Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
БРЕЙН-РИНГ
Рыскельдиева Айжан Муратовна
Алматы 2017
Аннотация
Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.
Введение
Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.
Идя по тротуару семьёй ловлю себя на мысли, что уступает дорогу навстречу идущему только моя семья, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.
Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.
Возвращаясь с работы домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.
А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник.
И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – куратор, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни куратор, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.
Если у ребёнка родители – невежи, он будет ещё хуже!
Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».
В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; своим поведением показывать их в ходу.
Но что приходиться выслушивать в ответ – это другой вопрос «Кто хорошие манеры соблюдает? Если только Вы, да и то, наверное, не всегда». «Зайдите в транспорт, у меня на ноге простояла бабка 30 минут, как ни просил её подвинуться»…
Всё перечислять не стану. Но горько то, что общество стало диким, безнравственным, бескультурным, а, значит, и дети таковы же.
И всё – таки, что бы внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения, я не устаю с ними беседовать на темы:
v «Что такое этикет»
v «Несложный этикет за столом»
v «В театре»
v «Приветствие»
v «Светское общение»
А разработка «Этикет и мы», обобщающая все предыдущие.
Основная часть
I. Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно те же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).
II. При подготовке материалов использовала журналы «COSMOPOLITAN» 1997 – 2004 г.г, книгу «Этикет в вопросах и ответах» В.В. Кобзевой /Москва 2000 г./; журнал «ЕLLE - Декор» - 20004 г.
Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Познакомить учащихся с правилами этикета, нравственными ценностями и нормами поведения, правилами хорошего тона. Развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию.
Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Мотивация выбора данной темы: обучающиеся сами должны прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в повседневной жизни.
Форма:брейн – ринг.
III. Подготовительная работа:
- группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
- каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
- вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
- выбирается жюри из преподавательского состава
IV. Правила игры:
1. Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
2. Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной ).
3. На обсуждение даётся максимум – минута.
4. Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
5. Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.
V. Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
a) пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
b) кидаетесь к нему на помощь
c) никак не реагируете
Светское общение.
1. О чем не следует говорить в светской беседе?
Не следует «выворачивать душу наизнанку», откровенничать, злословить, критиковать общих знакомых, родственников, сослуживцев, начальство, распространяться о своих болезнях и проблемах, говорить о людях, не известных собеседнику, рассказывать фривольные анекдоты, повествовать о катастрофах, чрезвычайных происшествиях.
2.Можно ли давать советы?
Будьте осторожны! Не торопитесь давать советы, если вас не просят об этом. Сказать знакомому «Тебе не идет этот галстук!» или «Я не советую тебе встречаться с ним (с ней)!» - в то время как вас даже не спрашивали об этом - величайшая бестактность!
3. Допускается ли в беседе спор?
Вполне. Человек должен уметь защищать свою точку зрения, но важно делать это тактично, корректно, аргументировано, без лишних эмоций.
4. Часто можно услышать такой комплимент: «Вы сегодня прекрасно выглядите!». Верен ли он?
Если вы хотите сделать настоящий комплимент, никогда так не говорите. Во-первых, это банально. Что, собственно, означает «прекрасно выглядеть»? А во-вторых, слово «сегодня» как бы говорит о том, что в другие дни этот человек выглядит плохо.
5. Как принято реагировать на неуместную шутку?
Ничто в таких случаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему. Если шутник без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые заставляют краснеть присутствующих, следует его остановить, сказав что-то вроде: «Кажется вы сегодня не в ударе».
Манеры поведения.
1. Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку?
Благодарить необходимо в любом случае. Благодарность не бывает излишней. Вы можете выразить ее, преподнеся в подарок что-либо, соответствующее интересам человека: книгу, словарь, справочник, картину, музыкальный диск, «толстый» журнал и т.д. Формой благодарности также может выступать и письмо с уведомлением, что услуга была полезной и важной.
2. Кто такой брюзга?
Это человек, всегда вечно всем недовольный и сообщающий об этом окружающим. Общение с ним дело трудное и малоприятное. Но хуже всех приходится ему самому: люди избегают его, к тому же плохое настроение вредно для здоровья.
3. Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?
Воспитанный человек жует жевательную резинку, только оставшись наедине с самим собой. Во время общения, пребывания на людях лучше отказаться от жвачки, если вы не хотите, чтобы ваши партнеры по общению запомнили вас только жующим.
4. Что такое элегантность?
Существует множество взглядов на понятие элегантности. Элегантность - это манеры, их не получишь искусственным путем. Создать себе имидж элегантного человека - значит, быть безупречной во всем и всегда, даже когда отправляешься за хлебом. И дело не только в том, чтобы не навешивать на себя сразу все украшения, и даже не в тщательном подборе обуви, сумки - надо просто уметь расположить к себе окружающих. Вежливость и взаимоуважение - тоже своего рода элегантность».
5. Что называется «дежурной улыбкой»?
Обычно так говорят об улыбке неискренней, когда человек улыбается по обязанности, потому что «так надо». Однозначного решения здесь нет. Однако этикет предполагает, что лучше дежурная улыбка, чем искренние грубость и хамство.
