Физические аналогии в социологии

Согласно теории относительности, луч света, проходя вблизи большой массы, искривляется. Так происходит, например, с лучом света от далекой звезды, проходящим вблизи края солнечного диска. Если проводить очень

приблизительную аналогию с общественными явлениями, то можно вспом­нить иракский кризис весны 2003 г., когда США, самая мощная страна со­временного мира, невзирая на протесты миллионов людей на всех континен­тах, объявили войну Ираку. Действия и мнение европейской общественно­сти оказались той большой массой, которая вынудила верных союзников Францию и Германию изменить своим политическим пристрастиям и воз­разить США. Пацифистские настроения в британском обществе, получив­шие широкий размах, вызвали парламентский кризис и, хотя не отклонили от союзнической с США траектории политический курс страны в целом, заставили главу правительства постоянно извиняться и лавировать. В то же время экономическая мощь и политический вес самих США стали той боль­шой массой, которая вынудила отклониться от независимой траектории по­литику Испании, Италии и Украины. Даже Турция, солидарная с такой же, как и она, мусульманской страной Ираком, была вынуждена постоянно угож­дать Соединенным Штатам, которые где откровенным давлением, где посу­лами многомиллиардной помощи вынудили пойти навстречу турецкое пра­вительство, разрешившее американцам строить военные базы на своей тер­ритории. В предвоенной обстановке 2003 г., очень разнообразной и богатой политическими событиями, выяснилось, что малые тела-страны, как прави­ло, притягиваются крупными державами, искривляя свою траекторию в со­ответствии с их интересами. Лишь несколько более или менее массивных тел, способных вести независимую политическую линию, смогли удержаться на своих орбитах, выразив несогласие с действиями США (Россия, Германия, Франция, Китай).

В обществе пространственное искривление дают социальные патологии, например отсутствие какого-то важного социального института либо его дис­функции, отсутствие социальных групп или классов, выполняющих, так ска­зать, градообразующую функцию (второстепенные группы не в счет — они не искажают социальной структуры) и т.п. В обществе, особенно развиваю­щемся ненормально, таких патологий должно быть много. Теневая эконо­мика, серая экономика, коррупция и мафия — это зоны искривленного со­циального пространства. У некоторых обществ социальное пространство настолько искажено, что напоминает пересеченную местность, изрезанную глубокими оврагами и промоинами, холмами и горами.

Искривление и патология.От искривления социального пространства надо отличать близкие, но не тождественные ему понятия. Так, большинство со­циальных конфликтов является нормальным моментом развития общества и лишь в своей экстремальной форме, например кровопролитной войне, спо­собны нанести непоправимый ущерб социальному составу населения, т.е. оси ОА'социального пространства. Социальное напряжение также выступает весь­ма будничным и почти нормальным состоянием жизнедеятельности людей. Оно не может относиться к социальной патологии, если во всех своих фор­мах не вызывает деформации социальной структуры. Социальное напряже­ние, если продолжать использование физических аналогий, относится к иному понятийному ряду, а именно: не гравитационному, а к электричес­кому изображению пространства. Электрическое напряжение возникает меж­ду одинаково заряженными частицами (разнозаряженные притягиваются). Возвращаясь к социологическим понятиям, надо сказать, что социальное напряжение возникает между одинаково направленными, т.е. претендующи-

ми на один и тот же ресурс, территорию, собственность либо иные матери­альные, равно как и культурные, ценности. Когда два народа претендуют на одну территорию, между ними формируется межэтническое, политическое, религиозное или какое-либо еще (возможно, все вместе) напряжение. Таким образом, между разноименными зарядами существуют электрические силы притяжения, между одноименными — силы отталкивания (неприятия, со­перничества, борьбы, конфликта, а нередко и войны).

Намного опаснее аномия — отсутствие или несоблюдение установленных обществом законов и норм. Аномия выступает либо условием, порождающим патологию, либо следствием произошедшего ранее искривления социальной структуры.

Социальная превращенная форма — финансовые пирамиды, социальные паразиты, социальная мимикрия —также выступает примером искривления социального пространства.

