Тесты промежуточного контроля

1. Ресурсно-акторный подход к исследованию региональных политических процессов связан с изучением:

1. Ресурсов различных групп политического влияния в регионах.

2. Поведения политических акторов – лидеров, элит, групп интересов, партий, органов власти, а также других участников политических интеракций.

3. Устойчивых форм организации и регулирования политических отношений

2. Комплексное изучение политической ситуации в регионе предполагает следующую логику использования различных методологических походов:

1. Институционально-правовой – элитистский – ресурсно-акторный – идеологический – психологический – конфлик­тологический.

2. Ресурсно-акторный – психологический – институционально-правовой – элитистский – идеологический –конфлик­тологический.

3. Институционально-правовой – конфлик­тологический – психологический – идеологический – ресурсно-акторный – элитистский.

3. Изучение структуры региональных групп влияния предполагает проведение следующих исследовательских операций:

1. Определение значимых политических акторов как центров консолидации региональной политической элиты – идентификация и персонификация политических акторов, вокруг которых формируются региональные группы влияния – выявление и оценка форм и способов связей между политическими акторами.

2. Идентификация и персонификация политических акторов, вокруг которых формируются региональные группы влияния – выявление и оценка форм и способов связей между политическими акторами – определение значимых политических акторов как центров консолидации региональной политической элиты.

3. Выявление и оценка форм и способов связей между политическими акторами – идентификация и персонификация политических акторов, вокруг которых формируются региональные группы влияния – определение значимых политических акторов как центров консолидации региональной политической элиты.

4. Методологии ситуационно-факторного анализа конфликтогенных ситуаций в регионе предполагает следующую логику:

1. Выделение основных факторов, определяющих конфликтогенные ситуации в регионе – рейтинговая оценка конфликтогенных факторов – определение «точек конфликтогенности» в регионах.

2. Определение «точек конфликтогенности» в регионах – выделение основных факторов, определяющих конфликтогенные ситуации в регионе – диагностика конфликтогенных ситуаций.

3. Рейтинговая оценка факторов конфликтогенных ситуаций – определение «точек конфликтогенности» в регионах – прогнозирование конфликтогенных ситуаций.

5. Изучение социально-политического измерения региональной конфликтогенности предполагает следующую логику научного исследования:

1. Анализ характера социальной стратификации в регионе – выяснение интересов социальных групп в регионе в контексте региональной государственной политики – выявление социальных групп, чьи интересы ущемляются, и уровня их протестного потенциала – установление роли политических партий в конфликтогенных ситуациях – определение основных факторов, влияющих на характер региональной конфликтогенности.

2. Определение основных факторов, влияющих на характер региональной конфликтогенности – установление роли политических партий в конфликтогенных ситуациях – анализ характера социальной стратификации в регионе – выяснение интересов социальных групп в регионе в контексте региональной государственной политики – выявление социальных групп, чьи интересы ущемляются, и уровня их протестного потенциала.

3. Анализ характера социальной стратификации в регионе – определение основных факторов, влияющих на характер региональной конфликтогенности – выяснение интересов социальных групп в регионе в контексте региональной государственной политики – выявление социальных групп, чьи интересы ущемляются, и уровня их протестного потенциала – установление роли политических партий в конфликтогенных ситуациях.

6. Методологический потенциал оппозиционного подхода при изучении этничности состоит в:

1. Разработке синтетической модели, объединяющей примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы.

2. Рассмотрению этничности как эффективного средства социального контроля и осуществления определенной идеологии.

3. Представлении этничности как врожденного свойства человеческой идентичности.

7. Коммуникативный тип региональной политики – это:

1. Политика сотрудничества, в основе которой лежит принцип «игры с положительной суммой».

2. Политика компромисса, в основе которой лежит принцип «игры с нулевой суммой».

3. Политика силы, в основе которой лежит принцип «игры с отрицательной суммой».

8. Субъективно-символический аспект характеризует этничность как:

1. Этническую идентичность.

2. Особое качество этнической группы.

3. Форму межгруппового взаимодействия.

Проектные задания

1. Выберите методологические основания научного исследования региональных политических процессов.

2. Раскройте методологический потенциал синергетики в изучении региональных политических процессов.

3. Выберите методологические основания научного исследования региональной конфликтогенности.

4. Раскрыть методологический потенциал структурно-динамической модели конфликта в изучении региональной конфликтогенности.

5. Выберите методологические основания научного исследования этничности.

