Четыре элемента в зодиакальном символизме
Одна из первых вещей, которые узнает изучающий астрологию - это что каждый знак зодиака принадлежит одному из четырех элементов: огню, воде, воздуху или земле. Вкратце мы уже упоминали о них, говоря о четырех кардинальных или "критических" моментах годичного цикла: весеннем равноденствии (1° Овна), летнем солнцестоянии (1° Рака), осеннем равноденствии (1° Весов) и зимнем солнцестоянии (1° Козерога).
Говоря об элементах, мы часто подразумеваем материальные субстанции, или, по крайней мере состояние материи - твердое, жидкое, газообразное и "огненное", т.е. разные способы соотношения частиц друг с другом при воздействии на наши чувства - твердость скалы, текучесть воды, всепроникаемость и невидимость атмосферы, динамизм, переменчивость огня. В более глубоком смысле эти четыре элемента составляют различные проявления Единой Силы, которая для нас, обитателей солнечной системы, имеет своим первичным источником Солнце. Эта единая сила становится биполярной в момент ее активации; ее два полюса, Дневная сила и Ночная сила, Ян и Инь, постоянно взаимодействуют, попеременно возрастая и убывая в силе. Таким образом, четыре фазы циклической деятельности Единой Силы, равноденствия и солнцестояния, выступают как моменты особой важности. Единая Сила дифференцируется на четыре кардинальных типа энергий, каждый из которых имеет свой характерный ритм; устойчивый ритм создает форму, которая являет себя нашим чувствам как "материя", благодаря чему мы и можем говорить о четырех основных состояниях материи.
Мы можем мыслить энергии как модальности силы-энергии, соотнося их с зодиаком, поскольку зодиак символизирует циклические изменения отношений Земли и Солнца. Таким образом, каждый элемент следует понимать в первую очередь как модус проявления силы-энергии, и лишь вторично - как состояние материи. Китайская астрология дает элементам иные наименования, соотнося их с иными субстанциями, но это также модальности силы-энергии.
В "Астрологии личности" я писал об Огненной силе, водной силе, воздушной Силе и Земной силе, отмечая кроме того, что нужно иметь в виду три основные типа проявления каждой силы - ее порождение, концентрацию и распределение. Сила-энергия порождается в фиксированных (неподвижных) знаках Зодиака (Овен, Рак, Весы, Козерог), концентрируется в фиксированных (неподвижных) знаках (Телец, Лев, Скорпион, Водолей) и распределяется в мутабельных (подвижных) знаках (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы). Таким образом, каждый из четырех элементов появляется в зодиакальном цикле в трех формах, и между тремя знаками, представляющими один и тот же элемент, может быть установлено отношение тритона (трина).
Тригон (трин) считается благоприятным, наиболее "удачным" отношением именно потому, что он представляет полное проявление одной из четырех модальностей силы, будучи, таким образом, аспектом полноты. Символически говоря, тройное повторение действия завершает его; в этом согласны все мифологии и оккультные традиции, что является основой троичности божества в большинстве культур. Если три планеты образуют так называемый "большой тригон", они затрагивают определенный элемент тремя различными способами: такая активация полна (тотальна), а характер планет показывает пути, которыми пойдет (или к которым будет стремиться) процесс активации.
Называть тригон "хорошим" аспектом можно только в смысле того, что для нас нормально и в обычных обстоятельствах считается благоприятным и создающим счастье или комфорт; это вопрос ценности суждения. Реальный же факт состоит в том, что подчеркивает определенный элемент, активируемый аспектом тригона между двумя или более планетами; к лучшему это или худшему - зависит от обстоятельств; во многих обстоятельствах для действия лучше сочетание разных модальностей силы. Теоретически можно предположить, что отношение тригона между символами градусов должно быть существенным. Практически выявление этого представляет трудности. Очевидно, что при интерпретации одного и того же символа с точки зрения двоичных, троичных, четверичных, пятеричных и шестеричных отношений с другими символами необходимо извлекать из сцен и образов очень общее и абстрактное значение. Такая практика часто весьма продуктивна, и, во всяком случае, представляет прекрасные упражнения для развития способности интерпретации, т.е. способности видеть за ординарными фактами существенные значения, которую можно было бы назвать "ясномыслием", если не ясновидением.