физические аналогии в социологии - student2.ru

Искривление социального пространства — это нарушение принятых в дан­ном обществе норм, законов, традиций и правил. Если общество перешло на рельсы рыночной экономики, то нарушение либо отклонение от законов рынка надо рассматривать как нарушение экономического пространства. Это спасение банкротов, т.е. слабых предприятий, неэффективных и с бездарным менеджментом только ради спасения их социальной сферы и боязни превра­тить в безработных их персонал; созда­ние финансовых пирамид, недееспособ­ных рынков и банков, вмешательство государства в дела экономики. Наруше­ние законодательства, нежелание бо­роться с преступниками, отмывание «грязных» денег, защита от суда высоко­поставленных лиц — искривление пра­вового пространства. Нежелание госу­дарства выполнять взятые на себя обя­зательства перед социально незащищенными слоями населения, неэффективная семейная и демографическая политика, наличие миллионов сирот при живых родителях, распространение наркомании и проституции, бедности и нищенства — искривление социального пространства.

За рубежом складывается очень полярное представление о России, пре­тендующей на почетное место сверхдержавы в цивилизованном мире. С од­ной стороны, великий русский балет, с другой — русская водка, с одной сто­роны — русские спутники, с другой — русские баллистические ракеты. Рус­ская мафия и русское пьянство, русская музыка и русские «мозги» — полярные символы страны, пространство которой искривляется между по­лярными точками — очень позитивными и очень негативными образами. По­добный перепад, отсутствие ровности и стабильности свидетельствуют об ис­кривленности.

Массы, не создающие большого поля, т.е. не являющиеся крупногабарит­ными телами, перемещаются в пространственно-временном континууме только вдоль геодезических линий, т.е. наикратчайших линий, задаваемых структурой и свойствами пространства. Выражаясь социологическим языком, страны, обладающие микроскопическим политическим весом, всегда держат­ся в тени и движутся по тем траекториям, которые задает общественное мне-

ние. Говоря иначе, они придерживаются курса большинства, стараясь соот­ветствовать настроению и мнению статистической массы. Для того чтобы быть индивидуальными и вести самостоятельную политику, им не хватает со­циальной массы. А она не нарастает за один день. Великий Китай шел к это­му 7 тыс. лет. Египет, считавшийся сверхдержавой Древнего Востока, рас­терял свою социальную и политическую массу и сегодня поднимает в ООН руку вместе со всеми, голосует, как и все, ведет себя скромно, оглядываясь на великих. Только великие могут позволить себе заявить свое Я. Чем оно больше, тем громче голос. Ныне зычным басом в мировой политике облада­ют только США — их экономика составляет 30% мировой, хотя ее формиру­ет около 200 государств. Попробовали было в 1990-е гг. сравняться с ними Япония, а позже — Единая Европа и Китай, но, сделав кратковременный ры­вок, убедились, что лидера им не догнать.

ТЕОРИЯ БИФУРКАЦИИ

Бифуркация (от фр. la bifurcation — раздвоение), или теория ветвления, один из разделов нелинейной динамики, описывает процессы ветвления причинных и других отношений. Фактически представления о бифуркации содержатся уже в сказаниях и мифах народов мира. Когда сказочный рыцарь или добрый молодец стоит, задумавшись, у придорожного камня на развил­ке дорог и выбор пути определяет его дальнейшую судьбу, то это является, по сути, наглядным представлением бифуркации в жизни человека.

