Занятие «Знакомство с загадками»
Воспитатель и дети входят в русскую избу. Их встречает хозяюшка.
Воспитатель. Утро доброе, хозяюшка!
Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому, –
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
Будем сегодня опять друг друга потешать, загадки загадывать?
Дети отвечают.
Хозяюшка. Наша изба ровно тепла,
Домом жить – не лукошко шить,
Домом жить – не развеся уши ходить,
Домом жить – обо всем тужить,
Дом вести – не лапти плести.
Воспитатель. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним одна за всех отвечает.
Не хочешь ли, хозяюшка, наши загадки про твою избу послушать?
Дети. Стоит копна
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идет. (Изба)
Хозяюшка.Вот вам моя отгадка:
Стоит бычище –
Проклеваны бочища.
Дети.Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (Пол, потолок)
Хозяюшка. Ой, да это те два братца,
Которые глядятся,
А вместе не сойдутся!
Дети. Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка)
Хозяюшка. Ах, вот она:
Два брюшка.
Четыре ушка.
Кто будет играть в интересную игру, а в какую – не скажу. Солнце разгорается, игра начинается.
Игра «С бубном»
Считалка. Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен.
Тот загадку скажет нам.
Ребенок, на котором остановились, загадывает загадку, стоящие рядом с ним отгадывают ее.
Слышится чихание из мешка.
Хозяюшка. Кто, ребята, из вас простудился?
Чихание.
Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.
Воспитатель. Скажи, хозяюшка, что у тебя в мешке – бобы, горох?
Хозяюшка. Что за чудо
Скок да скок –
Гляньте, тронулся мешок!
Мешок шагает на середину избы.
Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорее мешок держите!
Потасовка с мешком.
Давайте развяжем мешок да посмотрим, что он нам сегодня приготовил.
Открывает мешок. Он пуст.
Что-то он пуст. Что же он хочет?
Спрашивает у мешка.
Мешок. Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришел.
Дети загадывают загадки, хозяюшка складывает отгадки в мешок.
1-й ребенок. Черная, на длинной ручке,
С загнутым носом,
Всегда мешает угли в печи. (Кочерга)
Хозяюшка. Ах, так это черный конь,
Что скачет в огонь!
Берет кочергу и кладет в мешок.
2-й ребенок. Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит. (Самовар)
Хозяюшка. Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посередине – огонь да вода!
Кладет самовар в мешок.
3-й ребенок. Стоит на деревянных ногах,
Всю комнату занял. (Ткацкий станок)
В мешок складывают игрушечный станок.
4-й ребенок.У нее есть рот и нога,
Она совсем слепая,
Во рту всегда суп.
Проглотить не может,
А в другой рот выливает. (Ложка)
Хозяюшка. Что за урод –
Нога и рот.
Ничего не вижу,
Ртом таскаю жижу.
Сама не глотаю, а выливаю.
5-й ребенок. Никогда не ленятся:
И ночь работают,
И день работают. (Часы)
Хозяюшка.Вот они: кто ходит ночь
И ходит день, не зная, что такое лень.
6-й ребенок.Ах, какая старая бабушка!
Вся белая-белая.
На улице лето,
На нее и внимания не обращают.
А зима придет, так и липнут к ней.
Хозяюшка. Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
Под небеса ушел.
Хозяюшка подходит к печи, гладит ее. Потом обращается к мешку.
Хозяюшка. Вот тебе, дорогой мой, горяченький пирожок из печки.
Мешок кивает, «благодарит», потом раскачивается из стороны в сторону.
Что-то он хочет сказать!
Хозяйка слушает его.
Повеселить ребят хочет пляской.
Пляска мешка
Присоединяются дети.
После пляски из мешка высовывается стержень карусели.
Хозяюшка. Мой веселый мешок предлагает поиграть в игру «Заря-заряница».
Игра «Заря-заряница»
Хозяюшка. А сейчас, гости дорогие, прошу всех к столу, откушать горячих пирожков.
Занятие «Жихарка»
(знакомство с народной сказкой)
Звучит русская народная мелодия. Входят в русскую избу воспитатель и дети. Рассаживаются на лавках.
Воспитатель. Ой, ты, печка, сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси.
В нашей избе много предметов, сделанных, из металла и из дерева. Они стоят на полках, висят, стоят на полу. Разойдитесь по избе и найдите по одному предмету. Девочки подойдут к предметам из дерева, мальчики – из металла.
Дидактическая игра «Найди правильно»
Под сопровождение русской народной мелодии дети выполняют задание. Потом вместе проверяют его. Игра повторяется. Девочки выполняют задание мальчиков и наоборот.
При проверке задания желательно, чтобы дети и воспитатель использовали слова «маленький», «удаленький». Эти слова можно отнести и к ребенку, который правильно выполнил задание.
Воспитатель. Дети, вы большие человечки или маленькие?
Дети отвечают.
Воспитатель. Значит, вы еще маленькие человечки. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький, да удаленький». Что это значит?
Дети отвечают.
Воспитатель. Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Помните, я Вову назвала «маленький, да удаленький»? Сегодня я вам расскажу про одного удальца. Его так и зовут Жихарка, т.е. удалец. Сказка так и называется «Жихарка».
Драматизация сказки с участием детей из старшей группы
В конце сказки общая пляска под русскую народную мелодию.
Воспитатель. Видите, какой находчивый был Жихарка. И смелый. А вы, ребята, хотите быть такими же находчивыми, удалыми?
Дети отвечают.
Воспитатель. Сейчас мы проверим, кто же похож на Жихарку. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы должны узнать эти сказки и найти к ним рисунки.
1. «Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок...
Воспитатель. Из какой сказки эти слова? Покажите рисунки к этой сказке. Их нарисовали дети подготовительных групп.
2. «...Тянут – потянут, а вытянуть не могут»
3. «...Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,
Я на сметане мешан...»
4. «...Вы козлятушки, вы ребятушки
Отопритеся, отомкнитеся...»
5. «...Сяду на пенек, съем пирожок...»
6. «Жили-были Михаил Иванович, Настасья Петровна да маленький Мишутка...»
7. «...Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной растаяла у лисы избушка, она пришла ко мне в гости погреться, да меня, же и выгнала...»