Тема 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЧИ
План:
1 Роль речи в жизни людей.
2 К истории становления науки о речи.
3 Основные требования к речи.
4 Функции речи.
5 Виды речи.
1 Роль слова, речи в жизни людей всегда оценивалась очень высоко. Это прекрасно понимали наши предшественники («Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее», – В. Шекспир; «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает», – Наполеон) и современники («Стилем математических формул можно закрепить уже приобретенные знания, но развивать эти знания невозможно без помощи всех средств литературного языка. Как ни странно, но обычный литературный язык более точен в своей кажущейся неточности, чем строгий язык формул», – Луи де Бройль, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии).
Высокая роль слова объясняется несколькими причинами:
1) язык – это хранитель менталитета;
2) язык – показатель культуры человека и общества («Чем богаче язык, тем выше культура», – А.П. Чехов);
3) отношение к языку – показатель государственной политики:
- дискуссия в 20-х гг. ХХ в. о слове – векторе и слове – сигнале;
- создание Комитета по русскому языку в 90-ые гг. ХХ в. сначала при президенте, потом – при правительстве Российской федерации;
- введение курса «Русский язык и культура речи» как один из показателей демократизации общества.
Речевая деятельность, слово – предмет изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Культура речи – это, во-первых, умение правильно говорить и писать и, во-вторых, умение правильно употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.
Важно помнить, что культура речи не ограничивается только знанием и соблюдением языковых норм, то есть нормативным аспектом, она включает в себя еще две не менее значимые составляющие – коммуникативный и этический аспекты.
Необходимость введения данной дисциплины объясняется:
- низким уровнем школьной языковой подготовки;
- катастрофическим уменьшением ценителей и любителей языка (из 250 тысяч слов академического словаря русского языка в активном словаре говорящего человека 3 – 4 тысячи слов, а тезаурус московского школьника – выпускника (исследования 2001 года) – 300 единиц);
- изменением словарного запаса за счет обильного введения заимствований, жаргона, обсценизмов, изменения приоритетного смысла слов (понятий), несущих нравственный смысл.
2 Интерес к языку, к человеческой речи наблюдается уже на первых ступенях формирования человеческого общества. Основные причины этого интереса сохраняются и на более поздних этапах (и современном) развития социума. Отталкиваясь от мифологических сюжетов, героев и практики человеческого общения, создают свои учения и теории античные риторы и ораторы. Платон (427 – 347 до н.э.), определяя качества, необходимые для оратора, выделяет в качестве основных: владение материалом и осознание собственной позиции, мастерство эмоциональной убедительности (отдавая при этом приоритет не правде и истине, а правдоподобию), умение правильно построить текст («Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому»). Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) продолжает разработку вопросов, связанных с композицией, но дополняет их теорией стилей, уделяет большое внимание психологическим проблемам – способам воздействия на людей различных возрастных и социальных групп. Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), учитывая достижения своих предшественников (необходимость глубоких знаний о мире, психологический подход к владению словом), расширяет и углубляет теоретические и практические основы науки о речи: пытается создать теорию юмора и остроумия, уделяет внимание совершенствованию техники речи, формулирует требования к моральному облику оратора, сравнивая умело использованное слово у безнравственного человека с оружием в руке безумца. Обобщение опыта классической риторики было сделано Квинтиллианом (35 – ок. 100 гг. н.э.), который в основу разработки методики работы учителя, обучающего слову, положил изучение классических текстов, убедительно доказал необходимость практики для овладения речью, определил основные достоинства и недостатки речи.
Догматизм и схоластика Средних веков лишали слово его жизнетворящей силы. Авторитарность церкви также не способствовала развитию свободной мысли (а значит – и слова!), совершенствуя и развивая только одно из направлений изучения языка – церковное богословие. Только Возрождение, Новое время, особенно – французское Просвещение вновь подняли на достаточную высоту человеческое слово. Э. Роттердамский, Ф. Бэкон, Ф. Вольтер и другие энциклопедисты, выразившие в своем творчестве отличительные мировоззренческие черты новой эпохи: антропоцентризм, гуманизм, культ творческой личности, - глубоко и осознанно подошли к оценке человека говорящего как творца истории. Последнее столетие характеризуется появлением новых направлений в изучении языка как биосоциального явления, изданием многочисленных и разнообразных словарей и пособий, где делаются попытки определить место языка среди прочих человеческих феноменов как явления интегративного и культурообразующего.
Высоко оценивалась роль слова и на Руси. «Золотое слово Святослава» из «Слова о полку Игореве» до сих пор является образцом публичной (политической) речи и свидетельством того, что его автор знал теорию красноречия. Наиболее известными ораторами церковного красноречия были митрополит Илларион (11 в.) и Кирилл Туровский (11 в.). Первым учебником, который должен был научить чувствовать слово и владеть им, была «Риторика» немецкого ученого Меланхтона, появившаяся в 1620г. А уже в 17 – 18 вв. только преподавателями Киево-Могилянской академии было написано 183 учебника «Риторики». До сих пор не забыты имена людей, вклад которых в наш язык, в нашу культуру особенно велик: Ф. Прокопович, М. Ломоносов, Н. Кошанский, Н. Зеленецкий, М. Сперанский, Н. Карамзин, В. Ключевский, А. Кони и др. Вторая половина XIX в. характеризуется вниманием не к слову звучащему, а к слову написанному, т.е. к анализу письменных форм языка.