Рассмотрим символы первых градусов знаков; обычно первый градус является прототипом для характеристики всего знака.
Огненные знаки. Они касаются трех аспектов основной силы, высвобождаемой в начале цикло-космического процесса, т.е. силы вызывания структурированного ряда трансформаций. Индейская оккультная традиция говорит о трех видах огня - электрическом, солнечном и огне посредством трения; они соответствуют Овну, Льву и Стрельцу.
Электричество в его многочисленных аспектах первично и находится, по-видимому, всюду, где есть движение и начало новой жизни. При расширительной интерпретации символ 1" Овна можно понимать как проявление новых потенциальностей существования. Это проявление на уровне биогенезиса, т.е. под действием "Жизни". Все процессы жизни требуют электрической энергии.
Солнечная сила-энергия соответствует знаку Льва. То, что биологически и инстинктивно проявилось в Овне, побуждаемое "желанием быть" теперь готово ко "второму рождению": рождению в индивидуальности. Это предполагает трансмутацию жизненных энергий в ментальный процесс, который поначалу выражает свойственную эго волю к власти. Лев персонализирует чистое, необусловленное "желание быть" огня в Овне. Он подчеркивает "Я есьм" и волю эго. Солнца - великие автократы Вселенной, величественные и сияющие утверждением нового типа силы-энергии, но также амбициозные и жаждущие демонстрации своей силы, именно, как "своей", всем планетам. Солнечный свет -индивидуализированная форма галактической энергии. Символ 1° Льва показывает, как кровь приливает к голове, - седалищу эго с его интеллектуальными процессами и рационализациями. Но солнце также и звезда, одна из биллиона в необозримой галактике, символизирующей духовное пространство.
Огонь посредством трения связывается со Стрельцом, поскольку здесь мы видим работу силы, которая строит, поддерживает и распределяет цивилизацию и питает энергией социальные процессы. Эти процессы вовлекаются в отношения мужчины и женщины, коль скоро люди обретают сознательное чувство ответственности за потомство, стремление воспитательной и образовательной передаче детям наследия прошлого и к обеспечению им более безопасного и счастливого будущего. В наше время, когда основным процессом социального выживания и распространения является борьба (включающая различные виды соревнования), символ 1° Стрельца относится к развитию чувства товарищества, в особенности такого, которое основано на опыте групповой приверженности единой цели.
Водные знаки. Они соответствуют силе-энергии, необходимой для поддержания и интеграции посредством стабилизации основных жизненных ритмов того, что проявилось в качестве организованных систем деятельности. Это способность чувствовать и реагировать в качестве органического целого.
Символ 1° Рака - моряки, спускающие старый флаг и поднимающие новый. Дневная сила (Ян), которая в Овне начинает преобладать над Ночной, достигает здесь наибольшей силы.
Рак относится не только к дому, но также и к конкретно установленной и стабилизированной личности. В более глубоком смысле это предполагает реализацию микрокосма - личности, как аналогичной вселенной в целом. Без водного элемента не было бы процесса циркуляции и чувства целостности. Это чувство лежит в основании эго-сознания. То, что появляется пассивно и неуверенно в 1° Овна, теперь вполне определенно оказывается "над морем" (корабль) и обладает способностьюпринимать собственные решения в бытии, выбирать направление действования.
Символ 1° Скорпиона указывает, что второй аспект водной силы-энергии связывает индивидуума с большим социальным целым - современным городом. Индивидуум входит в более широкую сферу отношений, утверждает более широкое и более динамическое групповое сознание.
Символ 1 Рыб (людный рынок) указывает на полное и эффективное участие индивидуума в организованном обществе с его сложным ритмом производства и распределения. Так, от личных реакций на новые возможности (1° Рака) мы приходим к сфере всеобъемлющего обмена (1° Рыб).
Воздушные знаки. Воздух относится к всепроникающим и побудительным средствам общения. Он соединяет отдельных индивидуумов в общей групповой деятельности. За несколько дней ветер разносит один и тот же воздух по всей земле, сдувая наши национальные суверенитеты и амбиции. Кислород действует в глубинах всякого человеческого существа, без него не может быть жизни. Это динамическая сила; архетипически - элемент равноденствия. Весов; но, в отличие от огня, он не трансформирует. Он дает индивидуумам новое духовно-социальное измерение. Во многих языках слова, связанные с дыханием и воздухом, приобрели значение "духа" ("пневма", "атма").
