Четыре элемента в зодиакальном символизме

Одна из первых вещей, которые узнает изучающий астрологию - это что каждый знак зодиака принадлежит одному из четырех элементов: огню, воде, воздуху или земле. Вкратце мы уже упоминали о них, говоря о четырех кардинальных или "критических" моментах годичного цикла: весеннем равноденствии (1° Овна), летнем солнцестоянии (1° Рака), осеннем равноденствии (1° Весов) и зимнем солнцестоянии (1° Козеро­га).

Говоря об элементах, мы часто подразумеваем материальные суб­станции, или, по крайней мере состояние материи - твердое, жидкое, га­зообразное и "огненное", т.е. разные способы соотношения частиц друг с другом при воздействии на наши чувства - твердость скалы, текучесть воды, всепроникаемость и невидимость атмосферы, динамизм, перемен­чивость огня. В более глубоком смысле эти четыре элемента составля­ют различные проявления Единой Силы, которая для нас, обитателей солнечной системы, имеет своим первичным источником Солнце. Эта единая сила становится биполярной в момент ее активации; ее два по­люса, Дневная сила и Ночная сила, Ян и Инь, постоянно взаимодейству­ют, попеременно возрастая и убывая в силе. Таким образом, четыре фа­зы циклической деятельности Единой Силы, равноденствия и солнцес­тояния, выступают как моменты особой важности. Единая Сила диффе­ренцируется на четыре кардинальных типа энергий, каждый из которых имеет свой характерный ритм; устойчивый ритм создает форму, ко­торая являет себя нашим чувствам как "материя", благодаря чему мы и можем говорить о четырех основных состояниях материи.

Мы можем мыслить энергии как модальности силы-энергии, соотно­ся их с зодиаком, поскольку зодиак символизирует циклические измене­ния отношений Земли и Солнца. Таким образом, каждый элемент сле­дует понимать в первую очередь как модус проявления силы-энергии, и лишь вторично - как состояние материи. Китайская астрология дает элементам иные наименования, соотнося их с иными субстанциями, но это также модальности силы-энергии.

В "Астрологии личности" я писал об Огненной силе, водной силе, воздушной Силе и Земной силе, отмечая кроме того, что нужно иметь в виду три основные типа проявления каждой силы - ее порожде­ние, концентрацию и распределение. Сила-энергия порождается в фик­сированных (неподвижных) знаках Зодиака (Овен, Рак, Весы, Козерог), концентрируется в фиксированных (неподвижных) знаках (Телец, Лев, Скорпион, Водолей) и распределяется в мутабельных (подвижных) зна­ках (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы). Таким образом, каждый из четы­рех элементов появляется в зодиакальном цикле в трех формах, и между тремя знаками, представляющими один и тот же элемент, может быть установлено отношение тритона (трина).

Тригон (трин) считается благоприятным, наиболее "удачным" отно­шением именно потому, что он представляет полное проявление одной из четырех модальностей силы, будучи, таким образом, аспектом пол­ноты. Символически говоря, тройное повторение действия завершает его; в этом согласны все мифологии и оккультные традиции, что явля­ется основой троичности божества в большинстве культур. Если три планеты образуют так называемый "большой тригон", они затрагивают определенный элемент тремя различными способами: такая активация полна (тотальна), а характер планет показывает пути, которыми пойдет (или к которым будет стремиться) процесс активации.

Называть тригон "хорошим" аспектом можно только в смысле того, что для нас нормально и в обычных обстоятельствах считается благоп­риятным и создающим счастье или комфорт; это вопрос ценности суж­дения. Реальный же факт состоит в том, что подчеркивает определен­ный элемент, активируемый аспектом тригона между двумя или более планетами; к лучшему это или худшему - зависит от обстоятельств; во многих обстоятельствах для действия лучше сочетание разных модаль­ностей силы. Теоретически можно предположить, что отношение три­гона между символами градусов должно быть существенным. Практи­чески выявление этого представляет трудности. Очевидно, что при ин­терпретации одного и того же символа с точки зрения двоичных, троич­ных, четверичных, пятеричных и шестеричных отношений с другими символами необходимо извлекать из сцен и образов очень общее и аб­страктное значение. Такая практика часто весьма продуктивна, и, во всяком случае, представляет прекрасные упражнения для развития спо­собности интерпретации, т.е. способности видеть за ординарными фак­тами существенные значения, которую можно было бы назвать "ясномыслием", если не ясновидением.