Бифуркация — кризисная точка в судьбе человека. Ярким примером слу­жит выбор жизненного пути после окончания средней школы, который оп­ределяет дальнейшую судьбу молодого человека. До тех пор, пока юноша или девушка не выбрали конкретного вуза или места работы, перед ними ветвя­щееся дерево вариантов, каждый из которых включает цепочку событий, на­пример одна из них означает: выбрал нефтяной вуз, значит, после пяти лет обучения будешь торчать на скважинах где-нибудь в тундре, а не нежиться в уютном офисе в столичном городе, т.е. надо сделать то-то и то-то, отказав­шись от того и этого. Когда молодой человек задумался и перед ним откры­лось множество вариантов решения, математики говорят, что он достигточки бифуркации. Точки бифуркации (переломный момент) — это точки логичес­ких разрывов и выбора дальнейшей логической траектории. Но если выбор совершен, документы поданы в конкретный вуз, все прочие варианты отпа­дают. Но и этот момент надо считать точкой бифуркации — вновь ветвится дерево решений, а именно: воспользоваться связями или поступать самосто­ятельно, подавать документы в другие вузы для подстраховки или ограни­читься одним и т.п. Таким образом, вся жизнь человека — и не только чело­века, но жизнь любого общества — состоит из цепочки непредсказуемых дей­ствий с непредсказуемыми результатами при непредсказуемом наборе шансов и непредсказуемом стечении обстоятельств. Короче, человеческая и обще­ственная жизнь — не лапласовский детерминизм с заранее известными тра­екторией и результатом, а теория вероятностей.

Рассмотрим следующий пример. Представим себе социальную структуру общества как набор элементов, каждый из которых характеризуется некото­рым социальным статусом, а также связями с ближайшими в структуре эле-

ментами22. Естественно предположить, что в простейшем случае связи ло­кальны, информационного управления не происходит, а в своих действиях человек прежде всего ориентируется на поведение своих близких. Допустим, что социальный статус одного из элементов случайно повысился. Если это изменение не слишком велико, то друзья, знакомые и коллеги готовы ему порадоваться (прибавка к заработной плате). Но если изменение велико (вы получили Нобелевскую премию или многомиллионное наследство), ситуа­ция резко меняется: у вас могут возникнуть проблемы, которые приведут к изменению как вашего статуса, так и статуса окружающих. По существу, это универсальная картина событий, которые могут развертываться в самых раз­ных сообществах по типу «кучи песка» или «снежного кома».

В свое время А.И. Герцен пережил сильное потрясение, когда его жена Натали погибла23. А все начиналось в общем-то с мельчайших переломных деталей, событий, может быть, взглядов или встреч, которые сначала, нагро­мождаясь как снежный ком, привели к семейным неурядицам, а затем к тя­желой болезни жены. Ее смерть от воспаления легких нельзя рассматривать как чисто случайную. Она была тесно увязана в общую цепь событий, в раз­витие сложных человеческих взаимоотношений. Этот этап личной жизни Герцена хорошо иллюстрирует, что самое незначительное событие может быть предвестником будущих поворотных событий в жизни человека24.

Основная проблема для социологии состоит в том, что после прохожде­ния индивидом или обществом точки бифуркации (точки ветвления реше­ний) необходимо заново познавать закономерности их поведения, проводить дополнительные исследования, строить расчеты. Недавно вышедшая книга российского писателя Сергея Давлатова «Сквозь дебри безумной жизни» (2003) — избыточное обозначение той ситуации, когда нагромождение слу­чайных событий в жизни человека превышает его способности к их разум­ному, причинно-следственному осмыслению.

На уровне математического описания бифуркация означает ветвление реше­ний нелинейного дифференциального уравнения. Физический смысл бифур­кации таков: точка бифуркации — это точка ветвления путей эволюции откры­той нелинейной системы. Примеры бифуркации в общественной жизни —рож­дение наследников, отпочкование предприятий, и наоборот — обратные бифуркации — слияние предприятий. Когда говорят, что Россия снова на пе­репутье, это означает, что она находится в точке бифуркации (иногда ее назы­вают точкой системного кризиса). Действительно, перед Россией выбор между двумя (европейским и азиатским) или несколькими вариантами развития.

Нелинейность развития научного знания может быть развернута посред­ством идей многовариантности, альтернативности путей развития науки (раз­нообразия подходов, направлений, традиций как предпосылки прогресса), идеи выбора из альтернатив. В процессе исторического развития науки име­ет место повышение разнообразия концепций, теорий и традиций. Какими бы ни были приложения теории бифуркации и связанной с ней синергети­ки, суть ее в том, что она пытается придать конструктивность роли случай­ности в естественных и социальных процессах.

22 Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего.— http://

sky.kuban.ru. 2} Герцен А.И. Собр. соч. М., 1975. Т. 6. С. 223. 24 Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995.

