Структура регионального исследования.
Как всякая познавательная деятельность, региональное исследование обладает определенной структурой и логикой. В современной теории познания в понимании структуры научного исследования существует три подхода – стадиальный, процессуальный и деятельностный. В рамках первого подхода одни ученые выделяют такие стадии научного исследования, как: 1) поисковая, или эвристическая; 2) опытная, или эмпирическая; 3) концептуальная, или теоретическая.Другие – акцентируют внимание, наряду с эвристической, эмпирической и теоретической стадиями, на социокультурных и научных предпосылках исследования. В рамках процессуального подхода научное исследование в самом общем виде описывается схемой: проблема – гипотеза – концепция. При этом одни ученые в структуре научного исследования выделяют: 1) исследовательскую задачу, фиксирующую проблемную ситуацию, цель, условия и методы ее достижения; 2) набор гипотез; 3) совокупность исходных предварительных знаний, в том числе теоретических; 4) методы и средства изучения эмпирического материала и проверки гипотез, включая методы логические и математические; 5) конечный результат исследования – новое знание; другие – акцентируют внимание на таких процедурах, как: 1) выбор объекта и постановка исследовательской задачи; 2) выявление источнико-информационной основы ее решения и разработка методов исследования; 3) реконструкция исследуемой социальной реальности и эмпирическое ее познание; 4) объяснение и теоретическое познание; 5) определение истинности и ценности полученного знания и его оценка. В рамках деятельностного подхода ученые в структуру научного исследования включают: 1) объективную социальная реальность (объект), 2) ученый-исследователь (субъект), 3) условия социально-гуманитарного познания (среда), 4) эмпирический и теоретический уровни научного исследования (деятельность)[5].
В рамках деятельностного подхода региональное исследование представляет собой активность его субъекта (исследователя), направленную на объект (определенный сегмент геопространственной реальности).
Геопространственная реальность, с одной стороны, существует объективно, то есть независимо от познающего субъекта. С другой стороны, в научно-исследовательских практиках можно изучать только ту геопространственную реальность, которая проявляет себя в источниках информации. Такую геопространственную реальность, соединяющую множество различных источников информации, можно называть информационной. Научные знания, полученные в ходе регионального исследования на основе различных источников информации, или картины-репрезентации геопространственной реальности, представляют собой ее когнитивные реконструкции, или когнитивные модели. Множество таких картин-репрезентаций в виде системы научных знаний получили название репрезентативной геопространственной реальности.
Картины-репрезентации, включающие представления или образы геопространственной реальности, включенные в общественное сознание, формирует «геопространственный мир людей», который становится для них той реальностью, где они живут, думают, чувствуют и действуют. А если люди определяет ситуацию как реальную, то она, как отмечал У. Томас, становится реальной по своим последствиям[6], которые непосредственно проявляются в его социальных действиях.
В рамках деятельностного подхода в структуре регионального исследования, наряду с субъектом и объектом, можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как цель, средства, действия и результат. Важным структурным компонентом регионального исследования является научная и социальная среда.
Цель регионального исследования состоит в производстве нового научного знания об определенном фрагменте геопространственной реальности. Такого рода фрагмент представляет собой предметную область регионального исследования, обычно называемую его объектом. Установление в предметной области исследования определенных когнитивных зон путем постановки конкретных научно-исследовательских задач, позволяет трансформировать объект регионального исследования в его предмет.
Цель регионального исследования соотносится с его средствами, необходимыми для производства нового научного знания. В качестве средств регионального исследования выступают, с одной стороны, «предпосылочные теоретические знания» предметного и методологического содержания, творчески переработанные и интериоризированные субъектом научно-исследовательской деятельности, с другой – источники эмпирической информации.
В структуру «предпосылочных знаний» входят различного рода теоретические представления ученого о том фрагменте геопространственной реальности, которая выступает предметом его регионального исследования. Эти теоретические представления иногда называют паттернами. Паттерны – это «призмы», сквозь которые ученый смотрит на предмет регионального исследования, позволяющие, с одной стороны, репрезентовать геопространственную реальность в виде системы научного знания, а с другой – презентовать в ней представления самого исследователя об этой реальности. Паттерны – это результат деятельности научных сообществ, именуемых научными школами, для которых характерны: 1) познавательный интерес к определенной тематике региональных исследований; 2) единство теоретических представлений по данной тематике; 3) общие принципы постановки и решения исследовательских задач.
