Для аспирантов, молодых ученых и магистров

А.В. Лубский

МЕТОДОЛОГИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Учебное пособие

Для аспирантов, молодых ученых и магистров

Ростов-на-Дону

Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ

ББК Ю25 я 73 - 1

Л – 82

Рекомендован

Ученым советом Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук

Южного федерального университета

(протокол № 7 от 3 марта 2009 г.)

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор В.Н. Шевелев,

доктор философских наук, профессор В.О. Пигулевский

Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований: Учебное пособие для аспирантов, молодых ученых и магистров. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. с.

В учебном пособии в систематическом виде рассматриваются вопросы, связанные с содержанием профессиональной культуры исследователя и природой методологической деятельности в социально-гуманитарных науках; логикой и спецификой регионального научного исследования; особенностями когнитивной ситуации в современном социально-гуманитарном познании; проблемами научности социально-гуманитарного исследования и особенностями его классической, неклассической и неоклассической научных моделей, а также современной методологической проблематикой конкретных региональных научных исследований.

Учебное пособие предназначено для аспирантов, молодых ученых и магистров, специализирующихся в области социально-гуманитарных наук.

© Лубский А.В.,

2009.

© Южный федеральный университет,

2009.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ …………………………………………………………….

1.1. Профессиональная культура и методологическая деятельность в социально-гуманитарных науках ………………………………

1.1.1. Профессиональная культура исследователя …………………

1.1.2. Рефлексия и методологическое сознание в социально-гуманитарном исследовании………………………………………………………

1.1.3. Методологическая деятельность в социально-гуманитарных науках…………………………………………………………………………………..

1.1.4. Проблема роста научного социально-гуманитарного знания…

1.2. Региональное социально-гуманитарное исследование ………

1.2.1. Социально-гуманитарное исследование и идеалы научности…

1.2.2. Логика и атрибутивные признаки научности социально-гуманитарного исследования……………………………………………………….

1.2.3. Типы социально-гуманитарных исследований ………………….

1.2.4. Специфика региональных социально-гуманитарных исследований ………………………………………………………………………………………..

1.3. Логические задания и задачи, тесты промежуточного контроля и проектные задания к разделу 1 «Профессиональная культура и методология региональных социально-гуманитарных исследований» …..

РАЗДЕЛ 2. КОГНИТИВНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ И МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………

2.1. Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании ……………………………………………………….

2.1.1.Мультипарадигмальность социально-гуманитарного познания…

2.1.2. Переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической…………………………………………………………

2.1.3. Особенности современного методологического сознания в социально-гуманитарных науках…………………………………………………………….

2.1.4. Проблема истины в современном социально-гуманитарном познании……………………………………………………………………………………….

2.1.5. Проблема языка научного дискурса в социально-гуманитарном познании……………………………………………………………………………………..

2.1.6. Многообразие когнитивных практик и модели социально-гуманитарного исследования…………………………………………………………..

2.2. Классическая модель регионального научного исследования…………………………………………………………………………………

2.2.1. Дискурс Просвещения и классическая рациональность ………….

2.2.2. Позитивизм и классическая модель научного исследования……..

2.2.3. Предмет и когнитивная стратегия классической модели научного исследования…………………………………………………………………………

2.3. Неклассическая модель регионального научного исследования………………………………………………………………………………….

2.3.1. Дискурс Контрпросвещения и неклассическая рациональность…

2.3.2. Антиозитивизм и неклассическая модель научного исследования…………………………………………………………………………………………..

2.3.3. Предмет и когнитивная стратегия классической модели научного исследования…………………………………………………………………………

2.4. Постмодернизм и социально-гуманитарные исследования…

2.4.1. Постмодернизм – «поминки» по дискурсу Просвещения…………

2.4.2. Постмодернистская критика классической науки………………..

2.4.3. Когнитивная стратегия постмодернистской модели гуманитарного познания………………………………………………………………………….

2.5. Неоклассическая модель регионального научного исследования ……………………………………………………………………………….

2.5.1. Новый универсализм и неоклассическая рациональность………

2.5.2. Критическое направление в социально-гуманитарном познании…………………………………………………………………………………………..

2.5.3. Предмет и когнитивная стратегия неоклассической модели научного исследования……………………………………………………………………..

