Третий уровень - иидивидуально-мептальный
Фаза 26 (26° Овна). Человек, обладающий большими дарами, чем он может нести.
Ключ: одержимость потенциальностью.
Уму, сталкивающемуся с совершенно незнакомыми и неожиданными потенциальностями трудно поначалу приспособиться к новому миру восприятия и возможности действия. Он может возбужденно устремиться вперед, потеряв терпение, он должен стараться достигнуть состояния спокойной бдительности, поняв, что на этом уровне также есть пределы и ограничения, т.е. законы, выражающие новый род "порядка".
Шестая пятеричная последовательность символов в целом показывает, что на этой стадии эволюции в новой области человек должен двигаться более осторожно, потому что его сознание еще не полностью способно здесь действовать, кроме как в точно определенных пределах. Первая стадия - символ предупреждения (предостережения) от предприятий, которые выходят за пределы безопасного и понятного.
Фаза 27 (27° Овна). Посредством воображения возвращается утерянная возможность.
Ключ: пересмотр установки и внутренняя переоценка. Вторая стадия пятеричной последовательности всегда контрастирует первой, но не обязательно находится в противопоставлении к ней. Первый символ указывал, что ум, чрезмерно стимулированный и захваченный всем, что, как кажется, он в состоянии совершить в новой области опыта, легко может потерпеть неудачу. Ученик проваливается на экзамене, или по меньшей мере ему кажется, что проваливается. В действительности "провал" может пониматься его гуру как средство вызвать новую способность - то, что называется "творческим воображением". Ум должен сначала "вообразить" то, что раньше или позже он сможет действительно испытать. На этой стадии трудно отличить успех от неудачи. Ничто, как говорится, не может быть такой неудачей, как успех. Значимо лишь развитие непоколебимой веры в следовании своим идеалам.
Фаза 28 (28° Овна). Большая аудитория встречает исполнителя, который не оправдывает его ожиданий.
Ключ: необходимость зрелого приготовления и самокритики.
Здесь мы видим осязаемый результат ситуации, вызванной двумя предшествующими символами. Большие надежды, возбужденное ожидание не могут быть оправданы. Последний символ обнаруживает состояние сознания исполнителя: он вполне осознает, что обещал - многим элементам собственной личности, а может быть и другим лицам, -больше, чем в состоянии дать. Проблема в том, как вести себя в этой ситуации - в том или ином виде неизбежно встречающейся в жизни индивидуума. То, как он ее встретит, в значительной степени определяет будущие возможности развития.
Эта третья стадия шестой пятеричной последовательности выражает потребность в большем, нежели обладание потенциальностью и субъективная вовлеченность в использование новых сил; здесь рассматриваются объективные результаты. Дело идет не только о самом индивидууме, в некотором смысле оно касается всего человечества: требуется объективный охват всего окружения, чувство ответственности за то, что породят действия индивидуума в тех, кого заставили ожидать значимых результатов.
Фаза 29 (29° Овна). Музыка сфер.
Ключ: со-настройка с космическим порядком.
Четвертая стадия пятеричной последовательности часть репрезентирует технику. Она основана на опыте, представленном предыдущим символом. В данном случае, индивидуум, обретший новую область возможностей действия должен научиться гармоническим принципам действования в этой области. Музыка сфер - небесное воплощение принципов полифонического взаимодействия. Индивидуум, идущий по Пути, должен стремиться к тому, чтобы понять свое место обширной схеме человеческой эволюции и занять это место в величественном Аккорде гармонии Вселенной. Ищущий значения может понять этот символ как указание на необходимость слушать внутренний голос без персонификации этого голоса в чарующие образы. Этот Голос Целого, благодаря которому индивидуум начинает понимать, что он - исчезающе малая часть этого Целого - но значимая часть, потому что каждый звук во вселенском Аккорде имеет свое место и незаменимое значение.
Фаза 30 (30° Овна). Утиный пруд и выводок утят.
Ключ: понимание естестественных границ.
После предыдущего символа этот может показаться большим спадом. Он передает идею, что каждая форма деятельности имеет свои границы, и что даже сознание, которое удостоилось взгляда на универсальный порядок, должно спуститься к своему собственному "кармическому" полю действования, неся заряд внутренне слышимой гармонии. Чтобы жить в повседневном мире, нужен мир и внутренняя удовлетворенность своей сущностной судьбой (дхармой). Мистик может пережить полеты воображения и трансцендентные видения, но он должен вернуться на конкретную землю с ее задачами и социальным окружением. Какими бы общими они не казались - они очень малы сравнительно с галактическим полем; поистине утиный пруд сравнительно с океаном. Но именно здесь может быть найдена субстанция конкретного действия, и именно здесь должна быть сфокусирована эффективная деятельность; границы, налагаемые самой природой этой деятельности, должны быть сознательно приняты.