Весы обычно связывают с представлением о равновесии, на что указывает и их символ-изображение; однако это довольно поверхностная интерпретация. Люди, в карте которых Весы играют значительную роль, не более психологически уравновешены, чем любые другие. В момент осеннего равноденствия Дневная сила и Ночная сила одинаковы, уравновешивают друг друга, но такова же ситуация весеннего равноденствия. Разница в том, что Овен начинает процесс индивидуализации. Весы же - коллективизации. Первый основывается на огне, второй - на воздухе.
Символ 1° Весов (приколотая бабочка) поначалу не кажется соответствующим представлениям, связанным с воздухом как элементом. Мы можем усмотреть его более глубокое значение, вспомнив, что архетип - это аспект единства всех конкретных экзистенциальных форм, относимых к этому архетипу. Так архетип Человека соотносит друг с другом всех людей. В определенном смысле, воздух (в высшем проявлении -говоря религиозным языком - Святой Дух) превращает всех людей в Братьев, Детей архетипического Отца. Каждый человек может отождествить себя с ним, не только по завершении духовной метаморфозы, но и при готовности посвятить все, чем он является как индивидуум, совершенствованию (т.е. архетипизации) человечества как целого.
Всякое организованное общество основывает свою культуру на немногих архетипах или "первичных символах" (Шпенглер). Архетиц, сводит воедино группу в определенном времени и пространстве, когда он оказывается ответом на космическую, сверхличную потребность существования, так сказать, групповую коллективную карму. Во втором воздушном знаке. Водолее, мы видим архетипический образ конкретизированным и обретшим относительное постоянство в коллективности (Символ 1° Водолея - старая миссия в Калифорнии); любой древний собор воплощает не только религиозную, но также и социальную функцию.
Символ 1° Близнецов соответствует человеку, действующему на довольно сложном уровне культуры, способному создать "лодку со стеклянным дном", позволяющую войти в контакт со скрытыми (оккультными) силами и трансцендентными формами существования. Воздух Весов порождает коллективно приемлемые архетипические ценности. Воздух Водолея концентрирует .эти ценности в культурных институтах. Воздух Близнецов распределяет как знание то, что эти институты порождают.
Знаки земли. Из атомной физики мы знаем, что материя в твердом состоянии является не массой тяжелого материала, а в основном - пустым пространством, в котором атомы и их составляющие движутся с огромными скоростями, разделенные огромными - сравнительно с их собственными размерами, - расстояниями. Могущественные силы удерживают эти вращающиеся атомы и субатомные сущности в пределах определенных паттернов организации. Мощные связи между биллионами электрически заряженных частиц в результате воспринимаются нашими чувствами как твердость. На другом уровне твердость превращается в солидарность, основу устойчивых социополитических и культурных институтов. Физик говорит о "связующих силах" в атоме или о гравитации. Психолог может увидеть подобные силы при формировании эго, стабилизирующие то, что мы называем "характером". Одни эго массивный устойчивы против дезинтеграции, другие едва могут противостоять различным влечениям, интересам души и ума, или воздействию элементально-астральных сил.
Символ 1° Козерога (индейский вождь, требующий признания его власти) подчеркивает волю к интеграции и централизованному управлению, т.е. требование власти, способной удерживать единство групп, в особенности в критических обстоятельствах. Символ 1° Тельца (чистый горный источник) относится к схождению силы, дающей человеку и всем другим живым организмам возможность участия в экологическом целом, в котором каждый имеет более или менее определенную биологическую роль. Символ 1° Девы (портрет) указывает на интеллектуальную и творческую способность извлекать из биологической и психической интеграции (лицо человека, индивидуализированное определенной культурой) то, что наиболее характерно и значимо. Таким образом, мы видим действие элементов земли на социальном (Козерог), биологическом (Телец) и индивидуально-личностном (Дева) уровнях.
