Этические принципы и нормы в деловых отношениях

Любое профессиональное общение должно протекать в соот­ветствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов. Их можно объе­динить в две группы:

первая группа– комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло – т.е. собственный этичес­кий кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы долж­ность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;

вторая группа– те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональной этичес­кий кодекс.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представле­ния, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Общепринятым является центральное положение так называ­емого золотого стандарта: "B рамках служебного положения ни­когда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руко­водству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе".

Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью.

Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.

Третий принцип требует обязательного исправления этическо­го нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Согласно четвертому принципу, называемому принципом мак­симума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию органи­зации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пя­тый – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным ус­тоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллектив­ное начало равно признаваемы за основу при разработке и при­нятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип – никакого насилия, т.е. "нажима" на под­чиненных, выражающегося в различных формах, например, в при­казной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выража­ющееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с по­мощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансиро­вания доверием – к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремить­ся к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических на­рушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свобо­ды других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обус­ловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способ­ствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Име­ется в виду не только конкурирующая организация, но и "внут­ренний конкурент" - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно "усмотреть" конкурента.

Деловой этикет

Важной составляющей деловых отношений является деловой этикет.

Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определенной социальной сфере: придворный, дипломатиче­ский, военный, этикет высшего общества, церковный, спортив­ный, научных сообществ; в сфере предпринимательства и управления - деловой этикет. Этикет представляет собой сис­тему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благо­дарности и сочувствия, культуру речи и умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Все ситуации в деловом этикете дополняются правилами пове­дения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчиненными, правилами разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношения мужчин и женщин в про­цессе делового общения.

Правила делового этикета являются общепринятыми в меж­дународном деловом общении, хотя имеют и некоторые нацио­нальные и корпоративные особенности.

Шесть основных заповедей делового этикета,сформулированных американской исследовательницей, социологом, пропа­гандистом правил вежливости в деловом общении Джен Ягер.

1. Делайте все вовремя!

Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться.

2. Не болтайте лишнего!

Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.

Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!

Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Думайте о других, а не только о себе!

Давно замечено, что если проявлять искренний интерес к человеку, к его духовному миру, то мы развиваем и свое духов­ное начало. Общение с интересным, культурным, образованным человеком невольно поднимает собеседника в его собственных глазах.

5. Одевайтесь как положено!

Вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары: от туфель до галстуков.

6. Говорите и пишите правильно!

Это значит, что все произносимое, а равно написанное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы кому бы то ни было, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы никогда не упот­реблять бранных слов.

С учетом специфики деятельности авиационных предприятий помимо соблюдения вышеприведенных принципов этики деловых отношений и правил делового этикета большое значение имеет освоение работником правил культуры поведения, основ психологии обслуживания.

Для обеспечения эффективного обслуживания работнику при любых условиях необходим дифференцированный подход к пассажирам. Он должен уметь понимать настроение людей, прогнозировать поведение и реакции с целью выбора наиболее приемлемой тактики общения в конкретной обстановке, особенно в конфликтных ситуациях.

С другой стороны, работнику, связанному с обслуживанием, необходимо уметь управлять и своим психологическим состоянием, вырабатывать выдержку и самообладание независимо от собственного настроения и личных переживаний.

Существует определенная модель, способствующая установлению контакта в любой, даже, казалось бы, тупиковой ситуации. Для этого необходимо следующее:

-почувствовать состояние своего собеседника,

-попытаться сказать ему что-то успокаивающее,

-расположить его к себе,

-признать трудность ситуации,

-взять на себя долю вины,

-предложить конструктивное решение,

- попытаться доказать, что ситуация разрешима, не упрекать его, высказать благодарность за то, что он пошел вам навстречу и помог уладить конфликт. Очень важно, чтобы руководитель даже в трудных, подчас конфликтных, ситуациях был вежлив и корректен по отношению к собеседнику.

Наши рекомендации