Российские ученые СП. Капица, СП. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий25 попытались применить бифуркационную модель к описанию социальных и исторических событий, используя классический трактат «Государь», написан­ный в начале XVI в. Никколо Макиавелли. В нем описывается, как сицилиец Агафокл стал царем Сиракуз, используя мошеннические приемы: он созвал на­род и сенат Сиракуз якобы для решения политических дел, а преданные ему солдаты по условленному знаку перебили всех. После расправы Агафокл стал властвовать, не встречая сопротивления со стороны граждан (рис. 21).

физические аналогии в социологии - student2.ru

Рис. 21. Бифуркационная диаграмма, описывающая историю Агафокпа

Такой способ действий можно назвать «стратегия свершившихся фактов». Система быстро переводится с одной ветви бифуркационной диаграммы на другую. В качестве характеристики состояния системы (аналог прогиба бал­ки, рис. 22) можно рассматривать, например, степень социальной защищен­ности населения. Описанная модель подходит для тех ситуаций, когда об­щество действует как единое целое.

Такие ситуации возникали в те периоды, когда история государств зави­села от выдающихся личностей, принимаемых ими решений, которые ока­зывались жизненно важным выбором для судьбы общества.

Выбор является не чем иным, как способом пройти точку бифуркации. Именно в точке бифуркации есть место для великих личностей —тех, кто по­ворачивает ход истории, выбирает новые пути, начинает и выигрывает ве­ликие битвы. Выдающиеся личности — по сути главные возмутители спокой­ствия в мировой истории. Это они прерывают плавный ход событий, внося в них искажение. Они концентрируют в своих руках, значит, в одной точке,

Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего (http://sky.kuban.ra); Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика — ключ к теоретической истории? // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 105— 112; Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и историческая меха­ника // Общественные науки и современность. 1997. № 2; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 62-79; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; Капица СП. Феноменологическая теория роста населения Земли//Успехи физических наук. 1996. Т. 166. № 1. С. 63-80.

огромную человеческую энергию и массы людей, направляя их совершенно в иное русло, нежели это было до сих пор.

Именно вточках бифуркации возникает социальный заказ на выдающихся деятелей. Вдали от них почти все предопределено традицией и предшеству­ющим ходом событий. Хватает порой одного или нескольких лиц, чтобы кар­динально изменить ситуацию. Великие империи, процветающие государства рушились на глазах одного поколения, не сумевшего принять вызов.

физические аналогии в социологии - student2.ru

физические аналогии в социологии - student2.ru

Рис. 22. Простейший пример бифуркации — прогиб балки, которой приходится «выбирать»

под действием случайных факторов: прогнуться вправо или влево. Сплошным линиям

соответствуют устойчивые состояния, штриховым — неустойчивые

Поведение системы, в том числе общественной, может существенно услож­няться вблизи точки бифуркации. Физики, занимающиеся теорией фазовых переходов, прекрасно об этом знают. Но еще раньше об этом догадывались ис­торики. Великий отечественный историк В.О. Ключевский, анализируя Смут­ное время начала XVII в., писал:

Это было тягостное, исполненное тупого недоумения настроение обще­ства, какое создано было неприкрытыми безобразиями опричнины и тем­ными годуновскими интригами <...> Смута была вызвана явлением слу­чайным — пресечением династии <...>У нас в конце XVI в. такое событие повело к борьбе политической и социальной, сначала к политической — за образ правления, потом ксоциальной —к усобице общественных клас­сов. Столкновение политических идей сопровождалось борьбой экономи­ческих состояний. Силы, стоявшие за царями, которые так часто сменя­лись, и за претендентами, которые боролись за царство, были различные слои московского общества <...> Смута началась аристократическими происками большого боярства, восставшего против неограниченной вла­сти новых царей. Продолжали ее политические стремления гвардейского дворянства, вооружившегося против олигархических замыслов первоста­тейной знати, во имя офицерской политической свободы. За столичными дворянами поднялось рядовое провинциальное дворянство, пожелавшее быть властителем страны; оно увлекло за собою неслужилые земские клас­сы, поднявшиеся против святого государственного порядка, во имя анар­хии. Каждому из этих моментов Смуты сопутствовало вмешательство ка-

зацких и польских шаек, донских, днепровских и вислинских отбросов московского и польского государственного общества, обрадовавшихся лег­кости грабежа в замутившейся стране...