6. Раскройте методологический потенциал символического интеракционизма в изучении региональных этнократий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука – это призвание и профессия. Для того чтобы стать ученым, надо не только обладать определенными творческими способностями, но и постоянно испытывать удовольствие от познавательной деятельности. Только в этом случае можно говорить о том, что наука – это ваше призвание. Однако наука для вас станет профессией только в том случае, если вы овладеете научно-исследовательской деятельностью как ремеслом. Социально-гуманитарное исследование как творчество является искусством, но научное исследование – это не только научное творчество, но и ремесло, подчиненное определенным нормативным требованиям. Знание этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретного научного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также передавать опыт исследовательского мастерства и учиться ему.

Главная задача начинающего ученого состоит в овладении профессиональной культуре исследователя. Структурными компонентами культуры ученого выступают профессиональное мышление, профессиональная компетентность и профессиональное мастерство, которые составляют метапрограмму его научно-исследовательской деятельности. Любой ученый стремится к тому, чтобы его научно-исследовательская деятельность была признана научной, а результаты были востребованы обществом. Не всегда это, правда, получается, но к этому надо стремиться и в связи с этим следует помнить, что социально-гуманитарное исследование – это когнитивная деятельность, которая характеризуется такими признаками, как рациональность, стремление к истине, проблемность, целеполагание, рефлексивность, предметность, эмпиризм, методологизм, новизна, контекстуальность.

Научное исследование как когнитивная деятельность представляет собой куль­турно организованную и мотивированную активность, направленную на цель – получение нового знания. Научное исследование может быть описано в виде схемы, воспроизводящей ее логику: познавательный интерес – объект – критика научного знания – проблема – цель – системный анализ объекта – задачи – предмет – средства – действия – результат.

Мотивом когнитивной деятельности в региональном социально-гуманитарном исследовании выступает познавательный интерес к определенному фрагменту региональной реальности, которую в научном познании принято называть объектом научного исследования.

Критика наличной системы научного знания об объекте познавательного интереса сопровождается рефлексией по поводу ее аутентичности, т.е. полноте и достоверности презентации объекта в этой системе. Полнота научного знания об объекте познавательного интереса устанавливается путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта познавательного интереса, возникающей в методологическом сознании исследователя в ходе интериоризации этих знаний. Установление достоверности презентации объекта в наличной системе знания на этом этапе происходит двумя путями. Первый путь – это выявление противоречий в существующей системе знаний. Второй – соотнесение этой системы знаний с представлениями субъекта познания, в ходе которого знания об объекте познавательного интереса делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям исследователя; 2) знания, вызывающие сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающие в знаниевый континуум субъекта научного исследования.

Выявление неполноты научных знаний (когнитивных лакун), установление противоречий внутри существующей системы знаний, а также противоречий между этой системой и представлениями субъекта познания, появление когнитивных сомнений – все это создает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле регионального социально-гуманитарного исследования. В рамках этого поля субъект научного исследования формулирует проблему в качестве вопроса, отвечая на который он предполагает получить новое знание об объекте познавательного интереса. Поэтому научное исследование собственно начинается с постановки проблемы, поскольку проблема придает региональному исследованию целенаправленный характер.

Целью регионального социально-гуманитарного исследования исследования, непосредственно вытекающей из проблемы, является осознанное получение нового научного знания в процессе поиска истины. Постановка задач научного исследования осуществляется в рамках методологического сознания ученого на основе предварительного системного анализа объекта исследования. Этот анализ предполагает построение когнитивной модели объекта научного исследования как теоретической системы, воспроизводящей существенные свойства объекта научного исследования как целостности. Системный анализ объекта социально-гуманитарного исследования – это моделирование его предметного поля, концептуальное его расчленение и детализация, которые позволяют наметить основные направления научного поиска, сформулировать общую и частные исследовательские гипотезы. Системный анализ объекта как целостности позволяет наметить ключевые понятия, операционализировать их в соответствии с целью регионального социально-гуманитарного исследовании и разработать его категориальный аппарат.

Постановка исследовательских задач, выполненная в результате системного анализа объекта научного исследования, позволяет определить его предмет в виде списка вопросов, ответы на которые позволят добиться поставленной цели и реализовать когнитивную стратегию регионального социально-гуманитарного исследования, направленную на получение нового научного знания, с помощью средств, принятых в данном ученом сообществе в качестве научных.