2.6. Логические задания и задачи, тесты промежуточного контроля и проектные задания к разделу 2 «Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании и модели регионального научного исследования»……………………………………………………………

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ….

3.1. Глобализация и регионализация: методологические проблемы исследования ……………………………………………………………………..

3.1.1. Новый универсализм – методология научного исследования

глобального сообщества …………………………………………………………………

3.1.2. Регионализация в многосоставных обществах: методологические проблемы научного исследования ………………………………………………

3.2. Региональные политические процессы: методологические проблемы исследования ……………………………………………………..

3.2.1. Методологические подходы к изучению региональных политических процессов ……………………………………………………………………………..

3.2.2. Региональный политический процесс как «изменение во взаимодействии»: парадигма научного исследования………………………………………

3.2.3. Политические ситуации и группы влияния в региональных политических процессах: методология научного исследования………………………

3.3. Региональные этнократии: методологические проблемы исследования ……………………………………………………………………….

3.3.1. Символический интеракционизм как методология научного исследования региональных этнократий………………………………………………

3.3.2. «Лики» этнократии: парадигмы научного исследования……….

3.3.3. Легитимность региональных этнократий: методологический конструкт исследования………………………………………………………………..

3.4. Региональная конфликтогенность: методологические проблемы научного исследования………………………………………………..

3.4.1. Региональная конфликтогенность: парадигмы научного исследования………………………………………………………………………………………

3.4.2. Факторы региональной конфликтогенности: методология разноуровнего и разномасштабного исследования …………………………………

3.4.3. Социально-политическое, этнополитическое и политическое измерения региональной конфликтогенности: методология научного исследования……………………………………………………………………………………

3.5. Этничность и толерантность в полиэтнических регионах: методологические проблемы исследования……………………………………

3.5.1. Этничность и этническая идентичность: методологические конструкты исследования………………………………………………………………

3.5.2. Мультикультурализм и толерантность в полиэтнических регионах: парадигмы научного исследования…………………………………………

3.5.3. Межэтнические отношения и этническая толерантность: методология научного исследования……………………………………………………..

3.6. Логические задания и задачи, тесты промежуточного контроля и проектные задания к разделу 3 «Методологические проблемы региональных социально-гуманитарных исследований»……………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ключи к тестам промежуточного контроля………………………..

Раздел 1. «Профессиональная культура и методология региональных социально-гуманитарных исследований…………………………………………

Раздел 2. «Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании и модели регионального научного исследования»…

Раздел 3. Методологические проблемы региональных социально-гуманитарных исследований……………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Что значит знать?

Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как всем известно, с самых давних дней.

(Гете, «Фауст»)

Чтобы овладеть профессией юриста, инженера, экономиста, надо учиться. А чтобы стать ученым… Многие думают, что способность к научно-исследовательской деятельности – это от «природы»: если она есть – можешь стать ученым, если ее нет – занимайся другим делом. Однако в жизни все не так. Сколько вокруг людей, интеллектуальных, творческих, способных, но они не «занимаются наукой»: у них нет никакого интереса к такого рода профессиональной деятельности. А сколько «ученых», которые творческими способностями, мягко говоря, вообще не обладают, но они, по-видимому, знают нечто такое, что позволило им написать и защитить кандидатскую, а иногда и докторскую диссертации.

В обществе существует особый социальный институт – наука, связанная с производством, хранением и трансляцией научных знаний, а также подготовкой научных работником, которые участвуют в этом производстве. Подготовка таких работников осуществляется в основном в аспирантуре, но ведется она, как правило, на основе «интуитивно схваченного опыта» в системе «научный руководитель – аспиранты», а также в процессе занятий ими наукой «по-взрослому», не имея для этого серьезных профессиональных оснований. Иными словами, у нас отсутствует система профессиональной подготовки научно-исследовательских кадров, которые не только бы учились на опыте своих учителей и собственных ошибках, но и приобретали профессиональные компетенции исследователя в ходе специальных учебных занятий.

Особую актуальность эта проблема приобрела в современном российском обществе. Социальные и гуманитарные науки в нем сегодня оказались на распутье: одни соблазняют их прелестями постмодернистской вседозволенности; другие требуют достоверности, точности и научности; третьи предлагают выработать новые стандарты научно-исследовательской деятельности. Наступил, как полагают многие ученые, затяжной эпистемологический кризис: научному социально-гуманитарному знанию перестали доверять; оно стало слишком ангажированным и идеологизированным, чтобы казаться истинным, или хотя бы правдивым.

