Логика регионального исследования.
Региональное исследование как научная деятельность подчиняется определенной логике, то есть носит последовательный и взаимосвязанный характер. Научная деятельность как активность всегда носит мотивированный характер. Мотивом научной деятельности в региональном исследовании выступает когнитивный интерес к определенному фрагменту региональной реальности, или объекту исследования. Когнитивный интерес как осознанная потребность в познании, с одной стороны, выступает промежуточным звеном между региональным исследованием как деятельностью и ее научным и социальным контекстами. Поэтому когнитивный интерес к объекту регионального исследования возникает в процессе образовательной и социальной деятельности, а также под воздействием научной литературы и социальных обстоятельств. В связи с этим когнитивный интерес формируется: 1) ученым самостоятельно; 2) под влиянием научного сообщества, к которому принадлежит ученый; 3) под влиянием научного руководителя; 4) под влиянием интересов «заказчика». С другой стороны, когнитивный интерес, формирует познавательную установку, направляющую региональное исследование в определенное русло. В этом плане когнитивный интерес позволяет в первом приближении сформулировать тему регионального исследования. Название темы регионального исследования будет приобретать окончательные очертания по мере того, как станет ясно, что и как будет изучаться, то есть каковы предмет и методология его регионального исследования. Поэтому предварительным условием научно-исследовательской деятельности является, во-первых, формирование замысла-гипотезы регионального исследования в виде когнитивной модели его объекта, во-вторых, разработка концепции регионального исследования.
Понятие «концепция» регионального исследования используется в двух смыслах: во-первых, как его замысел, во-вторых, как результат научно-исследовательской деятельности. На предварительной стадии разрабатывается концепция как замысел регионального исследования. Концепция регионального исследования как замысел – это проект логически взаимосвязанных научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания.
Концепция регионального исследования включает:1) обоснование выбора темы регионального исследования; 2) выяснение степени научной разработанности темы; 3) формулировку научной проблемы; 4) определение цели регионального исследования; 5) постановку задач регионального исследования; 6) выделение объекта и предмета регионального исследования, 7) выбор методологических оснований регионального исследования; 8) определение корпуса источников эмпирической информации; 9) выдвижение научной гипотезы; 10) составление плана регионального исследования.
Выбор темы регионального исследования обусловлен, прежде всего, ее актуальностью. Актуальность темы регионального исследования – это ее значимость для: 1) понимания существующих региональных процессов, институтов, практик; 2) развития регионологии в методологическом и теоретическом планах; 3) решения практических задач регионального развития.
Поскольку целью регионального исследования является получение нового научного знания, постольку необходимо в начале уточнить, что уже известно в науке об объекте когнитивного интереса, то есть выяснить степень научной разработанности темы регионального исследования. Степень научной разработанности темы – это показатель ее изученности в современных научно-исследовательских практиках. Для того чтобы выяснить степень научной разработанности темы, вначале надо заняться поиском уже существующих научных знаний по теме регионального исследования.
Научные знания по теме регионального исследования можно найти в результате библиографического поиска. Наиболее доступным источником библиографической информации по теме регионального исследования являются библиотеки, где создаются специальные каталоги. Однако в этих каталогах указывается только та научная литература, которая есть в библиотеке. Чтобы найти всю изданную по теме регионального исследования научную литературу, надо воспользоваться библиографическими указателями, которые являются основным источником текущей библиографической информации. Источниками библиографической информации служат также научные журналы, в последних номерах которых содержатся «Указатели статей, опубликованных в журналах за … год», монографии и научные статьи, содержащие ссылки на названия научных работ.
Крупнейшим центром научной информации в области социальных и гуманитарных наук является Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), который издает библиографические указатели, позволяющие ориентироваться в новой литературе по социальным и гуманитарным наукам; издает реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам; выпускает оптические компакт-диски (CD-ROM) c библиографическими базами данных по социальным и гуманитарным наукам. В информационную эпоху важное значение приобретают электронные библиотеки, в частности, такие, как: eLIBRARY.RU, ЭБС IPRbooks, ЭБСКО, ProQuest Dissertations&Theses, OECD iLibrary, электронно-библиотечная система «ЛАНЬ», Web of Science, Scopus, Sage Publication, Astrophysics Data System, PubMed, MathSciNet, zbMATH, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef.
