Тема 1Человек в зеркале общения

Цель: углубление понимания характерных основных свойств русского языка как средства общения и передачи информации. Расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение потенциалом русского языка.

Вопросы:

1 Каков он, человек, продуктивно общающийся?

2 Языковой паспорт.

3 Понятие «язык»? Основные единицы языка.

4 Функции языка.

5 Определение понятия «культура речи».

6 Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

Письменные задания:

1 Прочитать фразеологизмы со словом ЯЗЫК. Выписать словосочетания, в которых ЯЗЫК имеет значение:

- «подвижный мышечный орган в полости рта»;

- «орган речи»;

- «язык как средство общения».

Придумать предложения, используя следующие фразеологизмы:

Боек на язык. Злой на язык. Вертится на языке. Остер на язык. Попадать на язык. Распускать язык. Дать волю языку. Эзоповский/ Эзопов язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Типун тебе на язык. Хорошо подвешенный язык. Язык заплетается. Язык без костей. Не сходит с языка (у кого). Черт дернул за язык.

2 Прочитать пословицы и поговорки. Раскрыть смысл каждого изречения. Выписать пословицы, в которых говорится о языке как о средстве общения.

Язык – враг мой, прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Не спеши языком – торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка. Речи, что снег, а дела, что сажа.

3 Составьте словосочетания:

- только со словом ЯЗЫК;

- только со словом РЕЧЬ;

- с обоими словами.

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический, вульгарный, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, детский, профессиональный.

Тема 2Литературный язык – высшая форма

Национального языка

Цель: определение понятия «литературный язык», его место, значение и полифункциональность. Закрепление навыков самостоятельного анализа языковых фактов.

Вопросы:

1 Понятие и признаки литературного языка.

2 Соотношение языка литературного и языка национального.

3 Устная и письменная формы литературного языка.

4 Понятие языковой нормы.

5 Акцентологические, орфоэпические, морфологические и синтаксические нормы.

Письменные задания:

1 Расставить ударение в словах.

Агрономия, аристократия, балованный, блокировать, гербовый, договор, донельзя, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, издавна, каталог, мизерный, облегчить, петля, принудить, созвонимся, средства, упрочение, украинский, ходатайство, эксперт.

2 Вставить подходящие по смыслу АНТОНИМЫ: счастье – несчастье, добрый – злой, чужой – свой, большой (хороший) – плохой, старый – новый, маленький – большой, труд – лень, свет – тень, зимой – летом, смелый – трусливый, глупый – умный, старый – молодой.

Объясните мотивы употребления антонимов.

Готовь … сани, а … – телегу. Ученье – …, неученье – … . На … собака лает, а … кусает. … осудит, а … рассудит. С … сдружись, а … берегись. …друзей наживай, а … не теряй. … человека кормит, а … портит. На … каравай рот не разевай, а пораньше вставай да … добывай. … дело лучше … безделья. … говорун, да … работник. … старится, … растет. Не бывать бы …, да … помогло.

3 Составьте словосочетания, выбирая подходящий по смыслу ПАРОНИМ ТУРИСТСКИЙ – ТУРИСТИЧЕСКИЙ.

Ужин, проспект, путевка, костюм, снаряжение, справочник, поход, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

4 Выбрать из предлагаемых ПАРОНИМОВ подходящий по смыслу:

1) Пловец спас утопающего и сделал ему (искусное, искусственное) дыхание.

2) (Соседняя, соседская) команда готовится к чемпионату уже два месяца.

3) Легкоатлеты тренируются на одном стадионе, но на (разных, различных) площадках.

5 Выделенные словосочетаний заменить фразеологизмами, данными в конце упражнения. Проследить, как при этом изменяется эмоциональная и стилистическая окраска предложений.

- Он взмахнул руками и, не думая, не рассуждая, безрассудно ринулся вниз.

- С такими ребятами очень много можно сделать.

- Мы устали, измучились от хлопот, пока все приготовили.

- В комнате нет ничего, совершенно пусто.

- Он неохотно, против воли согласился остаться дома.

- Замысел врага потерпел неудачу.

- Не знаю, не могу понять, почему он так поступил.

- Наша бригада в работе позади всех, отстает.

- Земля от взрывов сильно сотрясалась.

- Эта вещь очень ценная, дорогая.

- Жизнь в городе шла как обычно, своим порядком.

- Этот вопрос не заслуживает внимания, не имеет никакого значения.

- Ему удалось ловко, хитро обмануть преследователя.

- До каких пор они будут препятствовать, мешать нам?

- Ты чего сидишь с надутым, обиженным видом?

- Вчера он сделал вид, что не заметил меня, и сегодня я решил ответить ему тем же.

Для справок: отплатить той же монетой; ума не приложу; цены нет чему-либо; ходуном ходит; гору своротить; плестись в хвосте; сбиться с ног; с треском провалиться; надуться как мышь на крупу; очертя голову; хоть шаром покати; идти своим чередом; скрепя сердце; выеденного яйца не стоит; вставлять палки в колеса; обвести вокруг пальца.

6 Сравнить словосочетания. Чем они отличаются грамматически и по употреблению в речи?

Чашка чаю – плантация чая, выпить воды – выпить воду, съесть кусок хлеба – съесть хлеб, принести кипяток (-тку) – емкость для кипятка.

7 Обратить внимание на употребление собирательный и количественных числительных.

Отредактировать предложения:

1) Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.

2) Так мы и жили: семь в одной комнате.

3) Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят.

4) Над этой темой работает пятеро научных сотрудников.

5) Грамоту вручили А.Ф. Осиновой: ей исполняется восемь десятков.

6) Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей.

7) В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч.

8) Преобразовать в единицы разговорного стиля приведенные ниже слова и выражения.

Образец: здесь целесообразно пояснить – здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; мы приняли решение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.

Тема3Речевое взаимодействие

Цель: ознакомление с основными положениями речевого взаимодействия и видами речевой деятельности.

Вопросы:

1 Понятия «речевая ситуация», «речевое событие», «речевое взаимодействие», «речевой этикет».

2 Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.

Письменные задания:

1 Сформулировать нормы и правила речевого общения, отраженные в следующих пословицах. Классифицировать пословицы с учетом компонентов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).

1) Красна речь слушаньем.

2) Во многословии не без пустословия.

3) Во многоглаголании несть спасения.

4) Короткую речь слушать хорошо, под долгу речь думать хорошо.

5) Язык наперед ума рыщет.

6) Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

7) Из-за пустых слов пропал, как пес.

8) Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит.

9) Рот нараспашку, язык на плечо.

10) Не ножа бойся – языка. Бритва скребет, а слово режет.

11) Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

12) У него слово слову костыль подает.

13) Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.

14) Чье правое дело, тот говори смело!

15) Не пройми копьем, пройми языком!

16) Живое слово дороже мертвой буквы.

17) Хорошую речь хорошо и слушать.

18) Красно поле пшеном, а беседа умом.

19) И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

20) Слово слово родит, третье само бежит.

21) Кабы криком брать – кого б мы к рукам не прибрали?

22) Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.

23) Ино плюнешь, да и то на лету не перехватишь.

24) Не все мели, что помнишь.

25) Говори правду – правду и делай.

26) Ласковое слово – что весенний день.

27) Ласковое слово не трудно, а споро.

28) Язык мал – большим человеком мотает.

29) Ярко слово слушает сердце.

30) Доброму слушателю не много слов.

31) Язык разум открывает.

32) Язык – стяг, дружину водит.

Наши рекомендации