Молодежная культура в современной России: отличительные особенности и ценности.
Современная молодежь — это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поко-
лений. Современная же молодежь России выросла в период социально- экономических катаклизмов, бандитских разборок и активного внедрения массовой культуры. Поэтому она сама пытается разобраться, что есть до-
бро, а что — зло, что справедливо, а что — нет, что прекрасное, а что — безобразное. В современной молодежной культуре существует противоречие между технической «продвинутостью» и мировоззренческой слаборазвитостью,
пересыщением объема знаний и культурной деградацией. Это противоречие выражается в том, что полное поглощение образовательного цикла компъютерным знанием ведет к формированию «специализированных личностей» которые в результате интенсивной работы с компъютером, все более технизируясь, утрачивают интерес к чисто человече-
ским ценностям: любви, состраданию, вере, так как они не входят в круг ценностей компъютерного мира. Жизнь в мире «электронных симуляций» позволят молодежи уйти от объективной реальности, остается только вир- туальный мир, в котором жизненный опыт заменяется информацией с дисплея. Культура современной молодежи по своей структуре неоднародна, существует множество различных направления, имеющих свои идеалы, цели, моду, имидж и так далее.
Каждая из этих субкультур пытается переосмыслить имеющие ценности и идеалы, вырабатывая свои собственные, порой, отрицающие общечеловеческую мораль, право и веру. Поэтому сущностной характеристикой современной молодежной культуры, не смотря на ее неоднородность и многообразие форм и направлений, несомненно, является переоценка всех ценностей предшествующих поколений с позиций рационализма и прагматизма.
39. Культурные ценности. Культурные ценности - это достояние определённой этнической, социальной, социографической группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств. При этом обязательным условием принадлежности произведений искусства к культурным ценностям является их возможное воздействие на психику и сознание людей с целью донести до них в той или иной форме информации о идеологических и духовных ценностей, которые сложно передать другим путём. Культурные ценности в разные временные эпохи различались между собой и даже для одного и того же народа - культурные ценности представляют собой нечто не обязательно однородное по своему наполнению.
40. Функции и типы культурных норм. Культурные номы - Правила или стандарты поведения общества, которые определяют модели поведения как соответствующие, а другие как несоответствующие. Обычно в набор культурных норм включаются награды и наказания, которые, как правило, применяются в случае соблюдения или нарушения этих норм.
Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения. С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях. С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а другие полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Типы культурных норм: Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семьях, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.