Занимаясь поиском научной литературы, особое внимание надо уделить научным диссертациям и авторефератам диссертаций, доступ к которым осуществляется как через ресурсы свободного доступа, так и подписные ресурсы. Уникальным хранилищем диссертаций и авторефератов является Российская государственная библиотека (РГБ). Каталог Электронной библиотеки диссертаций РГБ находится в свободном доступе для любого пользователя сети Интернет.
На основе библиографической информации следует составить библиографические карточки с полным библиографическим описанием научных изданий по теме регионального исследования. После составления этих карточек необходимо провести их систематизацию. С этой целью библиографические карточки раскладываются по трем папкам: первая папка — библиографические карточки, содержащие сведения о научных работах, в которых подводятся итоги изучения темы регионального исследования; вторая папка — библиографические карточки, содержащие сведения о диссертациях и авторефератах диссертаций, в которых рассматриваются различные аспекты темы регионального исследования; третья папка – библиографические карточки, содержащие сведения о прочих научных работах по теме регионального исследования.
После завершения библиографического поиска можно переходить к выяснению степени научной разработанности темы путем критического анализа системы существующего научного знания по теме регионального исследования. Критический анализ системы научного знания по теме регионального исследования делается для того, чтобы можно было, во-первых, установить факт приращения научного знания в результате проведенного регионального исследования после его окончания, во-вторых, поставить научную проблему, без чего не возможно региональное исследование вообще.
Приступая к критическому анализу, в первую очередь необходимо изучить научную литературу, сведения о которой находятся на библиографических карточках в первой папке. Если такой литературы нет, то следует обратиться к авторефератам диссертаций, введения которых содержат такой раздел, как «степень научной разработанности темы исследования», в котором дается обзор предшествующей научной литературы. Знакомство с обзорами предшествующей научной литературы по теме регионального исследования, содержащимися в авторефератах диссертаций, позволяет выяснить тот круг вопросов, которые находятся в центре внимания современных исследователей. Затем следует переходить к просмотру другой научной литературы, сведения о которой содержат библиографические карточки из третьей папки. После просмотра всей научной литературы по теме регионального исследования составляется общий перечень вопросов, связанных с изучением предметной области исследования, с указанием в скобках фамилий авторов научных работ, в которых эта проблема уже изучалась.
После завершения библиографического поиска можно переходить к критическому анализу системы научного знания по теме регионального исследования. Критический анализ системы научного знания об объекте регионального исследования предусматривает следующие когнитивные процедуры: 1) определение предметного поля научных исследований по теме когнитивного интереса; 2) анализ научных знаний по теме регионального исследования; 3) проверку аутентичности (полноты и достоверности) представлений ученых об объекте регионального исследования.
Чтобы определить предметное поле научных исследований по теме регионального исследования, надо выяснить, какие вопросы, связанные с изучением его объекта, уже рассматривались в научной литературе. Анализ научных знаний по теме регионального исследования сопровождается установлением тех вопросов, связанных с изучением объекта регионального исследования, которые в научной литературе рассматриваются, во-первых, однозначно, во-вторых, неоднозначно, и описанием представлений ученых по каждому из этих вопросов. Проверка аутентичности научных знаний по теме диссертации предполагает установление достоверности и полноты презентации объекта регионального исследования в уже существующей системе научного знания. Установление достоверности презентации объекта регионального исследования в системе научного знания происходит двумя путями. Первый путь – это выявление противоречий в существующей системе научного знания по теме регионального исследования. Второй путь – это соотнесение системы научного знания об объекте регионального исследования с научными представлениями самого исследователя, в ходе которого уже существующие научные знания об объекте регионального исследования делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям соискателя; 2) знания, вызывающие у соискателя сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающие в знаниевый континуум субъекта регионального исследования. Установление полноты презентации объекта регионального исследования в системе научного знания, направленное на выявление в ней когнитивных лакун, происходит путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта регионального исследования, возникающей в научном сознании соискателя в ходе интериоризации этих знаний в рамках замысла-гипотезы.
