Современное состояние функционирования
Художественной культуры
Состояние художественной культуры сегодня достаточно противоречиво: одни исследователи говорят о полной деградации высокой культуры, ее упадке, другие поют дифирамбы рынку как фактору обновления культуры. Очевидно же одно, к концу ХХ века художественная культура превратилась в продукт потребления. Утрата иерархизации в культуре обернулась упадком возвышенного и утратой идеалов, их опошлением и банализацией. Коммерциализация и демократизация культуры оказались настолько крепко связанными, что в обществе стали говорить о подрыве сущности прежней культуры, о ее духовном обесценивании.
С другой стороны, современный этап развития художественной культуры можно рассматривать как переходный к новым формам существования художественной культуры (может быть, одной из таких форм будет «новый синкретизм», нерасчлененное творчество).
В конце ХХ века можно констатировать, что сократилось время сопротивления новым видам искусства. Достаточно вспомнить, как трудна была судьба фотографии, как долго ей отказывали в праве называться искусством, и как сравнительно быстро вошло в нашу жизнь искусство компьютерной анимации.
При этом достижения новых видов искусства, сосуществуя со «старыми», достаточно быстро становятся достоянием широких масс. Тиражирование произведений искусства стало технически доступным – и изменился характер взаимоотношений между подлинным и уникальным. Растиражированные в сотнях тысяч экземпляров образы классической живописи (все равно – «Джоконды» Леонардо да Винчи или «Неизвестной» Крамского – и та и другая стали всего лишь «знакомым образом») или музыкальных произведений обретают характер «новой подлинности», утрачивая глубину. Происходит мнимое освоение художественной культуры. Дешевые издания классических произведений, с одной стороны, приближают искусство к широким массам, с другой, происходит выхолащивание подлинного содержания. За примерами далеко ходить не надо: появились великолепно иллюстрированные издания из серии «Открываем великих классиков», изданные для детей. Это пересказы классических произведений, достаточно качественные, и адаптированные для школьников младшего возраста. Хорошо, если познакомившись с ними, ребенок захочет впоследствии прочитать полный текст. А если знакомство этим и ограничится? Могут возникнуть курьезные ситуации: в новом голливудском фильме «Анна Каренина» Вронский, например, носит погоны советского офицера.
Или существует некий набор классических музыкальных произведений, часто исполняющихся, достаточно гармоничных и романтических (сюиты из балетов П. И. Чайковского, «40 симфония» В.-А. Моцарта, скрипичные концерты А. Вивальди). Они, что называется «на слуху», и как результат – их знают и хотят слушать. Появились новые СD-диски под условным названием «Музыка для обеда», позволяющие использовать данные произведения в качестве звукового сопровождения какого-либо праздничного события. Между прочим, довольно популярные.
Так возникает противоречие в существовании художественной культуры сегодня – между подлинностью и коммерциализацией, между уникальностью и тиражированием.
Искусство превращается в продукт повседневного потребления, его цена зависит от способности или от умения его продать. И рекламный ажиотаж вокруг произведения способствует этому. Не так давно на наши экраны вышел фильм Бэза Лурмана «Ромео и Джульетта». Вспомните, сколь бурная рекламная компания его сопровождала! А на Западе картину дружно высмеяла критика как профанацию трагедии Шекспира. Правда, многие подростки, посмотревшие фильм, считали, что приобщились к великой литературе. Примеры можно множить до бесконечности.
«Исчезновение дистанции ценностей» в массовом сознании приводит к размыванию границ художественности, к ремесленничеству вместо подлинного мастерства. Художественная культура теряет понимание самоценности личности. Ее место начинает занимать имитация творческого порыва. На смену органике художественных форм приходит сделанность, в большинстве своем ориентированная на массовый успех, или, что тоже бывает, на успех у малой «референтной» группы (либо спонсоров, что нередко, либо подлинных ценителей, что гораздо реже). Не поэтому ли на художественных выставках мы чаще видим самих художников, чем пришедшую »со стороны» публику?
Утрата ценностных ориентиров в обществе в художественной сфере дала плоды в виде продукции массового спроса, или как ее называют масс-культуры.
Художественная культура и рынок: