Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определенное развитие. Однако в целом инфраструктура поддержки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

Начиная со второй половины XX века объемы информации в каждой стране и в мире в целом стремительно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного общества развитие России все более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.

В усложняющемся и быстро меняющемся российском обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упорядоченными как по сравнению с предыдущим (в советское время) состоянием, так и по сравнению с развитыми странами:

• Намного более затруднен информационный обмен между разными регионами России; между разными типами поселений (мегаполис, крупный город, средний город, село), между различными слоями и группами населения, между представителями различных профессий; недостаточен информационный обмен между Россией и другими странами;
• В информационном пространстве страны доминируют источники и каналы получения фрагментарной аудиовизуальной информации, в то время как запросы преобладающей части населения страны на точную и систематизированную письменную (печатную и электронную) информацию не удовлетворяются;
• Необходимое знание своевременно не доходит до массового потребителя в доступных для него формах, а та информация, которой он располагает, оказывается недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно важных проблем;
• Обмен жизненно важными сведениями между государством и обществом недостаточен, что мешает широкому участию граждан в решении социально значимых проблем;
• Социально необходимое знание в обществе обновляется медленнее, чем требуется для эффективной социокультурной адаптации его членов.

Эти факторы тормозят развитие России как информационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно вписывается в современные глобальные процессы и успешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.

В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным образом, книжной продукции (в традиционном и электронном виде), письменным документам (рукописи, дневники, переписка – служебная, частная) происходит накопление социально значимой информации и знаний. Чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего.

Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, – составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.

Понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации, интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом зависят от степени освоенности письменной культуры, зафиксированной в печатной продукции и сконцентрированной в специальных институциональных структурах – учебных и научных учреждениях, библиотеках, архивах, издательствах, агентствах по распространению печатной продукции. А это возможно только при таком уровне читательской компетентности, который обеспечивает эффективность поиска, отбора, организации и осознанность использования членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов).

Чтение обеспечивает:

A) в экономической области – углубленное понимание экономических тенденций и их социальных последствий;
Б) в политической области:
• профессиональных политиков – профессиональными знаниями и навыками выработки и контроля над реализацией социально приемлемых решений;
• членов общества – средствами распознавания и избегания манипуляторских интенций политиков;
• в правовой области:
• на профессиональном уровне – накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе;
• на обыденном уровне – массовый доступ к правовой информации;
Г) на уровне мировоззрения – накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;
Д) на уровне трансляции социально значимого опыта – получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях.

Однако сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:

• Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.
• Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.
• Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году – только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.
• Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
• Ухудшается владение родным языком: в обществе родная речь де-факто становится все более примитивной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.
• Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.
• Издательская политика смещается в сторону выпуска литературы сниженной (с точки зрения сложности форм и содержания) информационной ценности.
• Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.
• Снижается востребованность «высокой», наиболее сложной и информативной профессиональной и художественной литературы даже в крупных библиотеках.
• Растущее расхождение между читательским спросом и возможностями предложения библиотек среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности, вызывает неуклонное снижение интереса к ним со стороны общества.
• Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.
• В обществе нарастают – даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» – представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.

Проблема, соответственно, состоит в том, что при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для:

• развития человеческого потенциала – повышения уровня культуры и образованности населения;
• принятия компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;
• развития интеллектуальной элиты, которая способствует поддержанию и повышению общего культурного уровня в стране;
• повышения качества жизни и культурной активности граждан;
• повышения статуса страны в мире количество читающей публики уменьшается, а качество чтения снижается.

Это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения, к неспособности понять и принять не только другие культуры (в пределе – ксенофобия), но и незнакомые области собственной культуры, что чревато накоплением нерешенных проблем в обществе и даже последующими социальными беспорядками и взрывами (поскольку некомпетентные граждане не умеют адекватным образом ни определить, ни сформулировать социально значимые проблемы, ни найти пути их решения).

Определенное снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как престижный источник социально значимой информации и как средство рекреации. Однако в разных странах – модернизованных и активно модернизирующихся – представители культурных, интеллектуальных, политических, деловых элит предпринимают активные попытки противодействовать этим тенденциям. Они ищут эффективные способы целенаправленных контрмер, осознавая пагубность угасания интереса к чтению для культурного уровня членов общества, для успешного взаимодействия внутри него, для обмена информацией с другими странами.

Проблемы чтения в России имеют специфику, порожденную ее переходным состоянием. Возникли и усиливаются факторы, снижающие читательскую активность в массовом масштабе. Эти факторы обусловлены тем, что прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распространенность и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям, а новые находятся в стадии становления.

