Профессиональное становление и развитие педагога.
Современные стратегии развития образования и мировые педагогические идеи. Отечественная школа в условиях реформирования. Учитель в современной школе. Этапы освоения педагогической профессии и формирования педагогического мастерства. Педагогическая карьера, общее понятие и виды. Карьера и творческий рост педагога. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Способы саморазвития и самореализации педагога.
1. Современные стратегии образования.
Мировая история свидетельствует о наличии общих законов развития цивилизации. Но духовные пути каждой нации и этноса оказываются существенно различными, проявляясь в многообразии типов мышления, чувствования, верований, языков, образа жизни, художественных форм. Национальный тип мироотношения предполагает и соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизводства опыта поколений, то есть национальные формы образования. Система образования отдельного народа складывается веками, отражая исторические процессы и явления, социальные и культурные изменения. «Понять систему образования данного общества, – значит, понять строй его жизни, » – писал С.И.Гессен, имея в виду структурно-типологическую изоморфность культуры и образования.40
Сегодня выбор модели образования совершается внутри самой системы путём попыток перебора вариантов, доминирующих тенденций. Для России острота ситуации определяется необходимостью найти в многообразии открывающихся земному сообществу перспектив собственный путь к общей для человечества цели: согласию, сотрудничеству, благоденствию – качественно иным отношениям «нерепрессивного социума». И эта дорога должна соответствовать российским духовным приоритетам, хозяйственным ресурсам, культурным традициям, людским потребностям.
Ситуация в образовании является отражением общего состояния дел в стране. Нарушено единое образовательное пространство, хотя в документах оно и присутствует. На территории России сбивчиво и импульсивно реализуются идеи децентрализации управления и многообразия типов школ, снята социальная защита с системы образования, практически отменен всеобуч, идет вынужденная коммерциализация школы, поскольку она не получает бюджетной поддержки.
Несмотря на это, именно в сфере образования идет самостоятельный и весьма интенсивный поиск приоритетной модели. Моделей много, поиск идет путем проб и ошибок. В основном поиск развивается в пределах четырех основных тенденций:
1. Сохранение структурных качеств советской единой государственной системы, школы, работающей по единым программам.Она очень поддерживается управленцами – они разрабатывают стандарты и контролируют школу, такой школой легче управлять. Консерватизм репродуктивного педагогического мышления, который свойственен значительному числу педагогов-практиков, гарантирует устойчивость этой тенденции. Советская система – система закрытого типа – удобна для централизованного управления. Главными её недостатками являются: ориентация на количество усвоенного и операциональная несостоятельность;безличность методик обучения; подмена существующего должным; вторичность личности по отношению к коллективу; дисциплинарный навык послушания.
2. «Рыночный» тип образовательной системы,построенный как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Такая модель типична для современных индустриальных стран. Она именуется «свободной», строит свои образовательные программы по «принципу супермаркета» – свобода выбора при здоровой конкуренции. Её «сверхзадача» – адаптировать индивида к условиям наличествующего социума. Но Россия такого опыта не имеет. Если она отречется от традиций и примет эту модель, то ясно, чтобы получить работающую систему «рыночного» образца, надо иметь аналогичный тип хозяйства и соответствующий строй государства и общества. На эти изменения потребуется примерно 20-25 лет. Мир не будет при этом стоять на месте, будет развиваться, и, как следствие, Россия будет иметь многолетнее отставание. С другой стороны, данная модель чужда отечественной культуре и образовательным традициям.
3. Культурологическая тенденция– развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира. Особенность культурологических моделей образования состоит в том, что они ориентированы не государством и рынком, а культурой. Овладевая её культурным и материальным богатством, индивид становиться личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Культурологическая парадигма образования предполагает видеть школу инструментом и условием освобождения личности от репрессивного давления социума.
4. Культуротворческая тенденция– рождается в поиске принципов целостного образовательного пространства школы, ориентированной на становление личности ребёнка. Освоение опыта строиться не в логике учебного предмета, а в гуманистической направленности образования, в процессе становления культурного самосознания в прямом соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка. Образовательное пространство школы есть модель культуры, которую последовательно осваивает ребёнок, тем самым развивает потребность и способность к культурному творчеству личности, свободно ориентирующейся в мире, готовой к сознательному действованию в нем.41
Пока что в системе образования России идет перебор вариантов тенденций, на примере различных школ можно увидеть реализацию различных моделей образования. Возможно, в скором времени возникнут и новые модели, в которых мы увидим слияние элементов уже известных нам моделей образования.
Изменения в обществе влекут за собой изменения в её основных системах. Школа как социальная система тоже подвержена изменениям, то есть реформированию. К положительным сдвигам можно отнести появление важных документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (июль 1992), Конституция РФ (декабрь 1993). Конституция предоставляет право на образование; гарантирует общедоступность и бесплатность основных уровней образования; устанавливаются государственные образовательные стандарты; гарантируется поддержка различных форм образования и самообразования. В Законе «Об образовании», принятом в 1992 году, определяются принципы государственной политики в области образования; гарантируется возможность получения образования всем гражданам РФ; определяются языки обучения на всех уровнях образования; устанавливаются государственные образовательные стандарты всех уровней образования. Обозначились тенденции демократизации и гуманизации школы. Родители и дети получили возможность свободного выбора школьного образования. Меняется характер взаимоотношений между учащимися и учителями, школа и педагоги обретают право на самостоятельность в организации учебно-воспитательного процесса и управления школой.
Таковы законодательно оформленные замыслы в отношении настоящего и ближайшего будущего школы России.