Географическая парадигма региональных исследований
В рамках географической парадигмы в региональных исследованиях можно выделить два направления – естественно-географическое и общественно-географическое. Естественно-географическое направление связано с проведением интердисциплинарных исследований на стыке географии с такими естественными науками, как физика, химия, геология, биология и экология. Общественно-географическое направление связано с проведением интердисциплинарных исследований на стыке географии с социальными и гуманитарными науками. В результате, наряду с такой традиционной научной дисциплиной, как экономическая география, сложились новые научные дисциплины – социальная география и культурная географии, изучающие соответственно социальные и культурные локальные геопространства.
В России используется понятие «общественная география», употребляемое как номинация для обозначения экономической, социальной, политической, рекреационной, а иногда и культурной географии. В общественной географии как системе относительно самостоятельных научных дисциплин выделяют: 1) географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, образования и науки, здравоохранения, финансово-банковской сферы и рекреационная география; 2) социальную географию (географию уровня жизни, расселенческую географию, геодемографию); 3) ресурсно-экологическую географию (георесурсоведение, социогеоэкологию, медицинскую географию); 4) политическую географию (электоральную географию, географию власти и властных структур); 5) географию духовной сферы (география религий) Кроме того, выделяют географию культуры, страноведение, экономико-географическое науковедение, региональную географию, географию городов (геоурбанистику), географию управления, этническую географию, географию бизнеса, поведенческую географию, географию образа жизни, военную географию.
Однако в рамках общественной географии в настоящее время доминирующими являются региональные исследования, связанные с изучением территориальных структур хозяйства. При этом следует отметить, что в академической среде существуют различные представления о том, что такое территориальная структура народного хозяйства. Так, одни исследователи считают, что это – пространственное строение хозяйства, разделение его на хозяйственно своеобразные части, обладающие определенными размерами, формой, взаиморасположением и способом сочленения. При этом они полагают, что интегральную часть территориальной организации народного хозяйства составляет опорный каркас, представляющий собой сочетание основных хозяйственных, социальных и культурных центров жизни страны, а также объединяющих их социально-экономических оснований.
Другие ученые акцентируют внимание на том, что территориальная структура народного хозяйства характеризуется, прежде всего, размещением производительных сил страны, сфокусированных в узлах и районах, соотношением центра и периферии, начертанием основных трасс экономического взаимодействия. При этом они выделяют три типа территориальных структур: 1) территориальная структура хозяйства, которая включает в себя структуры материального и нематериального производства, а также инфраструктуры; 2) территориальная структура населения (расселение – соотношение заселенности территорий, форм и типов поселений, взаимоотношения центра и периферии, миграции); 3) территориальная структура природопользования, формирующаяся под влиянием различий в природных условиях и ресурсах, с одной стороны, и двух предыдущих территориальных структур – с другой.
В качестве важнейших параметров территориальной структуры народного хозяйства обычно рассматриваются территориальная концентрация, территориальная дифференциация, территориальная интеграция и территориальная композиция. Территориальная концентрация, представляющая собой преимущественное сосредоточение, вследствие закономерной неравномерности и неоднородности развития, элементов структуры в некоторых «очагах», делится на централизацию, которая характеризуется максимальной плотностью явлений и функций, центростремительными потоками людей, энергии и информации, и агломерацию, или централизацию на более высоком таксономическом уровне. Территориальная дифференциация представляет собой все многообразие явлений и процессов, присущих данной территории. Территориальная интеграция – это связность явлений и процессов, определяющая коммуникативную способность территории. Территориальная композиция складывается в результате взаимодействия трех предыдущих параметров.
Другие ученые в качестве основных параметров территориальной структуры хозяйства выделяют: 1) стоимость основных фондов в расчете на единицу площади и на одного жителя, что дает представление об интенсивности хозяйства на территории; 2) степень хозяйственной освоенности территории, которая измеряется по доле хозяйственно освоенной территории во всей территории страны, региона; 3) территориальная концентрация производства и расселения, включающая объемы производства и численность населения в расчете на единицы площади; 4) локализация всего производства или отдельных видов производства в стране, которая определяется по доле производства или населения во всем производстве или населении страны, региона. При этом они считают, что синтезирующим типологическим критерием территориальной структуры хозяйства является соотношение территорий с разной степенью хозяйственной освоенности, и в связи с этим выделяют: 1) очаговую и рассеянную территориальную структуру хозяйства, свойственную регионам начального хозяйственного освоения; 2) равномерно-узловую и агломерационно-узловую структуры хозяйства, характерные для регионов с умеренно интенсивным хозяйственным освоением; 3) гипертрофированные агломерационную и агломерационно-мегалополисную структуры, присущие регионам с высоким интенсивным хозяйственным освоением.
Большое методологическое значение в рамках региональных исследований имеет концепция глобального геопространственного позиционирования территориальных социально-экономических систем, предложенная одним из российских исследователей, который считает, что процесс развития транспортных и информационно-коммуникационных технологий в условиях глобализации сопровождается «сжатием» географического пространства[12]. В результате формируется сеть «мировых» городов, играющих роль «ядер» обретающей свои контуры глобальной территориальной социально-экономической системы. В этой связи региональные социально-экономические системы представляют собой часть глобальной территориальной социально-экономической системы, обретая все большую открытость, а пространство как социальная практика в условиях глобализации все больше отрывается от территории. Однако по мере включения территориальной социально-экономической системы в процессы глобализации данная система все больше испытывает на себе «позиционное давление», под влиянием которого легко подвижный объект перемещается, а менее подвижный вынужден адаптироваться к изменяющейся среде (или исчезает). Таким образом, рамках этой концепции позиционирование представляет собой адаптивный процесс приспособления к внешней и внутренней среде функционирования территориальной социально-экономической системы и одновременно процесс изменения данной среды.
В последнее время в качестве особой научной дисциплины была выделена гуманитарная география, в рамках которой региональные исследования связаны с изучением различные способов представления и интерпретации земных пространств в человеческой деятельности, включая ментальную. В гуманитарной географии базовыми являются такие понятия, как географический образ, культурный ландшафт, региональная идентичность, региональная мифология.