С остальными словами составьте предложения, правильно раскрыв их лексическое значение.

X. К данным словам подберите синонимы, укажите их стилистическую принадлежность. Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда:

Бежать, улыбаться, близкий, аккуратный, горевать.

XI. Найдите предложения без речевых ошибок:

1. Сертификаты были выданы двумстам тридцати пяти выпускникам училища.

2. Важно следить и анализировать процессы, происходящие в современном обществе.

3. Народ уполномочивает депутатов принимать законы.

4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза снискала уважение во всем мире.

5. Это был человек, верящий в добро и который искренне старался принести пользу обществу.

Прокомментируйте предложения с речевыми ошибками.

ВАРИАНТ II

Задания с выбором ответа.

I. Выберите соответствующее определение:

Функциональный стиль –     Нормативный аспект культуры речи –     Точность речи - 1 раздел языкознания, изучающий стили литературного языка, 2 исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или оной сфере общения, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка.   1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка.   1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», «слов-паразитов» 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств

II. Ударение правильно поставлено в словах:

1. балованный 6. хвоя

2. соболезнование 7. щавель

3. знамение 8. углубить

4. кремень 9. премирование

5. менеджмент 10. приданое

III. Согласный перед е произносится твердо в словах:

1. музей 6. компьютер

2. лазер 7. тире

3. экзема 8. комбинезон

4. адекватный 9. одеколон

5. антитеза 10. свитер

IV. В каких словах произносится [о]:

1. побасенка 4. желоб

2. афера 5. никчемный

3. прирученный 6. забеленный

V. В каких словах допускается произношение [шн]:

1. задачник 4. конечно

2. Ильинична 5. молочная

3. речной 6. яблочная

VI. Выберите правильные формы слов:

1. красивая тюль 6. одеялец

2. чулок 7. положить на стол

3. о двухсот шестидесяти семи 8. более мудрый

4. самый крупнейший 9. шоферы

5. ехай вперед 10. положьте на стол

VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

1. установить о мотивах 4. оплатить за проезд

2. основать концепцию 5. доставлять удовольствие

3. попирать честь и достоинство 6. заведующий кафедры

VIII. Слово употреблено в несвойственном ему значении

в предложении:

1. Количество посетителей дискотеки непрерывно прогрессирует.

2. Регистрация командировочных производится в вестибюле.

3. В истории орфографии не единожды предпринимались попытки унифицировать написания.

4. Большая половина класса справилась с предложенным заданием.

5. Фирменным блюдом в этом ресторанчике является жаренная в сухарях курица.

6. Партнер – это соучастник какого-либо действия, события, игры.

Задания с кратким ответом.

IX. Лексическое значение слова правильно указано в примерах:

1. Амнистия – освобождение от судебного наказания, помилование.

2. Епархия – часть обрядового облачения православного священника.

3. Низменный – низкорослый (о человеке).

4. Дублет – лицо, заменяющее, дублирующее актера в спектакле.

5. Адресат – получатель письма.

6. Дифирамб – надгробная надпись.

С остальными словами составьте предложения, правильно раскрыв их лексическое значение.

X. К данным словам подберите синонимы, укажите их стилистическую принадлежность. Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда:

Маленький, одинокий, много, недостаток, начинаться.

XI. Найдите предложения без речевых ошибок:

1. При подготовке этой реформы следует учесть уровень компетентности соответствующих специалистов.

2. Кто из медсестер сообщил Вам о предстоящей операции?

3. Ч. Айтматов в своих произведениях всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни и который проходит ряд испытаний.

4. Она быстро преодолела пространство между покрытым красным кумачом столом и стеной учительской.

5. Блуждая в лесу, мне показались горящие вдали огоньки.

Прокомментируйте предложения с речевыми ошибками.

ВАРИАНТ III

Задания с выбором ответа.

I. Выберите соответствующее определение:

Невербальные средства общения -     Коммуникативный аспект культуры речи –   Богатство речи –   1 жесты, мимика, поза, движения тела, 2 общение посредством знаков письма, 3 общение посредством языка, речи (письменной и устной). 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка, 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», «слов-паразитов», 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств.

II. Ударение правильно поставлено в словах:

1. щавель 6. генезис

2. обеспечение 7. квартал

3. облегчить 8. договор

4. поняла 9. сливовый

5. аргументы важны 10. маркетинг

III. Согласный перед е произносится твердо в словах:

1. брезент 6. терраса

2. коттедж 7. корректный

3. модель 8. патент

4. де-юре 9. индекс

5. акварель 10. диспансер

IV. В каких словах произносится [о]:

1. бытие 4. истекший

2. гренадер 5. свекла

3. желчь 6. афера

V. В каких словах допускается произносить [шн]:

1. порядочный 4. скворечник

2. стрелочник 5. Саввична

3. двоечник 6. прачечная

VI. Выберите правильные формы слов:

1. ложить на полку 6. новый шампунь

2. доктора 7. внесение коррективов

3. килограммов 8. самый добрый

4. трое из нас 9. слаже

5. скучать по Вам 10. попрекать в измене

VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

1. уточнить о затратах 4. подростки занимаются преступлениями

2. уклоняться от

ответственности 5. одержать первенство

3. согласно объяснениям 6. мечтать о поездке на Алтай

Наши рекомендации