Когда люди спешат и не спешат на помощь
Все мы знаем, что нравственные нормы требуют оказывать первую помощь человеку, попавшему в беду. Так должно быть. Это идеал. Но как происходит в жизни? Насколько должное отличается от реального?
Психологи решили выяснить, при каких обстоятельствах люди реально приходят на помощь. Каждый человек, который видит, что другому человеку нужно немедленно помочь, мысленно задает себе следующие вопросы:
1. Действительно ли ситуация так серьезна, что требует моей помощи?
2. Дело требует моего личного вмешательства?
3. Будет ли оказание помощи трудным для меня?
4. Потребует ли оно больших затрат?
5. Принесет ли мое вмешательство пользу жертве?
6. Могу ли я легко исчезнуть с места происшествия?
Наша реакция на ситуацию, считает Аронсон, будет зависеть от ответа на каждый из этих вопросов4.
Первое условиеоказания помощи — быть уверенным, что ситуация — чрезвычайная. Когда человек прилег на скамейке, а вы не знаете, что с ним: сердечный приступ, напился, решил поспать, то решимость, с какой вы броситесь на помощь, резко снижается. Вы не уверены, что ситуация критичес-
3 Аронсон Э. Указ. соч. С. 51.
4 Там же.
кая. Но если упавший корчится в судорогах, просит о помощи, вы немедленно придете на выручку.
Второе условие— обязательная личная ответственность. Если вы стоите в толпе, окружившей раненого человека, то ваше желание помочь ему уменьшается по мере возрастания числа окружающих. Чем больше людей вокруг жертвы, тем скорее у вас появится мысль о том, что другие смогут помочь, что вообще это не ваше дело. Происходит любопытное явление, известное психологам как «размывание ответственности». Будь вы один, вы бы ни на кого не перекладывали ответственность. Помощь пострадавшему рассматривали бы как свою личную ответственность. Нов толпе она становится безликой (как и
воообше все, что попадает в толпу). Свою огромную ответственность вы делите на число людей вокруг, и вам остается маленький кусочек. А его можно и не заметить. Люди охотнее идут на помощь, ког да убеждены, что только они знают о чрезвычайной ситуации. Третье условие— понимание цены вмешательства. Люди все-таки помогают меньше, если цена вмешательства высока. В одном эксперименте мужчина на улице внезапно падал на тротуар, незаметно раздавив во рту капсулу с красной краской, отчего создавалось впечатление, что у него изо рта сочится кровь. Хотя прохожие понимали, что случай серьезный и надо спешить на помощь, мало кто бросился к «истекающей кровью жертве». Но если в аналогичной ситуации крови не было, люди приходили на помощь чаще. Почему? Пугались вида крови или ее вид их просто отталкивал?
Американские ученые провели в Принстонской теологической семинарии поразительный эксперимент. Студентам объявили, что вот-вот их начнут записывать на студии — надо подготовить хорошую речь и отправиться всоседний корпус. Первой группе сообщили, что они опаздывают на запись, второй — что все идет по графику, третьей — что у них есть время в запасе. На пути в то здание, где должна была состояться запись, испытуемые встречали в дверном проеме человека, сидящего на полу с поникшей головой и закрытыми глазами. Когда они проходили мимо, он начинал тяжело кашлять. Почти вся первая группа, особенно спешащие студенты-богословы, прошла мимо попавшего в беду человека, не задерживаясь, — только 10% испытуемых предложили свою помощь. Во второй и третьей группах — «шедших по графику» или имевших запас времени, — более половины остановились, чтобы оказать ему помощь. Самое интересное, что в их речи, которую предполагалось записать, должна была прозвучать притча о добром самаритянине (евангельский персонаж — синоним бескорыстия и благотворительности)5.
Четвертое условие:оказывая помощь, люди учитывают не только издержки, но и возможную пользу, которую они могут принести. Имеется достаточно доказательств, что люди помогают друг другу, если они уверены в том, что их действия полезны. К примеру, один из экспериментов показал: в том случае, когда индивид испытывал боль, а свидетель, зная, что его вмешательство способно уменьшить мучения, тем быстрее вмешивался, чем более явной была боль. В том случае, когда свидетель не был уверен, что его вмеша-
Аронсон Э. Указ. соч. М, 1999. С. 72-74.
тельство поможет уменьшить мучения, он тем медленнее действовал, чем сильнее было проявление боли у индивида.
Люди испытывают неприятные ощущения, наблюдая чужие страдания, и чем сильнее чужая боль, тем неприятнее наши ощущения. Уменьшить их можно двумя путями: либо оказать немедленную помощь, либо уйти от этой ситуации. Если нам ясно, что мы в состоянии помочь, мы действуем быстро, особенно когда боль сильна. Когда мы понимаем, что ничего не можем сделать, то происходит противоположный процесс: чем сильнее испытываемая жертвой боль, тем с большей решимостью мы отстраняемся от происходящего.
Каждому из нас приходилось слышать истории про тех, которые, спасая членов своей семьи, шли буквально на все — врывались в горящее здание, преграждали путь несущейся автомашине... Мы испытываем большую эм-патию и принимаем на себя большую ответственность, когда жертвой является кто-то из близких.
ОБЩИННЫЙ ДУХ В ЯПОНИИ
Главной причиной поразительных достижений Японии считают общинный дух — чувство товарищества и взаимовыручки. Общинное сознание пустило глубокие корни в японском обществе в XV—XVI вв., но никто не считал преданность феодалу обязательной для вассала. После революции Мэй-дзи в 1868 г. в период развития капитализма в Японии текучесть кадров на предприятиях достигала до 80— 100% в год. Убытки были ощутимы. Тогда посчитали систему пожизненного найма. Он был объявлен выражением «японского духа», т.е. общинного и даже богоугодного. Пожизненный найм позволял предпринимателю «отцу» в рамках «фирмы-семьи» максимально использовать своих работников в интересах фирмы. Работники, считая свое предприятие семьей, а руководителя отцом, были обязаны трудиться в ней всю жизнь. Это вполне объяснимо, если учесть, что супруги, заключая брачный союз, клянутся в верности друг другу на всю жизнь, обязуются заботиться друг о друге, быть вместе в радости и горе. Также ведут себя и японские компании, поэтому рабочему, если он добропорядочный «семьянин», не грозит безработица. Система пожизненного найма создала в стране обстановку неприязни у рабочих к людям, меняющим место работы. Их, как и у нас, называли «летунами».
Многие фирмы создают психологически совместимые коллективы — в кругу симпатичных и дружески настроенных друг к другу людей трудно прогуливать, опаздывать, плохо работать.
Продвижение по службе происходит в зависимости от возраста и стажа, а во вторую очередь учитываются уже все остальные качества. Поэтому японцы не конкурируют и не подсиживают друг друга. Группа встает на защиту своих членов. Она не позволяет увольнять человека за неспособность к работе. Но и спрос с каждого самый высокий. Японцу лучше умереть, чем подвести коллег.
Соблюдается традиция японских университетов — до самой смерти сохранять узы товарищества, которые надежнее родственных уз. Общинной преданностью охвачены все государственные чиновники, лидеры делового мира,
2S0
ученые и писатели — их объединяет пожизненно Токийский университет, университет Кэйо, университет Васэди.
Первое, что постигает ребенок в Японии, — необходимость жить в гармонии с группой. Когда японец убежден, что его любят в группе, по отношению к которой он испытывает преданность, он трудится с большей отдачей, чем любой работник в западных странах. Японец не может воспринимать себя вне группы, вне организации, вне коллектива, членом которого он является.
Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях, ходят в школу группами, стараясь носить одинаковые значки, иметь одинаковые элементы одежды и т.п.
Группа — единый организм, каждый член которой является его клеточкой. У японца две модели поведения: вне группы он замкнут, неразговорчив и формально почтителен (знаменитая улыбка сквозь зубы), а в своей группе он раскован, общителен и всегда готов прийти на помощь.
Если западную группу сравнивают с горстью твердых камней, то японскую — с мягкой глиной. Группа принимает разнообразные формы, и эта форма определяет поведение каждого человека. Самым ценным его качеством является умение ставить во главу угла интересы группы, желание и умение быть полезным ей.
В случае если группа принимает нового индивида, выясняется, насколько этот человек надежен в групповом поведении, и меньше всего учитываются его отношение к труду и личные качества. Образцовым работником считается тот, кто лучше вписывается в группу, а не тот, кто лучше может выполнять ту или иную работу.
