Тема7 ЯЗЫК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
План:
1 Речь как биологический феномен.
2 Роль речи в обществе.
3 Речевой этикет.
4 Учет биологических и социальных особенностей слушателей.
1 Язык и мышление – это то, что присуще только человеку.
Языковая речь (в биологии) – это способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира, а также собственных состояний, с использованием разных уровней обобщения.
Речевой сигнал поставляет слушателю информацию 2-х видов:
- собственно речевую (лингвистическую, языковую, семантическую), носителем которой является слово, и
- экстралингвистическую (внеязыковую), т.е. информацию о поле, возрасте, физическом состоянии говорящего, его здоровье, эмоциональном состоянии и т.д.; она содержится в характерных особенностях организации речи и акустики голоса говорящего: тембре, высоте, громкости, интонации и т.д.
2 Овладение языком возможно только в обществе. И общение при всей личностной индивидуальности строится на диалоге. Умение вести диалог – показатель культуры речи.
В любом цивилизованном обществе действует важнейшая коммуникативная аксиома – со всеми людьми надо поддерживать коммуникативное равновесие, т.е. соблюдение принятых в обществе ролевых норм. Эффективным общением будет то, которое позволяет достичь результата и сохранить равновесие отношений.
3Этикет – это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся. Этикет – внешняя форма отношений между людьми, но он отражает и нравственные формы, сложившиеся в обществе. Этикет в поведении и речи людей подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется. По этикетным речениям нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень его образования, и социальную принадлежность, иногда – профессию.
Существует не менее десяти важнейших ситуаций, имеющих собственный набор этикетных слов и выражений: обращение, приветствие, прощание, знакомство, благодарность, поздравление, пожелание, извинение, просьба, приглашение, соболезнование, одобрение, похвала, комплимент.
4 Для результативного речевого общения важно знать биологические и социальные особенности слушателей. Особенно необходимо это при подготовке публичного выступления.
Женская аудитория отличается высокой эмоциональностью, конкретно-образным мышлением, острой реакцией на негативные явления материального и бытового плана, ослабленным интересом к экономическим, научно-техническим и спортивным темам.
При работе в данной аудитории следует проявлять эмоциональность, использовать индуктивный метод подачи материала, рассматривать одну проблему, апеллировать к бытовым проблемам и примерам, максимально использовать наглядность.
Мужская аудитория отличается большей, по сравнению с женской, информативностью; ее основные интересы – работа и политика. Обращаясь к данной аудитории, следует предпочесть дедуктивную подачу материала, рациональное построение выступления с очевидной структурой давать аргументацию каждого тезиса, предоставить возможность аудитории самостоятельно делать выводы, обязательно выдерживать регламент.
Для детской аудитории характерны эмоциональная непосредственность, неусидчивость, быстрая утомляемость, высокая заражаемость и страсть к копированию, непонимание подтекста и иронии, нетерпимость к длиннотам, любовь к наглядности, зрелищности. Разговаривая с детьми, следует рассматривать один вопрос, выступать коротко, давать возможность отдохнуть, максимально использовать наглядность, быть эмоциональным, чаще хвалить отдельных слушателей и всю аудиторию в целом.
При работе с молодежной аудиторией следует учитывать особенности отдельных возрастных периодов: период 18 – 25 лет характеризуется высоким развитием мышления, памяти и низким вниманием; 26 – 29 лет – более низким развитием мышления и памяти и высоким вниманием; 30 – 33 года – высоким развитием памяти, мышления и внимания.
С учетом этого молодежную аудиторию в целом характеризует неразвитость логического мышления, преобладание эмоционального восприятия над рациональным, максимализм в оценках и суждениях, стремление к критиканству, податливость к внушению, манипулированию, страсть к победам и внимание к победителям, тяга к новизне, любовь к личностной интерпретации фактов, высокий уровень доверия к мнениям сверстников и информации, воспринимаемой на слух, низкий уровень внимания, любовь к юмору, шутке. Работая с молодежной аудиторией, следует обращаться к дедуктивной подаче материала для слушателей старше 25 лет и индуктивной – для слушателей до 25 лет, в выступлении рассматривать 1 – 2 вопроса, избегать прямых назиданий, широко использовать наглядность, быть эмоциональным, обращаться к юмору, шуткам, не говорить плохо о кумирах, не замалчивать правду, а показать возможные пути исправления недостатков, опираться на конкретные факты, стремиться к установлению личного контакта и откровенности диалога.
Интересы слушателей среднего возраста лежат в сфере материального благосостояния. Внимание их может быть привлечено сопоставлением разных стран, людей, социальных групп и анализом таких сопоставлений. Выступая перед аудиторией среднего возраста, следует предпочесть дедуктивный способ изложения материала, рассматривать 3 – 4 вопроса, строить выступление на сравнении или сопоставлении, апеллировать к жизненным проблемам, связанным с материальной стороной жизни людей.
У слушателей старшего возраста преобладают интересы, связанные с повседневным бытом и воспитанием детей, интерес к общественно-политической тематике и особое доверие к газетной информации. От выступающего они ждут личного эмоционального контакта, четкого указания источников информации и подробного ответа на заданные вопросы. Работая с аудиторией старшего возраста, следует чаще апеллировать к личному опыту слушателей, к историческим фактам, ссылаться на авторитеты, известные источники, статистические данные.
Некоторые исследования показали, что в среднестатистической аудитории ее активная часть, чье внимание обеспечено говорящему, обычно составляет около 30%, негативные слушатели – 10%, а остальные 60% - слушатели потенциальные. Если выступающему удается увеличить активную часть до 50 – 60%, выступление можно считать удачным. Однако стремление вовлечь в диалог всех – это та задача, к решению которой всегда следует стремиться.
Контрольные вопросы:
1) Какую информацию несет речевой сигнал?
2) Что значит понятие «речевой этикет»?
3) Каковы биологические и социальные особенности аудиторий:
- детской,
- молодежной,
- женской,
- мужской?
Тест:
1 Показателем социального статуса человека, с точки зрения особенностей его речи, НЕ является …
а) использование жаргона;
б) интонация;
в) произношение;
г) наличие дефектов речи.
2 Билингвизм – это …
а) речевая патология;
б) молчание вместо говорения;
в) владение двумя языками;
г) языковая игра.
3 Отличительной чертой женского речевого поведения, в отличие от мужского, является …
а) частое прерывание собеседника;
б) жесткий контроль темы разговора;
в) выражение солидарности с собеседником;
г) прямое выражение мнения.
4 В понятие «коммуникативная языковая компетенция» НЕ входит …
а) лингвистический компонент (знание языковой системы);
б) социолингвистический компонент (владение социальными нормами);
в) прагматический компонент (навыки использования языковых средств в определенных функциональных целях);
г) владение иностранным языком.
5 Стиль поведения в языках зависит от …
а) знания языковых правил;
б) общественных норм;
в) языкового вкуса говорящего.
6 Роль адресата в речевом событии – это …
а) слушание или чтение;
б) говорение или письмо;
в) только слушание;
г) только говорение.
7 Ответственность за качество передачи информации лежит прежде всего на …
а) адресате;
б) адресанте;
в) связисте;
г) информанте.
8 Гости на свадьбе кричат: «Горько!». Это можно расценивать как соблюдение …
а) традиции речевого этикета;
б) нормы речевого этикета;
в) речевой нормы;
г) нормы деловой риторики.
9 Носители нового типа речевой культуры – это чаще всего …
а) дети младшего школьного возраста;
б) пожилые люди;
в) женщины;
г) молодежь.
10 Социальная зона общения действует на расстоянии …
а) свыше 3,6 м;
б) от 1,22 до3,6 м;
в) от 46 см до 1,22 м;
г) от 15 до 45 см.
11 Кинесика – это …
а) громкость и высота голоса;
б) скорость речи;
в) жесты и мимика;
г) интонация.
12 Область, которой человек интересуется и в которой он является (считает себя, хочет являться) специалистом, называется …
а) личная зона;
б) социальная зона;
в) специальная зона;
г) экспертная зона.
13 Дедуктивное рассуждение – это рассуждение …
а) от общего к частному;
б) от частного к общему;
в) рассуждение по аналогии;
г) рассуждение с дефиницией.
14 Индуктивное рассуждение – это рассуждение …
а) от общего к частному;
б) от частного к общему;
в) рассуждение по аналогии;
г) рассуждение с дефиницией.
15 Выбор вербальных и невербальных средств общение осуществляется в зависимости от …
а) желания говорящего;
б) речевой ситуации;
в) потребностей и реакции адресата.
Часть 2 Практикум