После революционных всплесков начала ХХ века, где человек – трибун был необходим, с 20-х годов свободно звучащее слово, как и свободно мыслящая личность, оказалось невостребованным и даже опасным. Как в любом авторитарном обществе, была востребована не самостоятельная мысль, а умение принять и повторить общее и обязательное для всех. Неудивительно, что наше общество разучилось говорить = отучилось думать.
Демократические преобразования конца ХХ в. наглядно показали это, и не случайно именно сейчас остро встал вопрос о необходимости коренных изменений в языковой государственной политике, о возрождении отечественных риторических традиций, создании на их базе современных научных школ и формировании на этой основе гармонической личности, владеющей культурой языка, мысли и общения.
3 Среди многочисленных требований, предъявляемых к речи, ученые-лингвисты выделяют следующие:
- содержательность;
- точность и ясность;
- богатство выразительных средств, образность и простоту;
- стилистическое многообразие и соответствие жанрам и условиям общения;
- логичность;
- правильность.
4 Основными функциями речи можно считать следующие:
- информативная;
- коммуникативная (2 вида: вертикальная и горизонтальная коммуникации);
- когнитивная (познавательная);
- эмотивная (передача и восприятие эмоций, чувств).
5 Виды речи (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды речи
Особенное внимание следует обратить на различия между устной и письменной речью. Речь устная отличается быстротой протекания, возможностью быстрой реакции, сочетанием с невербальными средствами. Ее недостатками являются помехонеустойчивость и моментальность протекания (т.е. невозможность полного повторения). Речь письменная, как правило, подготовлена, нормирована и не имеет выраженной обратной связи. Однако, такая форма устной речи, как монолог, в ряде особенностей сближается с речью письменной. Содержание монолога должно быть полным, развернутым, предмет речи четко обозначен, речь обдумана, спланирована, организована. В отличие от монолога, диалог ситуативен, непроизволен, отличается малой организованностью и может обойтись без названия предмета.
Контрольные вопросы:
1) Что такое культура речи?
2) Каковы причины внимания и интереса к слову в человеческом обществе?
3) Основные требования, предъявляемые к речи.
4) Основные функции речи.
5) Основные различия между устной и письменной речью.
Тест 1:
1 Кто традиционно считается родоначальником русского литературного языка?
а) Л.Н. Толстой;
б) К.Г. Паустовский;
в) А.С. Пушкин;
г) А.П. Чехов.
2 К аспектам культурной речи НЕ относится …
а) нормативный аспект;
б) коммуникативный аспект;
в) психологический аспект;
г) этический аспект.
3 Кто из античных ораторов сравнивает умело использованное слово у безнравственного человека с оружием в руке безумца?
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Квинтиллиан;
г) Цицерон.
4 К внешней речи НЕ относится…
а) монолог;
б) диалог;
в) письмо;
г) проговаривание.
5 К особенностям письменной речи НЕ относится…
а) подготовленность;
б) нормированность;
в) сочетание с невербальными средствами;
г) отсутствие выражений обратной связи.
6 Что содержит этимологический словарь?
а) ударение;
б) лексическую сочетаемость;
в) происхождение;
г) написание.
7Какой словарь содержит слова в их правильном произношении и ударении?
а) орфографический словарь;
б) орфоэпический словарь;
в) этимологический словарь;
г) толковый словарь.
8В каком словаре можно узнать значение словосочетания «потерять голову»?
а) в орфографическом словаре;
б) в орфоэпическом словаре;
в) в словаре фразеологизмов;
г) в толковом словаре.
9 Язык – это …
а) набор текстов;
б) знание правил;
в) знаковая система.
10Речь – это …
а) сочетание знаков;
б) производство текстов;
в) умение говорить.
11Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы жизни общества, называют …
а) современным языком;
б) художественным языком;
в) письменным языком;
г) литературным языком.
12Успешность речевой коммуникации менее всего зависит от …
а) уровня культуры собеседников;
б) содержания передаваемого сообщения;
в) соблюдения протокола общения;
г) количества собеседников.
13Принадлежность к социальной и политической элите …
а) не является гарантией высокого уровня культуры речи;
б) означает также и принадлежность к речевой элите;
в) всегда свидетельствует о низком уровне культуры речи;
г) дает право не ориентироваться ни на какие нормы.
14 Виды, жанры текстов, образующие литературную норму …
а) остаются неизменными со времен Пушкина;
б) никогда не менялись на протяжении всей истории письменности;
в) стали иными только в последнее время под влиянием СМИ;
г) в разные эпохи были и будут разными.
15Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности, – это …
а) этический аспект речевой культуры;
б) коммуникативный аспект речевой культуры;
в) нормативный аспект речевой культуры;
г) эффективный аспект речевой культуры.