Рассмотрим символы первых градусов знаков; обычно первый гра­дус является прототипом для характеристики всего знака.

Огненные знаки. Они касаются трех аспектов основной силы, высвобождаемой в начале цикло-космического процесса, т.е. силы вызывания структурированного ряда трансформаций. Индейская оккультная тради­ция говорит о трех видах огня - электрическом, солнечном и огне по­средством трения; они соответствуют Овну, Льву и Стрельцу. Четыре элемента в зодиакальном символизме - student2.ru

Электричество в его многочисленных аспектах первично и находит­ся, по-видимому, всюду, где есть движение и начало новой жизни. При расширительной интерпретации символ 1" Овна можно понимать как проявление новых потенциальностей существования. Это проявление на уровне биогенезиса, т.е. под действием "Жизни". Все процессы жизни требуют электрической энергии.

Солнечная сила-энергия соответствует знаку Льва. То, что биологи­чески и инстинктивно проявилось в Овне, побуждаемое "желанием быть" теперь готово ко "второму рождению": рождению в индивидуаль­ности. Это предполагает трансмутацию жизненных энергий в менталь­ный процесс, который поначалу выражает свойственную эго волю к власти. Лев персонализирует чистое, необусловленное "желание быть" огня в Овне. Он подчеркивает "Я есьм" и волю эго. Солнца - великие автократы Вселенной, величественные и сияющие утверждением ново­го типа силы-энергии, но также амбициозные и жаждущие демонстра­ции своей силы, именно, как "своей", всем планетам. Солнечный свет -индивидуализированная форма галактической энергии. Символ 1° Льва показывает, как кровь приливает к голове, - седалищу эго с его интел­лектуальными процессами и рационализациями. Но солнце также и звезда, одна из биллиона в необозримой галактике, символизирующей духовное пространство.

Огонь посредством трения связывается со Стрельцом, поскольку здесь мы видим работу силы, которая строит, поддерживает и распреде­ляет цивилизацию и питает энергией социальные процессы. Эти процес­сы вовлекаются в отношения мужчины и женщины, коль скоро люди обретают сознательное чувство ответственности за потомство, стремле­ние воспитательной и образовательной передаче детям наследия прош­лого и к обеспечению им более безопасного и счастливого будущего. В наше время, когда основным процессом социального выживания и рас­пространения является борьба (включающая различные виды соревно­вания), символ 1° Стрельца относится к развитию чувства товарищес­тва, в особенности такого, которое основано на опыте групповой при­верженности единой цели.

Водные знаки. Они соответствуют силе-энергии, необходимой для поддержания и интеграции посредством стабилизации основных жиз­ненных ритмов того, что проявилось в качестве организованных систем деятельности. Это способность чувствовать и реагировать в качестве органического целого.

Символ 1° Рака - моряки, спускающие старый флаг и поднимающие новый. Дневная сила (Ян), которая в Овне начинает преобладать над Ночной, достигает здесь наибольшей силы.

Рак относится не только к дому, но также и к конкретно установ­ленной и стабилизированной личности. В более глубоком смысле это предполагает реализацию микрокосма - личности, как аналогичной все­ленной в целом. Без водного элемента не было бы процесса циркуляции и чувства целостности. Это чувство лежит в основании эго-сознания. То, что появляется пассивно и неуверенно в 1° Овна, теперь вполне опреде­ленно оказывается "над морем" (корабль) и обладает способностьюпринимать собственные решения в бытии, выбирать направление действования.

Символ 1° Скорпиона указывает, что второй аспект водной силы-энергии связывает индивидуума с большим социальным целым - совре­менным городом. Индивидуум входит в более широкую сферу отноше­ний, утверждает более широкое и более динамическое групповое созна­ние.

Символ 1 Рыб (людный рынок) указывает на полное и эффективное участие индивидуума в организованном обществе с его сложным рит­мом производства и распределения. Так, от личных реакций на новые возможности (1° Рака) мы приходим к сфере всеобъемлющего обмена (1° Рыб).

Воздушные знаки. Воздух относится к всепроникающим и побудительным средствам общения. Он соединяет отдельных индивидуумов в общей групповой деятельности. За несколько дней ветер разносит один и тот же воздух по всей земле, сдувая наши национальные суверенитеты и амбиции. Кислород действует в глубинах всякого человеческого су­щества, без него не может быть жизни. Это динамическая сила; архетипически - элемент равноденствия. Весов; но, в отличие от огня, он не трансформирует. Он дает индивидуумам новое духовно-социальное из­мерение. Во многих языках слова, связанные с дыханием и воздухом, приобрели значение "духа" ("пневма", "атма").

