Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Существует множество определений религии:
Религия – вера в сверхъестественность (вБога).
Религия – совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.
Религия – одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Подходы проблемы происхождения религии: 1) богословско-теологический подход: религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия – особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом; 2) материалистический подход: религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял.
Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
· Нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
· Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
· Веру в боговдохновенность деят-ти тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.;
· Веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т.п.);
· Веру в богонаправленность деят-ти церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии;
Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Культ – это вид религиозной деят-ти, практически духовного освоения мира.
Разновидности культа: магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов; умилостивительный культ – комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Атрибуты религиозного культа:
объект | Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни |
субъект | Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство – шаман, жрец, пастор Священник, раввин, мулла, проповедник и др.); лица, действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид. |
Средства культовой деятельности | Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, мандала и т.п.) |
способы | Складывающиеся на основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать. |
Культовые акты | Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др. |
результат | Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы. |
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Ранние формы религии: тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; фетишизм – религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и др.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата; анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
1) Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2) Национально – государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм, синтоизм и др.
3) Мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику религиозную деят-ть, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Основные функции религии:
1) Мировоззренческая – задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливается мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.
2) Компенсаторная (терапевтическая) – восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешения, медитации и др.
3) Коммуникативная – обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д.
4) Регулятивная – упорядочивает определенным образом помыслы, стремление людей, их деят-ть.
5) Интегррующе-деинтегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция).
6) Культуро-транслирующая – способствует развитию определенных основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
7) Легитимирующе – разлегитимирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты (гос-е, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция).
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционируетрелигиозное объединение.
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризующие следующие признаки: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств.
Буддизм: от санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию; время и место зарождения – 6-5 века до н.э. в Индии; распространена в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, в России – Тыва, Бурятия и Калмыкия; источники вероучения – Типитака («Три корзины»); основы учения – через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание; кол-во последователей около 500 млн. человек.
Христианство: от гр. Christos – Мессия, возникло в 1 веке до н.э. в Восточных провинциях Римской империи; распространено преимущественно в Европе и Америка; источники вероучения – Библия; основы учения – идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид. Кол-во около 2 млрд. человек.
Ислам (араб. букв. предание себя воле Бога, покорность): начало 7 век н.э., в Азии, Аравийский полуостров, распространено в Ближнем Востоке, Сев. Африке, в России – Татарстан, Башкортостан, Сев. Кавказ; источники вероучения – Корна, Сунна, Шариат – мусульманское законодательство; основы учения – человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выпонять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям. Количество около 1,5 млрд. человек.
Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.
«Исламизация» - 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране), цель которого – построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока.