III. Подведение итогов занятия.

Организовать выставку крестьянских нарядов.

Занятие "Праздничное колесо."

Цель:

Продолжить знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Уточнить знания детей о празднике Пасха, идеи, главного смысла этого праздника. Закрепить традиции, обычаи, связанные с праздником. Дать представление о символе праздника - яйце, его росписи. Формировать интерес к истории своего народа. Воспитывать уважение к традициям своего народа. Воспитывать желание знать больше и лучше, беречь всё это. Учить детей делать шкатулки для яйца своими руками.

Материал:

плакат «Пасха»; открытки, посвящённые празднику Пасха; расписные яйца (открытки, иллюстрации), деревянные яйца «хохлома», «Городец»; колокольчики, Валдайский колокол.

Для работы: заготовки шкатулок, наклейки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

- Ребята, скажите, а какое у нас время года?

- А какой сейчас месяц?

Послушайте загадку:

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(май)

-А, что мы можем сказать про Май?

-Кто нам прочитает стихотворение о Весне?

Стихотворение.

Вы, деревья, просыпайтесь,

Расправляйтесь, улыбайтесь.

И тянитесь в вышину.

Почки нежные, раскройтесь

И в восторге удостойтесь

Встретить милую весну.

-Молодец! (дети садятся на стульчики)

-Скажите, а что у нас происходит с природой в мае?

-Да, в мае кругом расцветают кроны деревьев, растут подснежники, поднимаются лилии и пионы, и другие весенние цветы. Зацветает верба (показ вербы). Название мая соответствует природным признакам. Кто нам прочитает стихотворение о вербе?

Стихотворение.

Верба, верба, наша пальма

Ты на вид совсем проста.

Но тобою мы встречаем

К нам грядущего Христа.

Потому и отдаём мы

Каждый год весною вновь

Белой вербе нашу нежность

Нашу ласку и любовь.

-Молодец

- Чем покрывается земля в мае? - Травой. - В мае лес звенит от птичьих хоров. Пчёлы начинают трудиться.

-Давайте мы с вами послушаем пение птиц (прослушивание записи птичьих голосов).

Народ сложил много пословиц и поговорок про Май - месяц. Давайте вспомним, какие мы знаем.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Май холодный — год хлебородный.

Ай-ай, месяц май — тепел да холоден.

Майский мороз не выдавит слёз.

Дождь в мае хлеба подымает.

Майская травка и голодного кормит.

-Молодцы.

- А, что мы с вами всегда отмечаем весело и радостно.

-Да, праздник, а кто скажет « Что такое праздник?»

-Праздник – это день торжества, это праздный день, выходной.

-Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют праздники).

-Праздники можно разделить на группы;

1) Личные или семейные. Как вы думаете, какие это праздники? Какие праздники к этой группе относятся?

-К этим праздникам можно отнести; день рождения, свадьба, Новый год…..

2) Праздники бывают профессиональными. Как вы думаете, почему ни так называются? Какие сюда относятся праздники? ( День милиции, учителя, шофёра….)

3) Ещё праздники бывают календарными (9 мая, 8 марта…)

- Вот сколько много праздников мы с вами отмечаем.

- А какой праздник мы с вами отмечаем в данный момент?

-Это праздник Пасха.

Пасха.

В воскресения день мир ликует кругом,

Светит радость везде и стучит в каждый дом

Своё сердце Христу ты скорее открой

Чтоб познать красоту радость Пасхи святой.

Пасха – это главный христианский праздник, весенний, длиться он неделю. Считалась Пасха всегда « праздником праздников» и всегда отмечалась весело и торжественно. Большое место в Пасхе занимает обрядная еда. - Скажите, а что мы готовим на Пасху?

Главная еда на пасху – это кулич (показ), крашеные яйца (показ), и ещё из творога делают пасху (показ), делают её помощью формы (показ пасечницы). Главным знаком праздника являлось окрашенное яйцо. Его едят первым. Яйца и куличи носят в церковь и там их освещают. Раньше был обычай при встречи целовать друг друга и говорить; «Христос Воскрес». Да и сегодня так некоторые делают.