Весы обычно связывают с представлением о равновесии, на что ука­зывает и их символ-изображение; однако это довольно поверхностная интерпретация. Люди, в карте которых Весы играют значительную роль, не более психологически уравновешены, чем любые другие. В мо­мент осеннего равноденствия Дневная сила и Ночная сила одинаковы, уравновешивают друг друга, но такова же ситуация весеннего равноден­ствия. Разница в том, что Овен начинает процесс индивидуализации. Ве­сы же - коллективизации. Первый основывается на огне, второй - на воздухе.

Символ 1° Весов (приколотая бабочка) поначалу не кажется соот­ветствующим представлениям, связанным с воздухом как элементом. Мы можем усмотреть его более глубокое значение, вспомнив, что архе­тип - это аспект единства всех конкретных экзистенциальных форм, от­носимых к этому архетипу. Так архетип Человека соотносит друг с дру­гом всех людей. В определенном смысле, воздух (в высшем проявлении -говоря религиозным языком - Святой Дух) превращает всех людей в Братьев, Детей архетипического Отца. Каждый человек может отож­дествить себя с ним, не только по завершении духовной метаморфозы, но и при готовности посвятить все, чем он является как индивидуум, со­вершенствованию (т.е. архетипизации) человечества как целого.

Всякое организованное общество основывает свою культуру на нем­ногих архетипах или "первичных символах" (Шпенглер). Архетиц, сво­дит воедино группу в определенном времени и пространстве, когда он оказывается ответом на космическую, сверхличную потребность суще­ствования, так сказать, групповую коллективную карму. Во втором воздушном знаке. Водолее, мы видим архетипический образ конкретизированным и обретшим относительное постоянство в кол­лективности (Символ 1° Водолея - старая миссия в Калифорнии); любой древний собор воплощает не только религиозную, но также и социаль­ную функцию.

Символ 1° Близнецов соответствует человеку, действующему на до­вольно сложном уровне культуры, способному создать "лодку со стек­лянным дном", позволяющую войти в контакт со скрытыми (оккуль­тными) силами и трансцендентными формами существования. Воздух Весов порождает коллективно приемлемые архетипические ценности. Воздух Водолея концентрирует .эти ценности в культурных институтах. Воздух Близнецов распределяет как знание то, что эти институты по­рождают.

Знаки земли. Из атомной физики мы знаем, что материя в твердом состоянии является не массой тяжелого материала, а в основном - пус­тым пространством, в котором атомы и их составляющие движутся с ог­ромными скоростями, разделенные огромными - сравнительно с их соб­ственными размерами, - расстояниями. Могущественные силы удержи­вают эти вращающиеся атомы и субатомные сущности в пределах опре­деленных паттернов организации. Мощные связи между биллионами электрически заряженных частиц в результате воспринимаются нашими чувствами как твердость. На другом уровне твердость превращается в солидарность, основу устойчивых социополитических и культурных институтов. Физик говорит о "связующих силах" в атоме или о гравита­ции. Психолог может увидеть подобные силы при формировании эго, стабилизирующие то, что мы называем "характером". Одни эго массив­ный устойчивы против дезинтеграции, другие едва могут противостоять различным влечениям, интересам души и ума, или воздействию элементально-астральных сил.

Символ 1° Козерога (индейский вождь, требующий признания его власти) подчеркивает волю к интеграции и централизованному управле­нию, т.е. требование власти, способной удерживать единство групп, в особенности в критических обстоятельствах. Символ 1° Тельца (чистый горный источник) относится к схождению силы, дающей человеку и всем другим живым организмам возможность участия в экологическом целом, в котором каждый имеет более или менее определенную биоло­гическую роль. Символ 1° Девы (портрет) указывает на интеллектуаль­ную и творческую способность извлекать из биологической и психичес­кой интеграции (лицо человека, индивидуализированное определенной культурой) то, что наиболее характерно и значимо. Таким образом, мы видим действие элементов земли на социальном (Козерог), биологичес­ком (Телец) и индивидуально-личностном (Дева) уровнях.