Социальные и гуманитарные науки в России, обретя свободу от «директивных указаний», столкнулись с проблемой методологической самоидентификации. Находясь в эпистемологическом поиске, эти науки в настоящее время представляют собой «муль­типарадигмальные» дисциплины, в которых методологический сепаратизм и дилетантизм размывают стандарты научной профессиональной деятельности.

В сфере этих наук наблюдается резкое снижение уровня профессиональной культуры и научно-исследовательского мастерства, что сказывается на качестве научных исследований и сопровождается нарастанием потока ничтожных диссертаций. В последнее время появилось поучительное занятие: чтение авторефератов кандидатских диссертаций, вывешенных на сайте в Интернете. Профанация науки, имитация научно-исследовательской деятельности, банальность теоретических положений, выносимых на защиту, словесная «чепуха» с вкраплениями «ваковских» стандартов – характерные черты значительной части этих авторефератов. Особенно бросается в глаза методологическая беспомощность их авторов, которые, как правило, никогда не учились профессии исследователя.

Все это делает необходимым создание в ведущих учебных заведениях России специализированных центров профессионального научно-исследовательского мастерства. В деятельности этих центров особое внимание должно уделяться специальной методологической подготовке, магистров, аспирантов и молодых ученых в области социальных и гуманитарных наук; формированию у них высокой профессиональной культуры и методологического сознания, адекватного современным эпистемологическим реалиям.

Наука – это «система с рефлексией». В социально-гуманитарном познании рефлексия направлена, с одной стороны, на осмысление ученым своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), а с другой – на осмысление исследовательских действий других ученых, представляя собой как бы «рефлексию над рефлексией» (внешняя рефлексия). Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок ученого в конкретном научном исследовании. Внешняя рефлексия в научном познании – это работа с осуществляемым познанием и существующим знанием.

В плане внутренней рефлексии методологическая деятельность индивидуализирована и конкретизирована. Она связана с поиском наиболее аутентичных и эффективных когнитивных способов постановки научной проблемы, определения цели конкретного научного исследования, класса исследовательских задач и перспективных путей их решения, направленных на получение нового научного знания. В этом плане индивидуальная методологическая деятельность носит конструктивный и проективный характер, с помощью которой дости­гается необходимый самоконтроль познавательных действий, их самооценка с позиций соответствия выработанным паттернам. В этом смысле каждый исследователь – сам себе методолог.

В плане внешней рефлексии методологическая деятельность носит идеализированный нормативный характер, абстрагированный от конструктивной и проективной конкретики. Методологическая деятельность в этом смысле является «рефлексией над рефлексией», т.е. когнитивная активность методолога направлена на изучение процесса научного исследования. Несколько упрощая, можно сказать, что если ученый познает социальную реальность, то методолог изучает ученого за работой, выясняя, что делает последний в процессе социально-гуманитарного исследования, и это изучение носит критически рефлексивный характер.

Такая методологическая деятельность носит профессиональный характер, независимый от задач конкретных научных исследований. Цель методологической деятельности в социально-гуманитарных науках состоит в создании теории научного исследования. Результат методологической деятельности – это новые конструкты и концепты научного социально-гуманитарного исследования, носящие объяснительный, понимающий и, в силу этого, нормативно-предписывающий характер.

Эти конструкты и концепты могут стать теоретико-методологической основой того образовательного пространства, в котором начинающие ученые могут учиться научно-исследовательскому мастерству. В этом состоит непосредственно практическое значение методологии социально-гуманитарного исследования как научной и учебной дисциплины.

Выделение социально-гуманитарного исследования в качестве предмета методологии как научной и учебной дисциплины ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового социально-гуманитарного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности ученого.

Внутренний мир ученого всегда требует определенной свободы творчества, он связан с вдохновением, интуицией, воображением и некоторыми другими неповторимыми психическими качествами исследователя. Поэтому в данном отношении социально-гуманитарное исследование как творчество является искусством. Вместе с тем социально-гуманитарное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать ученый. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социально-гуманитарных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, социально-гуманитарное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т. е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности, теоретическое ее обоснование дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретно-социально-гуманитарного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства и обучать ему.

