Тема11ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА – ЗАГОВОРИ С НИМ
Цель: формирование навыков построения и оценки речевой практики; закрепление знаний о речевом этикете.
Вопросы:
1 Что значит «понимание»?
2 Вербальные и невербальные средства общения.
3 Речевой этикет.
Письменные задания:
1 Вставить слова (кроме слова ОЧЕНЬ), которые будут усиливать выражение (подобрать не менее 3-х синонимов).
Этот человек вас … уважает. Я вам … сочувствую. Такие ошибки … недопустимы. Будьте … внимательны при выполнении этого задания.
2 Заполнить пустые графы таблицы синонимичными выражениями. Описать речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.
Нейтральное | Официальное | Разговорное с оттенком фамильярности |
Можно к вам? | Разрешите? | Не помешаю? |
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника) | ||
Нельзя ли мне позвонить? | ||
Просьба соблюдать регламент | ||
Разрешите обратиться к вам с просьбой | ||
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности) |
3 Как вы считаете, может ли выбор слова влиять на эмоционально-образное восприятие объекта речи?
Опишите, каким вы представляете субъект действия (возраст, душевное состояние) в следующих примерах:
1) человек соскочил с коня, человек шлепнулся с коня, человек свалился с коня, человек спрыгнул с коня, человек сполз с коня;
2) человек идет по улице, человек бредет по улице, человек плетется по улице, человек вышагивает по улице, человек мчится по улице, человек летит по улице.
4 Прочитайте отрывок из книги И.Г. Эренбурга «Люди, годы, жизнь». Какова основная мысль текста? Дайте ему название.
Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ее руку. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник!» Без «дорого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура – черный, а в Китае – белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже ее целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви; в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В пекинской гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским – ширма не позволяла войти прямо, это связано с представлением, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет – того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае, к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда никто не притрагивается – нужно показать, что ты сыт.
Мир многообразен и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы.
5 Ответьте на вопросы (для ответа используйте текст из задания 4):
1) Как вы понимаете выражение (совет): «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»?
2) Как различаются этикетные нормы у европейских и азиатских народов?
3) Как вы считаете, русский этикет ближе к европейским или азиатским нормам поведения?
4) Каким нормам поведения (европейским или азиатским) близок этикет вашего народа?
5) Как принято вести себя в России в ситуациях, которые описаны в тексте: знакомство; обращение к знакомым и незнакомым; посещение храма, чужого дома; угощение; поведение на улице?
6 Прочитайте текст. Какую роль в общении играют мимика и жесты? В чем особенности их использования?
По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7 % информации во время общения мы получаем из содержания высказывания. Этот факт как нельзя лучше иллюстрирует старинный афоризм: «Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли». Интонация не столь обманчива – 38 % информации. И уж абсолютно наверняка вы поймете своего собеседника, если научитесь «читать» его жесты, позу, мимику, выразительные движения. Обмануть, ввести в заблуждение могут слова, даже тон, но только не жесты, которые по большей части непроизвольны и не поддаются сознательному контролю.
Жесты, мимика (невербальные средства общения) тесно связаны со словом и составляют неотъемлемую часть коммуникации. Как и речевые средства, жесты и мимика наделены семантико-экспрессивной окраской, подчиняются этическим нормам поведения. Понятно, что в условиях делового общения тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной.
Чрезмерная жестикуляция одного из собеседников при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности. При официальном разговоре, публичном выступлении жестикуляция сводится до минимума. Есть жесты, которые запрещается употреблять в официальной обстановке. Нельзя, например, качать и грозить указательным пальцем, крутить пальцем у виска.
Важным является и «зона» общения, то есть расстояние между собеседниками при деловом разговоре. Официальная зона общения обычно определяется расстоянием, равным длине двух рук, протянутых для рукопожатия.
Часть IIIСамостоятельная работа
Тема 1ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1 Познакомьтесь со значениями слова ЯЗЫК, приведенными в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Составьте предложения с этими словами в разных значениях.
ЯЗЫК1 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 3. Перен., чего или какой. О чем-нибудь, имеющем удлиненную форму.
ЯЗЫК2 1. Система звуков, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. 3. ед. Речь, способность говорить. 4. Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информация. 5. ед. перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). 6. Перен., Пленный, от которого можно получить нужные сведения (спец.).
ЯЗЫК3 (стар.) Народ, нация.
2 Письменно ответить на следующие вопросы:
- Что такое языкознание?
- Какие разделы включает в себя наука о языке?
- Каковы основные единицы языка? Охарактеризуйте их.
- Назовите и охарактеризуйте функции языка.
- Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?
Тема 2Основные требования к речи
1 Определить и охарактеризовать (письменно) основные требования к речи.
2 Какие языковые нормы необходимо соблюдать?
Письменные задания.
1 Выберите наиболее подходящие по смыслу синонимы из предлагаемых в скобках.
Одним из особенностей аквааэробики (является, можно считать, констатируется) выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом (работают, движутся, бодрствуют) практически все мышцы тела, что (стимулирует, облегчает, способствует) гармоническому развитию мускулатуры, и глубокое диафрагмальное дыхание, и взвешенное состояние тела – все это (помогает, способствует, содействует) притоку крови к сердцу и, в целом, существенно стимулирует подвижность в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло облегчает, поддерживает его работу. Поэтому занятия аквааэробикой (допустимы, возможны, полезны) для людей с ослабленным сердцем и (рекомендуются, предлагаются, могут использовать) как одно из средств укрепления сердечно-сосудистой системы.
2 Подберите синонимы к существительным ВОПРОС, ЦЕЛЬ, ПРОБЛЕМА, ИНФОРМАЦИЯ, ДАННЫЕ (7-10).
О б р а з е ц: ФАКТ – реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.
3 Выберите из предлагаемых паронимов, подходящий по смыслу.
- Выбранный (туристический – туристский) маршрут проходил по (болотистой – болотной) местности.
- Возникшая на футбольном поле ситуация оказалась (проблемной – проблематичной).
- Очередные соревнования целесообразно (проводить – производить) на (соседний – соседский) стадионе.
- Легкоатлеты тренируются на одном стадионе, но на (разных – различных) площадках.
4 Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.
- После тяжелого приступа больной начал отходить.
- Проблемам словообразования посвящена настоящая статья.
- Врач обошел седьмую палату.
- Доктор решил это лекарство оставить.
5 Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омономии как источник словесной игры:
1) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его.
2) Народ был, народ есть, народ будет есть.
3) В вопросах чести был он дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго.
4) Ах вы, разбойник, ах, злодей, ну как вы поживаете? Вы раздеваете людей, когда их одеваете.
5) Мы накануне великого подъема – подъема цен.
6) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.
7) Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление.
6 Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.
- Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все.
- Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать рассказам Бояна не следует.
- Это свойство свойственно всем писателям.
- Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
- Питательная маска подпитывает кожу.
- Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.
7 Замените иноязычные слова или иначе запишите предложения.
- Тренеры отнеслись индифферентно к снаряжению конькобежцев.
- Среди победителей превалировали фигуристы из России.
- Судья конфиденциально признался журналистам в нарушениях, совершенных гимнастом.
- Система тренировок импонировала тяжелоатлетам.
- В бассейне были комфортабельные раздевалки.
- Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.
- Зрители уже видели идентичное выступление.
- Никакие резоны не действовали на упрямого хоккеиста.
- Предлагаем пролонгировать договор о проведении спортивных сборов.
8 Выпишите и исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода:
1) Серьезное жюри.
2) Водный поло.
3) Мощные пенальти.
4) Напряженные дерби.
5) Захватывающие шахматы.
6) Увлекательный регби.
7) Лечебная гимнастика.
9 Запишите существительные в форме именительного падежа множественного числа.
Ректор, тренер, вымпел, договор, лагерь, катер, пропуск, форвард, голкипер, идол, менеджер, колено.
10 Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.
11 Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними.
Артист, аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, корректор, редактор, кондуктор, лаборант, токарь, санитар, научный сотрудник, педагог, учитель.
12 Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме:
- Тренер положил в раздевалке несколько (ласта).
- За год спортсмен снашивает несколько пар (кроссовки, кеды, бутсы и носки).
- Тренировки продолжились только после (заморозки).
- В рационе спортсмена должно входить много (апельсины, мандарины, помидоры, баклажаны, яблоки) и других фруктов и овощей.
13 Дайте стилистическую оценку употреблению глагола ОДЕТЬ; если необходимо, исправьте предложения:
1) Зима одела землю снегом.
2) На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
3) После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу.
4) Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли.
5) Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку.
6) Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.
14 Укажите речевые ошибки в употреблении глагольных форм (использование просторечных вариантов, употребление переходных глаголов в значении переходных, немотивированное обращение к возвратным формам, ошибки в выборе видо-временных форм глагола и др.). Устраните замеченные ошибки, предложив варианты стилистической правки:
1) Машина за машиной проходили и нагружались овощами.
2) Может быть, эта глобальность солдатского подвига написалась у меня слишком громко.
3) Теперь наш участок занялся жильем.
4) Циклон грозился наводнением.
5) Небо охватывается заревом, и становится жутко.
6) Умершие в течение трех месяцев должны зарегистрироваться в загсе.
7) Дерево развешало густые ветви, так что под ним могли удобно примоститься наши машины.
8) Я добился, чего хотел. Пусть другие подерзят!
15 Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных.
Крупный, здоровый, ловкий, тонкий, злой, дорогой, бойкий, искусный, хороший, плохой, деловитый, широкий, мелкий.
16 Определите ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения:
1) Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.
2) Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты.
3) Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.
4) Так, готовясь к походу, проходили дни.
5) Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл.
6) Строения разбираются, бережно доставляются в музеи, выбрав подходящее место, снова собираются.
17 Запишите цифровые обозначения словами.
На Московской олимпиаде прыгуны в воду будут соревноваться в новом, специально построенном для Игр 1980 года, бассейне на проспекте Мира, расположенном в 25 км. От Олимпийской деревни. Трибуны вмещают 5070 зрителей. Со стороны перегородки размещаются 10-метровая вышка с лифтом и платформами на высоте 1; 5; 7,5 и 10 м. По обе стороны от вышки размещаются по 2 3-метровых трамплина. С противоположной стороны сооружены две гидравлические платформы с трамплинами, которые можно поднимать до 4-метровой высоты.
18 Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.
У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы). За (он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).
19 Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов:
1) Олимпиада прошла давным уже давно, а мы хорошо помним ее.
2) Ждет капитального ремонта зал гимнастики во Владимире.
3) Он выступил на соревнованиях после тяжелой травмы в хорошей форме.
4) Журналисты по очереди выслушали выступления всех фигуристов.
5) Спроси, как иногда трудно добиться хороших результатов у прославленного боксера.
6) Во время тренировок по очереди они выполняют кувырки.
20 Сделайте стилистическую правку предложений:
1) Кутюрье (имя спортсмена) понял о том, что тактику поединка нужно менять.
2) В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллионов рублей.
3) Мы просто не знали достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ.
4) Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему усвоению материала.
5) Подготовить проект к сроку – это для них самая наисложнейшая проблема.
6) Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель.
7) Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии претендента на работу.
8) Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны.
9) В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног.
10) Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института.
11) Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).