Главной чертой группы является принцип «не высовывайся», т.е. будь как остальные. Если нужно, группа сама признает чей-то приоритет, но работник не должен прилагать к этому усилий. Рост трудовых показателей необходим, но достижения члена группы, его более высокие результаты считаются достижением группы. Поэтому никто не приписывает успехи лично себе. Чем больше он говорит о своем Я, тем меньше шансов получить продвижение в группе. В Японии работник, общаясь с людьми, включенными в туже группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень.
В японской практике практически невозможно стать руководителем, не будучи членом группы. Для японца нет более жесткой кары, чем оказаться выброшенным из общины в чужой мир, простирающийся за ее границами. Самое страшное наказание — изгнание из группы — может быть назначено не за кражу или хулиганство, а за измену и попрание интересов группы.
Что такое этнос?
Говоря об этносах, мы вторгаемся в пограничную область, лежащую на пересечении социальной и биологической сфер. Этнос — в широком смысле народность или нация — сочетает в себе и биологические, и социальные свойства.
Человек, как известно, входит в состав приматов (от лат. primatus — первое, высшее место) — отряда млекопитающих, включающего два подотряда: полуобезьяны и обезьяны. Отряд приматов насчитывает более 200 видов — от лемуров до человека. Полуобезьян насчитывается около 50 видов, а обезьян — 150. Среди них только человек представлен одним видом. Это означает, что все люди независимо от расы и национальности принадлежат к одному виду, т.е. являются кровными родственниками.
Рис. 55. Джентльмен и потрепанный субъект выходят из разных дверей, но на одной написано М.
я на друзой Ж
Откуда же взялось такое разнообразие типов людей — желтолицые монголоиды, чернокожие негроиды и белолицые европоиды? А если учесть различие национальностей, физического роста, строения тела и прочие признаки, то создается впечатление, что на самом деле человечество столь же биологически разнообразно, как разнообразен, скажем, мир обезьян.
Отчасти причиной разнообразия типов человека служат физические факторы — географическое место обитания или климат. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или белый цвет лица — это биологическая реакция человеческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, нехватку солнечных лучей и т.д. Являясь единым биологическим видом, человечество состоит из многочисленных групп, задаваемых как природными, так и общественными признаками. Биологические признаки ответственны зато,
что люди делятся натри расы, два пола и несколько возрастов: чернокожие или белолицые, мужчины и женщины, дети, юноши, взрослые, пожилые и старики. Но главными факторами выступают социальные (факторы). В этой сфере власть природы над нами затухает, а затем и вовсе исчезает. Действительно, такие факторы, как национальность, экономические, профессиональные, политические, религиозные, культурные статусы, задаются обществом, а не природой.
Можно утверждать, что гораздо большее значение имеет социальная реакция человека на физические факторы. Географическая изолированность, труднопроходимая местность, речные низины и т.д. отразились на образе жизни, менталитете, языке, привычках и традициях, культуре тех кровнородственных
общностей, которые компактно обитали в данной местности. Они определили характер и своеобразие этих общностей. Такие общности следует называть этносами. Этнос(от греч. ethnos — племя, народ) — собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Эти три типа социобиологических общностей — племя, народность и нация — образуют те самые виды, которые у обезьян составляют шимпанзе, гориллы или макаки. Но у людей это не биологические, а социоисторические виды. Иначе их называют историческими формами этноса.
Итак, человек отличается от всех или большинства других видов живых существ своей единственностью. От своих собратьев по животному миру человек отличается еще и тем, что только люди знают своих бабушек и дедушек. Это свойство предполагает, что только у людей существует межпоколенная связь, передаваемая не биологическим путем, асоциальным. Откуда взяться бабушкам у горилл, если детство у них короткое, живут они недолго, в социализации, продолжающейся всю жизнь, старики не принимают участия. Закон борьбы за существование предполагает, что старики, не способные бороться с молодыми самцами, должны уходить из стада и умирать. У животных нет и не должно быть социального явления «старшее поколение», выхода на пенсию, социализации пожилых, послепенсионной деятельности и т.п.
