Тема: Лексика научного стиля речи
Вопрос
Материал для наблюдения
Странное. Непонятное. Загадочное. Необыкновенное. Необъяснимое. Диковинное. Непостижимое. Чудесное… Богат набор слов, которыми мы отмечаем неведомое, не виданное ранее в природе. Безграничная в своих проявлениях, она не устает поставлять нам новое – то, что восхищает, удивляет, поражает наше воображение.
Многое из того, что устрашало людей в прошлом, казалось им бесспорно чудесным, мы, обогащенные опытом и знанием, воспринимаем в естественном, природном облике. Даже суеверного человека не пугает теперь затмение Солнца – ему известна причина этого явления. Однако и сегодня есть в мире то, чего мы не знаем, чему пока нет полного научного объяснения.
Конкретные люди по-разному реагируют на встречу с загадочными явлениями природы, особенно если это произошло неожиданно. Для одних тут действительно загадка, которую следует решать современными научными методами; другие восполняют недостаток знаний фантазиями, иллюзиями; для третьих само явление – иллюзия, наваждение, о котором следует поскорее забыть…
Много лет назад в одной из деревушек Южного Урала люди вдруг стали слышать звуки, идущие как бы из-под земли. Особенно ясно их слышали в морозные зимние ночи. Иногда это был короткий, но сильный гул, будто гудела земля, иногда звук напоминал отдаленный пушечный выстрел. Крестьяне, естественно, встревожились, но объяснить загадочное явление не смогли. И пошли в ход рассказы, один страшнее другого, - о подземных духах, о душах грешников, не находящих на земле покоя.
Ответ нашли геологи. Они обнаружили, что под деревней протекает та самая река, которая километрах в двух от этого места уходит под землю. На глубине около ста метров она промыла в песчанике большую пещеру, обвалы в ней и были слышны на поверхности. Чудо развеялось…
Задание 1. Найдите в тексте субстантивированные слова. Определите их значение и грамматический род.
Задание 2. Составьте предложения, в которых данные слова являлись бы то субстантивированными, то прилагательными: Вечное, разумное, необходимое, прошлое, настоящее, будущее, частное, целое, ответственный, русский.
Задание 3. Найдите специальные термины из своей науки, которые образованы от прилагательных или причастий.
Задание 4. Дайте толкование словам: иллюзия, наваждение, поражать, суеверие, затмение.
Задание 5. Вспомните и расскажите о каких-нибудь загадочных явлениях, свидетелем которых являлись вы или кто-либо из ваших знакомых.
Тема: Лексика научного стиля речи
Вопрос:
Профессиональная лексика.
Иноязычные элементы.
Материал для наблюдения
Одна из важнейших проблем современности – повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последние годы все чаще их получают, используя генетически модифицированные организмы: бактерии, растения и животных.
Мировые лидеры в выращивании трансгенных растений – США, Аргентина, Канада и Китай. В России существует несколько экспериментальных «закрытых» полей с генетически модифицированными (ГМ) культурами.
Генетически модифицированные культуры используются для производства как продуктов питания, так и пищевых добавок. Например, из сои получают соевое молоко, которое заменяет натуральное для многих грудных детей. ГМ-сырье обеспечивает большую часть потребности в растительном масле и пищевом белке. Соевый лецитин (Е322) используется как эмульгатор и стабилизатор в кондитерской промышленности, а шкурки соевых бобов – при производстве отрубей, хлопьев и закусок. Помимо этого, ГМ-соя широко применяется в пищевой промышленности и в качестве дешевого наполнителя. Она в значительных количествах входит в состав таких продуктов, как хлеб, колбаса, шоколад и др.
Несмотря на то что на мировом рынке все больше появляется продуктов, полученных с использованием генетически модифицированных источников, потребители все-таки настороженно относятся к ним и не торопятся переходить на «пищу Франкенштейна».
Вопрос: безопасны ли для человека продукты питания, полученные на основе генетически модифицированных источников, - пока остается без однозначного ответа. В последние годы стали известны результаты некоторых исследований, которые свидетельствуют о том, что ГМ-продукты отрицательно влияют на живые организмы.
Задания
1.Определите тип и стиль прочитанного текста.
2.Выделите основную мысль текста.
3.Объясните значение слов: трансгенная инженерия, эмульгатор, стабилизатор, генетическая модификация.
4.Найдите и выпишите из текста слова иноязычного происхождения.
5.Найдите в тексте существительные, образованные от глаголов и прилагательных.
6.Составьте 6 вопросов к тексту и задайте их своим товарищам по группе.
7.Разделитесь на 2 команды «защитников ГМ-продуктов» и «противников ГМ-продуктов». Подготовьте аргументы в защиту своей позиции. В споре используйте слова из текста.