Когнитивная стратегия постмодернистской модели
Гуманитарного познания
Постмодернисты рассматривают процесс гуманитарного познания не как диалог между ученым и социальной действительностью, а как диалог между текстами, с которыми имеет дело исследователь как представитель своей культуры (гипертекста современности). Поэтому в постмодернизме окончательно преодолевается разделенность субъекта и предмета познания, поскольку признается непосредственная «вовлеченность» исследователя в изучаемые тексты.
В постмодернистской модели гуманитарного познания само знание рассматривается не как «отражение» объективной реальности, а как субъективное выражение интересов и потребностей, стереотипов восприятия и мышления самого исследователя, «вписанного» в гипертекст современности. В связи с этим постмодернисты считают, что нарративы, которые создают исследователи, и люди, о которых они пишут, – это лишь субъективные предпочтения, взятые из бесконечного множества возможных дискурсивных стратегий.
Таким образом, в постмодернизме абсолютизируется роль исследователя, который превращается в гуманитарном познании в репрессивную когнитивную инстанцию. Более того, по мнению постмодернистов, исследователь и не должен пытаться репрезентировать что-либо, кроме своей практики. В связи с этим в исследовательской деятельности падает роль авторитетов (теорий), а работы начинают носить «отпечатки» интеллектуальной индивидуальности самого исследователя.
Постмодернизм ориентирует гуманитарное познание на «науку с человеческим лицом» не только в онтологическом, но и методологическом плане. Постмодернист в процессе познания исходит из признания собственного «суверенитета» по отношению к производству знаний и утверждению «истины». Он выступает в роли, прежде всего, интерпретатора, задача которого состоит в том, чтобы облегчить коммуникации между социокультурными сообществами. Когнитивная стратегия постмодернистской модели гуманитарного состоит в том, чтобы, завязав диалог с иными культурами (текстами), «озвучить» эти культуры, которые без помощи исследователя остались бы «неуслышанными».
Диалог с «чужими» культурами, по мнению постмодернистов, неизбежно сопровождается трансляцией собственного культурного опыта («великого интертекста»). Поэтому в отличие от представителей неклассической науки постмодернист является не просто зрителем, наблюдающим за развитием спектаклей на социальной сцене, но и их режиссером. Тем самым в рамках постмодернистской модели познания исследователь не «воспроизводит» социальной реальность в виде системы знаний, претендующих на истину, а, конструируя, «производит» ее. В связи с этим для постмодерниста главный вопрос состоит в том, как идентифицировать определенный мир социальной реальности, зная, что он является лишь одним из возможных, и что мзучение этого мира вряд ли приведет к открытию всеобщей истины.
Множество возможных интерпретаций социальной реальности, считавшихся как в классической, так и неклассической науке недостатком, становится основой и определяющей чертой постмодернистколй модели познания. Поэтому постмодернизм в гуманитарном познании начинается там, где кончается монизм. Постмодернист сознательно выступает против монополии любой из познавательных парадигм. Он стремится использовать конец холистского взгляда на мир для утверждения легитимности плюралистического видения реальности и для развития множественности познавательной деятельности, а также повода для интертекстуальных языковых игр.
Существуют различные мнения о том, что можно считать наиболее характерными признаками постмодернизма в познании. Обобщая эти мнения, можно сказать, что постмодернизм – это: 1) радикальный и положительно оцениваемый когнитивный плюрализм и толерантность; 2) мобилизация эпистемологического потенциала предшествующих эпох и иных культур; 3) приоритет языка над опытом, текста над действительностью; 4) многообразие, несоизмеримость и диверсивность интертекстуальных «языковых игр»; 4) деконструкция текстов и их двойное кодирование; 5) культурная автономия субъекта познания, «равноправие» познавательных парадигм и стилей мышления, признание их самоценности; 6) недоверие к «метанарративам»; 7) познание как конструкция реальности; 8) конвенциональность знания.
Стиль пстмодернисткого мышления – субъективистский индивидуалистско-релятивистский. Основные принципы постмодернистской модели познания: лингвизм, фрагментаризм, субъективизм, интертекстуальизм, деконструктивизм, конструктивизм, презентизм, релятивизм, конструктивизм.
Несмотря на всю критику постмодернзма, некоторые его идеи оказали большое влияние на современные социально-гуманитарные исследования. Это влияние выразилось в следующем: 1) в социально-гуманитарных науках стали допускать, что социальная реальность может мыслиться в многочисленных вариантах, каждому из которых соответствует свой собственный наблюдатель (в широком смысле – профессиональная культура научного сообщества); 2) в социально-гуманитарном познании обозначился переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической; 3) в научно-исследовательской практике утверждается принцип методологического плюрализма: представители различных течений и школ отдают предпочтения разным методологическим подходам, используют специфические научные тезаурусы и создают конкурирующие между собой теории предметного содержания.