Занятие «Знакомство с загадками»

Воспитатель и дети входят в русскую избу. Их встречает хозяюшка.

Воспитатель. Утро доброе, хозяюшка!

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому, –

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Будем сегодня опять друг друга потешать, загадки загадывать?

Дети отвечают.

Хозяюшка. Наша изба ровно тепла,

Домом жить – не лукошко шить,

Домом жить – не развеся уши ходить,

Домом жить – обо всем тужить,

Дом вести – не лапти плести.

Воспитатель. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним одна за всех отвечает.

Не хочешь ли, хозяюшка, наши загадки про твою избу послушать?

Дети. Стоит копна

Вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идет. (Изба)

Хозяюшка.Вот вам моя отгадка:

Стоит бычище –

Проклеваны бочища.

Дети.Дарья да Марья

Друг на друга глядят. (Пол, потолок)

Хозяюшка. Ой, да это те два братца,

Которые глядятся,

А вместе не сойдутся!

Дети. Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка)

Хозяюшка. Ах, вот она:

Два брюшка.

Четыре ушка.

Кто будет играть в интересную игру, а в какую – не скажу. Солнце разгорается, игра начинается.

Игра «С бубном»

Считалка. Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен.

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором остановились, загадывает загадку, стоящие рядом с ним отгадывают ее.

Слышится чихание из мешка.

Хозяюшка. Кто, ребята, из вас простудился?

Чихание.

Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

Воспитатель. Скажи, хозяюшка, что у тебя в мешке – бобы, горох?

Хозяюшка. Что за чудо

Скок да скок –

Гляньте, тронулся мешок!

Мешок шагает на середину избы.

Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорее мешок держите!

Потасовка с мешком.

Давайте развяжем мешок да посмотрим, что он нам сегодня приготовил.

Открывает мешок. Он пуст.

Что-то он пуст. Что же он хочет?

Спрашивает у мешка.

Мешок. Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришел.

Дети загадывают загадки, хозяюшка складывает отгадки в мешок.

1-й ребенок. Черная, на длинной ручке,

С загнутым носом,

Всегда мешает угли в печи. (Кочерга)

Хозяюшка. Ах, так это черный конь,

Что скачет в огонь!

Берет кочергу и кладет в мешок.

2-й ребенок. Толстый, пузатый

Стоит и пыхтит. (Самовар)

Хозяюшка. Сверху – дыра,

Снизу – дыра,

А посередине – огонь да вода!

Кладет самовар в мешок.

3-й ребенок. Стоит на деревянных ногах,

Всю комнату занял. (Ткацкий станок)

В мешок складывают игрушечный станок.

4-й ребенок.У нее есть рот и нога,

Она совсем слепая,

Во рту всегда суп.

Проглотить не может,

А в другой рот выливает. (Ложка)

Хозяюшка. Что за урод –

Нога и рот.

Ничего не вижу,

Ртом таскаю жижу.

Сама не глотаю, а выливаю.

5-й ребенок. Никогда не ленятся:

И ночь работают,

И день работают. (Часы)

Хозяюшка.Вот они: кто ходит ночь

И ходит день, не зная, что такое лень.

6-й ребенок.Ах, какая старая бабушка!

Вся белая-белая.

На улице лето,

На нее и внимания не обращают.

А зима придет, так и липнут к ней.

Хозяюшка. Мать толста,

Дочь красна,

Сын – сокол

Под небеса ушел.

Хозяюшка подходит к печи, гладит ее. Потом обращается к мешку.

Хозяюшка. Вот тебе, дорогой мой, горяченький пирожок из печки.

Мешок кивает, «благодарит», потом раскачивается из стороны в сторону.

Что-то он хочет сказать!

Хозяйка слушает его.

Повеселить ребят хочет пляской.

Пляска мешка

Присоединяются дети.

После пляски из мешка высовывается стержень карусели.

Хозяюшка. Мой веселый мешок предлагает поиграть в игру «Заря-заряница».

Игра «Заря-заряница»

Хозяюшка. А сейчас, гости дорогие, прошу всех к столу, откушать горячих пирожков.

Занятие «Жихарка»

(знакомство с народной сказкой)

Звучит русская народная мелодия. Входят в русскую избу воспитатель и дети. Рассаживаются на лавках.

Воспитатель. Ой, ты, печка, сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси.

В нашей избе много предметов, сделанных, из металла и из дерева. Они стоят на полках, висят, стоят на полу. Разойдитесь по избе и найдите по одному предмету. Девочки подойдут к предметам из дерева, мальчики – из металла.

Дидактическая игра «Найди правильно»

Под сопровождение русской народной мелодии дети выполняют задание. Потом вместе проверяют его. Игра повторяется. Девочки выполняют задание мальчиков и наоборот.

При проверке задания желательно, чтобы дети и воспитатель использовали слова «маленький», «удаленький». Эти слова можно отнести и к ребенку, который правильно выполнил задание.

Воспитатель. Дети, вы большие человечки или маленькие?

Дети отвечают.

Воспитатель. Значит, вы еще маленькие человечки. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький, да удаленький». Что это значит?

Дети отвечают.

Воспитатель. Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Помните, я Вову назвала «маленький, да удаленький»? Сегодня я вам расскажу про одного удальца. Его так и зовут Жихарка, т.е. удалец. Сказка так и называется «Жихарка».

Драматизация сказки с участием детей из старшей группы

В конце сказки общая пляска под русскую народную мелодию.

Воспитатель. Видите, какой находчивый был Жихарка. И смелый. А вы, ребята, хотите быть такими же находчивыми, удалыми?

Дети отвечают.

Воспитатель. Сейчас мы проверим, кто же похож на Жихарку. Я прочитаю вам строчки из сказок, а вы должны узнать эти сказки и найти к ним рисунки.

1. «Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок...

Воспитатель. Из какой сказки эти слова? Покажите рисунки к этой сказке. Их нарисовали дети подготовительных групп.

2. «...Тянут – потянут, а вытянуть не могут»

3. «...Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,

Я на сметане мешан...»

4. «...Вы козлятушки, вы ребятушки

Отопритеся, отомкнитеся...»

5. «...Сяду на пенек, съем пирожок...»

6. «Жили-были Михаил Иванович, Настасья Петровна да маленький Мишутка...»

7. «...Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной растаяла у лисы избушка, она пришла ко мне в гости погреться, да меня, же и выгнала...»

Наши рекомендации