Крушение политической системы означало распад традиционных связей между классами и многими людьми в каждом классе. Восстановление структуры возможно только на другой основе... По-видимому, не оста­валось никакой политической связи, никакого политического интереса, во имя которого можно было бы представить распадение общества. Но общество не распалось: распался лишь государственный порядок. Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще связи национальные и религиозные: они и спасли общество. Казац­кие и польские отряды, медленно, но постоянно вразумляя разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества со­единиться не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя национальной, религиозной и простой гражданской безопасности26.

На рис. 23 штриховые линии соответствуют неустойчивым, нереализуе­мым состояниям общества, которые могут быть разрушены малейшим воз­мущением, но которые тем не менее могут существовать в наших мечтах и теориях. Это фантомы, призраки, которые живут в общественном сознании. Объективно они очень важны, поскольку могут коренным образом менять ход устойчивых событий. Устойчивая и неустойчивая ветви бифуркацион­ной диаграммы могут столкнуться и аннигилировать. Тогда в системе может произойти катастрофический скачок, или революционное изменение.

физические аналогии в социологии - student2.ru

Рис. 23. Столкновение «фантома» с траекторией устойчивого развития, после которого происхо­дят катастрофические изменения

Революционные изменения, происходящие по желанию и воле людей (по­литических деятелей и возглавляемых ими политических групп), катастро-

26 Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция XL1II. М., 1923.

фические события, случающиеся случайно, без осознанного намерения лю­дей принести вред, но часто после их вмешательства в ход событий, — все это примеры точек бифуркации, в которых поведение общественной системы до события и после него принципиально различно. К катастрофическим собы­тиям относят движение снежных лавин, биржевые крахи, инциденты с ядер­ным оружием, взрыв на Чернобыльской АЭС, утечку конфиденциальной информации.

В настоящее время ряд крупных исторических событий объясняется в рам­ках теории этногенеза Л. Н. Гумилева (о ней говорилось в томе IV). В соответ­ствии с ней развитие этноса в большой степени предопределено внутренними причинами, его саморазвитием27. Важнейшей переменной, характеризующей стадию развития этноса, является уровеньего пассионарности, определяемый числом людей, которые способны в ущерб собственному благополучию или безопасности менять ценности, стандарты поведения, отношения, создавать новое. «При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории», — пишет Гумилев.

В теории этногенеза Гумилева пассионарность представляет собой избы­ток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способно­сти людей к сверхнапряжению. Этот признак возникает вследствие мутации (пассионарного толчка) и образует внутри популяции некоторое число лю­дей, обладающих повышенной тягой к действию (их Гумилев назвал пасси­онариями). Зоны пассионарных толчков — узкие полосы, шириной около 300 км в широтном направлении и несколько больше — в меридиональном. Пассионарные толчки возникают достаточно редко (два или три толчка за ты­сячу лет) и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.

Количество событий в обществе, общественных организаций и открыва­ющихся возможностей связано с числом людей, составляющих рассматри­ваемую общность. Например, число граждан Афин эпохи Перикла сравни­мо с числом жильцов современного многоэтажного дома. Однако их вклады в жизнь общества и в мировую культуру несравнимы. По мнению СП. Ка­пицы, проведшего специальные изыскания в области исторической демо­графии, надо вводить некоторый масштабный множитель28.

КОСМОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

На первый взгляд между этими столь далекими науками нет ничего об­щего. Космология изучает строение Вселенной и структуру физического про­странства, в котором Земля, как и любая другая планета либо звезда, всего лишь песчинка. Социология изучает строение общества и структуру соци­ального пространства, в котором Россия, как и любая другая страна, культу-

" Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

2S Капица СП. Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. 1996 Т. 166, № 1.С. 63-80.

pa или общество, всего лишь частные случаи. Как видим, между двумя на­уками немало общего, по крайней мере, с точки зрения системного подхода. Принятая в космологии модель однородной изотропной нестационарной горячей расширяющейся Вселенной базируется на основе общей теории от­носительности и релятивистской теории тяготения, созданной Альбертом Эйнштейном в 1916 г.