Установление противоречий внутри существующей системы научных знаний по теме регионального исследования, а также противоречий между этой системой и представлениями самого исследователя; появление когнитивных сомнений по поводу существующей системы научных знаний, выявление в ней когнитивных лакун – все это создает необходимые интеллектуальные условия для выяснения степени научной разработки темы регионального исследования. В связи с этим можно выделить следующие правила написания «степени научной разработанности темы исследования»: 1) критический анализ научной литературы должен проводиться строго по теме регионального исследования; 2) критический анализ научной литературы не должен сводиться к библиографическому «поминальнику». При описании «степени научной разработанности темы исследования» следует придерживаться такого плана: 1) определение предметного поля научных исследований (выделение вопросов, рассматриваемых в научной литературе); 2) анализ результатов научных исследований (с выделением однозначных и неоднозначных ответов на эти вопросы, существующих в научной литературе); 3) аутентичность представлений ученых об объекте регионального исследования (с выделением «когнитивных лакун»).
Выявление степени научной разработанности темы регионального исследования порождает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле, в рамках которого исследователь формулирует научную проблему в качестве вопроса, отвечая на который, он предполагает получить принципиально новое научное знание и тем самым расширить или изменить научные представления об изучаемой геопространственной реальности. Поэтому региональное исследование собственно начинается с постановки научной проблемы, поскольку научная проблема придает исследованию целенаправленный характер.
При постановке научной проблемы следует понимать, что она находится не в изучаемой геопространственной реальности, а возникает в теоретическом сознании ученого. При этом можно выделить три способа постановки научных проблем. Первый способ – соотнесение системы научного знания по теме когнитивного интереса с научными представлениями самого субъекта регионального исследования и обнаружение научных лакун. Постановка такого вопроса, который еще не ставился в научном сообществе, предполагает получение нового научного знания. Второй способ – соотнесение системы научного знания по теме когнитивного интереса с научными представлениями самого субъекта регионального исследования и актуализация такого вопроса, на который в научной литературе существует однозначный ответ, противоречащий представлениям ученого-исследователя. Актуализация такого вопроса также предполагает получение иного научного знания. Третий способ – соотнесение системы научного знания по теме когнитивного интереса с научными представлениями самого субъекта регионального исследования и актуализация такого вопроса, на который в научной литературе существуют неоднозначные ответы. Актуализация такого вопроса, предполагает «втягивание» ученого-исследователя в научную дискуссию по этому вопросу и получение или еще одного неоднозначного на него ответа или верификацию уже одного из существующих ответов.
Постановка научной проблемы позволяет определить цель регионального исследования, которая предполагает осознанное получение нового научного знания. Эти знания должны быть оформлены в виде научной концепции как системе логически непротиворечивых обобщенных теоретических знаний. Поэтому целью регионального исследования является разработка его концепции как результата научно-исследовательской деятельности.
Цель регионального исследования конкретизирует его предметную область, то есть очерчивает познавательные границы, в рамках которых предполагается получение нового научного знания. Однако цель и предметная область регионального исследования еще не определяют, каким по содержанию будет новое научное знание. Для этого в предметной области регионального исследования следует выделить те когнитивные зоны, в рамках которых будет осуществляться научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания. Чтобы выделить когнитивные зоны в предметной области регионального исследования, надо предварительно поставить его познавательные задачи. После этого региональное исследование превращается в процесс решения определенного класса познавательных задач. Задачи регионального исследования представляют собой перечень вопросов, или проблем частного характера, на решение которых направлены научно-исследовательские действия ученого в рамках его методологических ориентаций.
