III. Подведение итогов занятия.
Организовать выставку крестьянских нарядов.
Занятие "Праздничное колесо."
Цель:
Продолжить знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Уточнить знания детей о празднике Пасха, идеи, главного смысла этого праздника. Закрепить традиции, обычаи, связанные с праздником. Дать представление о символе праздника - яйце, его росписи. Формировать интерес к истории своего народа. Воспитывать уважение к традициям своего народа. Воспитывать желание знать больше и лучше, беречь всё это. Учить детей делать шкатулки для яйца своими руками.
Материал:
плакат «Пасха»; открытки, посвящённые празднику Пасха; расписные яйца (открытки, иллюстрации), деревянные яйца «хохлома», «Городец»; колокольчики, Валдайский колокол.
Для работы: заготовки шкатулок, наклейки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
- Ребята, скажите, а какое у нас время года?
- А какой сейчас месяц?
Послушайте загадку:
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(май)
-А, что мы можем сказать про Май?
-Кто нам прочитает стихотворение о Весне?
Стихотворение.
Вы, деревья, просыпайтесь,
Расправляйтесь, улыбайтесь.
И тянитесь в вышину.
Почки нежные, раскройтесь
И в восторге удостойтесь
Встретить милую весну.
-Молодец! (дети садятся на стульчики)
-Скажите, а что у нас происходит с природой в мае?
-Да, в мае кругом расцветают кроны деревьев, растут подснежники, поднимаются лилии и пионы, и другие весенние цветы. Зацветает верба (показ вербы). Название мая соответствует природным признакам. Кто нам прочитает стихотворение о вербе?
Стихотворение.
Верба, верба, наша пальма
Ты на вид совсем проста.
Но тобою мы встречаем
К нам грядущего Христа.
Потому и отдаём мы
Каждый год весною вновь
Белой вербе нашу нежность
Нашу ласку и любовь.
-Молодец
- Чем покрывается земля в мае? - Травой. - В мае лес звенит от птичьих хоров. Пчёлы начинают трудиться.
-Давайте мы с вами послушаем пение птиц (прослушивание записи птичьих голосов).
Народ сложил много пословиц и поговорок про Май - месяц. Давайте вспомним, какие мы знаем.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май холодный — год хлебородный.
Ай-ай, месяц май — тепел да холоден.
Майский мороз не выдавит слёз.
Дождь в мае хлеба подымает.
Майская травка и голодного кормит.
-Молодцы.
- А, что мы с вами всегда отмечаем весело и радостно.
-Да, праздник, а кто скажет « Что такое праздник?»
-Праздник – это день торжества, это праздный день, выходной.
-Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют праздники).
-Праздники можно разделить на группы;
1) Личные или семейные. Как вы думаете, какие это праздники? Какие праздники к этой группе относятся?
-К этим праздникам можно отнести; день рождения, свадьба, Новый год…..
2) Праздники бывают профессиональными. Как вы думаете, почему ни так называются? Какие сюда относятся праздники? ( День милиции, учителя, шофёра….)
3) Ещё праздники бывают календарными (9 мая, 8 марта…)
- Вот сколько много праздников мы с вами отмечаем.
- А какой праздник мы с вами отмечаем в данный момент?
-Это праздник Пасха.
Пасха.
В воскресения день мир ликует кругом,
Светит радость везде и стучит в каждый дом
Своё сердце Христу ты скорее открой
Чтоб познать красоту радость Пасхи святой.
Пасха – это главный христианский праздник, весенний, длиться он неделю. Считалась Пасха всегда « праздником праздников» и всегда отмечалась весело и торжественно. Большое место в Пасхе занимает обрядная еда. - Скажите, а что мы готовим на Пасху?
Главная еда на пасху – это кулич (показ), крашеные яйца (показ), и ещё из творога делают пасху (показ), делают её помощью формы (показ пасечницы). Главным знаком праздника являлось окрашенное яйцо. Его едят первым. Яйца и куличи носят в церковь и там их освещают. Раньше был обычай при встречи целовать друг друга и говорить; «Христос Воскрес». Да и сегодня так некоторые делают.
