V.Перечень вопросов и типовых заданий для промежуточной аттестации
Вопросы
1.Культура как предмет анализа. Этимология слова “культура”. Многозначность понятия "культура".
2. Культурологические школы: Психоаналитическая, формационная, линия «философии жизни», социологическая, символическая.
3. Подходы к изучению культуры: этнографический, деятельностный, аксиологический, социологический, психоаналитический, идеалистический, имагинативный.
4. Влияние на культуру научно-технического прогресса. Интернет и планетарное сознание.
5. Структура культуры, морфология культуры, ядро культуры – соотношение понятий.
6. Типология культуры. Линейный подход. Культурно-исторические типы.
7. Функции культуры. Человекотворчество, информационная, познавательная, нормативная, коммуникативная, аксиологическая, адаптационная функции.
8. Место и роль человека и человеческого фактора в различных культурах.
9. Человек как биологическое и социальное существо. Человек с позиций марксизма и фрейдизма.
10. Экзистенциализм: новый взгляд на человеческое бытие.
11. Современный человек. Кто он такой.
12. Синкретизм первобытной культуры. Проблема возникновения разума, языка, рекламы, практики. Археология, этнография и история культуры.
13. Первобытное мышление и его специфические особенности. Тотемизм. Этиологический миф, животный эпос, сказка. Анимизм: представление о душе, духах, загробном мире у разных народов. Погребальные обряды. Культ предков. Инициальные обряды. Представление о жизни и смерти в первобытности. Магия как символическая практика. Магия и первобытное искусство. Типы авторства в древности.
14. Сущность мифа. Представление о мире, человеке и обществе в мифах. Мифологическое пространство и время.
15. Египтология: открытие и проблемы. Природа и хозяйство Древнего Египта. Социально-политическая структура и понятие "восточной деспотии". Сакральный статус фараона.
16. Религиозный характер египетской культуры: пантеон и мифология. Зооморфизм и культ животных. Погребальная обрядность. Храмы и жреческое сословие. Египетское искусство. Загадки пирамид.
17. Появление арийцев на Индостане, арийцы и местное население: встреча двух культур и их взаимодействие. Варновая структура древнеиндийских обществ.
18. Веды: история, структура, эволюция содержания (миф, религия, философия). Идея жертвоприношения в брахманизме, ритуал.
19. Возникновение буддизма. Буддизм как оппозиция брахманизму. Исторические судьбы буддизма.
20. Индуизм как результат культурного синтеза. Махабхарата - выдающийся памятник человеческой мысли. Скульптура и архитектура древней Индии. Индуизм и современность. Идея ненасилия в индийской культуре.
21. Становление специфики китайской цивилизации в эпоху Инь и Чжоу. Лао-цзы - основатель даосизма.
22. Жизнь и учение Кунь-цзы. Конфуцианство - основа китайской культуры. Идеал человека, общества, власти. Статус знания и сословие шеньши. Этика и ритуал в конфуцианском Китае. Китайская семья: родители и дети, мужчина и женщина.
23. Роль монастырей в китайской культуре (философия, медицина, боевые искусства).
24. Греческий полис. “Скульптурность” и “космизм” греческой культуры. Греческий миф и его отражение в искусстве. Эстетическое сознание древних греков. Пифагорейское учение о гармонии. Исследование прекрасного в диалогах Платона. Учение Аристотеля об искусстве и трагедии. Попытки возрождения античности в истории культуры.
25. Эллинистические государства как арена синтеза восточных и западных тардиций. Александрия - центр эллинистической культуры. Птолемеи.
26. Древний Рим. Римское государство - вехи истории. Республиканские традиции, гражданское сознание, правовая культура римлян. Римские зрелища как явление культуры. Инженерное искусство римлян.
27. Возникновение христианства. Христианство и античная цивилизация.
28. Западноевропейское средневековье. Замок, монастырь, город, университет - очаги средневековой цивилизации.
29. Католическая церковь и культура.
30. Народная культура средневековья: мистерия и карнавал.
31. Возрождение как тип культуры. Итальянское и северное Возрождение.
32. Сущность гуманизма и его исторические метаморфозы. Искусство - доминанта Ренессансной культуры.
33. Реформация и ее идеологи. Протестантизм и демократизация культуры. Библия и рядовой верующий, развитие грамотности в народе. Эмансипация личности в протестантизме. Протестантская этика и дух капитализма.
34. Становление основных парадигм новоевропейского мышления (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Идея научно-технического и экономического активизма как культурообразующий феномен Нового времени.
35. Общественно-правовой идеал Просвещения. Атеизм французских просветителей. Идея социального прогресса.
36. Романтизм: культ творческой индивидуальности, открытие "чужих культур".
37. “Мозаичность” современной культуры. Человек в условиях "информационного" общества. Проблема общения в мире тотальной коммуникации. Феномен виртуальной реальности.
38. Элитарность и массовая культура: стереотипы сознания, мифы ХХ в. Явления контркультуры и антикультуры. Феномен "одномерного " человека.
39. Проблема свободы творчества и специфика современного искусства. Многообразие художественных стилей и направлений. Синтетические виды искусства. Кино и телевидение в системе современной культуры.
40. Запад-Восток, Север-Юг в современном мире: унификация цивилизации и проблема сохранения культурной самобытности народов. Экология культуры и международная охрана культурных ценностей.
41. Современная гуманистическая мысль: перспективы человеческой цивилизации в начале XXI в. Будущее рекламы как элемента культуры.
42. Социодинамика русской культуры. Антиномии, хронотоп, бинарное строение русской культуры (слово и дело, вертикаль и горизонталь, прошлое и будущее, Восток и Запад, хаос и порядок и т.д.).
43. Индоевропейские основы славянской культуры. Древние славяне: вехи истории. Система языческого мировоззрения, ее основные характеристики. Языческий пантеон и его развитие. Святилища, идолы и игрища. Календарные праздненства. Свадебная и погребальная обрядность. Народные обереги. Жреческое сословие древней Руси.
44. Культурная миссия Византии. Византийское православие. Духовная светская власть. Иконофилы и иконоборцы. Византийская икона. Византия и Русь: политические и духовные контакты. Крещение Руси. Православие и язычество. Явление синкретизма в православной обрядности. “Народное” христианство.
45. Православный монастырь. Функции монастыря в феодальном обществе: религиозная, хозяйственная, просветительская (монашество как средневековая интеллигенция), колонизация и освоение новых земель.
46. Татаро-монгольское иго: современные исторические исследования и оценки.
47. Сакральный статус царской власти в русском политическом сознании эпохи централизации. Формирование национального самосознания: доктрина «Москва - третий Рим». Национальный идеал централизованной власти. Культурная семантика русского деспотизма. Никоновская реформа и церковный раскол. Народные социальные утопии.
48. Петровские реформы и формирование светской культуры. Символизм старого и нового: одежда, борода и др.
49. Русское просвещение. Дворянское сословие, быт и культура русского дворянства. Петербургский придворный этикет.
50. “Русская идея” в литературе и философии конца XIX - XX вв.
51. Феномен русской интеллигенции. Социальный статус: между народом и властью. Путь общественных преобразований (революционные демократы, либералы, народники, марксисты) и религиозно-нравственные преображения человека (религиозная философия и литература). Образ народа и крах народнических иллюзий интеллигенции.
52. Дух эстетизма и Серебряный век русской культуры. Рождение новых стилей в поэзии, живописи, музыке и на театральной сцене. Поиск единого стиля эпохи. Традиции лубка и реклама.
53. Становление советской тоталитарной культуры. Тоталитаризм как тип цивилизации, как феномен утопического сознания. Советский андеграунд и диссидентство. Реклама в СССР как культурное явление эпохи.
54. Культура в условиях социальных реформ конца 1980-х-1990-х гг. Посткоммунистическая культура от сциентистского утопизма к новому язычеству.
Типовые задания
1. "Запад" и "Восток" как проблема европейской мысли.
2. Особенности мифологического сознания. От мифа к логосу.
4. Восточная деспотия как проблема социокультурного анализа.
5. Мифология и религия Древнего Египта.
6. Историко-культурный путь буддизма.
7. Специфика индийской культуры.
8. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.
9. Буддизм и индуизм в Индии: особенности взаимоотношений.
10. Ислам: вероучение и основные направления.
11. "Классика" как принцип и проблема античного типа культуры.
12. Мифология и религия античности.
13. Эллинистическая культура.
14. Византия: специфика типа культуры.
15. Христианство в культуре Средневековья.
16. Реформация: становление нового образа мира.
17. Социокультурный контекст развития западного искусства Нового времени (Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм).
18. Проблемы самосознания европейской культуры (прогресс, европоцентризм, колониализм, модернизация).
19. Сциентизм в культуре Нового времени.
20. Тоталитаризм в рекламе ХХ в.
21. Постмодернизм в культуре ХХ в.
22. Россия: проблема цивилизационной идентичности ("западники", "славянофилы", "евразийцы").
23. Крещение Руси - момент исторического выбора.
24. Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре.
25. "Умозрение в красках".
26. Социокультурные особенности восточной ветви христианства.
27. Святые Древней Руси: социокультурная специфика.
28. Историософская доктрина "Москва - Третий Рим" - "Москва - Новый Иерусалим" в отечественной политической культуре.
29. Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог.
30. Древняя Русь и Великая Степь: борьба и взаимодействие.