Возрастные особенности детей занимающихся баскетболом
Отметим, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных способностей. Однако для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.
Возрастные особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строение и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.
Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила – нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива. [18]
Укрепление мышц ног, удерживающих в правильном положении продольный и поперечный своды стопы, очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.
Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 годам.
Таким образом, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длительное время выполнять упражнения сидя.
Отметим, что в младшем школьном возрасте все реакции приспособления требуют активной работы мозга, особенно высших отделов – коры больших полушарий. Моторная зона коры в основном сформирована к 4 годам, а ассоциативная зона созревает к 7-8 годам лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков. Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все координационные способности. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. [7]
Детям младшего школьного возраста рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонной поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестнице, перелазание через препятствие высотой до 1 м, бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см). А также акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках.
В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы. С 6 лет начинают доминировать речевые сигналы, поэтому при обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, указыванию на то, как их выполнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети склонны к подражанию, поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации.
Младший школьный возраст – это время качественной перестройки зрительной, слуховой, тактильной сенсорных систем, но в этом возрасте они еще не достигают уровня развития взрослого человека. Исходя из этого, изучаемые детьми упражнения должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У них двигательные навыки формируются медленнее и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повторять несколько раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения.
Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.
Рядом ученых-исследователей (Е. Я. Бондаревский, О. П. Панфилов, В. С. Гурфинкель, В. И. Лях), проведены исследования по выявлению наиболее чувствительных (сенситивных) периодов в развитии координационных способностей у школьников. Исследования показали, что координационные способности (в том числе и равновесие, как вид координационных способностей) в определенные возрастные периоды более чувствительны, легче и эффективнее поддаются тренировке. Сенситивным периодом для лучшего развития координационных способностей у школьников является возрастной период приблизительно 7–12 лет. Поэтому основные задачи координационно-двигательного совершенствования детей целесообразнее всего решать впервые 6 лет обучения в школе.
Отметим, что в разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. В таблице 1 приведены сенситивные периоды развития координационных способностей у детей.
Таблица 1 - Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста [32]
Вид координационных способностей | Возраст | ||||||||
Способность управлять продолжительными мышечными напряжениями | |||||||||
Способность дифференцировать пространственные и временные характеристики | д | м | |||||||
Способность управлять временем реализации на слуховые и зрительные сигналы | м | ||||||||
Способность соблюдать ритм | д | м | |||||||
Способность ориентироваться в пространстве | м | ||||||||
Способность сохранять равновесие | д | м |
Условные обозначения: д - девочки, м - мальчики,
- девочки, мальчики.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития всех координационных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам. [6].
Для успешного воспитания координационных способностей необходимо подобрать действенные подходы методы развития координационных способностей.