Тема 1. Социум как особенная часть мира. Общество как система.
Тема 2. Общество и природа
Природа – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.
Понятие природы в широком смысле – весь мир во в всей бесконечности его форм и проявлений.
В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общ-ва, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общ-во как обособившаяся в процессе жизнедеят-ти людей часть природы неразрывно с ней связано. Взаимосвязи бывают гармоничные и конфликтные.
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общ-во вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
Едва появившись на свет, общ-во стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общ-ва, нпр, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. общ-во как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. Вэтой тесной взаимосвязи природы и общ-ва заключается основа единства мира
Представления о взаимосвязи общ-ва и природы в исторические периоды
Античность: преирода – совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип – жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.
Средневековье: природа – результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом – душой. Принцип – возвышение над природой, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу – как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа – результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога.
Возрождение: природа – источник радости, наслаждения. Принцип – единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.
Новое время: природа – объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип – господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.
Современность: необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа – уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип – партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.
Тема 3. Общество и культура
Вся жизнь общ-ва основана на целесообразной и разнообразной деят-ти людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т.е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общ-во и «культура не синонимами.
Понятие «общество» имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре.
Понятие «культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их привычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят.
Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деят-ть людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.
Тема 1. Социум как особенная часть мира. Общество как система.
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившую от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей: формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова – это:
· Круг людей,объединенных общностью цели, интересов, происхождения (нумизматы, землячества);
· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (российское общ-во, хакасское общ-во);
· Истрический этап в развитии человечества (феодальное общ-во);
· Человечество в целом.
Общ-во – продукт совокупной деят-ти множества людей. Человеческая деят-ть есть способ существования или бытия общ-ва. Общ-во вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деят-ти людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общ-во не существует.
Как способ существования людей общ-во должно выполнять набор определенных функций:
· Производство материальных благ и услуг;
· Распределение продуктов труда (деят-ти);
· Регламентация и управление деят-тью и поведением;
· Воспроизводство и социализация человека;
· Духовное производство и регулирование активности людей.
Сущность общ-ва кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общ-во есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общест-е отношения бывают: материальные – производственные отношения, экологические отношения и др.; духовные (идеальные) отношения – моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, религиозные отношения и др.
Матер-е отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деят-ти человека вне его сознания и независимо от него.
Духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями.
Общ-во характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы: целое не сводится к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.
Соответственно, общ-во – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связям и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самопроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных общ-ву, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общест-х отнош-й образуют подсистемы. Основными подсистемами общ-ва принято считать сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Основанием для разграничения сфер общест-й жизни служат базовые потребности человека.
Общ-во как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общ-во не сводимо к людям, его составлящим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деят-тью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деят-ти, общении и др., без чего люди не могут вместе существовать. Общ-во интнгрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности его компонентов.
3. Общ-ву присуща самодостаточность, т.е. способность своей активной совместной деят-тью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общ-во характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деят-ти, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.
4. Общ-во отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Общ-во выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный вкаждую из них. За противостоянием идей в общ-ве всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в общ-ве часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в общ-ве большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общ-ва. Однако это не означает, что развитие общ-ва является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
Тема 2. Общество и природа
Природа – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.
Понятие природы в широком смысле – весь мир во в всей бесконечности его форм и проявлений.
В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общ-ва, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общ-во как обособившаяся в процессе жизнедеят-ти людей часть природы неразрывно с ней связано. Взаимосвязи бывают гармоничные и конфликтные.
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общ-во вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
Едва появившись на свет, общ-во стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общ-ва, нпр, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. общ-во как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. Вэтой тесной взаимосвязи природы и общ-ва заключается основа единства мира