Новый универсализм и неоклассическая рациональность
Неоклассическая модель научного исследования стала формироваться в конце ХХ в. в контексте культура «неоглобализма». В 80–90-х гг. прошлого века теоретические проблемы глобализации рассматривались в тесной связи с вопросом о перспективах мировой цивилизации и глобальной культуры. Либерально настроенные ученые, поддавшиеся «искушению глобализмом», представляли глобализацию как преодоление всякого локализма, в том числе и культурного. Абсолютизируя интеграционные тенденции в мире, они прогнозировали появление глобальной культурной ойкумены и единой планетарной цивилизации с единым разумом и шкалой общечеловеческих ценностей.
Монологичная культура «глобализма» «приватизировала» будущее человечества, рассматривая его как «единое целое», основанное на ценностях Запада, и поэтому предполагает преодоление всяких культурных различий. Культура «неоглобализма», напротив, рассматривает культурное многообразие как conditio sine qua non («непременное условие») становления «человечества в целом». Неоглобалисты полагают, что интеграционные процессы в мире приведут к возникновению метацивилизации, но последняя выступит лишь в качестве «общего знаменателя», не поглощающего и не вытесняющего локальные этнические и культурные различия.
Культура «неоглобализма» актуализировала в научном дискурсе вопрос о культурном единстве и многообразии постсовременного мира. В рамках классического дихотомного мышления с его оппозициями – «интеграция/фрагментация», «гомогенность/гетерогенность», «архаизация/постмодернизация», «конвергенция/дивергенция», «целостность/множественность» – эти проблемы оказались неразрешимыми. По мнению неоглобалистов, решение этих проблем требует выхода на такой уровень концептуализации, в рамках которой оппозиции могут быть поняты не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие полюса.
Методология нового универсализма
Такой уровень концептуализации задается современной концепцией мироцелостностности, основанной на методологии нового универсализма. Суть этой методологии – «мир один, но не един», афористически выраженной М.Я. Гефтером еще в 80-х гг. прошлого века, – предполагает видение глобального целого как образования, в котором его локальные компоненты необходимо соотнесены посредством всеобщих, прямых и обратных связей; процессы глобализации и локализации развертываются одновременно и взаимонеобходимо; глобальное формирует локальное, а локальное – глобальное. Такой взгляд, раскрывающий суть методологии нового универсализма, выражает сущность глобальной логики, интегрирующей локальное разнообразие.
Основу концепции новой мироцелостностности, базирующейся на методологии нового универсализма, составляют теории «культурного плюрализма» и те теории глобализации, которые постулируют позитивную связь между процессом глобализации и культурной разнородностью мира. Эти теории определяют глобализацию как становление мироцелостности в виде единого пространства, включая сюда и осмысление этого процесса в различных культурных дискурсах. В культуре неоглобализма такое глобальное целое выглядит как противоречивое, конфликтное и альтернативное образование, а «динамика глобальной общности предстает как результат наложения и столкновения множества различных траекторий или ансамбль траекторий».
В рамках культуры неоглобализма сформулированы и определенные принципы познания этого целого, имеющие преимущественно методологический характер, совокупность которых, собственно, и получила название нового универсализма. Как и старый универсализм, сформулированный в русле классической науки на базе принципа холизма, новый универсализм, также постулирует целостность мира/человечества (мироцелостность). Однако способы видения этой мироцелостности в старом и новом универсализме весьма различны: в методологии нового универсализма целостность основывается на признании всеобщности связей, лишенной универсально-нивелирующего характера, связи, участники которой в принципе разнородны, творчески активны, а их основания выглядят не как эманация целого, но как и определяемые, и определяющие это целое. В рамках методологии нового универсализма под мироцелостностью понимается глобальное сетевое общество, образуемое множеством сетей потоков или даже как универсум потоков самого разного рода – экономических, политических, культурных, финансовых, информационных, идеологических и различных видов знания.
Культура неоглобализма, базирующаяся на методологии нового универсализма, характеризуется, с одной стороны, активизацией дихотомического стиля мышления, а с другой – стремлением к синтезу разных «оппозиций»: глобального и регионального, универсального и уникального, гомогенного и гетерогенного, социоцентристкого и антропоцентристкого, социологистского и номиналистского, номотетического и идиографического.