Занятие «Сине-голубое чудо гжели»

Программное содержание:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой

Рассказать о других керамических промыслах, в частности, о скопинской керамике.

Учить детей находить различия между керамическими изделиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям или представленным образцам

Воспитательные:

Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию

Коррекционная:

Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница — сосуд для кваса, ставец — большая чашка, миска, братина)

Материалы для занятия

Изделия гжельского промысла — различная посуда и сувениры

Иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели

Ход занятия

Рассказ об истории гжельского промысла

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы видите? Да, здесь есть и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и цветов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.

Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен, синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая сказка-легенда.

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя — и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы — травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе — гирлянда с крупным цветком, с гжельском розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сетки.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в XVIII веке достигла наибольшего расцвета. Позднее ее сильно потеснила мода на фарфоровые изделия (Дулевский, Кузнецовский фарфоровые заводы), однако гжельский промысел все же не погиб и сохранился до настоящего времени.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Описание гжельской керамики

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать для себя любое изделие гжельского промысла и составить о нем короткий рассказ по плану: как называется изделие, для чего оно предназначено, какой оно формы, какой узор его украшает.

Можно использовать еще и такой прием: воспитатель просит детей вспомнить, есть ли у них дома изделия гжельского промысла, и рассказать о них.

Воспитатель: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица «Всему можно научиться — важно не лениться».

Мы с вами тоже попробуем научиться рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело!

Занятие «Золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров

Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, палехская

Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом

Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать

Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор)

Развивать в детях патриотические чувства

Развивать у детей навыки творческого рассказывания, составления рассказа по картине или рассказа о предмете

Закреплять в памяти детей назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца

Материалы для занятия: Предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева и их изображения.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? Художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

Большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в детском саду, дома, в магазинах, сделаны на заводах и фабриках. Там художник создает образец, и по этому образцу на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.

Вы можете увидеть, придя, в гости к другу, точно такие же чашки с таким же узором, как и у вас дома. На полках разных магазинов стоят и лежат одинаково украшенные коробки с шоколадными конфетами, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие красивые предметы, которые расписаны каждый отдельно, вручную народными художниками. Вы знаете народных мастеров, изготовляющих дымковские игрушки, гжельскую и скопинскую посуду. Все эти вещи сделаны из глины.

А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров, изготовляющих свои изделия из дерева, мастеров деревянных промыслов России.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Широко использовалась на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши и ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина — русский шаровидный сосуд ХУ1-ХУН веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братчинных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.

Ендова — деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш— широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Хохломской промысел

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а позже — алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился еще с языческих времен. Основной рисунок — колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» — черно-красная трава по золотистому фону — считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «кудри» — вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей.

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение — от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14—15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры. Давайте-ка и мы с вами рассмотрим, какие узоры рисовали на своей посуде хохломские мастера.

Наши рекомендации