Одной из главных тенденций формирования новой конфигурации современного мира, наряду с глобализацией, является регионализация как интеграция территориальных сообществ и стремление их к политической автаркии. Регионализация проявляется в расширении границ между территориально-социальными комплексами, сохранении культурных различий этносов и других социальных групп, усилении чувства их исключительности, возникновении самодостаточных экономических и политических образований. регионализация внутренне присуща всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей политических структур.

На микроуровне процессы регионализации развернулись внутри национальных государств. Здесь регионализация связана с усилением своеобразия экономического или политического поведения тех или иных территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной автаркии, а иногда и к сепаратизму. В этом плане регионализация, сопровождающаяся экономической и этнокультурной дифференциации, геополитической суверенизацией, часто приводит к политическому дроблению, конфликтам и нестабильности внутри ранее целостных государственных образований

В связи с распадом СССР и развернувшимися процессами политической дезинтеграции на постсоветском пространстве в научном дискурсе началось активное обсуждение различных аспектов регионализации в современной России. Все это привело к актуализации региональных социально-гуманитарных исследований, от результатов которых зависит как само содержание научного дискурса, так и понимание тех процессов, которые происходят в российском обществе на региональном уровне.

В социально-гуманитарных науках уже накоплен определенный опыт изучения региональной проблематики и специфики современной России. Этот опыт нуждается в осмыслении и теоретической интерпретации, и в этом плане он может стать методологической основой формирования профессиональной научно-исследовательской культуры ученых-регионоведов.

Профессиональная культура ученого представляет собой метапрограмму его научно-исследовательской деятельности. От уровня этой культуры зависит в первую очередь эффективность и качество региональных социально-гуманитарных исследований. Основу профессиональной культуры ученого составляют профессиональные компетенции, овладение которыми является необходимым условием для успешного проведения региональных социально-гуманитарных исследований. Можно выделить следующие ключевые профессиональные компетенции ученого-исследователя в сфере социально-гуманитарных наук:

1. Знать, что такое региональное социально-гуманитарное исследование, понимать его специфику и уметь на практике осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

2. Знать принципы и понимать логику регионального социально-гуманитарного исследования и соблюдать их в конкретной научно-исследовательской деятельности.

3. Осознавать, что региональное социально-гуманитарное исследование должно соответствовать определенным критериям научности и проводить конкретные исследования в соответствии с этими признаками.

4. Понимать специфику и когнитивные возможностей различных моделей и парадигм региональных социально-гуманитарных исследований, уметь использовать эвристический потенциал различных методологических подходов в конкретной научно-исследовательской деятельности.

5. Знать теоретическую и методологическую проблематику региональных социально-гуманитарных исследований и уметь выбирать наиболее эффективные методологические средства для решения определенного класса научно-исследовательских задач.

6. Разбираться в понятийном и теоретическом арсенале современных социально-гуманитарных наук и уметь использовать их методологический потенциал в региональных социально-гуманитарных исследованиях.

7. Понимать роль многомерных методологических конструктов в современном социально-гуманитарном познании, когнитивные возможности и границы применения различных научных методов в региональных научных исследованиях.

8. Знать этические нормы научно-исследовательской деятельности и соблюдать их при проведении региональных социально-гуманитарных исследований.

Настоящее учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Профессиональная культура и методология региональных социально-гуманитарных исследований» рассматриваются содержание профессиональной культуры исследователя и природа методологической деятельности в социально-гуманитарных науках; логика, атрибутивные признаки научности и специфика региональных социально-гуманитарных исследований. Во втором разделе «Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании и модели регионального научного исследования» рассматриваются особенности когнитивной ситуации в современном научном познании и спецификасовременного методологического сознания в социально-гуманитарных науках; раскрываются методологические возможности классической, неклассической и неоклассической моделей регионального социально-гуманитарного исследования. В третьем разделе «Методологические проблемы региональных социально-гуманитарных исследований» рассматриваются методологические проблемы научного исследования регионализации в условиях глобализации, политических процессов, этнократий, конфликтогенности, этничности и толерантности в полиэтнических регионах.

Каждый раздел учебника содержит материалы диагностико-квалиметрического характера, цель которых – выяснение уровня профессиональной культуры начинающих исследователей и степени овладения ими профессиональными компетенциями в сфере социально-гуманитарных наук. Эти материалы включают:

1. Логические задания, направленные на развитие способностей, связанных с логическим анализом текстов и формализацией их содержания путем составления структурно-логических схем.