16К функциональным стилям современного русского языка НЕ относится…
а) официально-деловой;
б) научный;
в) торжественный;
г) публицистический.
17Не существует такого понятия, как …
а) публицистический стиль;
б) стиль романа;
в) сатирический стиль;
г) письменный стиль.
18 Носители нового типа речевой культуры – это чаще всего …
а) дети младшего школьного возраста;
б) пожилые люди;
в) женщины;
г) молодежь.
19Среди тенденций в развитии русской речи специалисты НЕ относят …
а) проникновение жаргона в общественную речевую практику;
б) активное заимствование иностранных слов;
в) нарушение норм литературного языка;
г) строгость стиля выступлений массмедиа.
20Основной приток лексических заимствований сегодня происходит из …
а) английского языка;
б) немецкого языка;
в) французского языка;
г) итальянского языка.
Тест 2:
1 В каком из слов постановка ударения определяется контекстом?
а) свекла;
б) щавель;
в) камбала;
г) рожки.
2 В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
а) муЗей;
б) Тесты;
в) акаДемик;
г) Тема.
3 В каком слове допущена орфографическая ошибка, появившаяся в связи с неправильным произношением?
а) инциндент;
б) поскользнуться;
в) оплатить;
г) юриспруденция.
4 Лексическая сочетаемость НЕ нарушена в словосочетании …
а) крепкая любовь;
б) крепкая ненависть;
в) крепкая жара;
г) крепкий ливень.
5 Лексические нормы НЕ нарушены в предложении …
а) Известно, что именно русские вложили значительный вклад в освоении Аляски;
б) Дорога каждая минута времени;
в) Алексей мысленно подумал, что это немец;
г) Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
6 В каком ряду все существительные относятся к мужскому роду?
а) шампунь, стол, бандероль;
б) бюллетень, тюль, рояль;
в) домишко, диван-кровать, ЦРУ;
г) аэрозоль, студень, вуаль.
7 В каком ряду все формы числительного образованы правильно?
а) до ста, до семиста, к семистам;
б) к ста, в семиста, семьюстами;
в) в семистах, до семисот, в ста;
г) в семистах, до семисот, в стах.
8 Найдите предложение без нарушения синтаксических норм.
а) Адмирал был назначен командующим военно-морских сил США на Тихом океане;
б) Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания;
в) Будучи реалистом, писатель всесторонне показал жизнь крестьян того времени;
г) Не только героизм главного персонажа проявляется во время войны, в бою, но и в мирные дни.
9 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Отправляя телеграмму,
а) всегда указывается обратный адрес;
б) обязательно укажите обратный адрес;
в) без обратного адреса ее не примут;
г) мне не хватило денег.
10 В каком предложении на месте пропуска пишется И (НИ)?
а) Пушкину для дружеского общения с местными жителями н_ нужны никакие особенные премудрости;
б) Перспектива ждать несколько часов в душном зале аэровокзала н_ мало нас не прельщала;
в) Город наш вовсе н_ отличается архитектурными достопримечательностями;
г) Н_ эффектная внешность и н_ поставленный голос делают актера актером.
11 Отметьте глагол с суффиксом -ыва-:
а) совет_вать;
б) доклад_вать;
в) учавств_вать;
г) планир_вать.
12 В каком случае в окончании прилагательного пропущена буква И?
а) в син_м небе;
б) осенн_е утро;
в) на свеж_м воздухе;
г) зимн_м днем.
13 В каком словосочетании ударение падает на предлог?
а) из дома;
б) (раздать) по пять (штук);
в) (бросить) на пол;
г) (посмотреть) на дом.
14 Ошибка в постановке ударения допущена в слове …
а) а́вгустовский;
б) звони́ть;
в) прину́дить;
г) танцовщи́ца.
15 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Наша телега то въезжала в сугроб, то проваливалась в яму;
б) Все: топор, ветки, стволы деревьев было прокрыто тонким слоем льда;
в) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя;
г) Талант писателя позволяет сочетать правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.
16 В каком предложении НЕ ставится тире?
а) Природа вечный образец искусства;
б) Москва есть столица нашей Родины;
в) Скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнами;
г) В траве, в кустах повсюду заливались цикады.
17 Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.
а) арбитр – «тот, кто судит спортивную игру, соревнования»;
б) вепрь – «дикая свинья»;
в) изморозь – «очень мелкий дождь»;
г) корысть – «выгода, польза для себя».
18 Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.
а) планёр – «безмоторный летающий аппарат»;
б) позёмка – «низовой ветер зимой, а также снег, переносимый этим ветром»;
в) просека – «небольшой лиственный лес»;
г) символ – «условный знак».
19 Ошибка в образовании формы именительного падежа множительного числа допущена в слове …
а) ректоры;
б) менеджеры;
в) тренера;
г) катера.
20 Ошибка, связанная с неправильным порядком слов, допущена в предложении …
а) Зал спортивной гимнастики во Владимире ждет капитального ремонта;
б) Спроси у прославленного боксера, как иногда трудно добиться хороших результатов;
в) Он выступил на соревнованиях после тяжелой травмы в хорошей форме;
г) Во время тренировок они по очереди выполняют кувырки.