С остальными словами составьте предложения, правильно раскрыв их лексическое значение.
X. К данным словам подберите синонимы, укажите их стилистическую принадлежность. Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда:
Бежать, улыбаться, близкий, аккуратный, горевать.
XI. Найдите предложения без речевых ошибок:
1. Сертификаты были выданы двумстам тридцати пяти выпускникам училища.
2. Важно следить и анализировать процессы, происходящие в современном обществе.
3. Народ уполномочивает депутатов принимать законы.
4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза снискала уважение во всем мире.
5. Это был человек, верящий в добро и который искренне старался принести пользу обществу.
Прокомментируйте предложения с речевыми ошибками.
ВАРИАНТ II
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Функциональный стиль – Нормативный аспект культуры речи – Точность речи - | 1 раздел языкознания, изучающий стили литературного языка, 2 исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или оной сфере общения, 3 правила использования речевых средств в определенный период развития языка. 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», «слов-паразитов» 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. балованный 6. хвоя
2. соболезнование 7. щавель
3. знамение 8. углубить
4. кремень 9. премирование
5. менеджмент 10. приданое
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. музей 6. компьютер
2. лазер 7. тире
3. экзема 8. комбинезон
4. адекватный 9. одеколон
5. антитеза 10. свитер
IV. В каких словах произносится [о]:
1. побасенка 4. желоб
2. афера 5. никчемный
3. прирученный 6. забеленный
V. В каких словах допускается произношение [шн]:
1. задачник 4. конечно
2. Ильинична 5. молочная
3. речной 6. яблочная
VI. Выберите правильные формы слов:
1. красивая тюль 6. одеялец
2. чулок 7. положить на стол
3. о двухсот шестидесяти семи 8. более мудрый
4. самый крупнейший 9. шоферы
5. ехай вперед 10. положьте на стол
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. установить о мотивах 4. оплатить за проезд
2. основать концепцию 5. доставлять удовольствие
3. попирать честь и достоинство 6. заведующий кафедры
VIII. Слово употреблено в несвойственном ему значении
в предложении:
1. Количество посетителей дискотеки непрерывно прогрессирует.
2. Регистрация командировочных производится в вестибюле.
3. В истории орфографии не единожды предпринимались попытки унифицировать написания.
4. Большая половина класса справилась с предложенным заданием.
5. Фирменным блюдом в этом ресторанчике является жаренная в сухарях курица.
6. Партнер – это соучастник какого-либо действия, события, игры.
Задания с кратким ответом.
IX. Лексическое значение слова правильно указано в примерах:
1. Амнистия – освобождение от судебного наказания, помилование.
2. Епархия – часть обрядового облачения православного священника.
3. Низменный – низкорослый (о человеке).
4. Дублет – лицо, заменяющее, дублирующее актера в спектакле.
5. Адресат – получатель письма.
6. Дифирамб – надгробная надпись.
С остальными словами составьте предложения, правильно раскрыв их лексическое значение.
X. К данным словам подберите синонимы, укажите их стилистическую принадлежность. Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда:
Маленький, одинокий, много, недостаток, начинаться.
XI. Найдите предложения без речевых ошибок:
1. При подготовке этой реформы следует учесть уровень компетентности соответствующих специалистов.
2. Кто из медсестер сообщил Вам о предстоящей операции?
3. Ч. Айтматов в своих произведениях всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни и который проходит ряд испытаний.
4. Она быстро преодолела пространство между покрытым красным кумачом столом и стеной учительской.
5. Блуждая в лесу, мне показались горящие вдали огоньки.
Прокомментируйте предложения с речевыми ошибками.
ВАРИАНТ III
Задания с выбором ответа.
I. Выберите соответствующее определение:
Невербальные средства общения - Коммуникативный аспект культуры речи – Богатство речи – | 1 жесты, мимика, поза, движения тела, 2 общение посредством знаков письма, 3 общение посредством языка, речи (письменной и устной). 1 описание речевого этикета, эффективных приемов общения, 2 изучение и кодификация норм языка, 3 изучение и функциональная дифференциация средств языка. 1 умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка, 2 отсутствие в речи лишних слов, диалектизмов, слов-«сорняков», «слов-паразитов», 3 владение синонимическими и антонимическими возможностями языка, разнообразие в использовании речевых средств. |
II. Ударение правильно поставлено в словах:
1. щавель 6. генезис
2. обеспечение 7. квартал
3. облегчить 8. договор
4. поняла 9. сливовый
5. аргументы важны 10. маркетинг
III. Согласный перед е произносится твердо в словах:
1. брезент 6. терраса
2. коттедж 7. корректный
3. модель 8. патент
4. де-юре 9. индекс
5. акварель 10. диспансер
IV. В каких словах произносится [о]:
1. бытие 4. истекший
2. гренадер 5. свекла
3. желчь 6. афера
V. В каких словах допускается произносить [шн]:
1. порядочный 4. скворечник
2. стрелочник 5. Саввична
3. двоечник 6. прачечная
VI. Выберите правильные формы слов:
1. ложить на полку 6. новый шампунь
2. доктора 7. внесение коррективов
3. килограммов 8. самый добрый
4. трое из нас 9. слаже
5. скучать по Вам 10. попрекать в измене
VII. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
1. уточнить о затратах 4. подростки занимаются преступлениями
2. уклоняться от
ответственности 5. одержать первенство
3. согласно объяснениям 6. мечтать о поездке на Алтай