В качестве средств регионального социально-гуманитарного исследования выступают, с одной стороны, источники эмпирической информации, с другой – «предпосылочные знания». В структуру «предпосылочных знаний» входят различного рода теоретические представления ученого о фрагменте социальной реальности, выступающей предметом научного исследования. Эти теоретические представления иногда называют паттернами. Паттерны – это «призмы», сквозь которые ученый смотрит на предмет своего исследования, и которые позволяют, с одной стороны, репрезентовать социальную реальность в научном знании, а с другой – презентовать в нем представления самого исследователя об этой реальности. Паттерны – это результат деятельности определенных научных сообществ, именуемых научными школами, для которых характерны: 1) познавательный интерес к определенной тематике научного исследования; 2) общие принципы постановки и решения исследовательских задач; 3) общность теоретических представлений по данной тематике. Паттерны в методологическом сознании ученого являются теоретическим источником креативной деятельности исследователя.

В структуру «предпосылочных теоретических знаний» входят также теоретические знания о том, как можно изучать предмет научного исследования, т.е. знания методологического характера. Рефлексируя по поводу разных возможностей изучения предмета исследования, ученый, выбирая одну из методологических возможностей, трансформирует вопрос о том, как можно его изучать, в установку – как надо изучать этот предмет. Тем самым определенные теоретические знания гносеологического характера приобретают функцию методологической установки, или научной парадигмы.

Стать профессионалом в области региональных социально-гуманитарных исследований начинающему ученому помогает методология как специальная отрасль научного знания. Методология социально-гуманитарных наук – это, с одной стороны, специальная научная дисциплин, предметом которой является научное социально-гуманитарное исследование, с другой стороны, – это система нормативного знания, определяющего проведение конкретного научного исследования, его когнитивную стратегию, способы и методы. Поэтому в профессиональной подготовке начинающих ученых особое значение придается ее методологической составляющей, направленной на формированию у них методологического сознания, адекватного современным эпистемологическим реалиям.

Когнитивная ситуация в социально-гуманитарном познании как профессиональной деятельности по производству нового научного знания проявляется в особом состоянии методологического сознания. Сегодня в этом сознании конкурируют между собой множество познавательных парадигм, что превращает научное социально-гуманитарное познание в когнитивное поле многообразных мнений и интертекстуальных «языковых игр», в результате которых социальная реальность растворяется во множество теоретических конструктов и ценностных концептов, смысловых миров и метафорических значений. В исследовательской практике наблюдается постепенный переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической: представители различных течений и школ отдают предпочтение разным методологическим подходам, используют специфические научные тезаурусы и создают конкурирующие между собой теории предметного содержания.

Поэтому компетентный исследователь в условиях мультипарадигмальности современного социально-гуманитарного познания должен обладать способностью совершать осознанный выбор методологических оснований своей научно-исследовательской деятельности, которые при решении определенного класса исследовательских задач могут дать положительный результат. Достижение этой цели осуществляется через понимание, во-первых, особенностей когнитивной ситуации, сложившейся в социально-гуманитарном познании, и специфики современного методологического сознания исследователя; во-вторых, проблем истины и языка научного дискурса в современном социально-гуманитарном познании; в-третьих, специфики и когнитивных возможностей классической, неклассической и неоклассической моделей региональных социально-гуманитарных исследований.

В настоящее время начался переход от одномерных методологических конструктов изучения региональной реальности к многомерным. Для успешного проведения региональных социально-гуманитарных исследований начинающий ученый должен научиться разрабатывать многомерные методологические конструкты научного исследования и эффективно применять их при решении определенного класса исследовательских задач. Успешность разработки таких многомерных конструктов определяется во многом знаниями начинающего ученого о том, какие существуют методологические подходы при изучении конкретной проблематики региональных исследований; каким эвристическим потенциалом обладают те или иные методологические подходы в конкретной научно-исследовательской практике; каков методологический потенциал различных теорий «предметного» содержания при решении определенного класса конкретных научно-исследовательских задач; как осуществляется инструментализация понятийного аппарата региональных социально-гуманитарных исследований.

Вступая в сферу профессионально научно-исследовательской деятельности, начинающий ученый должен помнить, что его задача состоит не в том, чтобы расширить область научного социально-гуманитарного знания путем подтверждения существующих теорий новыми фактами. Его задача заключается не в верификации научных теорий в процессе социально-гуманитарного исследования, а в их фальсификации путем обнаружения таких фактов, которые не поддаются объяснению в рамках господствующих научных теорий. Это стимулирует создание новых научных теорий, которые заменяю старые, что, в конечном счете, является необходимым условием развития социально-гуманитарных наук.

***

Профессиональных вам удач! Per aspera ad astra!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации