О направлениях и содержании воспитания
Содержание воспитания, которое основывается на учете потребностей, типологических возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, на общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности, представлено в Кодексе Республики Беларусь об образовании (статьи 18, 95), а также в концепциях и программах воспитания.Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих методологические подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия педагогов и обучающихся в педагогическом процессе.
Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования Республики Беларусь в 2015 году утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи». В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране.
Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующее требования к его организации: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.
В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В содержании Концепции раскрывается сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формированию. На основе Концепции разработана «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2016 годы».
3. Цели, содержание, методы и формы воспитания в вузе
3.1. Цели и содержание воспитания студенческой молодежи
Учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей юношества, социальной среды для целенаправленного воздействия на процесс личностного развития составляет основу профессионализма педагога, в том числе преподавателя вуза.
Традиционно психологи выделяют периоды ранней юности – старший школьный возраст (15–17 лет) и поздней юности, или молодости (18 – 28 лет). В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходят в гармоничное соответствие различные системы организма (сердечно-сосудистая и др.), замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Центральной задачей развития в юношеском возрасте исследователи считают формирование адекватной личной идентичности – выбор ценностей, убеждений, жизненных целей, осознание собственной неповторимости, ценности как деятеля, самоприятие и самоопределение. Тенденция к саморазвитию задана человеку наследственно, но осуществиться она может только при определённых условиях организации жизнедеятельности.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (студенчество) – социально-демографическая группа общества, занимающаяся подготовкой к высокопрофессиональной деятельности посредством получения высшего образования. Термин «студент» латинского происхождения и в переводе означает «усердно занимающийся». Студенческие годы (17–25 лет) – сензитивный период для развития интеллекта, духовного мира, системы ценностей, укрепления здоровья. Преподаватели вуза должны хорошо представлять особенности и возможности данного периода в жизни молодых людей, в их профессиональном и гражданском становлении. В течение 4–5 лет вузовского обучения студенты проходят различные этапы освоения социальной среды, поднимаясь на более высокий уровень самопознания и самореализации, что позволяет направить личностные силы молодых людей на самовоспитание. Изучение проблем, с которыми сталкиваются студенты в вузе, позволяют выделить особенности позиций, в которых находится студенческая молодёжь, и определить задачи воспитательного взаимодействия. Знание этих позиций, организация учебно-воспитательного процесса с учётом особенностей развития личности молодых людей позволит повысить эффективность воспитательной работы в вузе.
В соответствии с вышесказанным содержание воспитательной деятельности (преподавателей, кураторов учебных групп, специалистов по работе с молодежью) в самом общем виде предполагает профессиональную, интеллектуальную, общественно-политическую, нравственную, трудовую, экологическую, эстетическую, физическую составляющие.
Так, на I–III курсах (17–20 лет) студенты адаптируются к новой социальной роли, приобщаются к условиям обучения в вузе, овладевают соответствующими правами и обязанностями, выстраивают межличностные отношения, определяют психологическую совместимость субъектов образовательного процесса, учатся общению с преподавателями, формируют умения и навыки по планированию, организации, осуществлению собственной жизнедеятельности. Очевидно, что студенты нуждаются в педагогической помощи и поддержке.
В частности, в работе с первокурсниками целесообразно уделить внимание таким вопросам как: адаптация в новом коллективе; взаимодействие со сверстниками, владение приёмами общения, установление дружеских контактов; взаимодействие с педагогами, умение правильно строить с ними отношения на основе партнерства и сотрудничества, проявление уважения к преподавателю; выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях и т.д. Кураторам академических групп особый акцент следует сделать на организации взаимопомощи студентов, выработке у них умений и навыков самообразования и самостоятельной жизнедеятельности.
Содержание воспитательной работы на II–III курсах постепенно усложняется, в этот период актуализируются следующие вопросы: соблюдение этических и социальных норм взаимодействия; формирование ответственного поведения, умения владеть собой; проявление устойчивости к отрицательным влияниям среды; профилактика вредных привычек; разработка программ самовоспитания и самообразования.
На IV–V курсах (20–23 года) у студентов, как правило, усиливается интерес в области профессиональных знаний, актуализируются знания, умения и навыки в определённом виде деятельности, формируется статус для жизненного самоопределения, углубляется процесс самопознания, расширяется спектр возможностей творческого проявления способностей. Студенты могут самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность, к преподавателю вуза они начинают относиться как к единомышленнику, советчику, носителю социальной роли, достойной подражания. На первый план в воспитательной работе выходит создание условий для стимулирования интереса к своей специальности, реализации себя в социуме, труде, семье; мотивация творчества, самообразования и самовоспитания.