Постановка задач регионального исследования осуществляется на основе предварительного системного анализа предметной области регионального исследования. Вначале осуществляется системно-семантический анализ, включающий следующие процедуры: 1) дается операциональное определение базового понятия регионального исследования путем выделения его предметного значения (денотата); 2) предлагается инструментальное определение базового понятия путем выражения его предметного значения через признаки, структуры и функции. Затем в рамках названных структурных единиц даются операциональные и инструментальные определения дополнительных понятий регионального исследования.
При определении понятий регионального исследования следует исходить из того, что в науке существуют различные трактовки содержания тех или иных понятий, поскольку они даются в рамках различных методологических подходов. Многозначность (полисемантичность) научных понятий – это свидетельство нормального развития науки. Многозначность научных понятий в конкретном региональном исследовании – явление ненормальное, свидетельствующее об отсутствии у исследователя ясного и целостного представления о том, что он конкретно собирается изучать. Поэтому нет правильных или не правильных понятий, есть работающие (инструментальные) и не работающие.
Инструментальные определения базового и дополнительных понятий дают возможность: 1) установить однозначность содержания понятий и логическую связь между ними в категориальном аппарате конкретного регионального исследования; 2) уточнить специфику применения понятий к конкретной предметной области регионального исследования; 3) осуществить редукцию значения понятий к эмпирическим признакам предметной области регионального исследования, то есть определить индикаторы сбора и систематизации эмпирического материала.
Таким образом, системно-семантический анализ предметной области регионального исследования позволяет построить его понятийную модель, то есть выразить предметную область исследования через содержание базового и дополнительных понятий. Понятийная модель предметной области регионального исследования позволяет определить возможные классы его основных научно-исследовательских задач, связанных с изучением признаков, структур и функций тех геопространственных явлений, которые содержательно определяются значением базового понятия. После определения возможных классов основных научно-исследовательских задач необходимо продолжить системный анализ предметной области регионального исследования, что позволяет определить классы его дополнительных научно-исследовательских задач. В качестве таковых могут выступать, во-первых, классы научно-исследовательских задач, связанные с анализом факторов (внутренних, внешних), условий (объективных, субъективных), причин (экономических, политических, культурных), а также соответствующих последствий тех социальных явлений, которые являются предметом изучения в рамках основных научно-исследовательских задач. Кроме того, целесообразно поставить такие классы дополнительных научно-исследовательских задач, которые связаны с изучением теоретико-методологических оснований регионального исследования.
Таким образом, системный анализ предметной области регионального исследования позволяет определить возможные классы, во-первых, основных научно-исследовательских задач, связанных с изучением «признаков», «структур» и «функций» тех геопространственных явлений, входящих в эту проблемную область, во-вторых, дополнительных задач, связанных с выявлением социальных факторов (или причин), социальных последствий, теоретико-методологических оснований регионального исследования.
В конкретном региональном исследовании ученый может ограничиться постановкой тех или иных классов основных и дополнительных научно-исследовательских задач. Постановка определенных классов основных и дополнительных задач позволяет, во-первых, выделить те конкретные когнитивные зоны в конкретной предметной области регионального исследования, в рамках которых будет осуществляться научно-исследовательская деятельность, направленная на решение ее задач (частных научных проблем); во-вторых, построить когнитивную модель предмета регионального исследования, то есть составить перечень тех вопросов, отвечая на которые ученый собирается получить новое научное знание в рамках достижения цели регионального исследования.
Постановка определенных классов основных и дополнительных научно-исследовательских задач и составление списка таких вопросов дает возможность разработать логически завершенный план регионального исследования, в котором, во-первых, определенные классы основных и дополнительных познавательных задач будут соответствовать названию глав; во-вторых, вопросы, поставленные в рамках этих классов, будут соответствовать названию параграфов.
В концепции регионального исследования важно установить соотношение между его объектом и предметом. Объект регионального исследования – это целостный фрагмент геопространственной реальности, на который направлена познавательная активность ученого. Предмет регионального исследования – это фрагмент объекта или ракурс его изучения, содержание которых определяется научно-исследовательскими задачами, направленными на производство новых научных знаний. На этой стадии разработки концепции наименование темы регионального исследования следует конкретизировать, приведя ее в соответствие с предметом.