2. Логические задачи на сравнение, направленные на развитие логического мышления, необходимого для проведения научных исследований.

3. Тесты промежуточного контроля, направленные на проверку не только профессиональных знаний, но и умений превращать их в инструмент познавательной деятельности, а также способностей к самостоятельному логическому, критическому и рефлексивному профессиональному мышлению.

4. Проектные задания, направленные на выяснение степени овладения профессиональными компетенциями, необходимыми для проведения региональных социально-гуманитарных исследований.

Приложение к учебнику содержат ключи к тестам промежуточного контроля.

***

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее

сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается

по ее каменистым тропам

(К. Маркс)

РАЗДЕЛ 1.

ИССЛЕДОВАНИЙ

Преамбула

Эффективность и качество региональных социально-гуманитарных исследований определяется уровнем профессиональной культуры ученого как метапрограммы его научно-исследовательской деятельности. В профессиональной культуре исследователя можно выделить такие ее компоненты, как профессиональное мышление, профессиональная компетентность и профессиональное мастерство.

Комплексной целью данного раздела является формирование у молодых исследователей профессиональной культуры инновационно-проектного содержания как основы овладения ими профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного проведения региональных социально-гуманитарных исследований.

Достижение этой цели осуществляется через понимание того:

– что такое профессиональная культура и какова ее роль в научном исследовании;

– какими профессиональными компетенциями должен обладать ученый, чтобы успешно осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность;

– каково содержание методологической деятельности в социально-гуманитарных науках и в чем состоят особенности современного методологического сознания ученого;

– каковы логика и атрибутивные признаки научности социально-гуманитарных исследований;

– в чем состоит специфика региональных социально-гуманитарных исследований и ихразличных типов.

Схема 1.

Схема 2.

Внутренняя рефлексия

Схема 3.

Схема 4.

Логика научного

Схема 5.

Признаки научности

Схема 6.

Типы научных

Исследований

Региональные социально-гуманитарные исследования отличаются прежде всего спецификой своей предметной области, содержательное определение которой зависит в первую очередь от интерпретации понятия «регион». В современной научной литературе это понятие трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво.

Чаще всего под регионом понимается: 1) природно-климатическая зона; 2) географи­ческая территория; 3) экономический или хозяйственно-экологический район; 4) историко-культурный ареал; 5) административно-тер­риториальное образование; 6) межгосударственная территория. Кроме того, в современной науке регионами называют: 1) обширные территории, охватывающие целые континен­ты или группы стран; 2) не­сколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического разви­тия, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д. В целом под регионом понимается часть территории, обладающая общностью определенных условий.

В России в последние годы в связи с процессами регинализации в стране весьма интенсивно развиваются региональные социально-гуманитарные исследования, но пока в рамках смежных научных дисциплин. В той или иной мере «регион» является объектом исследования таких социально-гуманитарных наук, как история, экономика, социология, культурология, этнология, политология, юриспруденция. При этом каждая научная дисциплина по своему интерпретирует понятие региона и, соответственно, определяет предметное поле своего исследования.

В исторической науке регион – это социопространственное историческое образование, обладающее географической, геополитической, геоэкономической, информационно-поведенческой и историко-культурной однородностью. В экономике регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственной системы и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами. В социологии регион – это социотерриториальная целостность, объединенная доминирующими социальными интересами, ценностями, моделями социального поведения. В культурологи регион определяется как особый культурный «мир» с присущим ему традициями и кульурой, вписанный в общий территориальный «пейзаж». В этнологии регион – это этнотерриториальная целостность, основу которого составляют более или менее однородная этническая среда с доминирующим этническим менталитетом и моделями этнического поведения или этнокультурная область, территория традиционно проживающих этносов, генетически родственных и не родственных, вырабатывавших за длительный период совместной жизнедеятельности немало общих элементов в хозяйственной деятельности, в материальной и духовной культуре, общественном и семейном быте, характерных для всего региона как историко-культурной области. В политологии «регион» – это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономичес­кими, социально-политичес­ким и культурными условиями. В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний или Средний Восток, Центральная или Восточная Европа). В теории государственного управления дается формально-юридическая трактовка региона как субъекта федерации или иной субнациональной единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или иными законами.

