Русская культура рубежа 19-20 веков. В поисках смысла и новых форм.

Серебряным веком русской культуры называют время рубежа XIX – XX вв. В эти годы Россия интенсивно индустриализировалась, росло число городов. По протяженности железных дорог российская империя вышла на второе место в мире после США. Философия Серебряного века – это сосредоточение интеллектуальной мысли как на вопросах вечности, так и на судьбах России. Попытка проникнуть в жизнь человеческого духа и понять его вывела русскую философию рубежа XIX – XX вв. за национальные рамки духовно-интеллектуальной сферы. Это стало возможным во многом благодаря успехам в развитии гуманитарных наук в России.

Своеобразие Серебряного века не определилось бы без имен В. Соловьева, П. Сорокина, А. Ильина, Г. Федотова, Н. Бердяева, П. Флоренского, Г. Шпета,

С. Булгакова, Г. Флоровского, Е. Трубецкого.

Социальные явления времени не могла не запечатлеть в себе художественная сфера. На общественные настроения огромное влияние оказывал театр. В XIX в. театральными центрами огромной империи были Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. К концу столетия театр перестал быть занятием исключительно простолюдинов, развлекающих публику. Пьесы обретают все большую сложность содержания и соответствие духу времени. Это связано прежде всего с драматическими произведениями А. Островского, А. Чехова и М. Горького.

ИзобразительноеискусствоСеребряного века–торжествоиндивидуальности. Абсолютно не схожи друг с другом в своем творчестве М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, М. Сарьян, И. Машков, Б. Кустодиев, Н. Рерих, К. Малевич, К. Петров-Водкин, А. Остроумова-Лебедева, С. Коненков, К. Юон, И. Билибин, К. Коровин, М. Нестеров, А. Архипов, В. Серов, З. Серебрякова, братья В. и А. Васнецовы, М. Добужинский, С. Чехонин, П. Кончаловский и др.

Художники, каждый из которых являлся ярчайшей индивидуальностью, входили, тем не менее, в различные художественные объединения. В 1898 г. С. Дягилевым и А. Бенуа было создано объединение «Мир искусства», ставшее символом художественно-духовных исканий времени. Если передвижники руководствовались в своем творчестве идеей служения народу, то мир искусники провозгласили лозунг «Искусство для искусства».

Это означало, что искусство никому не должно служить, художник же должен зависеть не от злободневности времени, а от собственной фантазии. Реализм как художественный стиль во многом уступил новому эстетическому направлению – модерну. Символом его является особняк промышленников Рябушинских, ресторан «Метрополь», а также Ярославский вокзал в Москве.

Серебряный век отмечен многообразием музыкальной жизни. В оперно-симфонической музыке С. Рахманинова, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Танеева, И. Стравинского, С. Прокофьева проявились гармонии нового века.

Слушатели разных социальных слоев стремились на концерты таких певцов, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

В это время все более популярной становилась эстрада, чему способствовало появление граммофонов и грампластинок. Звезды того времени – А. Вяльцева, В. Панина, Н. Плевицкая.

Среди искушенных эстетов модной стала народная музыка. Пение крестьян можно было услышать и в царскосельском дворце перед членами царской фамилии, и на Всемирной выставке в Париже. Возрастал интерес профессиональных музыкантов к фольклору. В 1910 г. собиратель народного творчества М. Пятницкий создал народный хор, названный в 1923 г. его именем.

В 1907 г. в Париже состоялись триумфальные гастроли русской балетной труппы С. Дягилева.

Начало XX в. – зарождение российского кинематографа. Конечно, первые фильмы в России – французские. Как мы помним, в 1895 г. братья Люмьер в парижском кафе на бульваре Капуцинов показали свой первый фильм «Прибытие поезда». В 1908 г. А. Ханжонков и В. Дранков создали первую русскую игровую фильму «Понизовая вольница», или «Стенька Разин и

княжна».

В 1911 г. при содействии царской семьи режиссер В. Гончаров снял художественный батальный фильм «Оборона Севастополя».

!912 г. – начало отечественной анимации. В. Старевич создал фильм «Месть кинематографического оператора», а затем более известный – «Стрекоза и муравей».

В 1910 г. в России было снято 30 фильмов, в 1914 – 330, а в 1916 г. –500.

Серебряный век, конечно, запечатлен в литературе, соединившей в себе традиции и новаторство. Этот краткий миг истории оставил нам имена И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева, А. Толстого, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Н. Тэффи, Б. Зайцева, М. Осоргина, М. Пришвина и др. Но все-таки литература Серебряного века ассоциируется у нас прежде всего с поэзией.

Каждое поэтическое имя концентрирует в себе характерную черту портрета времени: А. Блок, А. Белый, С. Есенин, С. Городецкий, Н. Клюев, Н. Гумилев, А. Ахматова, И. Северянин, Саша Черный, В. Маяковский, А. Крученых, М. Цветаева, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник и многие другие.

Наши рекомендации