Обычаи могут быть «правильными»
Обычай — это «правильный» способ удовлетворить интересы всех людей, поскольку он основан на традиции и существует de facto. Обычаи заполняют все пространство человеческой жизни. Они описывают правильный способ организации детской игры или свадебного обряда, выполнения своей роли женой или мужем, поведения на людях и в гостях, общения со своим и с посторонним, действий, необходимых при рождении ребенка, поведения на войне или в совете старейшин. Подобные способы поведения обычно определены негативно — через табу. «Правильный» способ тот, которого придерживались твои предки и который завещан тебе к исполнению. Традиция и есть твоя правомочность. Она не требует от носителя традиции верификации (проверки) обычая своим жизненным опытом. Понятие правильности заложено в самом обычае. Оно не лежит вне его — в каком-то независимом источнике. Когда мы приступаем к обычаю, мы уже находимся в конце анализа. Все, что происходит в обычае, все является правильным, ибо обычай является тем, что относят к традиции. Посему обычай содержит в себе авторитет духа предка. По существу, обычай значит то же самое, что круг прав и обязанностей, правда, их степень различна в разных обычаях. Обязанность сотрудничать с другими людьми во время военных действий важнее, чем в мирной обстановке, и применяемые социальные санкции здесь сильнее, ибо на карту поставлены интересы всей группы. Другие нормы содержат очень слабые элементы обязывающего поведения, так как не ставят под угрозу общие интересы.
«Права» — это такие правила поведения, которые не только дают нечто индивиду, но и требует что-то взамен, регулируя способ выживания и конкуренции в групповой жизни. Они в буквальном смысле навязываются членам своей группы (in-group), благодаря чему мир доминирует над рознью и враждой. Правила не
есть нечто «природное» или «данное от бога». Они не являются абсолютными ни в каком смысле. Групповая мораль в данный момент времени представляет собой совокупность табу и предписаний, закрепленных в обычае, через который только и определяется то, что следует считать правильным поведением. Поэтому нормы морали никогда не могут быть интуитивными. По своей природе они — образования исторические, институциональные или, наконец, эмпирические. Философия, политика, права и мораль — все они суть продукты обычаев.
КОГДА ОБЫЧАИ БЫВАЮТ «ИСТИННЫМИ»
По отношению к определенному миру философии обычаи с необходимостью являются «истинными». Примитивные люди верили, что умершие соплеменники в ином мире становятся душами и живут в потустороннем мире так же, как и в посюстороннем. Оба мира похожи: души умерших обладают теми же потребностями, вкусами, страстями и т.п., какими обладают живые соплеменники. Такого рода трансцендентальные понятия служили исходной ментальной экипировкой человечества. Оно скорее верило в судьбу, нежели в рациональные соображения. Живые имели обязательства перед духами умерших, а последние обладали известными правами по отношению к первым. Духи, кроме того, имели принудительную силу заставить выполнять живых то, что они хотели. Живым следовало учиться тому, как надо обращаться с духами. На подобном фундаменте возводилось прочное здание философии посюстороннего мира, из которой логически выводилась практика и стратегия повседневной жизни. Когда людей постигали болезни, утраты и напасти, они естественным образом спрашивали: кто виноват в этом? И в арсеналах посюсторонней философии всегда находился готовый ответ. Вдушахлюдей наступало спокойствие иуверенностьвупорядоченности мира. Когда больной спрашивал, почему духи рассердились на меня и что сделать, чтобы умилостивить их, философия и тут находила нужный ответ, суть которого состояла в том, что надо уважать и бояться духов предков. Таким образом, все поступки и помыслы людей осуществлялись с постоянной оглядкой на духов умерших, в терминах философии уважения и трепета перед предками. Они постоянно закреплялись тренировкой соответствующих навыков и оформлялись подходящей случаю системой табу. Коллективные привычки и навыки поведения создавали практическую философию благополучия (welfare).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НРАВОВ
Когда такие элементы, как права и истина, принимают завершенную форму доктрины благополучия, обычаи поднимаются в своем развитии на более высокую ступень. Они становятся источником творческого преобразования и конструктивного воздействия на людей и общество в целом. В таком случае мы можем смело называть их нравами (mores). Нравы — это обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их.
ТАБУ
По большей части нравы включают в свой состав табу, которые указывают людям на то, что им не следует делать. Отчасти табу ведут свое происхождение от мистического страха перед духами, которые властны наказать живых за неподобающие действия. Однако в состав табу входят и другие элементы: они образованы собственным жизненным опытом, нежеланием
повторять такие поступки, которые вызвали неодобрение окружающих либо привели к общественному неблагополучию, например вызвали войну, подорвали здоровье, обернулись пищевым отравлением, послужили причиной сокращения или увеличения населения. Подобные табу буквально пронизаны элементами философии в отличие от повседневных разрешительных правил поведения. И не удивительно, ведь табу содержит отсылку к рефлексии и разумному объяснению. Примитивные табу основывались на том представлении о мире, что человеческая жизнь окружена всевозможными ограничениями и заборами. Поиск пищи первобытного человека ограничен избеганием ядовитых растений. Его физическому здоровью постоянно угрожали всевозможные опасности. Табу были тем хороши, что аккумулировали мудрость и жизненную смекалку целых поколений, умение предков переживать неудачи, лечиться от болезней, избегать опасности. Другой тип табу касался того, что являлось неприемлемым или, наоборот, приемлемым для группы в целом, — это законы, регулирующие сексуальные взаимоотношения, способ ведения войны, обращение с духами предков или имуществом. Они включали в свой состав иные элементы — суждения социальной философии. То были не только мистические, но и прагматические соображения.
Табу можно подразделить на два класса: 1) сохраняющие и 2) разрушающие. Цель первых — гарантировать и обезопасить, цель вторых — искоренять и подавлять. Существовали специальные табу для женщин, прямо направленные против них как источника зла и опасности для мужчины. Но другая группа табу ограждала женщин ото всего, что было связано с риском и опасностью для здоровья. Таким образом, табу действовали селективно, направляя тем самым ход развития цивилизации.