Более точное определение нравов
Теперь можно сформулировать более сложное определение нравов. Это способ делать нечто, что в настоящее время служит удовлетворению человеческих потребностей в обществе вкупе с представлениями, верованиями, кодами и стандартами жизненного благополучия, которые порождены таким способом, генетически связаны с ним. Нравы выражают специфический тип характера (это-са) общества либо исторического периода. Они определяют стиль мышления во всех сферах, возвращают людей из мира абстракций в мир действий. Они предваряют любые акты мышления и рефлексии, служат регуляторами политического, социального и религиозного поведения индивидов. Лишь после того как человек бессознательно подчинился тому или иному нраву, он осознает, после определенных размышлений, что именно с ним произошло. Они не зависят от субъективного произвола и желаний отдельного человека, но вместе с тем не являются чем-то таким, что напоминает действие природных законов.
РИТУАЛ
Ритуалом называется процесс, благодаря которому нравы устанавливаются в обществе и получают свое развитие. Ритуал настолько чужд нашим нравам, что часто мы отказываем ему в каком-либо влиянии или власти. А в примитивном обществе он между прочим являлся господствующей, самой массовой формой человеческой активности. Первобытная религия — целиком вопрос ритуала. Ритуал — законченная форма тренировки и отрепетированных навыков, которые произошли от такой тренировки. Действия, освященные
авторитетом, повторяются механически без вмешательства рассудка в осмысление того, что есть ритуал. Младенцы, воспитанные в лоне ритуала, никогда в жизни уже не могут избавиться от него. Гальтон вспоминал, какое сильное впечатление произвела на него чисто ритуальная идея Магомета о том, что левая рука важнее правой в религиозном плане. Он не мог забыть ее до старости. Мы видим огромное влияние ритуала на воспитание человека хороших манер, ухаживании и сватовстве, проявлении вежливости и учтивости, как, впрочем, и во всех других формах предписанного поведения.
Этикет есть социальный ритуал. Ритуал непросто вплести в ткань обыденного поведения, так как он базируется на детально прописанных правилах и их пунктуальном соблюдении. Ритуал не терпит отклонений и нарушений. Чем строже дисциплина, тем сильнее власть ритуала над нашими действиями и характером. Дрессировка животных и обучение детей основаны на строгом выполнении одного и того же, рутине и однообразном повторении. Здесь нет места нерегулярности. Ритуал связан с символами, словами, жестами и знаками. Ритуал укрепляется ритмическими действиями, лучше всего музыкой. Смена дня и ночи формируют у человека ритм ику активности и покоя, труда и досуга. В нее вовлечены огромные массы людей, которым ритмичность и ритуал помогают успешнее бороться за существование. Ритуал воплощает идеи целесообразности, полезности и благополучия. Правда, со временем он вырождается в нечто поверхностное, а его смысл теряется вовсе либо перестает осознаваться. Такое можно сказать о терапевтической функции ритуала в примитивном обществе, которая сохранилась по сию пору. Движения пациентов направляются правилами обряда, который содержит в себе элементы мистики. Все ритуалы суть церемонии и торжественные действия. Они обладают свойством становиться сакральными.
Ритуал невозможно себе представить без психологического внушения. Оно заложено в нем заранее. Действие ритуала основано на внушении чувств, но не рассудочного учения. Ритуал тем сильнее, чем более поверхностным и лишенным мысли он является. Первобытная религия ритуалистична, но не потому что религия порождает ритуал, а потому что ритуал создает религию. Ритуал это то, что должно делаться, а не то, что должно мыслиться или чувствоваться. Человек всегда может выполнить предписанное действие, но он не всегда осмысляет то, что предписано, особенно в детстве. У браминов ритуализованы все повседневные действия и профессиональные занятия. Они посвящают ритуалам два часа утром, два часа вечером и час в середине дня.
РИТУАЛЬНАЯ СТОРОНА НРАВОВ
Нравы — это социальный ритуал, в котором мы участвуем бессознательно. Такие повседневные проявления, как часы работы, семейная жизнь, сексуальная жизнь, пристойность, путешествия, каникулы, образование, посещение библиотеки и другие детали нашей жизни, подпадают под категорию такого ритуала. Каждый поступает так, как поступает всегда. Все множество ритуалов'приучает нас к дисциплине, поддерживает в нас рутинные навыки и действия. Если бы перед каждым обыденным действием мы задумывались бы, строили его рациональную модель, груз социальной жизни был бы для нас невыносимо тяжел.
Сокращено по источнику: Samner W.G. Folkways and Mores // A Workbook and Reader in Sociology/Ed. by L.F. Bouvier. Berkeley, California, 1970. P. 66-73.
А. Уайт Лесли