В астрологических кругах часто полагают отрицательным, если в карте рождения нет ни одной планеты в знаках определенного элемен­та. Место расположения планеты указывает на нормальное направле­ние внимания; но это не означает, что определенное качество или спо­соб действия, символизируемый определенным элементом, обязательно отсутствует в человеке, если в знаках этого элемента нет планет. Это может означать отсутствие акцента на этих качествах или их меньшую важность в данном жизненном цикле (если, скажем, предположить их значительную проработанность в прошлых жизнях или в культуре семьи). Кроме того, тип деятельности, символизируемый не подчеркну­тым в карте элементом, может быть представлен на трансцендентном уровне. В непрофессиональной практике элементам часто придается слишком большое значение; между тем взаимоотношение планет, где бы они ни находились, а также расположение домов гораздо важнее (см. мою книгу "Астрологические дома, аспект индивидуального опыта"). Зодиак в астрологии - это символ оперативной целостности и цикличес­кой деятельности, знаки же как таковые - вторичны).

Соотнося четыре элемента с точками равноденствия и солнцестояния, мы получаем холистическую архетипическую последовательность, по­казывающую взаимоотношение элементов в их трех аспектах в зодиа­кальном цикле. Более обычный способ интерпретации последователь­ности элементов - их изучение на экзистенциальном уровне, т.е. последования одного знака за другим во времени. Здесь за Овном-огнем сле­дует Телец-земля, затем Близнецы- воздух и Рак-вода, а затем последо­вательность элементов повторяется, начиная со Льва и потом со Стрельца. С этой точки зрения цикл в целом разделяется на три перио­да, каждый из которых начинается с "проявления". Каждое проявление происходит на особом уровне деятельности и сознания: биопсихическом уровне, лично-индивидуальном уровне это, и социоколлективном. Мы видим здесь возможность для человека пережить рождение физи­ческого тела, рождение индивидуальности и социальное (а в некоторых случаях и истинно духовно-оккультное) рождение. Этот цикл может быть рассматриваем как архетипический для человеческой жизни, если только человек достиг стадии, на которой он обладает истинной "инди­видуальностью", независимой от расово-культурной матрицы. В жизни могут быть выделены три 24-летние периода - цикл Урана; индивидуа­лизированная жизнь находится под влиянием уранической способности амотрансформации, в то время как на родоплеменной стадии (на кото­рой многие люди находятся!), человек остается представителем расово-культурного паттерна, лишь поверхностно характеризуем "личными" реакциями на определенные обстоятельства; архетипическая жизнь та­кого существа измеряется 70 годами.

С экзистенциальной точки зрения, опирающейся на последователь­ность во времени, полярностью огня является земля (эта пара обсужда­лась в начале этого раздела), полярность воздуха - вода. Здесь мы имеем дело с полярными парами, которые разделяют цикл на 6 частей. Единая Сила разделяется на шесть великих творческо-трансформирующих энергий или "шакти". Санскритский термин для Единой Силы - Дайвип-ракрити, в некоторых других системах индуизма - "Вах" , Голос Твор­ческого Бога, что приблизительно соответствует Святому Духу христи­анского Триединства, в котором Солнце соответствует Сыну.

Семеричное разделение круга оказывается иррациональным (в мате­матическом смысле; геометрически и .следовательно, архетипически, 7 относится к шести кругам, сопряженным с седьмым в центре). Экзис­тенциально мы постоянно имеем дело с циклами, разделенными на 7 периодов (взятые четырежды, они дают 28); однако геометрический образ говорит нам (если мы готовы услышать), что "седьмой" занимает осо­бое место в экзистенциальной последовательности: это зерно, развива­ющееся в шестеричной жизни, синтезирующее 6 и ведущее к новому циклу, можно надеяться, что на новом уровне.

Рассмотрение дальнейших подразделений круга поведет к ненужным усложнениям, хотя и могут быть усмотрены значимые отношения меж­ду 1 и 16 градусами в каждом знаке; восьмеричное деление (45°) также значимо, соответствуя высвобождению энергии в электромагнитных полях. Возможно, что в будущем привлечет к себе внимание разделение по 40°: оно относится к девятеричному делению и одновременно связано с символизмом "40".

В этой части мне хотелось показать, что сабианские символы можно соотносить друг с другом по разным структурным схемам, геометричес­ким и последовательным: это значимо с точки зрения чисел и высво­бождения жизненных энергий. Структурные соотношения сабианских символов, я полагаю, уникальные во всем мировом символизме, в осо­бенности, если иметь в виду аллегорический характер их первоначаль­ной фиксация. Это не значит, конечно, что не может возникнуть еще более совершенный ряд символов, однако устанавливает критерий та­кой значимости.

Наши рекомендации