Тема 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ

План:

1 Роль речи в жизни людей.

2 К истории становления науки о речи.

3 Основные требования к речи.

4 Функции речи.

5 Виды речи.

1 Роль слова, речи в жизни людей всегда оценивалась очень высоко. Это прекрасно понимали наши предшественники («Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее», – В. Шекспир; «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает», – Наполеон) и современники («Стилем математических формул можно закрепить уже приобретенные знания, но развивать эти знания невозможно без помощи всех средств литературного языка. Как ни странно, но обычный литературный язык более точен в своей кажущейся неточности, чем строгий язык формул», – Луи де Бройль, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии).

Высокая роль слова объясняется несколькими причинами:

1) язык – это хранитель менталитета;

2) язык – показатель культуры человека и общества («Чем богаче язык, тем выше культура», – А.П. Чехов);

3) отношение к языку – показатель государственной политики:

- дискуссия в 20-х гг. ХХ в. о слове – векторе и слове – сигнале;

- создание Комитета по русскому языку в 90-ые гг. ХХ в. сначала при президенте, потом – при правительстве Российской федерации;

- введение курса «Русский язык и культура речи» как один из показателей демократизации общества.

Речевая деятельность, слово – предмет изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».

Культура речи – это, во-первых, умение правильно говорить и писать и, во-вторых, умение правильно употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Важно помнить, что культура речи не ограничивается только знанием и соблюдением языковых норм, то есть нормативным аспектом, она включает в себя еще две не менее значимые составляющие – коммуникативный и этический аспекты.

Необходимость введения данной дисциплины объясняется:

- низким уровнем школьной языковой подготовки;

- катастрофическим уменьшением ценителей и любителей языка (из 250 тысяч слов академического словаря русского языка в активном словаре говорящего человека 3 – 4 тысячи слов, а тезаурус московского школьника – выпускника (исследования 2001 года) – 300 единиц);

- изменением словарного запаса за счет обильного введения заимствований, жаргона, обсценизмов, изменения приоритетного смысла слов (понятий), несущих нравственный смысл.

2 Интерес к языку, к человеческой речи наблюдается уже на первых ступенях формирования человеческого общества. Основные причины этого интереса сохраняются и на более поздних этапах (и современном) развития социума. Отталкиваясь от мифологических сюжетов, героев и практики человеческого общения, создают свои учения и теории античные риторы и ораторы. Платон (427 – 347 до н.э.), определяя качества, необходимые для оратора, выделяет в качестве основных: владение материалом и осознание собственной позиции, мастерство эмоциональной убедительности (отдавая при этом приоритет не правде и истине, а правдоподобию), умение правильно построить текст («Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому»). Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) продолжает разработку вопросов, связанных с композицией, но дополняет их теорией стилей, уделяет большое внимание психологическим проблемам – способам воздействия на людей различных возрастных и социальных групп. Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), учитывая достижения своих предшественников (необходимость глубоких знаний о мире, психологический подход к владению словом), расширяет и углубляет теоретические и практические основы науки о речи: пытается создать теорию юмора и остроумия, уделяет внимание совершенствованию техники речи, формулирует требования к моральному облику оратора, сравнивая умело использованное слово у безнравственного человека с оружием в руке безумца. Обобщение опыта классической риторики было сделано Квинтиллианом (35 – ок. 100 гг. н.э.), который в основу разработки методики работы учителя, обучающего слову, положил изучение классических текстов, убедительно доказал необходимость практики для овладения речью, определил основные достоинства и недостатки речи.

Догматизм и схоластика Средних веков лишали слово его жизнетворящей силы. Авторитарность церкви также не способствовала развитию свободной мысли (а значит – и слова!), совершенствуя и развивая только одно из направлений изучения языка – церковное богословие. Только Возрождение, Новое время, особенно – французское Просвещение вновь подняли на достаточную высоту человеческое слово. Э. Роттердамский, Ф. Бэкон, Ф. Вольтер и другие энциклопедисты, выразившие в своем творчестве отличительные мировоззренческие черты новой эпохи: антропоцентризм, гуманизм, культ творческой личности, - глубоко и осознанно подошли к оценке человека говорящего как творца истории. Последнее столетие характеризуется появлением новых направлений в изучении языка как биосоциального явления, изданием многочисленных и разнообразных словарей и пособий, где делаются попытки определить место языка среди прочих человеческих феноменов как явления интегративного и культурообразующего.

Высоко оценивалась роль слова и на Руси. «Золотое слово Святослава» из «Слова о полку Игореве» до сих пор является образцом публичной (политической) речи и свидетельством того, что его автор знал теорию красноречия. Наиболее известными ораторами церковного красноречия были митрополит Илларион (11 в.) и Кирилл Туровский (11 в.). Первым учебником, который должен был научить чувствовать слово и владеть им, была «Риторика» немецкого ученого Меланхтона, появившаяся в 1620г. А уже в 17 – 18 вв. только преподавателями Киево-Могилянской академии было написано 183 учебника «Риторики». До сих пор не забыты имена людей, вклад которых в наш язык, в нашу культуру особенно велик: Ф. Прокопович, М. Ломоносов, Н. Кошанский, Н. Зеленецкий, М. Сперанский, Н. Карамзин, В. Ключевский, А. Кони и др. Вторая половина XIX в. характеризуется вниманием не к слову звучащему, а к слову написанному, т.е. к анализу письменных форм языка.