В структуру «предпосылочных теоретических знаний» входят также представления о том, как можно изучать предмет регионального исследования, то есть знания методологического характера. Рефлексируя по поводу разных возможностей изучения предмета регионального исследования и выбирая одну из них, ученый трансформирует вопрос о том, как можно его изучать, в установку – как надо изучать этот предмет. Тем самым определенные теоретические знания гносеологического характера приобретают функцию методологической установки. Понятие методологической установки стало широко использоваться в отечественной научной литературе, посвященной проблемам методологии научного познания, после знакомства исследователей с идеями Т. Куна о научных революциях[7]. В современной эпистемологии понятие методологической установки употребляется в самых разных значениях. Опираясь на отечественную традицию в трактовке установки как способа закрепления и консервации научной деятельности, методологическую установку в региональном исследовании можно определить как готовность к определенному способу познавательного действия. Такая конструирующая готовность формируется, с одной стороны, в процессе научной социализации и сциентификации (овладения концептуальным аппаратом регионологии) исследователя, с другой – на основе собственного опыта научно-исследовательской деятельности. В связи с этим методологические установки в региональных исследованиях носят ситуативный характер, обусловленный спецификой научного окружения. Поэтому при резких изменениях последнего возможна коренная перестройка, а иногда и ломка сложившихся методологических установок. На формирование и смену методологических установок в региональных исследованиях большое влияние оказывает процесс научной коммуникации.
Методологические установки в региональном исследовании носят модальный, оценочный характер и фиксируются в знаковой форме. Посредством установок осуществляется оценка, проявляется значимость для ученого того или иного способа когнитивного действия, который затем типизируется, стандартизируется, закрепляется, обеспечивая предварительно сформулированную когнитивную реакцию на определенную познавательную ситуацию. Методологические установки в региональном исследовании представляют собой устойчивые алгоритмы познавательных действий по получению нового научного знания. В структуре методологических установок можно выделить когнитивные (знаниевые), аксиологические (ценностные) и конативные (деятельностные) элементы.
Другим средством регионального исследования, направленного на получение нового научного знания, являются источники эмпирической информации. Ученый изучает фрагменты геопространственной реальности посредством изучения информации о ней, закодированной в различных текстах-источниках, которые представляют собой определенные формы презентации этой реальности.
Источники эмпирической информации являются артефактами, содержащими непреднамеренную или преднамеренную, скрытую или явную информацию о тех или иных фрагмента геопространственной реальности. Эмпирическая информация представляет собой сведения о внешних проявлениях этой реальности, источники эмпирической информации – это ее материальные носители. По характеру кодирования эмпирической информации можно выделить письменные, визуальные и аудиальные источники информации. При этом по источнику происхождения следует различать такие письменные источники эмпирической информации, как естественные, созданные в различных сферах жизнедеятельности, не имеющих отношения к науке, и искусственные, созданные специально для использования в региональном исследовании. К естественным источникам относятся нормативно-правовые акты, статистика, делопроизводственная документация, программные документы, средства массовой информации, к искусственным источникам относят, прежде всего, эмпирические результаты социологических исследований. Визуальные источники эмпирической информации представлены кино-, фотодокументами, а также результатами включенных наблюдений; аудиальные источники эмпирической информации включают разного рода материалы звукозаписей.
Исследователи часто излишне доверяют некоторым источникам эмпирической информации и не используют информационные возможности других источников. При использовании источников эмпирической информации надо исходить, прежде всего, из того, что содержащаяся в них информация должна носить репрезентативный характер, то есть быть полной, охватывающей весь предмет регионального исследования, и достоверной, соответствующей геопространственной реальности. Поэтому необходимым условием регионального исследования является наличие репрезентативной его источниковой базы. Репрезентативность этой базы определяется представительностью и аутентичностью содержащейся в ней эмпирической информации. Представительность информации определяется степенью ее полноты, а аутентичность – степенью соответствия изучаемым «фрагментам» геопространственной реальности.
