Статусно-ролевая идентификация
Идентификация(от средневекового лат. identifico - отождествляю) -отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ро-Гю и т.п. Каждый из нас в разной степени отождествляет себя со своим статусом и соответствующей ему ролью.
Статусная идентификация - отождествление себя с чем-то или с кем-то -указывает, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом В викторианской Англии профессор, выходивший в аудиторию, облачался в мантию Сегодня его поведение более свободное, тем не менее к его внешнему виду все же предъявляются определенные требования. Так, обязательны костюм и галстук. Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитерах и джинсах, поступая так намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят сильно дистанцироваться от студентов, предлагая им вести себя более раскованно, доверительно. Современная система образования предполагает скорее партнерское взаимоотношение студентов и преподавателей, свободный академический диалог и взаимную критику позиции, нежели менторское поучение взобравшегося на кафедру непререкаемого авторитета.
Чем выше статус тем сильнее идентификация с ним и тем меньше вероятность что его носитель допустит по отношению к себе фамильярность или грубость тем жестче держится межстатусная дистанция. Когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят с преподавателем на «ты», это называется фамильярностью - неуместно развязным слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям. Фамильярное поведение свидетельствует о низком уровне идентификации человека со своим статусом. Чем более общество ценит какой-то социальный статус, тем выше степень идентификации с ним, тем чаще обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его
- Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. М., 1998. С. 17-28.
от других статусов, прибегают кдемонстративному обозначению своего высокого положения в обществе при помощи регалий, мундира, сертификата.
Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свидетельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.
Рис. 16. Обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов
Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Инспектор ГИБДД (ГАИ), не знающий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным инструкциям, — образцы высокой профессиональной и должностной идентификации. Чиновник, берущий взятки, — пример низкой идентификации с должностью. Если чиновник занимает высокий государственный пост, но обходится без служебной машины, то это пример низкой идентификации с социальным статусом.
За каждой социальной ролью, по мнению П. Бергера, закреплена определенная идентичность — отождествление исполнителя со своей ролью. В некоторых случаях идентичность эпизодична, в частности у сборщика мусора, который легко переквалифицируется, скажем, в сторожа или водителя грузовика. Священнослужителю сложнее перейти в офицеры, но легко — в профессора университета. Крайне трудно сменить роль негра на роль белого или — роль мужчины на роль женщины. Идентификация может проявляться в простом заявлении типа «я — мужчина» или «я — русский». Разумеется, мы хорошо осознаем, что родились особью мужского пола, но быть биоло-
гическим самцом еще вовсе не значит играть ту специфическую, социально определенную роль, которая начинается с утверждения «я — мужчина». Ребенок мужского пола должен учиться быть агрессивным, честолюбивым, соревноваться с другими и отвергать «телячьи нежности»16.
ДИСТАНЦИРОВАНИЕ — сознательное отгораживание, отдаление одного человека, как правило, занимающего высокий статус, от другого, с меньшим статусом.
Так устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда человек буквально сливается с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Программист не мыслит своей жизни без компьютера. Учительница пытается поучать всех, кто рядом с ней. Люди переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому что слились со своей главной ролью, главным статусом, срослись с ними. Какие-то роли ближе и роднее нам, какие-то — дальше и более чужды. Наши роли — это неотрывная часть нашегоЯ, но ими этоЯ не исчерпывается.
Второстепенные для себя роли человек надевает и снимает, как театральную маску. Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками, чтобы было видно с последних рядов огромного амфитеатра, изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных и т.д. Следовательно, социальная роль и есть маска, в которую «облачается» личность, попадая на люди. Правда, он может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного Я. Все зависит от степени идентификации с ролью. Благодаря понятию идентификации с ролью в личности открывается новая грань. Оказывается, помимо всех прочих видов Я («реального Я», «идеального Я» и т.д.) существует еще и «ролевое Я». Его стержень составляет главный, личностно значимый статус.
Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанционированием от роли.От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие предпочитают свободную одежду — свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно — сближение со студентами, как бы говоря, что все мы — члены одного общества, коллеги, равные.
Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции, которое приводит к фамильярности — подчеркнуто невежливому обращению одного человека к другому, не соответствующему занимаемым статусам. Дистанцирование от своей роли подразумевает отдаление, отчуждение человека от своей роли, а не сближение или отдаление от другого человека. Понятия межстатусной дистанции и ролевой идентификации тесно связаны с понятием ролевой дистанции.
В конце 1950-х гг. Э. Гоффман ввел понятие ролевой дистанции, обозначая этим термином субъективное отделение исполнителя от своей роли, когда
16 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред. Г.С. Батыгина. М. С. 93.
он не может «сжиться» с ней, не чувствует себя при исполнении роли, как рыба в воде. В «Записных книжках» А.П. Чехова обнаружен замысел неосуществленного рассказа. Для его героя, университетского профессора, выполнять свою профессиональную роль — преподавать — просто скука смертная. Больше того, относясь к преподаванию с отвращением, он по ночам с удовольствием переплетает книги. Но это еще не все. Профессора часто навещает его приятель — переплетчик и в то же время большой любитель учености. Тайно по ночам он с упоениег^ занимается наукой и, наверно, мог бы стать неплохим преподавателем.
Понятие «ролевой дистанции» можно трактовать достаточно широко, применительно ко всем ситуациям, когда роль намеренно играют, не принимая ее внутренне, иными словами, когда актер устанавливает внутреннюю дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью17.
Развивая мысли Бергера, можно сказать, что некоторые роли люди играют без внутреннего согласия, например роль заключенного, «козла отпущения», брошенного любовника, изгнанника, бомжа, жертвы и др. В целом можно утверждать, что чем ниже статус роли, тем с меньшим внутренним согласием ее будут исполнять, и наоборот.
Большинство ролей — пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д. — являются личностно незначимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частица души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть Я. Их потеря переживается особенно глубоко — как внутренняя трагедия.
Мужчина — производитель материальных благ, кормилец семьи. Потерю работы он переживает как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения в весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности —самоуважение и самооценка.
Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково — с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами — носителями разных, но функционально связанных статусов.
Общество наделяет индивидов идентичностью, оно поддерживает ее и трансформирует. Общество создало сотни ритуальных актов, подкрепляющих вступление в новые статус и роль, например инаугурация и инициация, крещение и посвящение в новую должность, прохождение «прописки» в тюрьме.
То, что антропологи называют обрядом перехода, включает в себя отречение от старой идентичности (скажем, от детства) и инициацию в новую (взрослую) жизнь. Современные общества практикуют более мягкие обряды перехода, как, например, институт помолвки, когда индивида по общему сговору всех заинтересованных лиц бережно ведут к порогу, отделяющему холостяцкую свободу от неволи брака11*.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию. С. 125. 18 Там же. С. 98.