Тема 3. Организация, управление и финансирование социально-культурной деятельности
Система учреждений, организаций, предприятий, обеспечивающих социально-культурную деятельность в сфере свободного времени как объект управления. Типы и виды учреждений. Клубы, дома культуры. Центры культуры (национальные центры культуры, спортивно-культурные центры, пришкольные центры досуга, центры быта и творчества и т.д.). Учреждения музейного типа. Театрально-зрелищные предприятия. Парки и зоны отдыха. Спортивные сооружения. Игорные заведения. Межотраслевые рекреационные комплексы. Культурные ассоциации и фонды. Общественные организации и объединения (светские, религиозные) и т.д.
Зависимость управления и финансирования от принадлежности организации к одному из секторов сферы досуга: государственному, коммерческому, общественному.
Система служб управления и их функции. Государственный сектор (федеральные службы, службы штатов, округов, провинций, коммун, графств, муниципальные службы).
Коммерческий сектор (службы, корпорации, фирмы, компании, зрелищно-развлекательных предприятий и т.д.).
Общественный сектор (некоммерческие организации по обслуживанию духовной жизни определенных групп населения). Виды и формы финансирования учреждений сферы досуга.
Государственное финансирование (бюджетное и внебюджетное). Частное финансирование (патронаж, индивидуальные пожертвования, деловое финансирование). Спонсорство и мотивы его проявления.
Подготовка специалистов для сферы досуга. Востребованность кадров такого рода за рубежом. Система учебных заведений США, Европы по досугу. Учебные программы подготовки менеджеров культуры, социальных работников, релаксаторов, аниматоров, организаторов досуга.
Различие в подготовке специалистов сферы досуга в разных странах. Достижения и проблемы России в подготовке организаторов социально-культурной деятельности.
Тема 4. Общие и специфические характеристики организации социокультурной деятельности за рубежом и в современной России. Факторы влияния американской модели организации досуга на культуру свободного времени стран мира. Общественные организации досуга и свободного времени
Современная инфраструктура культурно-досуговой сферы общества. Национальные парки и леса, природно-исторические достопримечательности и другие зоны отдыха, составляющие рекреационный фонд государства, штатов, округов и муниципалитетов. Специализированные базы отдыха, спорта и развлечений. Учреждения культуры и культурного досугового творчества. Гостинично-туристские предприятия. Культурно-бытовые, спортивно-культурные центры досуга и творчества и т.д.
Перемещение производительных сил из сферы материального производства в сферу досуга и быта, увеличение капиталовложений – факторы развития рекреационных услуг.
Зависимость досуга от социального статуса и уровня доходов граждан, от пола, возраста, семейного положения.
«Приватизация досуга». Возрастающее стремление к семейному досугу.
Переориентация на активный творческий досуг как результат утверждающего себя культа здоровья и роста предприятий, предоставляющих условия для активных занятий. Канадский опыт осуществления государственной политики оздоровления нации.
Интеграция социально-культурной деятельности в общество и многообразие программ социально-культурной деятельности людей, нуждающихся в поддержке общества.
Сравнительный анализ американской, французской и японской систем организации досуга. Особенности рекреационной модели досуга США. Аниматорская модель социально-культурной деятельности Франции. Многовековые традиции японской культуры – основа поддержания традиционных форм досуга. Роль синтоизма в сохранении национального восхищения окружающим миром в традиционных формах культурно-досуговой деятельности японцев. Проявление японского коллективизма в стиле и формах деятельности в свободное время. «Экологичность» японского досуга. Американизация японского массового сознания и ее влияние на образ жизни и деятельность в сфере свободного времени.
Развитие форм досуга ХХI века под влиянием научно-технического прогресса.
Проявление негативных сторон социально-культурной деятельности в США, в англоязычных странах, странах Европы и в современной России: ориентация на потребление и на прибыль как определяющий мотив функционирования коммерческого сектора сферы досуга, а не на творчество личности и ее конкретные интересы и потребности; приоритеты в развитии коммерческих дорогих и громоздких форм досуга в ущерб недорогим, стимулирующим развитие творческого потенциала человека и т.д.
Всемирная Ассоциация досуга и свободного времени – некоммерческая, независимая международная организация при Организации Объединенных наций. Ее функции и задачи. Исследовательская комиссия Всемирной Ассоциации досуга и программы ее деятельности. Координация исследований и поддержание диалога между учеными мира как функция исследовательской комиссии.