Степень репрезентативности эмпирической информации определяется с помощью различных методов внешней и внутренней критики текстов-источников. Внешняя критика источников связана с установлением места, времени и условий создания текста, что позволяет выявить влияние внешних факторов на содержание эмпирической информации. Внутренняя критика направлена на декодирование эмпирической информации, на понимание ее значения и постижение ее смысла.
Представительная и аутентичная источниковая информация является эмпирической основой регионального исследования, позволяющей реконструировать те или иные «фрагменты» геопространственной реальности.
Структура регионального исследования включает также непосредственные познавательные действия ученого, направленные на получения эмпирических и теоретических знаний. Эти действия, как однородные и завершенные акты научной деятельности, определяются, прежде всего, методологическими установками ученого. В этом плане его научно-исследовательскую деятельность можно разложить на ряд отдельных действий, каждое из которых имеет свою собственную цель, связанную с решением частных познавательных задач с помощью конкретных познавательных процедур. В частности, особое значение имеют действия, связанные с получением эмпирической информации как основы регионального исследования.
Направляя свою познавательную активность на объект, в качестве которого в научном исследовании выступает региональная реальность, ученого интересует определенный ее фрагмент или ракурс ее рассмотрения. Тем самым ученый мыслительно определяет объективные основание предмета своего регионального исследования. Какие непосредственно аспекты будет рассматриваться в региональном исследовании – это зависит от перечня научно-исследовательских задач. В этом случае исследователь как бы «вопрошает» предмет своей научно-исследовательской деятельности, задавая ряд вопросов, отвечая на которые он собирается получить новое научное знание об этом предмете. Получить это знание он может только при условии существования эмпирической информации о предмете регионального исследования. В соответствие с этим исследователь совершает действия, направленные, во-первых, на поиск источников эмпирической информации или на создание таких источников, во-вторых, на извлечение из источников эмпирической информации, в третьих, на анализ и синтез эмпирической информации. Затем действия исследователя перемещаются в область интерпретации этой информации и создание на ее основе теоретических построений. Благодаря этим действиям, ученому удается добиться результата исследования, под которым подразумеваются новые научные эмпирические и теоретические знания об определенном фрагменте геопространственной реальности.
Региональное исследование как деятельность осуществляется в определенной научной среде, в которой существуют определенные стандарты научно-исследовательской деятельности, методологические приоритеты, организационные принципы. В этом плане научная среда, или академический контекст регионального исследования, выполняет проектную, контрольную и организационную функции по отношению к научно-исследовательским практикам. Региональное исследование осуществляется также в определенной социальной среде, которая, во-первых, формирует социальный заказ на проблематику научной деятельности, во-вторых, контролирует социальную ее эффективность, в третьих, является социокультурным основанием формирования стиля мышления исследователя.
Структурным элементом регионального исследования является его результат в виде нового научного знания. В связи с этим некоторые исследователи считают, что если результат не достигнут, то вообще нельзя говорить, что научно-исследовательская деятельность была осуществлена. При этом надо учитывать, что знание как результат должно быть не просто новым, а полученным при соблюдении принципов научности, легитимных для определенного академического сообщества. Поэтому исследователь может получить новое знание, но является ли оно научным – это еще вопрос. Разумеется, ответ на это вопрос должен быть следствием внутренней рефлексии самого исследователя. Но этого не достаточно – нужна внешняя рефлексия, то есть профессиональная экспертиза со стороны научного сообщества, к которому принадлежит исследователь. Однако и в этом случае вердикт будет относительным, поскольку всякая внешняя интерпретация деятельности исследователя носит гипотетический характер. Тем более риск ошибки возрастает, когда мы пытаемся понять научную деятельность исследователя, работающего в другой культурно-эпистемологической среде и придерживающегося иных методологических установок. Методологическое сознание и индивидуальные смысловые контексты такого исследователя будут сильно отличаться от наших, научные значения и смыслы которые он приписывает своим когнитивным действиям, могут существенно отличаться от того, которые приписали бы этим действиям мы. Может случиться так, что мы вообще не увидим в их когнитивной деятельности какого-то ни было научного смысла.