В основе этой модели л ежат два предположения: 1) свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках (однородность) и направлениях (изотропность); 2) наилучшим известным описанием гравитационного поля являются урав­нения Эйнштейна. Из этого следует так называемая кривизна пространства

и связь кривизны с плотностью массы (энергии).

Важным пунктом данной модели является ее нестационарное^ — фунда­ментальное свойство, которое опреде­ физические аналогии в социологии - student2.ru ляется двумя постулатами теории отно­сительности:

1) принципом относительности, гласящим, что во всех инерционных систе­мах все законы сохраняются вне зависимости от того, с какими скоростями,равномерно и прямолинейно движутся эти системы друг относительно друга;

2) экспериментально подтвержденным постоянством скорости света.Нас будет интересовать первый постулат — принцип сохранения, так как

он ближе всего стоит к социологическому пониманию пространства.

Сохранение законов независимо от скорости движения системы, вероят­нее всего, распространяется и на общество. С какой бы скоростью ни разви­валась Россия, но если она выбрала западный путь, то все законы, присущие рыночному обществу, должны действовать и в России. Разумеется, они мо­гут вступить в силу позже, чем на Западе, реализовываться с искажениями — большими или меньшими, вообще не действовать, т.е. блокироваться и т.п. Но эти законы имеют неукоснительную силу социального императива для любого общества, вступившего на путь рыночного развития. Конечно, спи­сок таких законов может быть шире или же он может видоизменяться, отра­жать культурную или региональную специфику. Но закон есть закон. Стоит только выделить фундаментальные законы рынка, как станет ясно, что с огромными искажениями, но они рано или поздно внедрялись и в россий­ском обществе — хотя бы в один из трех периодов, называемых попыткой ка­питализации (1864-1917, 1921-1929,1991-2002). Кпримеру, всякий раз, ког­да нарушался рыночный закон невмешательства государства в экономику и предоставление предпринимательской свободы, следовали сбои и останов­ки, а когда мы возвращались к нему, происходил скачок вперед.

В отличие от неизменных законов природы законы общества в каждой стране и в каждой культуре видоизменяются, но какое-то ядро, самая их суть остается неизменной. Иначе закон искажается до неузнаваемости.

Искажения законов общества — еще одна форма искривления социаль­ного пространства.

В нормальном обществе СМИ используются для того, чтобы сделать об­щество и власть еще более открытыми, а в искаженном — наоборот. Разоб­лачения коррупции российскими СМИ в середине 1990-х гг. зачастую ис­пользовалось в борьбе за власть, а не для достижения большей прозрачнос-

ти. Причиной явилось то, что национальные средства массовой информации были сосредоточены в руках олигархического меньшинства. На региональ­ном уровне многие местные газеты и радиостанции тоже тесно связаны с местным руководством29. Степень влияния СМИ в искаженном социальном пространстве крайне мала. На Западе журналистское расследование может привести к отстранению крупного чиновника от власти, у нас — клегкому испугу, а то и вовсе повысит его рейтинг. Причины кроются в невысоком доверии к «четвертой власти» со стороны населения и элиты, которые счи­тают журналистов поголовно продажными. Чаще всего журналистские рас­следования сталкиваются с непреодолимым сопротивлением властей, а ког­да они достигают успеха, журналистов убивают. В XX и XXI вв. профессия журналистов неожиданно стала одной из самых рискованных.

