Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

- Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

- Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

· Мотивационный этап.

· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

· Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему.

· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, поиск оптимального решения проблемы.

· Главный этап урока - реализация выбранного плана по разрешению затруднения. На этом этапе происходит «открытие» нового знания.

· Первичное закрепление нового знания.

· Самостоятельная работа и проверка по эталону.

· Включение в систему знаний и умений.

· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип 2. Урок систематизации знаний

Цели:

- Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

- Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

· Самоопределение.

· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

· Постановка учебной задачи, целей урока.

· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

· Реализация выбранного проекта.

· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

· Этап рефлексии деятельности.

Урок-экскурсия

Под экскурсией понимается форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, которая позволяет организовать наблюдение и изучение разнообразных явлений и предметов в естественных условиях или в музеях. Главное преимущество музейных уроков-экскурсий – «эффект присутствия» учащихся, которые видят памятники истории и культуры в музейной экспозиции. Это способствует высокой степени познавательности урока-экскурсии, т. к. в его ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся.

Задачи, поставленные перед экскурсией, подчинены задачам, вытекающим из содержания учебной программы по предмету: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

Главная особенность урока-экскурсии – построение на предметной основе памятников истории и культуры.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это может быть и «пресс-конференция» с участием представителей музея, и исторические экскурсии по изучаемой теме, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:

1. сообщение темы, цели и задач урока;

2. актуализация опорных знаний учащихся;

3. восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

4. обобщение и систематизация знаний;

5. подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

Наиболее часто встречающимися недостатками урока-экскурсии являются: лекционность, фрагментарность раскрытия отдельных объектов без выявления их взаимосвязей, несоблюдение логической и хронологической последовательности изучаемых событий. Чтобы избежать этих недостатков, учителю необходимо владеть методикой подготовки и проведения урока-экскурсии. В его подготовке выделяется пять основных этапов:

1. Выбор темы и определение цели. Каждая тема состоит из отдельных вопросов-подтем, которые необходимо раскрыть в ходе урока-экскурсии, поэтому его содержание требует соблюдения связи отдельных подтем между собой.

Методически грамотный выбор темы и цели урока-экскурсии особенно важен, т. к. они определяют круг источников, отбор объектов и методы его проведения.

2. Отбор и изучение литературы, источников и объектов. На этом этапе необходимо составить библиографию источников по теме, при необходимости получить консультацию музейного работника или профессионального экскурсовода. Далее следует выбрать и изучить необходимые объекты для показа.

3. Работа над структурой и текстом. Изучаемый на уроке-экскурсии материал должен иметь свое начало, развитие и завершение. Поэтому урок-экскурсия состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Цель вступления – привлечь внимание учащихся и подготовить их к восприятию учебного материала. Необходимо назвать тему и цель, сообщить основные вопросы и главные объекты, которые будут рассмотрены в ходе урока-экскурсии. Основная часть – главное содержание урока-экскурсии. При ее разработке необходимо уделять внимание внутренним связям между подтемами и логическим переходам от одной подтемы к другой. В заключении необходимо сделать нужные обобщения и подвести итоги урока-экскурсии. Необходимо учитывать, что если время урока-экскурсии будет превышать время обычного урока, то его протяженность не должна быть более 1 часа для младших школьников и 1 часа 15 минут для старшеклассников.

4. Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся, полнота усвоения исторического материала и глубина его осмысления. Выделяются следующие основные методы, применяемые в ходе урока-экскурсии: показ, рассказ, беседа, обсуждение. Как правило, они не применяются отдельно. Каждый из названных методов рассчитан на активное восприятие учащимися учебного материала. В зависимости от темы, цели, характера объектов урока-экскурсии, возраста и уровня знаний учащихся роль и взаимоотношение экскурсионных методов может изменяться.

Говоря о соотношении показа и рассказа, нужно отметить, что на уроке-экскурсии ведущим источником знаний является не только слово учителя, но и экскурсионный объект. Поэтому учитель должен стремиться связать зрительные впечатления учащихся с излагаемым материалом. Этому помогают использование мимики и жестов, которые могут дополнить слово учителя, а также расстановка учащихся, чтобы все экспонаты были хорошо видны учащимся и учителю-экскурсоводу, причем в поле зрения последнего находятся и все ученики. Оправдывает себя опыт привлечения юных экскурсоводов к проведению урока-экскурсии, особенно при его проведении в школьном музее.

Среди наиболее используемых приемов рассказа выделяют описание – последовательное перечисление и изложение сведений об объекте; словесную характеристику – выяснение наиболее существенных сторон объекта, взятых в их внутренней связи; комментирование – словесное сопровождение сведений, указывающих на особенности происхождения какого-либо процесса. Кроме этого, в зависимости от темы, цели и характера объектов возможно использование словесной реконструкции, картинного описания, а также привлечение текстов исторических документов или художественной литературы для конкретизации или иллюстрации изучаемого материала.

Способ изложения учебного материала в ходе урока-экскурсии может быть как репродуктивным, когда учащимся-экскурсантам предлагается готовый материал или им предлагается воспроизвести в ее ходе уже известный им материал, либо проблемным, что ведет к применению. Главная цель беседы – активизация познавательной деятельности учащихся, чтобы они не получали знания в готовом виде. Различают несколько ее видов. В ходе эвристической беседы учащиеся приходят к самостоятельному ответу в ходе мыслительных операций. В ее ходе может применяться как частично-поисковый способ проведения, при котором учащиеся сами ищут ответ, выделяют связи и отношения между объектами, не образуя целостной системы решения проблемы, так и исследовательский способ, когда под руководством учителя учащиеся сами извлекают знания и формулируют выводы в процессе восприятия учебного материала. Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются, уточняются и расширяются знания учащихся, а закрепляющая – вопросы по уже разобранному материалу.

Показ – один из ведущих методов, используемых на уроке-экскурсии. Эффективности его применения способствует придание ему целенаправленного характера и планомерное осуществление в соответствии с целью и планом урока-экскурсии. Он часто сочетается с анализом – процессом, предполагающим мысленное выделение наглядных существенных сторон объекта. Различают три уровня показа: предварительный обзор (первичная ориентировка экскурсантов, когда они знакомятся с объектами, как включенными в обзор, так и с выпадающими из него), наблюдение (направление внимания учащихся на нужные с точки зрения темы и цели объекты), показ, сочетаемый с анализом (демонстрация, зрительная реконструкция посредством слова или демонстрации экспонатов).

При подготовке урока-экскурсии желательно продумывать познавательные задания для учащихся – как опережающие, так и для домашней работы по его итогам. Их использование способствует лучшему усвоению изученного материала, осознанию исторических закономерностей, выводов и обобщений, развитию творческого мышления. Разрабатывая такие задания, следует учитывать их связь с темой, степень посильности для учащихся в зависимости от уровня их подготовки. Основным требованием к познавательным заданиям является их направленность на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, учет выбора и желания самих учащихся. Примерами таких заданий могут быть следующие: сфотографировать или зарисовать экспонат (объект) экскурсии; выделить главное, общее и особенное; сравнить явления или объекты; применить ранее полученные знания или межпредметные связи, написать отчет (сочинение) об уроке-экскурсии.

5. 3аключительный этап представляет собой работу над совершенствованием содержания и методов проведения урока-экскурсии по определённой теме. Учителем накапливается опыт его проведения, анализируется восприятие учащимися материала на различных этапах экскурсии, привлекается новый материал.

Приложение 7

Наши рекомендации