Таким образом, понятию «регион», используемому в современной научной литературе, присуще свойство полисемии. Его содержание зависит от того, какой конкретный срез жизни в регионе актуализируется той или иной наукой. Расплывчатость исходной семантической основы понятия «регион» является во многом причина того, что этот концепт до сих пор остается в ряду наименее ясных и осмысленных.

В современной научной литературе различают понятия «регион» и «район». Основное отличие видят в степени системной интеграции. Район – это геотерритория, характеризующаяся системной взаимосвязанностью составля­ющих элементов, целостностью. Причем эта целостность представляет собой объ­ективное условие и закономерный результат развития данной территории. По мнению некоторых специалистов, использование понятия «система» по отношении к региону требует определенной осторожности. Так, даже несомненные связи между элементами территориальных образо­ваний (например, весьма жесткие пространственные связи между природными ресурсами и эксплуатирующими их предприятиями) часто определяются лишь естественной экономической нецелесо­образностью или даже невозможностью их расчленения (нельзя, на­пример, территориально отделить месторождение руды и ее добы­чу). Во многих случаях эти связи, напротив, имеют искусственный, субъективный, казуальный характер. Поэтому регион является столь же «системным», сколько и «конгломератным» территори­альным образованием.

Специалисты отмечают при этом то обстоятельство, что по мере перехода от макро- к ми­крорегиональному уровню воздействие многих системообразующих факторов на «целостность» территориальных образований стремительно убывает. Чем меньше занимаемое ими пространство, тем более открытым (в системном смысле) стано­вятся эти образования в хозяйственном, экологическом и других отношениях. Поэтому некоторые ученые предлагают рассматривать регионы как своеобразные территориальные типы системно-конгломератных структур, для которых «системность» и «целостность» следует преимущественно рассматривать как идеальное состояние.

Выделение региона как целостного образования предполагает нахождение комплексного критерия, согласно которому регион вычленяется на фоне других территориальных различий. В связи с этим некоторые ученые считают, что процесс регионообразования во многом зависят от природно-средовых особенностей, определяющих сущностную, качественную специфику возникающего социотерриториального комплекса. Процессы средовой адаптации населения инициируют возникновение своеобразных цепочек детерминант (например, природно-географическая однородность – единообразие хозяйственной деятельности и культурных традиций – общность социального состава населения – административно-территориальное оформление), придающих региону искомую интегральную целостность.

Безусловно, природно-географический критерий, как обладающий значительной во временных масштабах устойчивостью, является достаточно надежной основой для выделения сложившегося социотерриториального комплекса в качестве регионального образования. Однако многие социальные процессы, проходящие в этом комплексе, либо не попадают в зону средовой адаптации, либо территориально полностью не совпадают со звеньями природно-географической детерминации. Таким образом, выделение региона на основе географического принципа не всегда является достаточным основанием для определения его в качестве предмета региональных социально-гуманитарных исследований.

Ненадежным критерием выделения региона в качестве предмета социально-гуманитарных наук является и территориально-административное деление, так как, например, в России на протяжении последних трехсот с лишним лет проходили постоянные административные переделы территории, в том числе и субъективного характера. В этом плане сделать, например, Южный федеральный округ предметом региональных социально-гуманитарных исследований достаточно проблематично. Не может быть предметом региональных социально-гуманитарных исследований и Юг России, поскольку это – условное, в большей мере геополитическое или геоэкономическое название, содержание которого исторически изменялось по мере расширения границ российского государства.

Вместе с тем на примере Юга России мы видим, что геополитических и геоэкономических критериев еще не достаточно для рассмотрения социотерриториального комплекса в качестве региона как предмета региональных социально-гуманитарных исследований. Значительную роль в актуализации и усилении регионообразующих признаков, помимо географического, геополитического и геэкономического факторов, играют факторы субъективно-исторические. Поэтому некоторые исследователи считают, что, исходная семантическая основа термина «регион» может относиться к такому его пониманию, при котором границы региона – «это тот пространственный рубеж, преодолевая который стандартные способы деятельности и стратегии развития становятся неэффективными и нуждаются в соответствующих видоизменениях».

Таким образом, регион как предмет региональных социально-гуманитарных исследований должен обладать не только географической, геополитической, геоэкономической, но и информационно-поведенческой, и историко-культурной однородностью и, следоват

Наши рекомендации