Если у животных нет стариков как самостоятельной группы, то нет и такого явления, как поколение. У них нет и конфликта между отцами и детьми вследствие расхождения в ценностях, взглядах на мир, образе жизни. У них вообще нет поколения как самостоятельного образования, нет заботы о старшем поколении, нет авторитета старших, сыновней почтительности и уважения к старшим. Но отсюда следует, что нет и многих других факторов, которые создают племя, народность и нацию. Например, у животных нет фамильного дерева и родословной, у них нет имени и отчества, которые связывают живущих ныне с дедами и прадедами, нет понятия «мой род», который может насчитывать 20—30 поколений.
Следовательно, у животных нет семьи, рода и клана, из которых, как из первичной материи, формируется племя — самая ранняя форма этноса.
Семья— наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько се-
мей, вступивших в союз, образуют род.Роды объединялись в кланы. Клан— группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляет племя.
Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы знаем два признака этноса — быть кровнородственной группой — биологический признак и межпоколенной общностью — первый целиком социальный признак. Но мы уже говорили, что этнос — пограничная категория. У него двойственная природа — биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос выделяется из всего множества социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс человек может выбрать добровольно, то национальность он не выбирает, а наследует от родителей. Хотя если родители разнонациональные, то их ребенок вправе выбрать одну или другую. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный статус.
Людей объединяет в единый этнический организм, скажем, нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. В список общих черт этноса надо включить еще два очень важных фактора — общность территории и общность языка.
Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке говорит несколько народов. Например, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д.; на английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.
Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть его остается прежней. Территория и язык навсегда соединены с этносом. За что борются малые народы и часто не на жизнь, а на смерть? За свою территорию, т.е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили. Большинство этносов проживает компактно на определенной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Действительно, французы проживают во Франции, испанцы — в Испании, англичане — в Англии.
Связь между этносом и территорией очень тесная. То же можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа. У большинства этносов долгое проживание на одной территории откладывает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. А некоторые народы почти всегда бродили по земле, например цыгане. Общаясь с самыми разными народами, цыгане тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.
Не меньшую роль играет еще один признак общего —этническое самосознание.Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда человек сохранит в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы они ни скитались, не расстаются со своими традициями. А многие русские легко усваивали чужое: в Америке становились американцами, а в Германии — немцами. Десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции, или с трудом удерживают их в памяти, передавая их детям, которые по-русски не могут сказать ни слова. Этническое сознание иначе можно назвать этнической идентификацией или отождествлением себя с этносом.
Духовное отождествление себя со своим этносом (этническая идентификация) —сильнее территориального или языкового признака. Русские, осевшие 30—50 лет назад во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и духу, чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли десятилетия. Но они и сами были духовными лидерами нации, чувствуя за нее историческую и культурную ответственность. Речь идет о русском дворянстве и интеллигенции.
А другие русские, эмигрировавшие только что или в последнее десятилетие, отмежевались от России духовно, когда на их этнической родине стало чуть хуже, чем всегда. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.
Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий:
♦ кровное родство — единство происхождения от общего предка;
♦ устойчивая межпоколенная преемственность;
♦ единство территории;
♦ единство языка;
♦ общность исторической судьбы;
♦ общая культура и традиции;
♦ общее самосознание (этническая идентификация).
Эти признаки правильно именовать этнообразующими факторами. Проведите самостоятельно сравнение основных признаков общества и основных признаков этноса, отметьте между ними сходство и различие, сделайте выводы, выяснив новые подробности. Например, почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?
ГАЕ И КАК ПРОЖИВАЮТ ЭТНОСЫ
Вследствие различных причин народы перемещаются по территории земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.
Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком и полностью мигрировал впоследствии, уже сформировавшись в единую общность, и которая стала его второй родиной, т.е. исторической родине, или куда мигрировала только его часть. Рассмотрим два последних случая.
Болгарский этнос сформировался в результате миграции, или откочевы-вания со своей исторической родины. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они назывались булгары и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., откуда их вытеснило другое тюркоязычное племя —хазары.
Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из которых достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в VI в. Тюркоязычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славянотюркское государство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славянский язык, стал формироваться славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.
Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) — Волжско-Кам-ская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни. Они сыграли заметную роль в формировании современных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов. В X— XIV вв. они создали мощное государство самое сильное в Среднем и Нижнем Поволжье. Булгария торговала с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами, даже соперничала с Киевской Русью, но, как и она, была покорена монголо-татарами. Еще в X в. молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии.
