Парадигма –характеристика исторически устойчивого образа исследования
Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.Предмет исследования - это конкретная форма, в которой (или через которую) объект исследования предстаёт перед познающим субъектом-исследователем. Именно с предметом непосредственно имеет дело исследователь, с ним он манипулирует, по нему судит о своём объекте. Предмет исследования - это культурный знак, или значащий эмпирический материал, вызывающий у исследователя чувственные впечатления.
Принцип (лат. рrinсiрum - начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема (греч. Ргоblema - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.Общая форма научной проблемы - это противоречие между тем, что известно, и тем, что должно быть известно. Общее противоречие всегда подлежит ситуативной специализации.Проблема обычно понимается двояко: как затруднение - в общежитейском смысле, на бытовом уровне - и как противоречие, ставшее явным, - в общенаучном смысле, на теоретическом уровне подхода к действительности.
Проект (от лат. ргоjесtus - брошенный вперед) - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния
Проектная задача– через систему заданий целенаправленное стимулирование систему действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике результата («продукта»).
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Рациональное - это объективное в субъективной реальности. Рациональное соответствует условиям бытия и служит ориентации в действительности. Рациональное дополняется аффективным, которое субъективно по происхождению, соответствует ситуативному состоянию носителя психики и обеспечивает, прежде всего, адаптивный аспект ориентации в среде.
Рецензия (от лат. гесепsio рассмотрение) - представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Результаты деятельности в общем случае - это то, к чему удалось прийти в определённых условиях, продвигаясь к цели, решая поставленные задачи и используя определённые методы и средства.
Результаты научного исследования суть обобщения. Актуальные формы обобщения определяются, прежде всего, исходными гипотезами. На «выходе» возможны суждения наличного бытия: существования, принадлежности, выраженности, сохранения (устойчивости в пространстве и/или во времени).
Респондент - тот, кого опрашивает социолог с целью выяснения субъективного мнения.
Реферат (от лат. геfегге - докладывать, сообщать) представляет собой: • краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.; • доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников
Стендовый доклад - наиболее удачная форма доклада, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).
Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.
Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище) - словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.
Теория (греч. theoriа - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Учебно-исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности путем выделения в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность, и специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала и т.д.
Факт (лат. factum - сделанное, совершившееся) - событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.
Тесты
по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности»
Вариант № 1
Методическое указание: выберите один ответ на каждый вопрос. Правильный ответ на 14 вопросов из двадцати предложенных, дает возможность получить зачет по данному блоку.
1. Не относится к гуманитарным наукам:
а). культурология б). астрономия в). педагогика г). история
2. Относится к научной деятельности:
а). лекция б). семинар в). реферат г). коллоквиум
3. Не входит в общий объем исследовательской работы:
а). введение б). титульный лист в). оглавление г). приложение
4. Этот вид работы с литературными источниками содержит обзор по персоналиям:
а). конспектирование б). реферирование в). тезирование г). рецензирование
5. Правильное оформление журнальной статьи:
а). Голубева Е.И. Как составить реферат, Школьная библиотека. 2004.- №2. – С.12-13.
б). Голубева Е.И. Как составить реферат // Школьная библиотека. - 2004.- №2. – С.12-13.
в). Голубева Е.И. Как составить реферат: Школьная библиотека. 2004.- №2. – С.12-13.
г). Голубева Е.И. Как составить реферат // Школьная библиотека. 2004.- №2. – С.12-13.
6. Методологическая основа исследования не включает:
а). идеи б). методики в). теории г). взгляды
7. К группе экспериментальных методов исследования относится:
а). сравнение б). тестирование в). моделирование г). обобщение
8. Алгоритм «…для явления А необходимо явление В, равно как и явление С» относится к алгоритмам:
а). связи построения б). связи управлени в). связи порождения
г). связи развития и преобразования
9. Проблема не формируется в виде:
а). проблемного вопроса б). проблемного ответа в). проблемной ситуации г). проблемной задачи
10. В структуру цели исследования не включается:
а). целевое действие б). целевая гипотеза в). целевой объект г). целевой предмет
11. Степень динамичности объекта и предмета определяется соотношением:
а). объект динамичнее предмета б). динамичность объекта и предмета равнозначны
в). предмет динамичнее объекта г). объект и предмет не обладают динамичностью
12. В педагогическом исследовании не может применятся:
а). научное предположение (теоретически обоснованное предсказание)
б. эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если… то..)
в). рабочая гипотеза (первоначальный план)
г). нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится)
13. С постановкой эксперимента связан класс задач:
а). первый б). второй в). третий г). четвертый
14. После проведения педагогического эксперимента осуществляется этап:
а). предшествующий б). подготовительный в). аналитический г). теоретический
15. Продукты проектной деятельности относятся к источникам:
а). письменным б). практическим в). предметным г). теоретическим
16. Для проверки достоверности заявленной в ВКР гипотезы достаточно критериев:
а). 1 б). 2-3 в). 5 г). более 5
17. Общим названием «рисунок» не обозначаются:
а). схемы б). таблицы в). диаграммы г). графики
18. В квадратной скобке указываются ссылки:
а). внутритекстовые б). затекстовые в). подтекстовые г). передтекстовые
19. В структуру курсовой работы не входит:
а). оглавление б). введение в). литература г). доклад к защите
20. На защиту выпускной квалификационной работы предоставляется:
а). 5 мин б). 10 мин в). 15 мин г). 20 мин
Вариант № 2