На Пасху устраивают первые весенние гуляния с играми, хороводами. Любимая весенняя игра «Горелки» - игра эта посвящалась весеннему солнцу. Её разыгрывали ранним утром между кострами на высоких холмах. Также устраивались различные игры с яйцами (катание яиц с горки – чьё укатиться дальше, тот выигрывает, и он забирает яйцо себе). Ещё делали горку, раскладывали под ней различные игрушки. Каждый мог скатить с горки своё яйцо, и если оно задевало какую – либо игрушку, её получали в подарок. Побеждал тот, кто не уронил яйцо. Цель этих игр в том, что наши предки рассматривали яйцо, как начало всех начал, как символ возрождения обновления. Смысл этих игр – пробуждение земли для новой жизни и нового урожая.
- А как вы думаете, мы с вами сейчас можем устраивать такие игры, соревнования?
- По обычаю люди ходили по домам и славили.
А сейчас у нас дети тоже приходят рано утром и говорят; «Христос Воскрес» и дают им яйца, печенья, куличи, пироги.
Праздничные яйца на Пасху были настоящими; куриными, утиными, голубиными, гусиными. Также яйца делали из дерева, кости, камня, стекла, серебра, фарфора, золота. Их расписывали, раскрашивали, наносили различные изображения (храмы, иконы, роспись в травах птицы, звери, люди) – ( показ открыток в форме яйца). Иногда яйца украшали бисером, драгоценностям, камнями. Делали различные надписи; «ХВ- Христос Воскрес», «Дарю яйцо тому, кого люблю», « Бери ешь и думай обо мне». Также яйца делали из шоколада, сахара и продавали их на базаре. А, мы с вами сейчас красим яйца? Раскрашиваем? А из шоколада сейчас яйца продают?
(воспитатель читает стихотворение)
Хорошо на колокольне позвонить в колокола
Чтобы праздник был раздольней
Чтоб запеть душа могла, будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон.
Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.
( включаем запись колоколов)
- Всю Светлую неделю льётся по всей Светлой Руси радостный пасхальный звон; не молкнет с утра до ночи ни одна колокольня – каждая словно старается перезвонить другую. Разноситься по Светлорусскому простору; льющееся пение; слышат его и поле чистое, и пробуждающийся лес от зимнего сна и только что сбросившая ледяные оковы речка.
Одни певцы сменялись другими. Всем хотелось хоть один раз да позвонить в эти Светлые дни. По обычаю в эти дни каждый мог забраться на колокольню и позвонить в колокола. Звон стоял весёлый, радостный, он созывал всех людей на Пасхальную службу (показ колоколов).
- А хотите тоже позвонить в колокола и устроить колокольный звон? (детям даются 3-4 колокольчика и она начинают перезвон)
Вот так проводят праздник Пасха у православных христиан.
Ребята, а у татар есть такой обряд, но у него нет названия. Жителей деревни предупреждали заранее о таком дне, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи, и они были коричневого цвета, а зелёные яйца получались, когда их отваривали в отваре берёзовых листьев. Мамы заранее для своих детей сшили красные мешочки для сбора яиц. Рано утром дети начинали обход домов. Заходя в дом, ребёнок говорил; Пусть лёгкой будет моя нога, пусть будет много кур и цыплят. Так дети бегали из дома в дом.
-Как вы думаете, эти праздники похожи? Что у них общего?
-Знаете, я очень люблю встречать гостей, люблю, когда ко мне приходят в гости.
-А вы любите встречать гостей?
Поиграем в игру « Пословицы по кругу».
Пословицы о гостеприимстве.
-Угощенье от души – слаще мёда.
-Что есть в печи – на столе мечи.
-Хоть не богат – а гостю рад.
-Гость в дом – бог в дом.
-Гость в дом – хозяину радость.
-Встречай не с лестью, а с честью.
-Умей в гости звать, умей и встречать.
-Доброму гостю – особая честь.
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
-Нежданный гость лучше жданных двух.
-Ребята, так как у нас идёт пасхальная неделя, я вам приготовила подарок (воспитатель раздаёт детям пасхальные яйца).
-А что мы можем с ними сделать? (съесть, поиграть, обменяться, подарить, поставит как украшение)
.-Я хочу вам показать, сейчас у нас в продаже очень много различных сувениров (показ).
-У меня здесь для яиц подставки, шкатулки, в которые можно положить яйца и подарить).
-Давайте мы с вами сделаем вот такие шкатулки (дети садятся и начинают складывать из заготовок шкатулки).
Затем воспитатель предлагает детям украсить шкатулки наклейками.
-Молодцы!
Воспитатель спрашивает в конце занятия:
- Что вы запомнили?
- Что узнали об этом празднике?
-За что бы Вы себя похвалили?