ПРИТЧА О ЯБЛОКЕ30

Однажды в саду под яблоней лежал студент и размышлял о том, как по-разному понимали гравитацию И. Ньютон и А. Эйнштейн. Неожиданно ря­дом упало яблоко. Студент взглянул на него и заметил муравьев, бегающих по его поверхности. Ему стало интересно: по какому принципу муравьи вы­бирают свой путь. Воспользовавшись лупой, он тщательно отметил путь од­ного муравья и, отступив от него в каждую сторону по миллиметру, сделал ножом два параллельных надреза на яблочной кожуре. Затем взял получив­шуюся дорожку из кожуры и разложил ее на своей книге. Теперь путь мура­вья на этой дорожке был прямым, словно луч лазера (рис. 24). Невозможно было отыскать более экономного пути для преодоления тех десяти сантимет­ров, которые разделяли начало и конец вырезанной полоски яблочной ко­журы. Любой зигзаг или плавный поворот при движении муравья по яблоч­ной кожуре между начальной и конечной точками увеличил бы длину его пути. «Какая прекрасная геодезическая», — отметил студент.

Его взгляд упал на двух муравьев, отправившихся из одной и той же точ­ки в направлениях, слегка отличающихся друг от друга. На этот раз их пути случайно пролегли вблизи углубления в верхней части яблока, там, где рас­полагался черенок, причем по разные стороны от него. Каждый из муравьев добросовестно следовал вдоль своей геодезической. Каждый старался бежать по яблочной кожуре как можно прямее. Однако из-за собственной кривиз­ны углубления их пути сначала пересеклись, а затем разошлись.

«Можно ли придумать более удачную иллюстрацию для геометрической тео­рии тяготения Эйнштейна? — задумчиво произнес студент. — Муравьи движут­ся так, будто их притягивает к яблочному черенку. Можно было бы поверить и в ньютоновскую силу, действующую на расстоянии. Но муравью нечем руковод­ствоваться при выборе своего пути, кроме локальной геометрии поверхности, по которой он ползет. А это, безусловно, и есть концепция Эйнштейна, подразуме­вающая, что причиной всех физических явлений выступает локальное воздействие. Икак она отличается от ньютоновского подхода в физике с его «дальнодействи­ем»! Теперь я гораздо лучше понимаю, о чем говорится в этой книге».

29 Shelley L. Corruption in the Post Yeltsin Era // EECR. 2000. Vol. 9, № 1-2.

311 Источник: Научно-образовательный центр ФТИ им. А.Ф.Иоффе. — http://edu.iofTe.ru.

Сказав так, он открыл свою книгу и прочел: «Не пытайтесь описывать движение по отношению к удаленным объектам. Физика проста только при локальном анализе. А локально мировая линия, вдоль которой движется спутник (в пространстве-времени, вокруг Земли), уже является прямой, на­сколько мировая линия вообще может быть прямой. Забудьте все эти раз­говоры об «отклонении» от прямолинейного движения и «силе тяготения». Я нахожусь в космическом корабле. Или плаваю в космосе около него. Разве я чувствую какую-либо «силу гравитации»? Ничего подобного. Чувствует ли эту силу корабль? Нет. Тогда зачем говорить о ней? Считайте, что и ко­рабль, и я пересекаем область пространства-времени, в которой не действу­ют никакие силы. Считайте, что движение в этой области уже является иде­ально прямым».

физические аналогии в социологии - student2.ru

Рис. 24 К притче о яблоке

Послышался сигнал к обеду, но студент все еще сидел, рассуждая про себя. «Мне кажется, что суть эйнштейновской геометрической теории тяготения можно кратко выразить в виде трех положений:

♦ локально геодезические кажутся прямыми;

♦ в более обширных областях пространства-времени те геодезические, ко­торые сначала расходятся, начинают впоследствии сближаться со ско­ростью, определяемой кривизной пространства-времени, и это влия­ние геометрии на материю и есть то, что мы сегодня подразумеваем под старым словом «тяготение»;

♦ материя, в свою очередь, деформирует геометрию.

Углубление на поверхности яблока возникает потому, что там есть черенок. Я думаю, что все это можно выразить еще более кратко: пространство воздей­ствует на материю, «указывая» ей, как двигаться. Материя, в свою очередь, ока­зывает обратное действие на пространство, «указывая» ему, как искривляться. Другими словами, наличие материи в данном месте, — сказал он, вставая и под­нимая за черенок яблоко, — приводит к кривизне пространства в этом месте. Чтобы искривить пространство в данном месте, его необходимо искривить и в соседних областях, — продолжал он, наблюдая за замешкавшимся муравьем, деловито следующим вдоль своей геодезической на расстоянии толщины паль-

ца от черенка. —Так материя в данном месте оказывает влияние на материю в другом месте. Это и есть объяснение «гравитации», данное Эйнштейном».