БИБЛИОТЕКИ

Расширение числа задач, стоящих сегодня перед библиотеками, необходимость усиления их роли в обществе недостаточно осознаются и обществом, и властными структурами на всех уровнях.

Существующий в библиотечной сфере уровень оплаты труда значительно ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере культуры, что делает практически невозможным существенное совершенствование информационно-библиотечного обслуживания населения. Это проблема представляет особую значимость в связи с постоянно растущими требованиями к профессии библиотекаря в информационном обществе на фоне отсутствия притока молодежи и старения библиотечных кадров.

Система библиотек лишена адекватной системы управления и действует в недружественном (а зачастую и враждебном) нормативно-правовом поле:

• В Положении о Министерстве культуры РФ даже не указано, что Минкультуры несет прямую ответственность за разработку государственной политики в области библиотечного дела и сети общедоступных (публичных) библиотек, хотя про другие отрасли культуры (архивы, кинематографию, музеи) говорится подробно.
• В Министерстве культуры были последовательно ликвидированы Управление по делам библиотек, а затем Отдел библиотек. В настоящее время в Министерстве культуры нет специалистов, отвечающих за библиотечное дело. Отдел библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии не имеет достаточных ресурсов и полномочий для оказания серьезного влияния на деятельность библиотек страны.
• Библиотеки находятся в ведении разных органов госвласти (Минкультуры, Минобрнауки и др.), не имеющих в своем составе подразделений с достаточными ресурсами и полномочиями для эффективного управления библиотечными подсистемами. Координация между Минобрнауки и Минкультуры – основными федеральными ведомствами в сфере развития библиотек – не осуществляется. Никто не несет ответственности за развитие библиотечной системы РФ в целом.
• Принятие ряда федеральных законов (ФЗ № 94, 122, 131) в отсутствие Государственного библиотечного стандарта и зачастую недостаточной квалификации муниципальных и региональных властей приводит не только к сокращению комплектования библиотек, но и к их закрытию в ряде регионов.

В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек в 1990-е годы, когда средства выделялись практически только на заработную плату, сложилось крайне тяжелое положение с пополнением и обновлением библиотечных фондов, обеспечением их доступности для пользователей.

Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2005 году, по сравнению с 1990 годом, сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО для развивающихся стран – ежегодное поступление 250 новых книг на 1000 жителей – разница между регионами России по этому показателю достигает десятков раз. Регионы, где этот показатель не превышает 100 – 150 книг (а это значительно больше половины страны), можно смело называть зоной информационной изоляции.

В большинство сельских библиотек новая литература с начала 1990-х годов практически не поступала. В тысячах населенных пунктов нет даже изданий Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, карты России, правительственных изданий.

Две федеральные библиотеки России со статусом общенациональных – РГБ и РНБ – в настоящий момент не осуществляют методическое руководство библиотеками страны в должной мере. Отсутствует системная деятельность по выявлению и популяризации перспективных инновационных моделей библиотечного обслуживания. Научные наработки библиотек в области социологии и психологии чтения практически не востребованы книжной отраслью и органами государственной власти.

Типовая муниципальная публичная библиотека не отвечает запросам современного посетителя. Это вызвано целым комплексом факторов:

• Неудобство, некомфортность и несовременность помещения библиотеки и расположения книг (основная часть фондов расположена не на полках в открытом доступе, а в хранилищах);
• Отсутствие привлекательных помещений для культурно-массовых мероприятий, конференц-залов, учебных аудиторий;
• Неудобное для посетителей местоположение;
• Несоответствие фондов запросам читателей;
• Отсутствие или недостаток компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и др. техники;
• Низкий социальный статус и зачастую недостаточная квалификация библиотекаря;
• Отсутствие материально-технической базы для посетителей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих и др.).

Как следствие всего комплекса указанных проблем библиотеки сегодня не могут выполнять в должной мере свои родовые функции по обеспечению граждан России необходимой для них информацией.

В то же время становление высокоразвитого книжного рынка (который берет на себя значительную часть нагрузки по поддержке чтения в развитых странах) потребует длительного времени, больших усилий и инвестиций. Темпы этого процесса напрямую связаны с темпами роста покупательной способности населения и развитием его интереса к чтению. Вот почему необходимо увеличивать доступность новой литературы (т. е. современных идей, знаний и информации) в первую очередь с помощью публичных библиотек.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Переход к рыночным отношениям, много давший для развития отечественного книгоиздания и книжной торговли в крупных городах, сказался на развитии отрасли на остальной территории страны. Сегодня сложилась ситуация, когда в книжные магазины большинства средних и малых городов (даже там, где они сохранились) не попадает до 90% издаваемых в стране книг. Сначала из-за слабости книготорговых технологий и недостатка оборотных средств, а теперь в основном из-за низкой покупательной способности населения книготорговцы в провинции могут себе позволить продавать весьма ограниченный ассортимент книг.