Разработка концепции регионального исследования предполагает выбор его методологических оснований, который должен обеспечить эффективность научно-исследовательской деятельности и качественное решение поставленных научно-исследовательских задач.
Методологически основания регионального исследования ученый выбирает в зависимости от своих эпистемологических предпочтений и специфики поставленных научно-исследовательских задач. Для каждого класса научно-исследовательских задач существует свой, наиболее эффективный, способ их решения, который получил название научно-исследовательской парадигмы. При этом следует помнить, что парадигмы, которые собирается использовать ученый, решая определенные классы научно-исследовательских задач, должны соответствовать выбранной методологии регионального исследования.
Выбор методологических оснований предполагает их трансформацию в многомерный методологический конструкт регионального исследования, необходимость разработки которого обусловлена тем, что, с одной стороны, геопространственная реальность бросает региональным исследованиям вызовы сложности и неопределенности, ответы на которые требуют холистского подхода в изучении тех или иных фрагментов этой реальности. С другой стороны, растущая дисциплинарная специализация и усиливающаяся мультипарадигмальность научно-исследовательских практик приводят к фрагментаризации научного знания. В силу этого в научно-исследовательских практиках неуклонно ускользают целостность и многомерность геопространственной реальности.
Переход на холистский стиль научного мышления и предполагает разработку многомерного методологического конструкта регионального исследования, представляющий собой когнитивную модель рационально-проектного содержания, задающую предметное поле исследования, его стратегию, способы и методы решения научно-исследовательских задач. Методологический конструкт в региональном исследовании выполняет, прежде всего, проектную и организационную функции. Проектная функция связана с предвосхищением предстоящих научно-исследовательских действий в контексте научного замысла. Организационная функция придает научно-исследовательской деятельности целесообразный характер.
Методологический конструкт регионального исследования является продуктом методологического сознания ученого, в котором происходит проектирование способов и исследовательских действий, направленных на производство научных знаний о тех или иных фрагментах геопространственной реальности. Этим обусловлен рационально-проектный характер методологического конструкта регионального исследования как когнитивной модели аутентичной познавательной деятельности.
Методологический конструкт регионального исследования включает различного рода теоретические знания, являющиеся рационально-проектной основой познавательной деятельности ученого. Это – предпосылочные теоретические знания, имеющие функцию когнитивных фильтров, опосредствующих взаимодействие субъекта и предмета регионального исследования. В структуре этих фильтров можно выделить теоретические знания о предмете регионального исследования и теоретические знания о способах научно-исследовательской деятельности. Предпосылочные теоретические знания о предмете регионального исследования базируются на определенной системе инструментальных понятий. Предпосылочные теоретические знания о способах научно-исследовательской деятельности включают в себя представления о ее парадигмальных основаниях и методах. В связи с этим в структуре методологических оснований регионального исследования можно выделить следующие уровни: 1) модель регионального исследования как система теоретического знания, определяющая его предметное поле и когнитивную стратегию; 2) предпосылочные теоретические знания, формирующие понятийный аппарат регионального исследования (систему инструментальных научных понятий), позволяющий поставить определенные классы научно-исследовательских задач; 3) предпосылочные теоретические знания, предполагаемые для использования в качестве объяснительных конструктов или понимающих концептов при решении определенных классов научно-исследовательских задач; 4) парадигмы регионального исследования как способы постановки и решения определенных классов научно-исследовательских задач; 5) методы регионального исследования как алгоритмы решения отдельных научно-исследовательских задач.