Мобильный этикет. Сотовый телефон вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, но уже стал непременным, привычным, широко распространенным атрибутом. По последним опубликованным данным аналитических компаний, число пользователей сотовой связи в России превысило 137 миллионов, а показатель проникновения достиг 95%. Сотовая связь стала социальным явлением, ее удобства очевидны всем. Однако каждый из нас наверняка сталкивался с ситуациями, когда использование этих возможностей приносило дискомфорт или мешало окружающим.
Если вам позвонили, когда вы находитесь в общественном транспорте, сообщите собеседнику, что в данный момент вы не можете говорить и перезвоните позже. Кстати, привычка прислоняться к телефону ухом с обратной стороны (где обычно и находится антенна – источник излучения), например, когда вам хочется послушать, о чем говорит ваш знакомый со своим собеседником – это, по сути, самовольное попадание под воздействие излучения. Даже на расстоянии 5 см излучение сохраняется на уровне 75%. Другими словами, соблюдая культуру общения по мобильному телефону, вы во многом оказываете услугу не только себе, но и близким (в плане воздействия излучения) людям.
Для звонков по телефону существует приемлемое и неприемлемое время. Лучше отложить звонки, которые приходятся на время до половины восьмого утра и после половины одиннадцатого вечера. Исключением является ситуация, когда вы точно знаете привычки собеседника и уверены, что не разбудите его домочадцев. Кстати, звонки на домашний или личный мобильный номер недопустимы в случае отсутствия дружеских личных отношений.
Разговаривать по телефону громко – это признак недостаточного воспитания. Никогда не кричите в трубку, если плохо слышите вы – пожалейте уши вашего собеседника и просто нормальным голосом попросите говорить громче.
Мобильный телефон должен быть отключен в учебном заведении во время занятий, в общественных местах, как театры, на таких важных событиях, как совещания или семейные праздники, если это предусматривается этикетом конкретной семьи, а также в самолетах в целях безопасности.
Перед вами «чаша мудрости». Я предлагаю вам «испить» данную чашу ( необходимо ответить на несколько вопросов).
1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
2. Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
3. Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
4. Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
5. Почему некультурно приходить в учебное заведение в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?(Потому что это неуважение к одноклассникам и к преподавателям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
6. Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
Заключение
Несмотря на то, что на первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.
Самое отрядное, что многие из тех, кто неправильно отвечал на вопросы, ещё раз после игры подошли и переспросили верные ответы на заданные вопросы. В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке ребята всё – таки вспомнят о том, что хотели донести до их сознания их преподаватели и воспитатели, и я думаю применят свои знания на практике, в жизни.
Не очень приятно, но всё же, как обычно, возникают определённые трудности с техническим оснащением подобных мероприятий. Ведь вся техника у куратора; преподавателя должна быть на его рабочем месте (начиная от магнитофона, каких –то звуковых игрушек, заканчивая компьютером), тогда и работа облегчится и станет качественнее.
И всё же результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.
Список используемой литературы
1. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./
2. Кобзева В.В « Этикет в вопросах и ответах», /М., ФФИР – ПРЕСС, 2000 – 288 ст. /
3. Журнал « COSMOPOLITAN », декабрь 1997г – 93ст.
4. Журнал «ЕLLE - Декор», сентябрь - 20004 г.
БРЕЙН-РИНГ
Рыскельдиева Айжан Муратовна
Алматы 2017
Аннотация
Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.
Введение
Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.
Идя по тротуару семьёй ловлю себя на мысли, что уступает дорогу навстречу идущему только моя семья, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.
Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.
Возвращаясь с работы домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.
А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник.
И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – куратор, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни куратор, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.
Если у ребёнка родители – невежи, он будет ещё хуже!
Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».
В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; своим поведением показывать их в ходу.
Но что приходиться выслушивать в ответ – это другой вопрос «Кто хорошие манеры соблюдает? Если только Вы, да и то, наверное, не всегда». «Зайдите в транспорт, у меня на ноге простояла бабка 30 минут, как ни просил её подвинуться»…
Всё перечислять не стану. Но горько то, что общество стало диким, безнравственным, бескультурным, а, значит, и дети таковы же.
И всё – таки, что бы внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения, я не устаю с ними беседовать на темы:
v «Что такое этикет»
v «Несложный этикет за столом»
v «В театре»
v «Приветствие»
v «Светское общение»
А разработка «Этикет и мы», обобщающая все предыдущие.
Основная часть
I. Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно те же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).
II. При подготовке материалов использовала журналы «COSMOPOLITAN» 1997 – 2004 г.г, книгу «Этикет в вопросах и ответах» В.В. Кобзевой /Москва 2000 г./; журнал «ЕLLE - Декор» - 20004 г.
Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Познакомить учащихся с правилами этикета, нравственными ценностями и нормами поведения, правилами хорошего тона. Развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию.
Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Мотивация выбора данной темы: обучающиеся сами должны прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в повседневной жизни.
Форма:брейн – ринг.
III. Подготовительная работа:
- группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
- каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
- вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
- выбирается жюри из преподавательского состава
IV. Правила игры:
1. Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
2. Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной ).
3. На обсуждение даётся максимум – минута.
4. Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
5. Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.
V. Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
a) пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
b) кидаетесь к нему на помощь
c) никак не реагируете
Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
a) извинюсь перед ней;
b) отдам ей деньги;
c) куплю ей точно такую же;