Тема 4. Искусство, его формы, основные направления
Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Существует ряд теорий происхождения искусства:
· Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деят-ти.
· Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деят-ти энергии, в необходимости тренировки для усвоения соц-х ролей.
· Магическая – искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
· Трудовая – искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство – практическая деят-ть человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждая из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество), живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр), скульптура (станковая, декоративная, монументальная), декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным, использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и др.), играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.
Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры. Функции искусства:
1. Общественно-преобразующая: оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деят-ть по преобразованию общества.
2. Художественно-концептуальная: анализирует состояние окружающего мира.
3. Воспитательная: формирует личность, чувства и мысли людей.
4. Эстетическая: формирует эстетические вкусы и потребности человека.
5. Предвосхищения: предвосхищает будущее.
6. Внушающая: воздействует на подсознание людей, на человеческую психику.
7. Гедонистическая (от гр. наслаждение): доставляет людям удовольствие.
8. Познавательно – эвристическая: отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.
9. Утешительно-компенсаторная: восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности.
Тема 5. Наука
Наука – форма духовной деят-ти людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука как социальный институт – особая система общественных оргнаизаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, РАН и др.).
Наука как отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания. Основной продукт – понятия, законы, теории.
Наука как особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Основа классификация | Виды наук |
Предмет и метод познания | · Науки о природе: естествознание · Науки об обществе: гуманитарные и социальные науки · Науки о познании и мышлении: логика, гносеология. · Технические науки и математика |
«удаленность» от практики | Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику. Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация На применение результатов научного познания для решения Производственных и социально-практических проблем |
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс – интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
1. Постепенное развитие науки: истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводится лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.
2. Развитие науки через научные революции: периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигмы».
3. Развитие науки через приближение познавательным стандартам естествознания: за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего – физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
4. Развитие через интеграцию научного знания: строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.
Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней. То, что вызывает развитие науки: потребности развития общества, материально-техническая база общества. Внутренние законы науки: преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых), чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции), сочетание процессов дифференциации и интеграции, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.
Функции современной науки: 1) культурно-мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры. 2) познавательно-объяснительная: осуществляет познание и объяснение устройств мира и законов его развития. 3) прогностическая: осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению.
Тема 6. Образование
Образование– один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, СМИ.
Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования: 1) экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деят-ти.
2) социальная – социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности.
3) культурная – использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.
Социально-экономический и политический строй, культурно- исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
Компоненты образования: совокупность образовательных стандартов и программ; органы управления образованием; сеть образовательных учреждений; комплекс принципов, определ-х функцион-я системы образ-я.
Сеть образовательных учреждений: ДОУ, общеобразовательные школы (гимназии), проф-технические учебные заведения (лицеи, колледжи), учреждения доп-го образования детей (дома школьников, творчества юных и т.д.), духовные учебные заведения (семинарии, академии, теологические факультеты), университеты, колледжи, технические школы; учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров; учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.
Комплекс принципов, определяющих функционирования системы образования:
· Гуманистический характер образования.
· Приоритет общечеловеческих ценностей.
· Право личности на свободное развитие.
· Единство федерального образования на своеобразие образования нац-х и региональных культур.
· Общедоступность образования.
· Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых.
· Светский характер образования в государственных учреждениях.
· Свобода и плюрализм в образовании.
· Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Общие тенденции в развитии образования:
Демократизация системы образования: во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования: современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
Непрерывность образование: в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования: внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования: повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
Интернационализация процесса образования: создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Компьютеризация процесса образования: использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.