После революционных всплесков начала ХХ века, где человек – трибун был необходим, с 20-х годов свободно звучащее слово, как и свободно мыслящая личность, оказалось невостребованным и даже опасным. Как в любом авторитарном обществе, была востребована не самостоятельная мысль, а умение принять и повторить общее и обязательное для всех. Неудивительно, что наше общество разучилось говорить = отучилось думать.

Демократические преобразования конца ХХ в. наглядно показали это, и не случайно именно сейчас остро встал вопрос о необходимости коренных изменений в языковой государственной политике, о возрождении отечественных риторических традиций, создании на их базе современных научных школ и формировании на этой основе гармонической личности, владеющей культурой языка, мысли и общения.

3 Среди многочисленных требований, предъявляемых к речи, ученые-лингвисты выделяют следующие:

- содержательность;

- точность и ясность;

- богатство выразительных средств, образность и простоту;

- стилистическое многообразие и соответствие жанрам и условиям общения;

- логичность;

- правильность.

4 Основными функциями речи можно считать следующие:

- информативная;

- коммуникативная (2 вида: вертикальная и горизонтальная коммуникации);

- когнитивная (познавательная);

- эмотивная (передача и восприятие эмоций, чувств).

5 Виды речи (рисунок 1).

Тема 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ - student2.ru

Рисунок 1 – Виды речи

Особенное внимание следует обратить на различия между устной и письменной речью. Речь устная отличается быстротой протекания, возможностью быстрой реакции, сочетанием с невербальными средствами. Ее недостатками являются помехонеустойчивость и моментальность протекания (т.е. невозможность полного повторения). Речь письменная, как правило, подготовлена, нормирована и не имеет выраженной обратной связи. Однако, такая форма устной речи, как монолог, в ряде особенностей сближается с речью письменной. Содержание монолога должно быть полным, развернутым, предмет речи четко обозначен, речь обдумана, спланирована, организована. В отличие от монолога, диалог ситуативен, непроизволен, отличается малой организованностью и может обойтись без названия предмета.

Контрольные вопросы:

1) Что такое культура речи?

2) Каковы причины внимания и интереса к слову в человеческом обществе?

3) Основные требования, предъявляемые к речи.

4) Основные функции речи.

5) Основные различия между устной и письменной речью.

Тест 1:

1 Кто традиционно считается родоначальником русского литературного языка?

а) Л.Н. Толстой;

б) К.Г. Паустовский;

в) А.С. Пушкин;

г) А.П. Чехов.

2 К аспектам культурной речи НЕ относится …

а) нормативный аспект;

б) коммуникативный аспект;

в) психологический аспект;

г) этический аспект.

3 Кто из античных ораторов сравнивает умело использованное слово у безнравственного человека с оружием в руке безумца?

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Квинтиллиан;

г) Цицерон.

4 К внешней речи НЕ относится…

а) монолог;

б) диалог;

в) письмо;

г) проговаривание.

5 К особенностям письменной речи НЕ относится…

а) подготовленность;

б) нормированность;

в) сочетание с невербальными средствами;

г) отсутствие выражений обратной связи.

6 Что содержит этимологический словарь?

а) ударение;

б) лексическую сочетаемость;

в) происхождение;

г) написание.

7Какой словарь содержит слова в их правильном произношении и ударении?

а) орфографический словарь;

б) орфоэпический словарь;

в) этимологический словарь;

г) толковый словарь.

8В каком словаре можно узнать значение словосочетания «потерять голову»?

а) в орфографическом словаре;

б) в орфоэпическом словаре;

в) в словаре фразеологизмов;

г) в толковом словаре.

9 Язык – это …

а) набор текстов;

б) знание правил;

в) знаковая система.

10Речь – это …

а) сочетание знаков;

б) производство текстов;

в) умение говорить.

11Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы жизни общества, называют …

а) современным языком;

б) художественным языком;

в) письменным языком;

г) литературным языком.

12Успешность речевой коммуникации менее всего зависит от …

а) уровня культуры собеседников;

б) содержания передаваемого сообщения;

в) соблюдения протокола общения;

г) количества собеседников.

13Принадлежность к социальной и политической элите …

а) не является гарантией высокого уровня культуры речи;

б) означает также и принадлежность к речевой элите;

в) всегда свидетельствует о низком уровне культуры речи;

г) дает право не ориентироваться ни на какие нормы.

14 Виды, жанры текстов, образующие литературную норму …

а) остаются неизменными со времен Пушкина;

б) никогда не менялись на протяжении всей истории письменности;

в) стали иными только в последнее время под влиянием СМИ;

г) в разные эпохи были и будут разными.

15Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности, – это …

а) этический аспект речевой культуры;

б) коммуникативный аспект речевой культуры;

в) нормативный аспект речевой культуры;

г) эффективный аспект речевой культуры.

