин — статус, связанный с основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, рабочий на промышленном предприятии. Общество издавна закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее психологически ему потерять статус. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса — кормильца семьи.
Необходимо различать два вида статуса — личный и социальный. Термин «социальный статус» употребляется в двух значениях: широком и узком. С употреблением в широком смысле слова мы уже познакомились (вспомните его). Социальный статус в узком смысле — положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. Поэтому к любому негру — талантлив он или нет, добродетельный или злодей — относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед расовыми. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример — предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она — женщина.
Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенству-
юшую роль среди незнакомых людей, а личный —среди знакомых. Представляясь незнакомым, каждый из нас называет прежде всего место работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.
Предположим, что господин N нанимает человека, по отношению к которому в его обществе сложились социально-групповые предрассудки, например негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с подозрением или осторожностью. Через некоторое время, когда новые работники раскрыли свои трудовые и личные достоинства, окружающие изменяют свое отношение — главным для них стал личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный.
Каждый человек обладает набором социальных и личных статусов, поскольку он участвует во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Например, врач N обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся, как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.
На Таймыре человек не считается полноценным мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. На одежде орнамент указывал социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д.