Необходимым условием регионального исследования является наличие репрезентативных источников эмпирической информации. Поэтому в концепции этого исследования надо указать возможный корпус таких источников. Источники эмпирической информации надо отличать от научной литературы, в которой содержится эмпирическая информация. Источники эмпирической информации – это материальные носители информации, которая выступает в виде различных сведений о проявлениях геопространственной реальности. Эмпирическая информация дает возможность исследователю конструировать научные факты, воспроизводящие те или иные внешние проявления изучаемой геопространственной реальности в виде эмпирического знания. Систематизация научных фактов позволяет исследователю создавать эмпирические описания тех или иных фрагментов геопространственной реальности, которые являются предметом регионального исследования.
По характеру кодирования информации можно выделить следующие типы источников эмпирической информации: 1) письменные источники эмпирической информации, включающие нормативно-правовые акты, статистические материалы, делопроизводственную документацию, программные и нормативные документы, материалы средств массовой информации, результаты специальных эмпирических исследований; 2) визуальные источники эмпирической информации, включающие кино-, фотодокументы, результаты включенных наблюдений; 3) аудиальные источники эмпирической информации, включающие разного рода материалы звукозаписей.
Исследователи очень часто излишне доверяют некоторым источникам эмпирической информации и не используют информационные возможности других источников. Поэтому прежде чем использовать источники эмпирической информации в региональном исследовании, надо знать требования, предъявляемые к ним. Во-первых, источники эмпирической информации должны носить репрезентативный характер, то есть охватывать всю предметную область регионального исследования, а содержащаяся в них эмпирическая информация должна быть аутентичной (полной и достоверной). Во-вторых, прежде чем использовать источники эмпирической информации в региональном исследовании, необходимо осуществить их внешнюю и внутреннюю критику. Внешняя критика направлена на выяснение условий появления (создания) источника эмпирической информации, которые влияют на степень ее аутентичности. Внутренняя критика направлена на понимание эмпирической информации с учетом различных, в том числе культурных, контекстов ее создания путем феноменологической или герменевтической интерпретации.
Важным когнитивным фактором, организующим научный поиск, является научная гипотеза, выдвинутая в рамках концепции регионального исследования. Выдвижение замысла-гипотезы регионального исследования в виде когнитивной модели его объекта происходит еще на стадии выбора темы диссертации. Это позволяет удерживать разработку концепцию регионального исследования в определенных когнитивных рамках. Научная гипотеза – это система непротиворечивых умозаключений проблемно-теоретического характера о предмете регионального исследования, носящих вероятностный характер и требующих доказательств в ходе его научно-исследовательской деятельности. Научная гипотеза, опирающаяся на имеющиеся у исследователя теоретические знания, формулируется в виде предположений о качественных характеристиках изучаемых геопространственных явлений, их свойствах, связях, отношениях, факторах, условиях, тенденциях, закономерностях развития. Поскольку научная гипотеза нуждается в подтверждении, то она выступает организующим фактором когнитивной деятельности исследователя и его рефлексивного мышления.
Предварительная разработка концепции регионального исследования как проекта научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания, позволяет ученому преодолеть «блуждания» в дебрях познавательной деятельности и избежать превращения регионального исследования в сочинение на заданную тему.
Научно-исследовательские действия ученого, непосредственно направленные на производство нового научного знания также подчиняются определенной логике, те есть носят последовательный и взаимосвязанный характер. Эти действия включают: 1) работы с источниками эмпирической информацией; 2) производство эмпирического знания; 3) производство теоретического знания; 4) разработка научной концепции; 5) презентация результатов регионального исследования[8].
Собственно научно-исследовательские действия ученого, направленные на производство нового научного знания, начинаются с работы с источниками эмпирической информации. Чтобы получить репрезентативную информацию об изучаемых фрагментах геопространственной реальности, необходимо осуществить внешнюю и внутреннюю критику источников этой информации. Внешняя критика источников эмпирической информации выяснением выяснение условий их создания, которые влияют, прежде всего, на степень аутентичности этой информации. Внутренняя критика направлена на понимание эмпирической информации с учетом различных контекстов ее создания. Внешняя и внутренняя критика источников позволяют получать из них эмпирическую информацию о различных явлениях геопространственной реальности как предмете регионального исследования. Эта информация становится основой производства научного эмпирического знания об изучаемых геопространственных явлениях. Первоначально это знание выступает в форме научных фактов, на основе которых осуществляется научное описание тех или иных фрагментов геопространственной реальности.