В то время как в развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5–10 книжных магазинов, в РФ эта цифра составляет 1,5–2. Единицами исчисляются книжные магазины с ассортиментом более 50 тыс. наименований. В большинстве магазинов он не превышает 2–3 тыс., что не позволяет им выполнять культурно-просветительские и популяризаторские функции в должной мере

Время доставки книги по почте в удаленные регионы страны достигает трех недель (менее 3 дней в США и Канаде), причем величина почтового тарифа на книги делает этот канал недоступным для значительной части населения. Административные барьеры и высокие арендные ставки препятствуют развитию книжной торговли на значительной части территории РФ – по сути везде, кроме городов-миллионников. В стране продолжается процесс приватизации муниципальных книжных магазинов с их последующим немедленным перепрофилированием.

Основная часть книжных магазинов (до 90% по оценкам участников рынка) не имеет внутренней электронной базы данных, что существенно тормозит развитие отраслевой системы возвратов и вынуждает книготорговцев в средних и малых городах ограничивать ассортимент только «бестселлерами».

Новая качественная литература не циркулирует свободно по территории всей страны, а оседает в основном в тех городах, в которых издается. «Книжного голода» нет только в Москве, Санкт-Петербурге и в нескольких десятках крупных городов. На основной части территории страны главным образом продается издаваемая широкими тиражами литература низких художественных достоинств (для взрослого населения – боевики, триллеры, детективы, сентиментальные дамские романы, а для детей – «ужастики», детективы и комиксы). Таким образом, большая часть как детского, так и взрослого населения имеет усеченный, неполноценный репертуар чтения и обречена на приобретение и чтение преимущественно книжных и журнальных «суррогатов». Иностранная книга почти не представлена.

В России недостаточно издается научно-популярной и технической литературы (11% от общего числа издаваемых наименований против 20–25% в развитых странах), скуден ассортимент наименований литературы для детей и подростков (7% против 25–30%).

Население плохо или почти не информировано о том, какая литература по всем отраслям знаний издается сегодня в стране; подавляющая часть россиян доступа к ней не имеет. В особенно сложной ситуации находится подрастающее поколение в малых городах и на селе, поскольку отсутствие разнообразной и новой литературы для этой категории населения ведет не только к ее отчуждению от чтения в настоящем и будущем, но и к потере стартовых возможностей и тем самым жизненной перспективы, связанной с интегриро-ванностью в полноценную социокультурную жизнь.

Большие объемы ценной и полезной информации представлены в Интернете, но им в той или иной степени пользуются лишь 15 процентов населения. Даже если говорить об аудиовизуальной информации, передаваемой по радио и ТВ, то в малых городах и на селе их жителям доступны зачастую лишь 1–2 канала.

С этой точки зрения, проблема заключается в расхождении между необходимостью активно осваивать и использовать информацию, важную для социокультурной адаптации в переходных условиях, с одной стороны, и отсутствием доступа к этой информации для многих социальных групп во многих регионах, то есть для большинства населения, с другой.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, в российской системе обязательного общего образования формированию основополагающей читательской компетентности уделяется недостаточное внимание.

Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.

Нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях образования.

Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объем времени, который отведен на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации.

Не учитываются в полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности, значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные школы РФ. Общеобразовательные школы не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием, помещениями, несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования. Разница в стартовых возможностях получения высшего образования и уровне подготовки обучающихся не находит пока отражения ни в организации, ни в содержании процесса обучения чтению.

Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.

В удручающем состоянии находится и большинство школьных библиотек. По оценкам экспертов, их фонды на 80% состоят из учебников; поступление художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы в библиотеки практически полностью прекращено. Скудные уже сегодня, через 5–6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) школьных библиотек вообще перестанут соответствовать современному потоку информации и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.

Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений. Имеющаяся педагогическая литература устарела физически и по содержанию.

Особого внимания заслуживает проблема подготовки школьных библиотекарей – их квалификация не соответствует современным требованиям, а система их подготовки практически полностью разрушена. Вузы не готовят ни школьных библиотекарей, ни библиотекарей для детских и юношеских библиотек; соответствующие методические разработки – единственный инструмент, позволяющий работникам школьных библиотек повышать свой профессиональный уровень – создаются только отдельными энтузиастами.

Система учреждений дополнительного образования в области развития читательской компетентности в РФ в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.

В целом существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать ее недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.

Наши рекомендации