В астрологических кругах часто полагают отрицательным, если в карте рождения нет ни одной планеты в знаках определенного элемента. Место расположения планеты указывает на нормальное направление внимания; но это не означает, что определенное качество или способ действия, символизируемый определенным элементом, обязательно отсутствует в человеке, если в знаках этого элемента нет планет. Это может означать отсутствие акцента на этих качествах или их меньшую важность в данном жизненном цикле (если, скажем, предположить их значительную проработанность в прошлых жизнях или в культуре семьи). Кроме того, тип деятельности, символизируемый не подчеркнутым в карте элементом, может быть представлен на трансцендентном уровне. В непрофессиональной практике элементам часто придается слишком большое значение; между тем взаимоотношение планет, где бы они ни находились, а также расположение домов гораздо важнее (см. мою книгу "Астрологические дома, аспект индивидуального опыта"). Зодиак в астрологии - это символ оперативной целостности и циклической деятельности, знаки же как таковые - вторичны).
Соотнося четыре элемента с точками равноденствия и солнцестояния, мы получаем холистическую архетипическую последовательность, показывающую взаимоотношение элементов в их трех аспектах в зодиакальном цикле. Более обычный способ интерпретации последовательности элементов - их изучение на экзистенциальном уровне, т.е. последования одного знака за другим во времени. Здесь за Овном-огнем следует Телец-земля, затем Близнецы- воздух и Рак-вода, а затем последовательность элементов повторяется, начиная со Льва и потом со Стрельца. С этой точки зрения цикл в целом разделяется на три периода, каждый из которых начинается с "проявления". Каждое проявление происходит на особом уровне деятельности и сознания: биопсихическом уровне, лично-индивидуальном уровне это, и социоколлективном. Мы видим здесь возможность для человека пережить рождение физического тела, рождение индивидуальности и социальное (а в некоторых случаях и истинно духовно-оккультное) рождение. Этот цикл может быть рассматриваем как архетипический для человеческой жизни, если только человек достиг стадии, на которой он обладает истинной "индивидуальностью", независимой от расово-культурной матрицы. В жизни могут быть выделены три 24-летние периода - цикл Урана; индивидуализированная жизнь находится под влиянием уранической способности амотрансформации, в то время как на родоплеменной стадии (на которой многие люди находятся!), человек остается представителем расово-культурного паттерна, лишь поверхностно характеризуем "личными" реакциями на определенные обстоятельства; архетипическая жизнь такого существа измеряется 70 годами.
С экзистенциальной точки зрения, опирающейся на последовательность во времени, полярностью огня является земля (эта пара обсуждалась в начале этого раздела), полярность воздуха - вода. Здесь мы имеем дело с полярными парами, которые разделяют цикл на 6 частей. Единая Сила разделяется на шесть великих творческо-трансформирующих энергий или "шакти". Санскритский термин для Единой Силы - Дайвип-ракрити, в некоторых других системах индуизма - "Вах" , Голос Творческого Бога, что приблизительно соответствует Святому Духу христианского Триединства, в котором Солнце соответствует Сыну.
Семеричное разделение круга оказывается иррациональным (в математическом смысле; геометрически и .следовательно, архетипически, 7 относится к шести кругам, сопряженным с седьмым в центре). Экзистенциально мы постоянно имеем дело с циклами, разделенными на 7 периодов (взятые четырежды, они дают 28); однако геометрический образ говорит нам (если мы готовы услышать), что "седьмой" занимает особое место в экзистенциальной последовательности: это зерно, развивающееся в шестеричной жизни, синтезирующее 6 и ведущее к новому циклу, можно надеяться, что на новом уровне.
Рассмотрение дальнейших подразделений круга поведет к ненужным усложнениям, хотя и могут быть усмотрены значимые отношения между 1 и 16 градусами в каждом знаке; восьмеричное деление (45°) также значимо, соответствуя высвобождению энергии в электромагнитных полях. Возможно, что в будущем привлечет к себе внимание разделение по 40°: оно относится к девятеричному делению и одновременно связано с символизмом "40".
В этой части мне хотелось показать, что сабианские символы можно соотносить друг с другом по разным структурным схемам, геометрическим и последовательным: это значимо с точки зрения чисел и высвобождения жизненных энергий. Структурные соотношения сабианских символов, я полагаю, уникальные во всем мировом символизме, в особенности, если иметь в виду аллегорический характер их первоначальной фиксация. Это не значит, конечно, что не может возникнуть еще более совершенный ряд символов, однако устанавливает критерий такой значимости.