В современной науке существуют разные представления о природе факта вообще. В рамках одного из них внимание акцентируется на тройственной его природе, и поэтому различаются: 1) факты социальной действительности; 2) факты источника эмпирической информации; 3) научные факты. Факты социальной действительности объективны по отношению и к источникам эмпирической информации, и к субъектам регионального исследования. Факты источника эмпирической информации представляют собой воспроизводство в закодированном виде фактов социальной действительности. Научные факты – это отражение в сознании исследователя фактов социальной действительности на основе фактов источника эмпирической информации.
В рамках другого подхода признается только существование научных фактов, которые рассматриваются как достоверное знание, облеченное в единичную форму. При этом одни ученые рассматривают научный факт как модель единичных эмпирических данных и структурный элемент эмпирических описания, другие – как единство эмпирического и теоретического, поскольку, конструируя научный факт, исследователь использует те или иные понятия, которые являются элементами теоретического мышления. В рамках этого подхода особое внимание уделяется различению смысловых коннотаций понятий научный факт и социальное событие. Социальное событие существует в действительности, научный факт – это относительно достоверное о нем знание, которое является о продукт научного сознания.
В частности, геопространственная действительность не представляет собой собрания геопространственных фактов. Геопространственная действительность включает геопространственные явления, события и процессы, сведения о которых содержат источники эмпирической информации. На основе этих сведений исследователь конструирует научные факты, содержащие информацию о единичных геопространственных явлениях, которые являются основой эмпирических описаний как научного знания о взаимосвязанных геопространственных событиях. Такого рода описания играют большую роль в региональном исследовании, являясь эмпирической основой реконструкции геопространственной реальности на уровне научного знания о единичных геопространственных явлениях. Поэтому эмпирическое описание, представляя собой начальную стадию регионального исследования, является необходимым элемент в картине геопространственной реальности, которая создается исследователем в виде системы связного изложения научных фактов в зависимости от его методологических предпочтений.
В этом плане описание в региональном исследовании является завершением его эмпирической стадии, на которой происходит извлечение эмпирической информации из различных источников и ее преобразование в эмпирическое научное знание. Элементарной единицей такого знания выступает научный факт, являющийся основой эмпирического описания геопространственной реальности. Эмпирическое описание как научно-исследовательская процедура предполагает тематическую систематизацию научных фактов в их логической взаимосвязи. Описание как система научных фактов, или эмпирических знаний о различных явлениях геопространственной реальности и взаимосвязи между ними, представляет собой эмпирическую модель изучаемой геопространственной реальности дескриптивного характера, созданную с помощью определенного научного языка.
Результатом научно-исследовательских действий на эмпирической стадии является реконструкция геопространственной реальности в виде различных ее описательных моделей эмпирического характера. Однако региональное исследование не должно завершаться на этой стадии, хотя часто так и происходит. В научной литературе такое явление получило название «ползучего эмпиризма», преодолеть который позволяет понимание того, что целью познавательной стратегией регионального исследования является реконструкция геопространственной реальности в виде различных ее когнитивных моделей.
Реконструкция геопространственной реальности представляет собой интерпретацию субъектом научно-исследовательской деятельности этой реальности. Интерпретация, как когнитивная процедура, включает не только эмпирическое описание геопространственной реальности, но и ее презентацию в системе теоретического знания. В рамках классической рациональности региональное исследование рассматривается как отношение между ученым (субъектом научно-исследовательской деятельности) и объектом (надындивидуальной геопространственной действительностью). Целью когнитивной стратегии такого исследования, основой которого выступает принцип нейтральности его субъекта, является реконструкция этой действительности в виде системы эмпирического и теоретического знания, адекватного действительности и свободного от оценочных суждений. При этом реконструкция геопространственной действительности как когнитивная процедура ее интерпретации включает описание, объяснение и презе