16К функциональным стилям современного русского языка НЕ относится…

а) официально-деловой;

б) научный;

в) торжественный;

г) публицистический.

17Не существует такого понятия, как …

а) публицистический стиль;

б) стиль романа;

в) сатирический стиль;

г) письменный стиль.

18 Носители нового типа речевой культуры – это чаще всего …

а) дети младшего школьного возраста;

б) пожилые люди;

в) женщины;

г) молодежь.

19Среди тенденций в развитии русской речи специалисты НЕ относят …

а) проникновение жаргона в общественную речевую практику;

б) активное заимствование иностранных слов;

в) нарушение норм литературного языка;

г) строгость стиля выступлений массмедиа.

20Основной приток лексических заимствований сегодня происходит из …

а) английского языка;

б) немецкого языка;

в) французского языка;

г) итальянского языка.

Тест 2:

1 В каком из слов постановка ударения определяется контекстом?

а) свекла;

б) щавель;

в) камбала;

г) рожки.

2 В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

а) муЗей;

б) Тесты;

в) акаДемик;

г) Тема.

3 В каком слове допущена орфографическая ошибка, появившаяся в связи с неправильным произношением?

а) инциндент;

б) поскользнуться;

в) оплатить;

г) юриспруденция.

4 Лексическая сочетаемость НЕ нарушена в словосочетании …

а) крепкая любовь;

б) крепкая ненависть;

в) крепкая жара;

г) крепкий ливень.

5 Лексические нормы НЕ нарушены в предложении …

а) Известно, что именно русские вложили значительный вклад в освоении Аляски;

б) Дорога каждая минута времени;

в) Алексей мысленно подумал, что это немец;

г) Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

6 В каком ряду все существительные относятся к мужскому роду?

а) шампунь, стол, бандероль;

б) бюллетень, тюль, рояль;

в) домишко, диван-кровать, ЦРУ;

г) аэрозоль, студень, вуаль.

7 В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

а) до ста, до семиста, к семистам;

б) к ста, в семиста, семьюстами;

в) в семистах, до семисот, в ста;

г) в семистах, до семисот, в стах.

8 Найдите предложение без нарушения синтаксических норм.

а) Адмирал был назначен командующим военно-морских сил США на Тихом океане;

б) Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания;

в) Будучи реалистом, писатель всесторонне показал жизнь крестьян того времени;

г) Не только героизм главного персонажа проявляется во время войны, в бою, но и в мирные дни.

9 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Отправляя телеграмму,

а) всегда указывается обратный адрес;

б) обязательно укажите обратный адрес;

в) без обратного адреса ее не примут;

г) мне не хватило денег.

10 В каком предложении на месте пропуска пишется И (НИ)?

а) Пушкину для дружеского общения с местными жителями н_ нужны никакие особенные премудрости;

б) Перспектива ждать несколько часов в душном зале аэровокзала н_ мало нас не прельщала;

в) Город наш вовсе н_ отличается архитектурными достопримечательностями;

г) Н_ эффектная внешность и н_ поставленный голос делают актера актером.

11 Отметьте глагол с суффиксом -ыва-:

а) совет_вать;

б) доклад_вать;

в) учавств_вать;

г) планир_вать.

12 В каком случае в окончании прилагательного пропущена буква И?

а) в син_м небе;

б) осенн_е утро;

в) на свеж_м воздухе;

г) зимн_м днем.

13 В каком словосочетании ударение падает на предлог?

а) из дома;

б) (раздать) по пять (штук);

в) (бросить) на пол;

г) (посмотреть) на дом.

14 Ошибка в постановке ударения допущена в слове …

а) а́вгустовский;

б) звони́ть;

в) прину́дить;

г) танцовщи́ца.

15 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Наша телега то въезжала в сугроб, то проваливалась в яму;

б) Все: топор, ветки, стволы деревьев было прокрыто тонким слоем льда;

в) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя;

г) Талант писателя позволяет сочетать правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.

16 В каком предложении НЕ ставится тире?

а) Природа вечный образец искусства;

б) Москва есть столица нашей Родины;

в) Скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнами;

г) В траве, в кустах повсюду заливались цикады.

17 Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.

а) арбитр – «тот, кто судит спортивную игру, соревнования»;

б) вепрь – «дикая свинья»;

в) изморозь – «очень мелкий дождь»;

г) корысть – «выгода, польза для себя».

18 Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.

а) планёр – «безмоторный летающий аппарат»;

б) позёмка – «низовой ветер зимой, а также снег, переносимый этим ветром»;

в) просека – «небольшой лиственный лес»;

г) символ – «условный знак».

19 Ошибка в образовании формы именительного падежа множительного числа допущена в слове …

а) ректоры;

б) менеджеры;

в) тренера;

г) катера.

20 Ошибка, связанная с неправильным порядком слов, допущена в предложении …

а) Зал спортивной гимнастики во Владимире ждет капитального ремонта;

б) Спроси у прославленного боксера, как иногда трудно добиться хороших результатов;

в) Он выступил на соревнованиях после тяжелой травмы в хорошей форме;

г) Во время тренировок они по очереди выполняют кувырки.

Наши рекомендации