Социально-гуманитарных исследований»
Логические задания:
1. Составьте структурно-логическую схему «Профессиональная культура исследователя».
2. Составьте структурно-логическую схему «Профессиональные компетенции исследователя».
Составьте структурно-логическую схему «Структура методологического сознания исследователя».
3. Составьте структурно-логическую схему «Предмет методологии социально-гуманитарного исследования как научной дисциплины».
4. Составьте структурно-логическую схему «Основные этапы регионального социально-гуманитарного» исследования».
5. Составьте структурно-логическую схему «Атрибутивные признаки научности регионального социально-гуманитарного исследования».
6. Составьте структурно-логическую схему «Структура методологии регионального социально-гуманитарного исследования».
7. Составьте структурно-логическую схему «Функции методологической деятельности в социально-гуманитарных науках».
Логические задачи:
1. Сравнить профессиональную компетентность и профессиональное мастерство в структуре профессиональной культуры исследователя.
2. Сравнить внешнюю и внутреннюю рефлексии в научно-исследовательской деятельности.
3. Сравнить философские и научные социально-гуманитарные исследования.
4. Сравнить фундаментальные и прикладные социально-гуманитарные исследования.
5. Сравнить взгляды Т. Куна и К. Поппера на проблему роста научного знания.
6. Сравнить взгляды И. Лакатоса и П. Фейерабенда на проблему роста научного знания.
7. Сравнить субъектность и субъективность в научном исследовании.
8. Сравнить объект и предмет в научном социально-гуманитарном исследовании.
Тесты промежуточного контроля:
1. Автором концепции «научных революций» является:
1. Т. Кун.
2. К. Поппер.
3. К. Гемпель.
2. Автором концепции «научно-исследовательских программ» является:
1. И. Лакатос.
2. Л. Лаудан.
3. Ю. Хабермас.
3. Автором концепции «научных фальсификаций» является:
1. К. Поппер.
2. С. Тулмин
3. П. Фейерабенд
4. Автором концепции «методологического анархизма» является:
1. П. Фейерабенд
2. М. Фуко
3. С. Тулмин
5. Субъектность в научном исследовании – это:
1. Способность к самореализации в научном творчестве.
2. Возможность высказывать собственные взгляды.
3. Научная креативность.
6. Профессиональная компетентность исследователя – это :
1. Способность превращать профессиональные знания в инструмент профессиональной деятельности.
2. Широкий профессиональный кругозор исследователя.
3. Высокое профессиональное мастерство исследователя.
7. Методологической деятельности в социально-гуманитарных науках – это:
1. Когнитивная деятельность, предметом которой выступает научное исследование.
2. Когнитивная деятельность, направленная на разработку нового теоретического знания.
3. Когнитивная деятельность, связанная с разработкой концепций общественного развития
8. Специфика региональных социально-гуманитарных исследований определяется:
1. Предметом региональных исследований.
2. Методологией региональных исследований.
3. Заказчиками региональных исследований.
Проектные задания:
1. Обоснуйте выбор методологических оснований вашего научного исследования и покажите их структуру.
2. Сформулируйте научную проблемы проблему вашего исследования и дайте ее когнитивное обоснование.
3. Дайте системный анализ объекта вашего научного исследования
4. Определите задачи вашего научного исследования и дайте им когнитивное обоснование.
5. Дайте характеристику источниковой базы вашего научного исследования и определите степень ее репрезентативности.
РАЗДЕЛ 2.
КОГНИТИВНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ И МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Преамбула
Современные региональные социально-гуманитарные исследования характеризуются многообразием когнитивных практик и переходом от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической. Поэтому компетентный исследователь в условиях мультипарадигмальности современного социально-гуманитарного познания должен обладать способностью совершать осознанный выбор методологических оснований своей научно-исследовательской деятельности, которые при решении определенного класса исследовательских задач могут дать положительный результат.
Комплексной целью данного раздела является формирование у молодых исследователей методологического сознания, соответствующего современным эпистемологическим реалиям, как условия успешного проведения региональных социально-гуманитарных исследований в рамках различных их моделей.
Достижение этой цели осуществляется через понимание:
– особенностей когнитивной ситуации, сложившейся в социально-гуманитарном познании, и специфики современного методологического сознания исследователя;
– проблем истины и языка научного дискурса в современном социально-гуманитарном познании;
– специфики и когнитивных возможностей классической, неклассической и неоклассической моделей региональных социально-гуманитарных исследований.