Для социолога в этой притче скрыт весьма глубокий смысл, который за­ключается в следующем. Общая траектория движения разных стран в рыноч­ном пространстве описывается набором неких универсальных принципов, открытых еще Адамом Смитом и предполагающих свободную конкуренцию, невмешательство государства в частный бизнес, свободу предприниматель­ства и т.п. Они задают некоторое нормативное пространство, изображающее идеальный тип рыночного общества, когда рыночные законы не искажают­ся. На самом деле ни одна страна, даже такие лидеры капиталистической пе­рестройки, как Англия и США, не су­ществуют в идеальном пространстве. В соответствии с культурными особен­ностями народа и историческими об­стоятельствами в идеальную траекто­ физические аналогии в социологии - student2.ru рию вносятся большие или меньшие из­менения. С точки зрения теории они являются искривлением идеально нормативного пространства. Однако жи­тели этих стран, находясь в конкретном месте и в конкретное время, не мо­гут видеть искривлений. Не способны их заметить и жители других стран, которые считают, что они внедряют у себя настоящий рынок.

Отклонения, прежде всего очень крупные, заметны лишь на большом ис­торическом отрезке, при сравнении нескольких эпох и разных стран. Возмож­но, что США и Англия, считающие свой капитализм самым правильным, в конечном итоге заведут мир совсем не туда, куда следует. Но это станет оче­видным не сейчас, не в данной локальной точке истории. Вблизи искривле­ния не рассмотреть, если оно происходит в общем и целом в рамках рыноч­ных законов.

Другое дело, когда отклонения наблюдают страны так называемого вто­рого эшелона, в том числе Россия. Они вступили на путь капиталистическо­го развития очень поздно, когда лидерами уже пройдена большая часть пути. Ориентируясь на капиталистическую практику развитых стран, аутсайдеры опять же способны разглядеть только то, что происходит здесь и сейчас. А здесь и сейчас Западная Европа и США, вставшие на путь капитализма, добились впечатляющих успехов во всех жизненно важных областях — эко­номике, социальной сфере, науке и культуре. Они как бы говорят догоняю­щим их странам: поступайте, как мы, и добьетесь не меньших успехов. Имен­но эта практическая сторона служит образцом для подражания. С теорией на­много сложнее. В тех же США существует огромное множество конкурирующих друг с другом теорий капитализма. Какую выбрать в каче­стве ориентира другим странам, в том числе России, не всегда ясно. На поверку оказывается, что теоретическая мысль Америки отражает одну ре­альность, а практика движется в ином направлении. Только реальные дос­тижения Запада, а не его научная мысль могут притягивать внимание пра­вительства и народы отстающих стран.

Выбрав практику своим ориентиром и подкрепив ее теоретическими ар­гументами, позаимствованными из самых разных источников, российское правительство в начале 1990-х гг. круто изменило политический курс и ста­ло двигаться в сторону Запада. Реформы Гайдара — яркий образец научной

эклектики и маньеризма (подражательства). Шоковая терапия, ввергнувшая российскую экономику в глубокий кризис, последовавшие за ним соци­альный и духовный кризис оценивались сторонниками ельцинского режи­ма как результат непоследовательного применения рыночных реформ, а про­тивниками — как свидетельство неправильности общего курса. В качестве об­разца сравнения выступали две крайности — советское прошлое, уже идеализированное, успевшее обрасти мифами и ностальгическими эмоция­ми, и западное настоящее, демонстрируемое Западной Европой и США. То и другое находилось на одинаково далеком расстоянии, а потому могло слу­жить точкой отсчета для сравнительного анализа.

Но именно его, этого сравнительного анализа, и не получилось. В действи­тельности происходила борьба двух политических элит, ориентированных одна на советское прошлое, другая на капиталистическое настоящее. Курс экономических реформ определили локальные воздействия — цены на нефть, отношения с США, обстоятельства по выплате государственного долга, по­литика Междун<

Наши рекомендации