Выгодное географическое положение на пересечении водных и сухопутных торговых путей, обилие плодородных черноземных почв, экспорт пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий ремесел обеспечили процветание Булгарского государства. Булгария была известна своим рынком невольников, которых привозили из русских земель и северного Поволжья. Оживленная торговля способствовала развитию городов, которые были не только административными и торговыми центрами, но и мощными крепостями.
Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Булгарии появились собственные ученые — юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Осознавая себя форпостом ислама, Булгария способствовала его проникновению в соседние земли. В 986 г. булгарские проповедники предлагали великому князю Владимиру Святославичу принять ислам. Принявшая христианство Древняя Русь постоянно нападала на Булгарское государство.
Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 г., когда русскими дружинами было взято несколько камских городов. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. Появление монголо-татар-
ских орд заставило примириться давних соперников. После поражения русских дружин в 1223 г. на р. Калке булгары успешно отражали набеги монго-ло-татар, но в 1240 г. Булгария подверглась разорению кочевников.
В 1243 г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда, в которую как одна из провинций вошла Булгария. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогли возродить экономику Булгарии. Именно благодаря Булгарии ислам в XIV в. стал государственной религией Золотой Орды, которая позже распространилась на соседние народы — мордву, вотяков,
башкир. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве страны. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна. Их металлические изделия, украшения и керамика распространились по всей средневековой Европе и Азии.
В XIV—XVвв. по мере ослабления Золотой Орды усиливалось военное давление Московской Руси. Русские заняли булгарский престол, а Булгария подчинилась Москве. Самостоятельность сохранили только северные территории, на основе которых сформировались новое государство — Казанское ханство и новый этнос — казанские татары.
Такова историческая судьба некогда единого этноса, одна часть которого превратилась в проводника и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая — в проводника ислама на территории славянского государства Руси. На примере болгарского этноса можно проследить и другую особенность расселения этносов вообще — рассеяние его по территориям других государств. Из общей численности болгар 8,45 млн в современной Болгарии проживает 7,8 млн, на Украине — 234 тыс., в Молдавии — 88 тыс., в России — 32,8 тыс. Они образуют диаспоры.
Диаспора(от греч. diaspora — рассеяние) — пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.
Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Н и одному народу не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVIIв. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 млн до 40 млн. Русские общины существовали раньше и существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии.
Еврейский этнос— это, пожалуй, самый распыленный народ. Его диаспоры разбросаны по всему миру. По этому признаку его можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Некоторые еврейские диаспоры образовались добровольно, но большинство диаспор или по крайней мере самые известные сформировались путем насильственной миграции. Евреи почти 2000 лет прожили за
пределами своей этнической родины Палестины, откуда их после восстания вТв н э выселил римский император Тит Веспэсиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.
Вытеснения выселения, погромы и преследования на протяжении нескольких тысяч лет вынудили еврейский этнос расселиться по всему миру. Как правило евреи на новой родине становились высококвалифицированными ремесленниками (в основном сапожниками, портными и ювелирами), торговцами и банкирами (самый известный пример - семья Ротшильдов, имеющая в своей родословной несколько десятков поколений), политическими лидерами (евреев было много в большевистском правительстве), знаменитыми учеными, музыкантами, поэтами, иными словами, занимали в социальной иерархии высшие ступени.
Риг 56 Чршь некогда единого булгарского этноса превратилась в проводника ислама на территории Руси, а другая - в проводника и защитника православия
Диаспора —это часто начало формирования национального меньшинства.
Национальное меньшинство- отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной, главной части этноса или за пределами одноименного государства Национальные меньшинства также именуют этническими.
Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноименное этническое большинство, т.е. основная часть этого этноса.
В России меньшинствами являются, например, греки (есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т.д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР русские
стали этническим меньшинством во всех республиках бывшего СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для этого случая был специально изобретен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, т.е. такой этнической группой, название которой совпадает с названием государства. А где, на ваш взгляд, русские являются титульным этносом?
Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление чернокожего населения страны, находившегося в численном меньшинстве.
Поскольку Америка на протяжении всего XX в. притягивала десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля белых стала сокращаться, а доля небелых интенсивно расти. Американские этнологи начали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Например, из 7,3 млн жителей Нью-Йорка в 1991 г., 28,7% составляли чернокожие, 24,4% — испаноговорящие, 7,0% азиато-американцы, 0,4% — коренные американцы и 39,5% — другие, в том числе неиспаноговорящие белые. В Лос-Анджелесе из 3,5 млн человек 14% были чернокожие, 39,9% — испаноговорящие, 9,8% — выходцы из Азии, 0,5% — коренные американцы и 35,8% — неиспаноговорящие белые (Statistical Abstract 1991. P. 34—35).