На Пасху устраивают первые весенние гуляния с играми, хороводами. Любимая весенняя игра «Горелки» - игра эта посвящалась весеннему солнцу. Её разыгрывали ранним утром между кострами на высоких холмах. Также устраивались различные игры с яйцами (катание яиц с горки – чьё укатиться дальше, тот выигрывает, и он забирает яйцо себе). Ещё делали горку, раскладывали под ней различные игрушки. Каждый мог скатить с горки своё яйцо, и если оно задевало какую – либо игрушку, её получали в подарок. Побеждал тот, кто не уронил яйцо. Цель этих игр в том, что наши предки рассматривали яйцо, как начало всех начал, как символ возрождения обновления. Смысл этих игр – пробуждение земли для новой жизни и нового урожая.

- А как вы думаете, мы с вами сейчас можем устраивать такие игры, соревнования?

- По обычаю люди ходили по домам и славили.

А сейчас у нас дети тоже приходят рано утром и говорят; «Христос Воскрес» и дают им яйца, печенья, куличи, пироги.

Праздничные яйца на Пасху были настоящими; куриными, утиными, голубиными, гусиными. Также яйца делали из дерева, кости, камня, стекла, серебра, фарфора, золота. Их расписывали, раскрашивали, наносили различные изображения (храмы, иконы, роспись в травах птицы, звери, люди) – ( показ открыток в форме яйца). Иногда яйца украшали бисером, драгоценностям, камнями. Делали различные надписи; «ХВ- Христос Воскрес», «Дарю яйцо тому, кого люблю», « Бери ешь и думай обо мне». Также яйца делали из шоколада, сахара и продавали их на базаре. А, мы с вами сейчас красим яйца? Раскрашиваем? А из шоколада сейчас яйца продают?

(воспитатель читает стихотворение)

Хорошо на колокольне позвонить в колокола

Чтобы праздник был раздольней

Чтоб запеть душа могла, будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон.

Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.

( включаем запись колоколов)

- Всю Светлую неделю льётся по всей Светлой Руси радостный пасхальный звон; не молкнет с утра до ночи ни одна колокольня – каждая словно старается перезвонить другую. Разноситься по Светлорусскому простору; льющееся пение; слышат его и поле чистое, и пробуждающийся лес от зимнего сна и только что сбросившая ледяные оковы речка.

Одни певцы сменялись другими. Всем хотелось хоть один раз да позвонить в эти Светлые дни. По обычаю в эти дни каждый мог забраться на колокольню и позвонить в колокола. Звон стоял весёлый, радостный, он созывал всех людей на Пасхальную службу (показ колоколов).

- А хотите тоже позвонить в колокола и устроить колокольный звон? (детям даются 3-4 колокольчика и она начинают перезвон)

Вот так проводят праздник Пасха у православных христиан.

Ребята, а у татар есть такой обряд, но у него нет названия. Жителей деревни предупреждали заранее о таком дне, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи, и они были коричневого цвета, а зелёные яйца получались, когда их отваривали в отваре берёзовых листьев. Мамы заранее для своих детей сшили красные мешочки для сбора яиц. Рано утром дети начинали обход домов. Заходя в дом, ребёнок говорил; Пусть лёгкой будет моя нога, пусть будет много кур и цыплят. Так дети бегали из дома в дом.

-Как вы думаете, эти праздники похожи? Что у них общего?

-Знаете, я очень люблю встречать гостей, люблю, когда ко мне приходят в гости.

-А вы любите встречать гостей?

Поиграем в игру « Пословицы по кругу».

Пословицы о гостеприимстве.

-Угощенье от души – слаще мёда.

-Что есть в печи – на столе мечи.

-Хоть не богат – а гостю рад.

-Гость в дом – бог в дом.

-Гость в дом – хозяину радость.

-Встречай не с лестью, а с честью.

-Умей в гости звать, умей и встречать.

-Доброму гостю – особая честь.

-Не красна изба углами, а красна пирогами.

-Нежданный гость лучше жданных двух.

-Ребята, так как у нас идёт пасхальная неделя, я вам приготовила подарок (воспитатель раздаёт детям пасхальные яйца).

-А что мы можем с ними сделать? (съесть, поиграть, обменяться, подарить, поставит как украшение)

.-Я хочу вам показать, сейчас у нас в продаже очень много различных сувениров (показ).

-У меня здесь для яиц подставки, шкатулки, в которые можно положить яйца и подарить).

-Давайте мы с вами сделаем вот такие шкатулки (дети садятся и начинают складывать из заготовок шкатулки).

Затем воспитатель предлагает детям украсить шкатулки наклейками.

-Молодцы!

Воспитатель спрашивает в конце занятия:

- Что вы запомнили?

- Что узнали об этом празднике?

-За что бы Вы себя похвалили?

Наши рекомендации