Распределение часов учебного курса (дневное отделение)
№ п/п | Темы лекций | Количество Часов | |
Лекции | Семинары, практические занятия | ||
Объект и предмет курса «Организационные формы социокультурной деятельности». Специфика социологического подхода к изучению организации социокультурной деятельности | |||
Предпосылки социокультурной деятельности. Культурная политика зарубежных стран как отражение проблем организации СКД | |||
Организация, управление и финансирование СКД | |||
Общие и специфические характеристики организации СКД за рубежом и в современной России. Факторы влияния американской модели организации досуга на культуру свободного времени стран мира. Общественные организации досуга и свободного времени | |||
Деятельность добровольцев или волонтеров в сфере культуры как условие самореализации личности | |||
Социокультурная активность людей третьего возраста и инвалидов как механизм изменения качества их жизни | |||
Досуг подрастающего поколения и опыт приобщения детей к активному времяпрепровождению | |||
Культура досуга молодежи стран Запада и современной России. Сравнительный анализ: общее и национальное | |||
Всего: 42 часа |
Распределение часов учебного курса (заочное отделение)
№ п/п | Темы лекций | Количество Часов | |
Лекции | Семинары, практические занятия | ||
1. | Объект и предмет курса «Огр. Формы СКД». Специфика социологического подхода к изучению СКД. Предпосылки СКД | ||
2. | Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени | ||
3. | Научные исследования проблем досуга, свободного времени, СКД и их влияние на современное состояние организации свободного времени в странах Запада | ||
4. | Российская школа изучения организационных форм СКД | ||
Всего: 14 часов |
Содержание курса
Тема 1. Объект и предмет курса «Организационные формы социокультурной деятельности». Специфика социологического подхода к изучению организации социокультурной деятельности
Объект курса «Организационные формы социокультурной деятельности». Проблема многообразия подходов к организации деятельности в социокультурной сфере и в современном социогуманитарном познании.
Понятие «организация» как основание и принцип курса. Специфика социологического подхода к изучению современного общества и организационных форм социокультурной деятельности. Основные задачи курса, его теоретическое значение и практическое применение. Проблемы развития культуры в информационном обществе. Общая характеристика концепций информационного общества. Теории постиндустриального общества. Значение работ Д.Белла, О.Тоффлера и др. Постмодернистские теории об обществе и культуре (Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр и др.). Теории, подчеркивающие информационный тип развития общества (М.Кастельс и др.). Проблемы взаимодействия культуры и техники. Тиражирование культуры. Социальная сущность массовой культуры. Влияние массовой культуры на жизненные силы человека и общества. Концепция «одномерного человека» Г.Маркузе.
Тема 2. Предпосылки социокультурной деятельности. Культурная политика зарубежных стран как отражение проблем организации социокультурной деятельности
Отличительные черты СКД - гуманистический, культурологический, развивающий характер. Функции социокультурной деятельности – развивающая, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреационно-оздоровительная. Зарождение социокультурной деятельности, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей социокультурной деятельности.
Понятие о культурной политике как системе мер и действий направленных на культуру. Многообразие типологий культурной политики. Управляющая (авторитарная), регулирующая, демократическая культурная политика. «Европейская» и «Американская», «Экономическая» и «Культурная» модели культурной политики и др.
Новая культурная политика за рубежом. Общие для запада и России цели и задачи новой культурной политики: демократизация культуры, осуществление возможности равенства между социальными группами и индивидами в свободном развитии их способностей и талантов и т.д.
Специфические приоритеты культурной политики разных стран: демократизация культуры и многообразие форм ее проявления (Франция); развитие средств массовой информации и социально-культурной активности населения (США, Канада, Швеция); сохранение и поддержание культурного наследия (Италия) и др.