Теперь уже многие белые (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоциации (клубы, партии).
Одновременно с этим усложнялись взаимоотношения между старыми и новыми меньшинствами. Численность афро-американцев стабилизировалась, а число латино- и азиато-американцев постоянно увеличивалось. Между тремя типами меньшинств — выходцев из Африки, Латинской Америки и Азии — начали возникать конфликты. Они спорили за дефицитные блага: рынки сбыта наркотиков, покупателей для своих магазинчиков, права и привилегии, раздаваемые официальными властями. В ходе массовых беспорядков в 1992 г. в Лос-Анджелесе выяснилось, что агрессивно настроенные чернокожие воевали на три фронта: против белых, корейцев и испано-говорящих «латинос». Опрос, проведенный сразу после беспорядков, показал, что афро-американцы выступают против миграции иностранцев в США даже активнее, чем белые. Малоквалифицированные мигранты из Азии и Латинской Америки конкурировали за рабочие места прежде всего с чернокожими, а не с белыми. В ходе беспорядков 1992 г., устроенных афро-американцами, больше всех пострадали иммигранты из Кореи, магазинчики которых находились в центре Лос-Анджелеса (средний класс давно выехал из центров американских городов в пригороды), и мелкие бизнесмены из Латинской Америки.
За сотни лет рабства и борьбы с ним американские чернокожие настолько усвоили ценности культуры белых, что восприняли ее как свою собственную и активно стали защищать. В интервью, взятом у чернокожих после событий 1992 г., обвиняли корейцев и «латинос» в том, что те не приветливы, не добродушны и не патриотичны, как белые американцы, живущие по соседству. Угнетаемые усвоили культуру угнетателей и ныне обучают ей других угнетаемых. Национальное меньшинство по своим ценностям стало не-
отличимым от национального большинства, и если в будущем белые в Америке окажутся в численном меньшинстве, функцию распространения идеалов белой культуры за них выполнят, скорее всего, афро-американцы.
Национальное большинство по-разному относится к национальным меньшинствам. Издавна белые относились к неграм как к тупым и ленивым рабам. Стереотип закрепился, потребовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы старый стереотип выветрился. К азиато-американцам сразу относились иначе. Свойственные азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветствовались американцами. Их называли «образцовые национальные меньшинства». Но они жили весьма изолированно, что нравилось далеко не всем американцам. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основавший свое предприятие или магазин, брал на работу прежде всего родственников, что выходило даже дешевле. Американцы, привыкшие к иным стандартам, требовали, чтобы бизнесмены нанимали работников независимо от национальности. И были правы, поскольку в демократическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.
Разные меньшинства — это еще и разные культуры, представителями которых они выступают. Азия — очаг древней и очень высокой культуры. В этом отношении с ней не могут поспорить даже европейцы. Иное дело Африка, где большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Америка находится как бы посредине, и успехи у латино-американцев средние. Успехи афро-американцев объясняются главным образом тем, что их культура интегрирована в американскую уже более 200 лет. Но в то же время чернокожие усвоили и новый для них, нуклеарный тип семьи. Естественно, что в конкурентной борьбе они уступают семейному предпринимательству азиа-то-американцев.
Интересен и другой факт: сплетни, бойкот, рэкет, оскорбления и физическое насилие выступают элементами социального и этнического выравнивания. Чаще всего к ним прибегают, конечно, не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но эмигранты в США всегда начинали с нуля. Им труднее приходилось бороться за выживание. В 1930-е гг. захлестнувшая Америку волна мафии была итальянской. Учиняя поборы с мелких лавочников и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальянские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали другим, что в Америке шансы на успех должны быть равными независимо от срока въезда в страну. Во второй половине XX в. итальянскую мафию сменили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшинства, обделенные экономическими ресурсами, статусами и привилегиями, боролись за выживание и успех.
Не всегда просто выяснить вопрос, кто является меньшинством, а кто большинством. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноименного с эти этносом. Например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,5 млн, однако в самом
Татарстане их проживает ме