Тема: «подвижные игры на воде для детей с нарушением зрения»
Плавание - одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Основными задачами являются укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение пространственной ориентировкой в водной среде. В процессе обучения плаванию решаются коррекционные задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, а также коррекцию вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировке в воде - с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определение входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Так как традиционные методические приёмы не доступны незрячему ребенку, то следует применять звуковые, осязательные и обонятельные ориентиры (голос, хлопки, звуки погремушки, бубна, свистка)
Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию детей в водной среде. Дети должны знать и неукоснительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. В методике обучения используются мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребёнку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень и т.д.).
При изложении учебного материала ведущее значение приобретает словесный метод, и в частности объяснения. Речь педагога должна быть выразительной, лаконичной, понятной. На занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше времени требуется на объяснения и показ, многократное повторение отдельных элементов, с опорой при этом на слуховые, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения.
В процессе занятий, когда дети освоились в водной среде, и имеют представление о движениях в воде, им необходимо в процесс обучения вводить подвижные игры.
ВАНЬКИ-ВСТАНЬКИ
Цель игры: обучение погружению в воду с помощью партнёра, воспитание смелости.
Описание игры.
Дети стоят парами лицом друг к другу, и держатся за руки. Приседая по очереди, они погружаются в воду с головой (перед погружением они делают глубокий вдох, а выдох делают в воде так, чтобы над головой появились
пузыри). Как только один встаёт из воды, другой приседает и погружается в воду.
Правила игры.
Приседать под воду с погружением головы в воду.
При погружении в воду голову держать вертикально, чтобы не столкнуться с партнёром.
ДОСТАНЬ ПРЕДМЕТ
Цель игры: обучение погружению в воду без помощи партнёра, развитие познавательной деятельности, овладение задержкой дыхания на вдохе.
Описание игры.
На дно бассейна кладутся различные предметы - резиновые кольца, не всплывающие игрушки и т.д. К поручням привязывается резина с петлей на конце. Дети держатся за резину. По сигналу они должны погрузиться в воду и свободной рукой достать со дна бассейна игрушку и положить её на бортик рядом с собой. Погружаться в воду можно от З до 5раз. После этого подводятся итоги. Выигрывает тот, кто больше поднимет игрушек, но следует похвалить всех участников за их работу.
Правила игры.
Приседать под воду надо с погружением головы в воду.
Доставать можно только одну игрушку за раз.
КТО БЫСТРЕЙ?
Цель игры: обучение самостоятельному погружению в воду, развитие умения дифференцировать звуки под водой, овладение задержкой дыхания на вдохе.
Описание игры.
Держась правой рукой за поручень у стенки бассейна, сделать вдох, задержать дыхание и присесть в воду. По сигналу преподавателя (с сигналом дети знакомятся до погружения в воду) дети должны встать. Побеждает тот, кто быстрее услышал сигнал.
Правила игры.
Задания выполняется только по сигналу преподавателя.
Можно при погружении после того, как услышал сигнал, сделать выдох под водой, а затем встать.
ЧИСЛО
Цель игры: обучение эффективному отталкиванию от дна бассейна.
Описание игры.
Дети делятся на две команды, которые располагаются у противоположных бортиков друг против друга. По сигналу (свистку) преподаватель называет число. Оно обозначает сколько раз необходимо подпрыгнуть в воде. Дети начинают подпрыгивать и поворачиваться вокруг своей оси. По второму сигналу (удары в бубен) дети останавливаются и стараются быстрее взяться за бортик. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее взялись за бортик.
Правила игры.
Начинать игру только по сигналу преподавателя.
При выполнении поворотов голову необходимо держать вертикально.
ОЗВУЧЕННАЯ МИШЕНЬ
Цель игры: закрепление навыка погружения в воду с головой, развитие быстроты, точности движений, определение звуковых ориентиров.
Описание игры.
Все дети находятся в бассейне, где не слишком глубоко. У каждого поролоновый мяч. У водящего в руках озвученный предмет (озвученный мяч или погремушка.), которым он подаёт сигнал, а дети, ориентируясь на него, метают мяч в сторону водящего. Водящий, уклоняясь от мячей, ныряет под воду. Если водящий не успел спрятаться от мяча, он меняется ролью с тем, кто его запятнал.
Правила игры.
Кидать мяч можно только по свистку.
ПЯТНАШКИ
Цель игры: закрепление навыка правильного выполнения отталкивания, развитие быстроты, слухового восприятия.
Описание игры.
Дети свободно располагаются в мелком бассейне, на руках у них озвученные напульсники. Водящий старается догнать и дотронуться до игрока. Спасаясь от него, игроки должны убегать от водящего прыжками, помогая себе руками, отталкиваясь ладошками от воды. Если водящий задел одного из игроков, то тот становится водящим.
Правила игры.
Озвученная рука должна быть всегда в движении.
ПОПАДИ В ЦЕПЬ
Цель игры: помочь освоиться с сопротивлением воды, преодоление страха, развитие быстроты и слухового восприятия.
Описание игры.
Дети делятся на две команды. Одна становится к самому бортику (мишень), вторая отходит на 3-4 метра назад так, чтобы было не слишком глубоко. У игроков первой команды на руке озвученнный напульсник, у второй -озвученные поролоновые мячи. По сигналу вторая команда начинает выбивать игроков первой команды. Если в игрока попали, он отходит в сторону, мячи возвращаются во вторую команду и игра продолжается. Когда выбьют всех, команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая за меньшее число бросков выбьет больше игроков.
Правила игры.
Нельзя стоять тихо, рука должна всё время находиться в движении.
Одним ударом двоих не выбивают.