Это последняя стадия последней пятеричной последовательности во второй Сцене, характеризованной как "Потенция". Она ведет к третьей Сцене, ключ которой - "Субстантивация". Потенция должна стать субстантивированной, т.е. соединяться с субстанцией, чтобы стать эффективной силой. Сила должна принять принцип фокусировки.
Сцена 3: Субстантивация
Первый уровень - действие
Фаза 31 (1° Тельца). Чистый горный поток.
Ключ: чистое, незамутненное и спонтанное проявление собственной природы.
Здесь мы видим жизненную субстанцию в ее первичной динамической форме, как она проявляется из своего духовного источника, - какова бы ни была природа этого источника. В каком-то смысле горный ручей обусловлен природой почвы и силами, которые в прошлом формировали скальные породы, так сказать, прошлой историей. Однако из этого прошлого возникает новое, чистое (незамутненное, нефальсифицированное) высвобождение потенциальности, готовое выполнить ту работу, которая соответствует его дхарме.
На этой первой стадии седьмой пятеричной последовательности материя еще исполнена в значительной степени потенциальной энергией, которая сама в своём источнике есть материя. Она неостановимо стремится к своей судьбе. Она есть просто собственная природа.
Фаза 32 (2° Тельца). Электрическая буря.
Ключ: космическая сила, способная трансформировать все, что содержится в естественном существовании.
Космическое зрелище, являющееся символом этой второй стадии пятеричной последовательности, контрастирует предыдущей картине -ясному, сладко звучащему маленькому потоку. За каждым естественным самовыражением стоит устрашающая сила "поля Души", которая сама является одним из мириада аспектов Творческого Мира - источника этой вселенной. В определенные моменты эта сила принуждает естественную, обусловленную земными условиями личность - в священном трепете - потенциальности "высшей" небесной судьбы от этой силы может озарить и может разбить вдребезги. Следующий символ обнаруживает его позитивные возможности.
Эта стадия существования подразумевает "Откровение", по крайней мере потенциально. Сознание может быть глубоко обеспокоено Посещением, но субстанция индивидуума может быть оплодотворена этим опытом.
Фаза 33 (3° Тельца). Естественные ступеньки ведут к лужайке клевера в цвету.
Ключ: постепенное расширение индивидуального сознания после оплодотворяющего опыта.
Будучи активизированной электрической энергией, чистая вода горного источника может оплодотворить почву, которая покрывается мелкими цветами. "Клевер" - обычно символ Триады ("Троицы") и часто упоминаемых "трех природ" человека. Чтобы достичь цветущего сада ума, сознание должно продвигаться шаг за шагом. Необходимы усилия. То, что достигается, простой скромный вид цветения, но пчелы собираются сюда за медом. В цветении кроется сладость и энергия.
На этой третьей стадии седьмой пятеричной последовательности нужно усердно и решительно, но со смирением и верой стремиться достичь естественного свершения.
Фаза 34 (4° Тельца). Золотая чаша на конце радуги.
Ключ: богатства, приходящие от связывания небесной и земной природы.
В Книге Бытия радуга - символ Завета между Богом и Ноем. Во всех мифологиях она так или иначе выражает процесс связывания - мост, используемый божественными существами для общения со смертными. То, что связывающий процесс приносит индивидуальному сознанию -неуловимо (радуга никогда не кончается там, где стоит наблюдатель), но это источник символического, универсально действенного богатства. Всякое богатство, в совершенно реальном смысле, приходит из "общения", т.е. из соединения умов и из контрактов, т.е. основано на доверии к обещанию.
Эта четвертая стадия седьмой пятеричной последовательности напоминает о символе второй стадии "электрической буре". Не нужно слишком трепетать перед небесным проявлением силы, потому что оно ведет к плодотворному контакту с существами света. Это естественного рода общение (причастие), включающее пресуществление материи.
Фаза 35 (5° Тельца). Вдова над открытой могилой.
Ключ: непостоянство всех материальных и социальных связей.
"Все природные смеси распадаются", - говорил Будда. Наиболее прекрасная субстанция, вызывавшая наибольшее восхищение, теряет потенциальную энергию из-за постоянной актуализации; принцип интеграции и формы отступает, оставляя Пустоту. - "открытую могилу", вкоторой кончаются все привязанности. Пустота - великий вызов; что дальше? Нужно начинать сначала, и если возможно - на более "высоком", т.е. более объемлющем и универсальном, менее эгоцентрическом уровне.
Эта пятая заключительная стадия последовательности, имевшей дело с коренными элементами и основными действиями и реакциями, может казаться негативной, но она открывает дорогу самообновлению. За личными привязанностями возникает возможность участия в более широких сферах существования. Эта возможность редко проявляется, если только человек не способен на отказ от прошлого.