Показатели стиля поведения педагога
(Е.А. Панько)
Демократический | Авторитарный |
1. Характерна тенденция разрешать, запрет выражается редко, преимущественно косвенным путем | 1. Характерно большое число ограничений в отношении детей (преимущественно прямым путем: запрет, угроза и т.п.) |
2. Вводимые правила стремится разъяснить, убеждает в необходимости, целесообразности из выполнения | 2. Требует безоговорочного выполнения вводимых правил без из разъяснения, не стремится убедить детей в необходимости, целесообразности их выполнения |
3. Проявляет тенденцию к личностно-ориентированному общению. Стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность, потребности. | 3. Исходит из усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает индивидуальные особенности. |
4. Часто вступает в сотрудничество, сотворчество с детьми как с полноценными партнерами. | 4. Характерен диктат, командование, демонстрация собственного превосходства. |
5. Стимулирует инициативу, самостоятельность, допускает выражение собственного мнения. | 5. Подавляет самостоятельность, инициативу, не терпит возражений. |
6. Характерны личностно-ориентированные указания в воздействии. | 6. Характерен функционально-деловой, организационно-дисциплинирующий подход. |
7. Не избирателен в контактах и не субъективен. | 7. Избирателен и субъективен в контактах. |
8. Не имеет и не проявляет негативных установок. | 8. Проявляет резко выраженные установки. |
9. Проявляет сочувствие, внимание к ребенку (его заявлениям, жалобам), создает у него ощущение, что его понимают. | 9. Не проявляет сочувствия к ребенку. Отрицательно реагирует на его жалобы и просьбы и заявления. |
10. Мягок в общении с детьми, использует ласковые обращения к ним. | 10. Проявляет жестокость, холодность, официальность в обращении к детям. |
11. В общении с ребенком преобладает улыбка, мягкий тон, ласковые жесты. Характерно устойчивое проявление положительных чувств, сдерживание отрицательных реакций. | 11. В общении с детьми неустойчив, не последователен; легко переходит от ровного к гневному тону, не сдерживает отрицательные эмоции. |
12. Тяготеет к диадному общению, взаимодействию с небольшой группой детей. | 12. Предпочитает фронтальное взаимодействие диадному и с небольшой группой детей. |
13. Стремится не оставить без внимания каждый вопрос своих воспитанников, дать исчерпывающий ответ, создает возможность получить ответ на вопрос самостоятельно. | 13. Вопросы детей нередко остаются без внимания педагога либо пресекаются; даваемые ответы сжаты, кратки, формальны, подавляют желание к дальнейшим расспросам. |
АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Виды (компоненты) деятельности | Содержание деятельности | Показатели оценки каждого компонента содержания деятельности | Баллы | |||
1. Диагностический | 1. Выбор цели и задачи диагностики | 1. Комплексность 2. Реальность 3. Конкретность 4. Преемственность | ||||
2. Отбор форм и методов диагностики | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Вариативность 4. Достаточность 5. Взаимообусловленность | |||||
3. Сбор и обработка информации диагностирования | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Объективность 4. Своевременность 5. Достоверность | |||||
2. Проектировочно-целевой | 1. Целеполагание | 1. Комплексность 2. Реальность 3. Конкретность 4. Преемственность 5. Вариативность | ||||
2. Планирование урока, определение методической структуры урока | 1. Целесообразность 2. Последовательность 3. Регламентированность 4. Направленность 5. Пооперационность | |||||
3. Отбор методов и средств обучения, определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся | 1. Целесообразность 2. Последовательность 3. Направленность 4. Вариативность 5. Достаточность | |||||
3. Организационный | 1. Организация труда учащихся | 1. Целесообразность 2. Регламентированность 3. Последовательность 4. Направленность 5. Пооперационность | ||||
2. Создание организационных связей | 1. Целесообразность 2. Необходимость 3. Прочность 4. Многоуровневость 5. Взаимозависимость | |||||
3. Формирование организационных отношений | 1. Демократичность 2. Доброжелательность 3. Отзывчивость 4. Исполнительность 5. Оперативность | |||||
4. Коммуникативно-стимулирующий | 1. Отбор содержания для сообщения | 1. Целесообразность 2. Достаточность 3. Убедительность 4. Занимательность 5. Проблемность |
2. Формирование коммуникативных связей | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Вариативность 4. Прочность 5. Обширность | |||||
3. Отбор приемов сообщения | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Вариативность 4. Своевременность 5. Эмоциональность | |||||
5. Контрольно-оценочный | 1. Сбор и обработка информации | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Объективность 4. Своевременность 5. Достоверность | ||||
2. Аналитическая оценка информации | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Объективность 4. Своевременность 5. Достоверность | |||||
3. Организация деятельности | 1. Целесообразность 2. Своевременность 3. Вариативность 4. Направленность 5. Достоверность | |||||
6. Содержательный | 1. Отбор содержания | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Объективность 4. Своевременность 5. Достоверность | ||||
2. Формирование коммуникативных связей | 1. Целесообразность 2. Объективность 3. Достоверность 4. Всесторонность 5. Направленность | |||||
3. Отбор приемов сообщения | 1. Целесообразность 2. Своевременность 3. Вариативность 4. Направленность 5. Достоверность | |||||
7. Научно-методический | 1. Сбор и обработка информации | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Объективность 4. Своевременность 5. Достоверность | ||||
2. Аналитическая оценка информации | 1. Целесообразность 2. Объективность 3. Закономерность 4. Всесторонность 5. Углубленность | |||||
3. Организация деятельности | 1. Целесообразность 2. Направленность 3. Последовательность 4. Научность 5. Комплектность |
ТЕХНИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА
(Л. Зайверт)
Функция | Рабочие приемы, методы | Достигаемый результат (выигрыш во времени за счет…) |
1. Постановка целей | Определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели | Мотивация, устранение слабых сторон, распознавание преимуществ, концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов |
2. Планирование | Годовое, месячное планирование, декадное планирование, планирование дня, принципы временного менеджмента, менеджмент с помощью дневника времени | Подготовка к реализации цели, оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков исполнения |
3.Принятие решений | Установка приоритетов, принцип Парето (соотношение 80:20), АБВ-анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел (переучение) | Приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании», продуктивность трудовых затрат |
4. Реализация и организация | Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план | Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего плана |
5. Контроль | Контролирование процесса Работы, итогов, достижения поставленных целей, промежуточных результатов, обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) | Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни |
6. Информация и коммуникации | Рациональное: чтение, совещания, ведение беседы, использование телефона, ведение корреспонденции, листки-памятки и формуляры | Быстрое чтение, лучшая организация времени для собеседований, отгораживание от возможных помех, меньше отвлечений. |